Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение статей закона и норм права





В процессе реализации правовых норм достаточно часто возникает проблема их соотношения с законами. Сама проблематика основана на том, что статьи, соответствующих нормативно-правовых актов, хотя и являются внешним проявлением правовых норм, не всегда воспроизводят их полно. Этот факт свидетельствует о недостатках юридической техники. В некоторых ситуациях подобные «недочеты» могут быть использованы во вред режиму правопорядка в обществе. Дабы этого не допустить, вырабатываются соответствующие теоретические концепции соотношения права и статей в законах.

Классическая структура нормы права включает в себя три основных элемент: гипотезу, диспозицию и санкцию. В свою очередь, статьи законов – это формы воплощения конкретных норм в реальной жизни. Существует несколько основных моментов соотношения всех структурных элементов нормы и статьи, а именно:

1. Структурные элементы одной нормы права «разбросаны» в различных статьях.

2. В одной статье нормативного акта включено сразу несколько статей.

3. Одна статья нормативного акта соответствует одной правовой норме.

4. Элементы правовой нормы закреплены сразу в нескольких статьях одного нормативно-правового акта.

Чаще всего законодатель воплощает одну правовую норму в соответствующей статье, дабы облегчить дальнейшую работу в процессе правореализации. При этом суть нормы может переноситься на страницы нормативного акта как полностью, так и частично. Таким образом, выделяют два способа изложения норм права в статьях:

1. Простой способ основан на пересказывании содержания нормы. Отсутствуют любого рода разъяснения или квалифицирующие особенности, потому что являются очевидными.

В процессе развернутого изложения делается акцент на понятия, признаки и иные разъясняющие аспекты. Данный способ используется в криминальном праве.

Заключение

Итак, в статье были рассмотрены такие категории, как право и закон. Соотношение понятий позволяет оценить уровень развития юридической техники государства, а также увидеть степень влияния политической доктрины на правовую систему. Эта проблематика является актуальной темой исследования не только на просторах РФ, но и в других странах.

 

75.Пробелы в праве: понятие, виды, пути устранения. Аналогия закона и аналогия права.

Пробелом в праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости.

Важно соблюдать два условия при выявлении пробела в праве:

  1. фактические обстоятельства должны находиться в области правового регулирования;
  2. определенная норма права, которая призвана регулировать конкретные фактические обстоятельства, должна отсутствовать.

Различают объективные и субъективные причины пробелов в праве. Их необходимо своевременно устранять и преодолевать. Устранить пробел можно только с помощью правотворческого процесса через принятие новой нормы права. С помощью правоприменительного процесса можно преодолеть пробел. Хотя в этом случае новых норм права уже не создается, а правоприменителю необходимо каждый раз пополнять отсутствующее нормативное предписание через аналогии права, аналогии закона.

Проблема пробелов в праве разрешается посредством аналогий, что представляет собой процесс выведения умозаключения, чтобы, используя знание, полученное в процессе изучения конкретных объектов, перенести его и полученный опыт на вновь возникший объект правовых отношений, который требует разрешения.

Законодатели рассматривают как инструмент устранения пробелов две возможности, способные разрешить и урегулировать ситуацию в рамках закона:

1) аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основании правовой нормы, которая рассчитана не на данный, а на похожий случай. Аналогия закона применяется в том случае, когда отсутствует норма права, регулирующая разбираемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве есть иная норма, регулирующая похожие с ним отношения;

2) аналогия права – решение конкретного юридического дела на основании общих принципов и смысла права. Этот способ преодоления пробелов можно применить только в том случае, когда нет конкретной нормы, способной урегулировать похожий случай. Ее не должно быть ни в данной отрасли, ни в смежной. Аналогию права применяют тогда, когда в законодательстве отсутствует также норма права, которая регулирует похожий случай, и дело должно решиться на основании главных, общих принципов права, таких как: справедливость, гуманизм, равенство перед законом и т. д. Данные принципы закрепляются в Конституции и иных законах.


Пробелы в праве устраняются, кроме того, при систематизации и рассмотрении правоприменительной практики. Законодательный орган власти, который имеет необходимые полномочия, может принимать нормы права, регулирующие отношения, в которых прежде имел место правовой пробел. Но необходимо заметить, что законодатель не реагирует оперативно на наличие пробелов в праве, поэтому преимущественно и используется аналогия при устранении пробелов.

Таким образом, пробел в праве – это отсутствие в законодательстве юридических норм и институтов, необходимых для решения дела по существу или урегулирования общественного отношения на основании законности и справедливости.

 

76.Понятие, признаки и сущность права.

Следует отметить, что возможны разнообразные подходы к определению права, отражающие своеобразие взглядов, эпох, исследователей. Вопрос о понятии и сущности права не обходил своим вниманием ни один крупный философ древности. Мы рассматриваем некоторые теории понимания права, подходы к сущности права.

Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения.

Под правом можно понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Праву присущи следующие признаки: всеобщность, нормативность, общеобязательность, государственная гарантированность, определенность содержания, выраженность в законах и иных источниках и некоторые другие.

Эти признаки принадлежат так называемому позитивному, положительному праву, которое преимущественно выражено в законодательстве. Это право связано с государством, что и предопределяет большинство его свойств.

Рассмотрим основополагающие признаки права. Право представляет собой возведенную в закон волю. Воля - это сознательно обусловленное и психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении.

Воля отражает потребности и интересы человека. Они определяют направленность воли, ее содержание.

Воля пронизывает всю деятельность человека, все его целенаправленное поведение во всех сферах жизни, в том числе и в правовой сфере. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, издание законодательными органами обязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное освещение или санкционирование. Истории политико-правовой мысли известны разные ответы на вопрос, чья воля получает закрепление в законе: общенародная, определенного господствующего класса, социальной группы и даже одного человека. Анализируя содержание воли и сопоставляя его с идеями справедливости и свободы, можно сделать вывод о сущности права, о его прогрессивном значении. Так, например, социологический подход к праву предполагает, что государство в лице своих законодательных органов «возводит в закон» существующие вне зависимости от государства идеи справедливости и свободы.


Праву присущ такой признак как формальная определенность. Она проявляется в четкости, однозначности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил законодательной техники. Именно поэтому субъекты права знают границы правомерного поведения, свои права и свободы, обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм.

Системность права означает, что нормы права для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему. Системность в право вносится законодательством. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно должен согласовывать их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи. Эффективность права находится в прямой зависимости от его системности.

Динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений.

Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно меняются и отменяются устаревшие нормативные правовые акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Этот признак может входить в некоторое противоречие с требованием стабильности права, но постепенное развитие права не должно обострять указанные два принципа.

Право представляет собой равный масштаб свободы по отношению к разным людям. Благодаря данному принципу право может выполнять важные социальные функции, проводить равенство всех людей перед законом и судом. Идея социальной справедливости также опосредуется правом.

Важным признаком позитивного права является охрана государством, которое поддерживает право своим авторитетом и принудительной силой. Далеко не все нормы права соблюдаются и исполняются исключительно добровольно, в силу внутреннего убеждения. Часть населения подчиняется требованиям предписаний лишь потому, что опасается применения государством санкций. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, технические и воспитательные, превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. Эти меры позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе.

Праву свойственна всеобщность, нормативность. Право через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила обязательными для всех в стране, на данной территории.

Признак письменности характеризует право именно как институционное образование, так как этот признак характеризует право как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру.


Таким образом, право обладает целым рядом признаков, которые позволяют его отделять от иных социальных норм, в частности, моральных и религиозных.

Различение публичного и частного права осуществляется по нескольким критериям. Один из них - сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное право - интересы индивида. В качестве критерия может использоваться способ судебной защиты. Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право - по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.

 

77.Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении:

  1. всех граждан;
  2. организаций;
  3. государственных органов;
  4. объединений.

Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.

Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

  1. по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;
  2. немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;
  3. по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:

  1. нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;
  2. по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:

  1. территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;
  2. экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

 

78.Публичное и частное право: понятие и соотношение

Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.

Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:

  1. институционального (наставнического);
  2. пандектного (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право – это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные.

 

79.Юридические факты: понятие, виды, роль в механизме правового регулирования.

Основанием возникновения, изменения и прекра­щения правоотношений являются юридические факты -указания, которые содержатся в гипотезах правовых норм.

Необходимость в определении юридического факта состоит в том, что правовое регулирование основано на достаточно боль­шом количестве различных фактических обстоятельств, с нали­чием или отсутствием которых связано наступление тех или иных правовых последствий.

Юридический факт - конкретное жизненное обстоятель­ство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, наступ­ление определенных юридических последствий.

Роль юридических фактов в праве не ограничивается толь­ко тем, что они служат основанием, изменением или прекраще­нием правоотношений. Рождение человека, достижение совер­шеннолетия, смерть - это тоже юридические факты, которые влекут за собой возникновение или прекращение правоспособ­ности и дееспособности.

Признаки юридического факта:

1.Юридический факт — это жизненное обстоятельство, выраженное вовне (мысли и чувства юридическими фактами не признаются).

2.Юридический факт — это обстоятельство, выражающее­ся в наличии или отсутствии определенных явлений.

3.Это такие обстоятельства, которые предусмотрены нор­мой права.

4.Юридические факты должны быть зафиксированы, т.е. надлежащим образом оформлены (подтверждены).

5.Юридические факты вызывают правовые последствия.

Юридические факты выполняют несколько важных функций в механизме правового регулирования. К основным функциям юридических фактов относятся:

1)правообразующая - факты вызывают наступление правовых последствий;

2)правоизменяющая - изменение юридических обстоятельств (например, факт передачи прав на использование изоб­ретения третьему лицу);

3)правопрекращающая - обстоятельство истечения срока действия (например, патента);

4) правовосстанавливающая - возможность восстановле­ния права (например, права на патент).

Классифицируют юридические факты по следующим основаниям:

I. По характеру наступающих последствий они делятся на правообразуюшие, правоизменяюшие и правопрекрашаюшие.

1.. Правообразующие факты вызывают возникновение прав и обязанностей (поступление в Вуз, призыв на военную службу и т.д.).

2.Правоизменяющие факты влекут изменение прав и обя­занностей (перевод с очной на заочную форму обучения, повы­шение в воинском звании, должности и т.п.).

3.Правопрекращающие факты прекращают права и обязан­ности (исключение из Вуза, увольнение с военной службы и т.д.).

II. По связи с волей участников правоотношений – на события, действия и юридически значимые состояния.

1. События - это обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, но порождающие определенные правовые последствия. К их числу относятся стихийные бедствия, рождение, смерть, истечение сроков давности и т.п.

Среди юридических событий выделяют абсолютные и от­носительные события,

Абсолютные события — это такие обстоятельства, кото­рые не вызваны волей людей и не выступают ни в какой зависи­мости от нее (наводнение, землетрясение). Абсолютные собы­тия порождают только один ряд юридических последствий.

Относительные события — обстоятельства, вызванные де­ятельностью людей, но выступающие в данных правоотноше­ниях независимо от породивших их причин (пожар всей фермы по причине поджога одного коровника). Относительные собы­тия могут порождать два ряда последствий. В последнем слу­чае правовые нормы могут связывать правовые последствия не только с событиями как таковыми, но и с причиной, их породив­шей, в частности с правонарушениями.

Иногда правовые последствия одного ряда влияют на по­следствия ряда другого. Например, лицо, признанное виновным в убийстве наследодателя (первый ряд последствий, вызван­ных неправомерным действием), исключается из числа наслед­ников (второй ряд последствий, вызванных событием).

2. Юридически значимые состояния - это факты, которые в большей степени обусловлены физиологическими про­цессами, чем волей субъекта. Такими фактами являются бере­менность, болезнь, нетрудоспособность, состояние в браке, на­личие образования и т.д.

3. Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания участников правоотношений и с которыми закон связывает определенные правовые по­следствия.

Действия в свою очередь делятся на правомерные, противо­правные (правонарушения) и общественно опасные деяния.

Противоправные действия (правонарушения) - это та­кие юридические факты, которые не соответствуют (противоречат) предписаниям норм права. К противоправным действиям относятся преступления (уголовные правонарушения) и проступ­ки (административные, дисциплинарные и гражданско-правовые нарушения).

Общественно опасные деяния - это действия, которые при­чиняют вред, но не имеют осознанно-волевого характера, в силу чего не считаются правонарушениями. Таковы действия невме­няемых лиц и малолетних.

Правомерные действия- это такие юридические факты, ко­торые влекут возникновение улиц юридических прав и обязаннос­тей, предусмотренных нормами права (например, сделки). Правомерные действия делятся на юридические поступ­ки, юридические акты.

Юридические поступки - это действия, которые соверша­ются без намерения вызвать правовые последствия, однако пра­ва и обязанности возникают в силу закона. К числу юридических поступков закон относит обнаружение клада, находку веши, со­здание произведения.

Юридические акты - это такие правомерные действия, ко­торые специально совершаются субъектами с целью вступле­ния их в определенные правоотношения. Например, договор купли-продажи, постановление следователя о возбуждении уго­ловного дела, решение органа социального обеспечения о на­значении пенсии и т.д. В первом случае возникают имуществен­ные правоотношения, во втором - уголовно-правовые, в третьем - пенсионные.

Юридические акты, в свою очередь, подразделяются на ад­министративные акты и сделки.

Административные акты - это действия государственных органов, направленные на возникновение, изменение либо пре­кращение правоотношений, участниками которых являются оп­ределенные лица. Административными актами являются и до­кументы, в которых закрепляются решения судебных, админи­стративных и других юрисдикционных органов. Например, вы­дача (акт-действие) ордера (документ) на арест.

Сделки - это правомерные действия, направленные на воз­никновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей, Сделки бывают односторонние (влекут за собой правовые по­следствия независимо от воли других лиц) и двусторонние (тре­буют соглашение между двумя лицами).

III. По характеру воздействия различают позитивные и не­гативные юридические факты.

1. Позитивные факты - это обстоятельства, которые спо­собствуют возникновению правоотношений. Так, для вступле­ния в брак требуются достижение брачного возраста, согласие и добровольность.

2. Негативные факты - это обстоятельства, которые пре­пятствуют возникновению правоотношений. Такими фактами при заключении брака являются недееспособность, близкое родство, нахождение в другом браке.

 

80.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие.







Date: 2016-07-05; view: 545; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию