Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда





Основным показателем рынка труда будет оплата труда, которая определяется в т.ч. исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относится спрос и предложение на рынке труда.

Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов:

  1. структуры общественного производства;
  2. уровня развития и масштабов структуры общественного производства;
  3. доминирующих форм общественного производства;
  4. объемов общественного производства;
  5. уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики;
  6. темпов роста и развития национальной экономики.

Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов:

  1. среднего уровня оплаты труда;
  2. количества населения и в целом демографической ситуации;
  3. профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий);
  4. мобильности населения;
  5. этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения;

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства.

На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателем работников определяется двумя показателями - размером заработной платы и предельным продуктом труда в денежном выражении.

Привлечение дополнительной единицы труда прекратится, когда данные показатели сравняются, т.е. .

Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в виде кривой спроса на труд (рис. 13.4).

Рисунок № 13.4. Кривая спроса на труд:

  • — ставка заработной платы;
  • — величина требующегося труда;
  • — кривая спроса на труд

Рисунок № 13.5. Кривая предложения труда:

  • — ставка заработной платы;
  • — величина предлагаемого труда;
  • — кривая предложения труда

Предложение труда также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение при росте заработной платы. По϶ᴛᴏму кривая предложения труда имеет положительный наклон (рис. 13.5).

Объединив оба графика — кривой спроса и кривой предложения, получим точку пересечения Е, в которой спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии (рис. 13.6). Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату , находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены и все работники, желающие предложить ϲʙои услуги при заработной плате . По϶тому точка определяет положение полной занятости. При любой другой величине заработной платы, отличной от , равновесие на рынке труда нарушается. При совпадении спроса на труд и предложения труда заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда.

Рисунок № 13.6. Равновесие на конкурентном рынке труда

В случае если ставка заработной платы выше уровня равновесной, предложение на рынке труда превышает спрос. В ϶той ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает на всех желающих продать ϲʙой труд при высокой заработной плате. Возникает избыток предложения труда.

В случае снижения ставки заработной платы по сравнению с равновесной спрос на рынке труда превышает предложение. В результате ϶того образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Обе данные ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) не могут быть устойчивыми (долгосрочными), они корректируются рыночным механизмом в направлении восстановления положения полной занятости.

Таким образом, рынок труда развивается, как и любой рынок, по законам спроса и предложения, равновесие на нем восстанавливается, а продолжительной безработицы не может быть.

При этом безработица существует. Наличие же устойчивой безработицысвидетельствует исключительно о том, что на рынке труда отсутствуют условия совершенной конкуренции: ϲʙободный перелив ресурсов на различных сегментах рынка труда, гибкая заработная плата, совершенная информация и т.д. На рынке труда присутствуют так называемые внеконкурентные факторы, к которым следует отнести различные институты. В первую очередь, к ним относится государство, активно регулирующее рынок труда, лишая заработную плату рыночной гибкости. Во-вторых, профсоюзы, оказывающие большое влияние на уровень заработной платы в направлении ее повышения по сравнению с равновесным уровнем. В-третьих, крупные корпорации тяготеют к установлению сравнительно стабильной во времени стандартной ставки заработной платы, отказываясь слишком часто пересматривать ее в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда.

Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

Раздел 2.

19. Понятие и факторы внешней и внутренней среды организации. Влияние среды функционирования на конкурентоспособность организации. Критерии и методы оценки конкурентоспособности организации и ее продукции.

 

Рассматривая организация как открытую систему, следует изучать ее в неразрывной связи с внешней средой функционирования и развития.

Среда организации – это открытая система, находящаяся в состоянии взаимодействия с внешней средой.

Внешняя среда – совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных, межгосударственных, институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешняя среда характеризуется неопределенностью, сложностью и динамикой, представляет собой совокупность переменных, которые находятся за пределами организации (предприятия) и не являются сферой непосредственного воздействия с его стороны.

Теория маркетинга исходит из утверждения, что внешняя среда состоит из двух относительно автономных частей, которые по разному оказывают свое влияние на предприятие – микро и макро среды.

Составляющие внешней микросреды лежат вне организации, самостоятельно функционируют в экономическом пространстве, но в определенной степени, они ему подконтрольны. Предприятия имеют возможность вступать в прямое воздействие с элементами микросреды, адаптировать свои производственные или рыночные решения с учетом внешнего влияния и, наконец, вовсе исключить взаимодействие с ними изменив свое месторасположение, специализацию или подходы к формированию товарной или ценовой политики.

Таким образом, микросреда – явление, силы, факторы прямого воздействия на предприятия пищевой промышленности, которые действуют в его непосредственном окружении (таблица).

Таблица – Основные элементы внешней микросреды организации

Составляющие элементы Характеристики
Потребители Отдельные лица, домохозяйства, корпоративные потребители, использующие товары, производимые пищевым предприятием для удовлетворения своих потребностей
Поставщики Предприятия и люди, которые обеспечивают предприятие и его конкурентов ресурсами, необходимыми для производства пищевой продукции
Посредники Субъекты, помогающие предприятию продвигать, продавать и распределять товары среди конечных покупателей. Это: оптовые и розничные торговые предприятия, логистические компании, предприятия по организации товародвижения (складские, транспортные компании), маркетинговые агентства, различные финансовые субъекты (банки, кредитные и страховые организации и др.)
Конкуренты Совокупность предприятий, поставляющих на рынок однотипные продовольственные товары местного, инорайонного и зарубежного производства
Контактные аудитории Любая группа людей, проявляющая реальный или потенциальный интерес к предприятию и способная и имеющая возможность влиять на достижение предприятием его целей (финансовые учреждения, СМИ, органы государственной власти, общественные организации, местная общественность, общество в целом, внутренние контактные аудитории (работники и менеджеры компании)

 

Макросреда – влияет на организацию и его микросреду. В ней действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. Элементы макросреды организации, представленные в таблице, влияют на него, наряду с другими составляющими микросреды, оказывая воздействие не напрямую, а косвенно. Изменить это воздействие ни один хозяйствующий субъект не в состоянии, однако в своей производственно-экономической деятельности они вынуждены отслеживать и учитывать характер и силу их воздействия.

Таблица – Основные составляющие внешней макросреды организации

Элементы Характеристики
Демографическая ситуация Численность населения, половозрастной состав, снижение (повышение) рождаемости и т.п.
Культурная среда Культурный, образовательный уровень населения, культурные принципы, ценности, обычаи и т.д.
Социальная ситуация Факторы стратификации – расслоение общества по доходам, социальным группам (бедные, малообеспеченные, средние, обеспеченные и др.)
Экономическая конъюнктура Факторы, определяющие объем и структуру расходов населения на различные направления жизнедеятельности (уровень инфляции, уровень занятости (безработица), динамика цен, тарифов, курс валют, ставки рефинансирования ЦБ РФ и др.)
Технологические факторы Совокупность сил, создающих технологии производства новых товаров, видов упаковки, способов хранения продуктов (государственные приоритеты развития науки и техники, инновационные программы, тенденции к подходу производства новых продуктов и т.п.)
Природно-климатические условия Природные факторы, воздействующие на развитие сельского хозяйства и размещение сырьевых зон (обеспеченность ресурсами, их доступность для освоения, состояние земельных, водных ресурсов, плодородие почв и т.п.)
Правовая основа Совокупность законов, гос. учреждений, групп влияние на отрасль и отдельные предприятия (государственная экономическая и промышленная политика, государственный контроль за выполнением программ и т.п.)

Внутренняя среда организации– это само предприятие, его цели, задачи, технология производства, структура, работники с их способностями, потребностями, квалификацией. Данная среда включает те условия производства и реализации продукции, которые поддаются регулированию со стороны организации посредством внутрифирменного планирования и управления. Все внутренние факторы взаимосвязаны, поскольку изменение одного из них в определенной степени влияет на все другие.

В центре совокупности внутренних факторов находятся цели организации – конечное состояние или желаемый результат, к которому, в работе должен стремится коллектив организации, и которые разрабатывают руководство хозяйствующего субъекта в ходе планирования.

Организация, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать задачи социально-экономического развития, не только собственника и трудового коллектива, но также участвовать в решении проблем местного и общегосударственного значения.

Внутренняя среда является по существу реакцией на внешнюю среду. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующему утверждению.

Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействия управленческие решения. Хотя многие из этих факторов определяются руководством предприятия, часть из них выступает в роли заданных, которые должны учитываться при формировании структуры предприятия.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Характерной особенностью современных организаций является специализированное разделение труда – закрепление определенной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен ее выполнить лучше других. Например, разделение управленческого труда: эксперты по маркетингу, финансам, производству и т.п. Или разделение производственной деятельности на многочисленные малые операции, что рассматривается как конкретная специализация труда.

Фактически, во всех организациях имеет место горизонтальное разделение труда по специальностям. В достаточно больших организациях специалистов группируют вместе в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и возможности ее успешной деятельности.

Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности.

Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми; работа с предметами (машины, сырье, инструменты) и работа с информацией.

Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Задачи и технология тесно связаны между собой, поскольку выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.

Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Важно помнить, что и организация, и руководители, и сотрудники – это ничто иное, как группы людей со своими интересами, запросами, переживаниями.

Поведение человека в обществе и на работе является результатом сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды. В качестве таких характеристик следует выделить следующие: способности, потребности, ожидания, восприятие, ценности и др.

Конкурентоспособность – это свойство объекта характеризующееся степенью реального и потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.

В основном применяются шесть подходов оценки конкурентоспособности предприятия (Таблица ___)

Таблица–Характеристика методов оценки конкурентоспособности предприятия

Название Основная характеристика
Изучение конкурентоспособности с позиции сравнительных преимуществ Заключается в том, что каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее удельные издержки более низкие, чем в других странах (у конкурентов)
Оценка теории равновесия Заключается (по теории А. Маршалла) в том, что в условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, он достигает максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровня техники на данном рынке).
Структурный подход По рыночным позициям организация исходит из знания уровня монополизации отрасли т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций.  
Функциональный подход Заключается в определении соотношения издержки – цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли и т.д.
Оценка конкурентоспособности производится по качеству продукции с использованием многоугольных профилей Базируется на выявлении критериев удовлетворения потребностей потребителя непосредственно по конкретному товару (услуге), установление иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах спектра, который может оценить потребитель.
Матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» Основан на построении матриц и предварительном выборе стратегии.

 

Date: 2016-06-07; view: 812; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию