Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки возникновения правоотношений





Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках:

1. материальных (общих);

2. юридических (или специальных).

Материальные предпосылки возникновения правоотношений - совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений; необходимы для возникновения и существования любого отношения. К ним относятся:

-наличие не менее двух субъектов (т.к. человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой);

-интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения;

-ценность, благо.

Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина.

Формально-юридические предпосылки возникновения правоотношений являются необходимым условием возникновения и действия реальных правовых отношении в конкретных случаях. К ним относятся:

1. норма права;

2. праводееспособность субъектов;

3. юридический факт.

 

27. Государственные органы: понятие и признаки, классификация; система государственных органов и проблема разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная).

Государственный орган - это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.
Признаки государственного органа
1. Относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособлен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами, является частью механизма государства и осуществляет единую государственную политику.
2. Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своем составе управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа.
3. Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства.
4. Каждый государственный орган создается для выполнения определенных государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и т.п.).
5. Наличие материальной базы - бюджетное финансирование, счет в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи и т.п.
6. Создается и действует на основе закона: правосубъектность государственного органа возникает с момента вступления в силу закона, закрепляющего порядок его формирования и правовой статус. В своей деятельности государственный орган не может выходить за рамки закона: ему «запрещено все, что не разрешено».
Основания классификации государственных органов
1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):
- законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент):
- исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);
- судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).
2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):
- федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);
- органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).
3. По порядку формирования:
- выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);
- назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).

4.По способу принятия решений:
- коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство);
- единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).
5. По месту в системе государственных органов:
- вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры);
- нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).
Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (управление внутренних дел области является вышестоящим органом по отношению к районным управлениям внутренних дел, но нижестоящим по отношению к министерству внутренних дел).
6. По территориальному масштабу деятельности:
- центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности);
- территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).
7. По характеру компетенции:
- органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);
- органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центратьная избирательная комиссия - только по вопросам организации и проведения выборов. Прокуратура - по вопросам надзора и т.п.).
8. По времени функционирования:
- постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.)
- временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).
Таким образом, государственные органы имеют отличительные признаки и могут быть классифицированы по различным основаниям.


Принцип разделения власти: истоки, роль, назначение. Это один из основополагающих принципов конституционализма, который подразумевает, что единая власть государства делится на самостоятельные и независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную власти. Впервые принцип разделения властей был воплощен в конституции США в 1787 году, где было указано, что единая государственная власть, не только разделена на три независимые власти, но и данные власти должны контролировать друг друга благодаря разработанной системе «сдержки и противовесов». Конституция РФ 1993 года также закрепляет принцип разделения властей.

Стабильность и эффективность деятельности правового государства достигается посредством баланса трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Разделение властей представляет собой разграничение полномочий и сфер деятельности между основными отраслями государственной власти при сохранении ее целостности и единства.

Исторически сложилось так, что существование правового государства заставляет использовать систему разделения властей для нормального функционирования демократического общества. Однако способы интерпретации такой системы разнообразны. Различия возникают в пределах наделения полномочиями законодательной и исполнительной органов власти, в способах и формах их взаимодействия, в федеративном государственном устройстве. Самостоятельность каждой из ветвей власти гарантирована Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 10, в которой сказано, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; и при этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Соединение же всех функций – судебной, законодательной и исполнительной власти – в сфере деятельности одного органа привело бы к установлению в государстве диктаторского политического режима. Поэтому концепция разделения властей предполагает существование специальных способов сдерживания самостоятельных ветвей власти. Такие способы составляют систему сдержек и противовесов государственной власти. Эта система позволяет посредством предоставления каждой из властей своих полномочий, закрепленных на конституционном уровне, уравновесить и сбалансировать их в пределах единой системы.


У каждой из ветвей власти существуют свои способы воздействия (уравновешивания) на другие ветви власти. Так, например, законодательная власть (Федеральное Собрание) имеет возможность влияния на исполнительную власть посредством постановки вопроса недоверия Правительству (исполнительной власти). В свою очередь, исполнительная власть может воздействовать на решения законодательной власти посредством обязательности вынесения заключений на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств. На законодательную власть в рамках системы воздействует Президент, который обладает возможностью роспуска Правительства. Судебная власть имеет возможность воздействовать на Президента, законодательную и судебную власть путем разрешения споров между ними и вынесения судебных решений о законности действий и принятых ими законодательных актах.

Являясь главой государства, Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей власти. Часть 1 ст. 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства. Часть 2 названной статьи устанавливает, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Таким образом, можно считать, что Президент находится вне системы разделения ветвей, т.к. Конституцией РФ устанавливается особое место Президента в механизме разделения властей и системы сдержек и противовесов. Можно сделать вывод, что это четвертая ветвь власти – президентская со своими качественными особенностями, обусловливающими ее в отдельную, самостоятельную ветвь государственной власти. Однако такое умозаключение противоречит ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей, что в России существуют только три ветви власти. Поэтому приходится констатировать проблему практической реализации принципа разделения властей в российском государстве. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что система разделения властей в Российской Федерации выглядит асимметричной и несбалансированной, с отягощением в сторону полномочий Президента, с неравным положением других ветвей власти по отношению к нему.


В большинстве современных зарубежных стран так называемых президентских республиках президент является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. В полупрезидентских республиках он является главой государства и разделяет высшую исполнительную власть с правительством. А в парламентских республиках президент является только главой государства, выполняет ряд представительских функций, но, тем не менее, осуществляет исполнительную, по своей природе, власть, согласованную с правительством. В Российской Федерации «являясь главой государства, Президент одновременно фактически в ряде случаев выполняет функции и главы правительства», что позволяет назвать нашу страну «суперпрезидентской» республикой[1].

В России, обладая самостоятельностью и сдерживая друг друга, три ветви власти не всегда уравновешивают друг друга. Особенно данное утверждение качается взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Потому что в отношениях между ними доминирует исполнительная власть, к которой можно приплюсовать влияние Президента. В отношениях с судебной властью это выражается в том, что Президент оказывает влияние на кадровый состав судебных органов в соответствии со ст.ст. 83 и 128 Конституции РФ. Он представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также назначает судей других федеральных судов.

 

28. Правообразование и правотворчество, понятие и соотношение. Виды и признаки правотворчества.







Date: 2016-07-05; view: 354; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию