Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гормоны выделяемые гипофиз-гипоталамической системой. 10 page





Помимо ухода и кормления, сука защищает своих детенышей от врагов, при этом наиболее опасными для них оказываются другие суки. Инфантицид у диких собак и аборигенных пород являются проявлением материнской агрессии и служат механизмом регуляции численности. Не редки подобные случаи и у собак пород заводской селекции, чаще всего они наблюдаются при скученном содержании собак.

Поведение суки в период смешанного вскармливания щенков

По мере роста щенков мать продолжает ухаживать за ними, но ее отлучки становятся чаще и продолжительнее. При этом сука не отходит далеко, просто она начинает избегать длительных тесных контактов с уже активно двигающимися малышами. В ее тепле они уже не нуждаются, — если холодно, щенки могут греться, сбиваясь в кучу. Частое вылизывание теперь также не нужно, поскольку мочеиспускание и дефекация уже регулируются самим щенком. Мать продолжает лишь поддерживать чистоту в гнезде, подлизывая экскременты щенков.

Примерно к трехнедельному возрасту молока у многих сук при наличии большого выводка не хватает уже всерьез. Сука принимается прикармливать щенков, отрыгивая им пищу или принося добычу в зубах. В это время она охотно принимает помощь кобеля-отца, и других членов группы в прокормлении молодых и заботе о них. У щенков некоторых пород, в особенности аборигенных, в этом возрасте появляются из десен кромки резцов. После нескольких безуспешных попыток сосать твердую пищу маленькие хищники обучаются скоблить мясо только что прорезавшимися зубами, отрывая по волоконцу. К месяцу выжившие щенки, их в естественных условиях остается мало, активно едят твердую пищу, начинают выбираться из логова и играть рядом с ним.

Сука продолжает кормить щенков молоком, но уже не лежа, а стоя. Щенки вынуждены балансировать на полусогнутых задних лапах, придерживаясь передними за сосок. Понятно, что в такой позиции драки, которые стали обычными при дележе мяса, оказываются невозможными. Длительность кормления составляет две-три минуты, за которые подросшие щенки успевают выдоить мать досуха. При нормальном питании матери, лактация у нее может продолжаться до 1,5–2,5 и даже более месяцев, что связано также с породой и индивидуальными особенностями.

Вылизывает теперь детенышей сука редко, это скорее жест расположения, когда язык касается мордочки и ушей, чем гигиеническая процедура. Убирать в логове она обычно перестает, когда доля молока в рационе щенков резко уменьшается. У щенков начинает проявляться гнгиеническое поведение. Логовом теперь семья пользуется все реже, скрываясь в нем лишь от дождя или от жары, а также при появлении возможных врагов.

Позднее материнское поведение

Мать начинает играть с детенышами, как только те могут активно двигаться, однако, с наступлением второго периода социализации, она играет с ними чаще и дольше, разнообразя игры.

Щенки в игре обучаются владеть своим телом, затаиваться и нападать, драться, убегать и ловить. В зависимости от породы продолжительность и сложность обучения приемам борьбы может быть различной.

Создается впечатление, что опытная сука занимается обучением вполне последовательно, показывая щенкам приемы, которые им просто выполнять в этом возрасте, и всячески поощряя отработку этих приемов друг на друге, и на ней самой. Через некоторое время приходит очередь другого навыка.

Пока щенки немногим старше месяца мать просто позволяет им лазить по себе, грызть лапы, складки шкуры, приглашает их побегать за собой, давая обязательно догнать. Более старших щенков мать учит опрокидывать противника рывком снизу за переднюю лапу. Как только щенок правильно захватывает ногу матери, она немедленно падает на бок, позволяя ему теребить себя. Обучившийся щенок тут же проверяет навык на братьях и сестрах и в течении нескольких дней все семейство то и дело хватает друг друга за лапы и валит на землю. Тогда же отрабатывается умение беречь передние конечности во время драки.

После этого цикла сука учит щенков при игре в догонялки срезать углы и пользоваться препятствиями. Интересно, что эта игра, все более усложняясь, проходит через все детство и молодость собаки. При этом мать определенным образом «натравливает» всех щенков на одного, которого те дружно преследуют. Щенок может выступать в роли «жертвы» считанные минуты, а может и целый день. Вполне вероятно, что в этой игре молодняк обучается не только приемам ловли добычи, но и имеет возможность испытать разные социальные роли, будучи то гонимым, то гонителем.

Игры щенков разных пород несколько отличаются. Например, среднеазиатская овчарка обучается способам сбивать врага ударом корпуса, хватке за горло в пах, что, несомненно, необходимо уметь делать волкодаву. С другой стороны, у борзых, где можно было бы ожидать развернутого обучения именно ловле добычи, сложность игры в догонялки не отличается от других пород.

Сука рано начинает обучать щенков правилам «жизни в обществе», показывает, что слишком шумные игры не приветствуются. Маленького щенка, когда он теребит всех подряд и постоянно пристает к матери, она может успокоить, вынудив принять позу подчинения. Для этого сука мордой переворачивает щенка на спину и несколько раз тычет его носом в живот, как бы фиксируя позу.

Во втором периоде социализации, когда в выводке начинаются драки за установление первичной иерархии, сука, а зачастую и кобель добиваются, чтобы щенки переходили к ритуализированным взаимодействиям. Наиболее активного и энергичного щенка, часто причиняющего боль другим, обучают понятию «чужая боль». Щенка постоянно треплют, теребят за шкуру, сбивают с ног, добиваясь от него криков боли, лишь тогда потенциального жесткого доминанта отпускают. Щенка могут воспитывать чуть ли не всей стаей и не один день, пока он не запомнит, что в ответ на сигнал боли противника следует отпустить.

Отцовское поведение

По мере взросления щенков в их воспитании все чаще принимается участие отец, поэтому уместно теперь разобрать родительское поведение кобеля. По сути своей этот комплекс совершенно не родственен материнскому поведению. Прежде всего, для его включения не требуется специфической гормональной стимуляции. Кобель, заботящийся о потомстве, демонстрирует целый набор элементов, связанных с уходом высокорангового животного за низкоранговым.

Отношение к подсосным щенкам

С очень маленькими щенками кобель обычно не контактирует, поскольку сука стремиться никого из стаи не подпускать близко к гнезду. При низком уровне внутристайной агрессии, как это наблюдается, например, у борзых — щенков обычно не прячут, но и там кобели не проявляют к ним интереса, пока те не начнут активно двигаться. Недавно повзрослевший кобель, ни разу не видевший новорожденных щенков, может их обнюхать, как любой незнакомый объект.

Кобель охраняет логово совместно с сукой, либо в отсутствие той. Подобная охрана оказывается необходимой в естественных стаях, поскольку, одной матери физически трудно уберечь выводок от возможных опасностей. Защита территории вокруг логова в пределах территории стаи укрепляет дружескую привязанность между кобелем и сукой, и вне сезона размножения позволяет им вместе иметь более высокий статус, чем порознь.

Кобель помогает суке добывать пищу и для нее самой, пока она не отходит далеко от логова, и для щенков, когда те переходят на смешанное кормление.

Отношение к щенкам на второй стадии социализации

Когда щенки начинают бегать, они с интересом и радостью подходят к любой появившейся у логова собаке. Подбежавшие к кобелю щенки обступают его, крутятся под брюхом, пытаются подпрыгнуть и лизнуть его в морду. Если щенки оказываются достаточно назойливыми, кобель иногда отрыгивает немного пищи. Он может улечься и позволить малышам грызть лапы, хвост, оберегая лишь область гениталий. Когда щенки становятся совсем нестерпимы, кобель встает и уходит, не пытаясь умерить их активность, как поступила бы сука.

Когда щенки входят во второй период социализации, кобель уже активно общается с ними, обучает, как и мать, приемам борьбы, охоты, но особенно старательно — правильному социальному поведению.

Интересны демонстрации угрозы, которые кобель адресует щенкам. Помимо обычных агрессивных демонстраций в виде рычания и оскала, достаточно часты подчеркнутые изображения намерений. Кобель преувеличенно показывает, как он сурово накажет провинившегося щенка. Он как бы надувается, преувеличенно сопит, топает ногами, преследуя убегающего с визгом щенка.

Родительское поведение по отношению к подросткам

Когда щенки окончательно покидают логово и начинают передвигаться совместно с родителями, те следят за тем, чтобы детеныши держались поблизости, оберегают их от опасностей, показывают новые виды корма. И мать и отец передают потомству опыт, обучая на собственном примере, заставляя растущую собаку делать все, как они. Учитывая, что для общественных животных характерно подражание, обучение на примере оказывается очень действенным. Взрослые собаки показывают молодым, чего надо избегать в окружающем мире, а чего бояться не следует.

Весьма поучительно в этом плане поведение собак-парий, обитающих в мегаполисах с очень сложной и опасной для животных средой. Родители показывают щенкам маршруты, на которых можно собирать пропитание, проводя молодых от задних дверей мясного к окну столовой, оттуда к проходной завода и т. д. При этом путь обычно пролегает в стороне от оживленных дорог. Когда в городе активно ведут отлов беспризорных животных, собаки-парии заставляют молодняк спасаться бегством при виде подозрительно остановившейся машины, либо человека, направляющегося в их сторону.

Интересно наблюдать, как обучают подростка переходить через улицу. При наличии подземного перехода многие стаи оседлых парий пользуются только им. Если же перехода нет, родители, подойдя к бровке тротуара, останавливают молодого, зажимая его между собой. Далее, тыча носом и прихватывая за шкуру, заставляют повернуть голову налево, стоят, выжидая большого интервала между машинами. Тогда следует перебежка до осевой и все повторяется: остановка, поворот головы направо, выжидание, переход через вторую половину улицы.

Довелось наблюдать, когда в такой ситуации один щенок отстал от семьи, заметался посреди дороги и чуть не угодил под колеса. Когда он все-таки добрался до обочины, родители сбили его с ног и долго стояли над ним, угрожающе рыча. Налицо был явный воспитательный акт.

Другое наблюдение. Группа из четырех щенков-подростков с лаем гоняет по сугробам домашнюю собаку — крупного метиса лайки, гуляющего без хозяина. Поведение щенков явно носит охотничий характер. Поодаль, с двух сторон от охотящейся стайки движутся две взрослые собаки, очевидно родители, наблюдающие за действиями детей. Как только лайкоид в панике скрывается в подъезде, взрослые собаки немедленно уводят молодняк. Сценка очень похожа на поведение семей волков при обучении молодых охоте на серьезную дичь.

Отношения со взрослыми детьми

Чем старше становятся щенки, тем меньше заботятся о них родители, но зачастую своеобразные узы лояльности сохраняются с совершенно взрослыми детьми.

В естественных стаях дети прошлого года могут помогать в воспитании младших детенышей. Не редки случаи, когда старшая дочь становится «теткой» для младших, чистит их, воспитывает, порой даже начинает лактировать вслед за матерью Хорошо вырастившая щенков мать сохраняет определенное превосходство и над взрослыми сыновьями, во всяком случае, эти кобели не пытаются над ней доминировать. Не только в естественной стае, но и при питомническом содержании, часть щенков проводит с матерью практически весь второй период социализации. Такие кобели, встретившись с матерью даже по истечении 2–3 лет, безоговорочно признают за ней право старшинства, охотно играют, зачастую демонстрируя чисто щенячьи элементы поведения.

РАЗДЕЛ II ОНТОГЕНЗ СОБАКИ

ГЛАВА 1 ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКОВ

Роды завершают эмбриональный период развития щенка. Послеутробный период развития животных начинается с их рождения и кончается естественной смертью в результате старения.

Каждый период развития, состоящий из ряда определенных фаз и разделенный переломными этапами или иначе «критическими периодами», характеризуется определенными взаимоотношениями организма со средой и чувствительностью к тем или иным ее воздействиям.

Существует целый ряд классификаций периодов развития, которые несколько отличаются друг от друга. Продолжительность отдельных стадий развития может отличаться как у собак разных пород, так и у отдельных особей. Развитие щенков подробно изучалось Джексоновской лабораторией (США). Становление и развитие поведения собак в течение многих лет изучается лабораторией онтогенеза Института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР.

Неонатальный период или период новорожденности

В первые минуты после рождения включается дыхательный центр, который уже до конца жизни регулирует снабжение организма кислородом и удаление углекислого газа и с первым вдохом расправляются легкие. Частота дыхательных движений у новорожденного щенка составляет 10–18 в минуту в первые сутки и 40–50 в последующие 10–12 суток. К 16–18 суткам она уменьшается до 34–38, а к 2,5–3 месяцам — до 20–26 дыхательных движений в минуту. У взрослых собак частота дыхательных движений колеблется от 14 до 20 в минуту в зависимости от размеров (Аршавский, 1967).

Частота сердечных сокращений у новорожденных щенков в первый день составляет 160 ударов в минуту, затем до 10–12 дня она составляет 180–200 в минуту. При этом относительный вес сердца составляет 0,56–0,64. К 16–18 дню, что совпадает с возникновению способности к стоянию и хождению, наступает снижение числа сокращений до 145–160 в минуту. В то время как к 2,5–3 месяцам естественная частота сокращений сердечной мышцы снижается до 120–100, а у взрослых составляет 70–120 в минуту.

Артериальное давление у щенков вскоре после рождения составляет 60–70 мм ртутного столба (во взрослом состоянии — 120–130 мм).

Ректальная температура новорожденного щенка 35,5–35,8 °C. В течение первой недели жизни периферические кровеносные сосуды неспособны к сужению, и, вследствие этого, в этот период времени щенок не может поддерживать постоянную температуру тела. Необходимую температуру щенки поддерживают благодаря реакции «скучивания» и теплу материнского тела.

Охлаждение температуры тела щенков до 34,4 °C приводит к тяжелым нарушениям метаболизма. В последующие сроки температура тела щенков постепенно повышается и к 28 дню достигает 37,5 °-38 °C, а к 35 дню — температуры тела взрослой собаки.

Пищеварительная система, зачаточно функционировавшая в эмбрионе при заглатывании околоплодных вод, до рождения не выполняет свой полный цикл — эмбрион не испражняется. Новорожденный щенок в первые часы жизни впервые выделяет кал (меконий) в окружающую среду. Уже в момент родов желудочно-кишечный тракт щенка из родовых путей суки засевается нормальной, необходимой для организма микрофлорой. Это очень ответственный этап, так как при неудачном «микробном пейзаже» здоровье и даже жизнь щенка может оказаться под угрозой. Иммуноглобулины, содержащиеся в молозиве, вносят коррективы в возможность приживаемости тех или иных микробов в пищеварительной системе щенка.

Всю необходимую для роста и развития энергию щенок получает с материнским молоком. Резервные запасы обеспечиваются почти целиком гликогеном печени.

Выделение мочи в аллантоис сменяется самостоятельным мочеиспусканием. В период новорожденности функция почек у щенков составляет 12–25% от взрослых собак. Функционально незрелые почки щенка выделяют большое количество сильно разведенной мочи, по составу близкой к первичной моче, вследствие своей неспособности к концентрированию. Высокие потери жидкости компенсируются достаточным потреблением материнского молока.

Процесс мочеиспускания и процесс испражнения осуществляется только тогда, когда сука массирует языком отверстие мочеиспускательного канала и анус новорожденного.

Нервная система. Огромные изменения после рождения происходят в мышечной и нервной системах Головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12 процентов от массы головного мозга взрослой собаки. Он интенсивно растет и к концу второго месяца щенка достигает трех четвертей, а к концу шестого месяца — почти полной массы мозга взрослой собаки. Мозг новорожденного щенка отличается и по своему развитию. К моменту рождения лучше всего развиты те области центральной нервной системы, которые обеспечивают регуляцию функций, необходимых для его существования: пищеварения, дыхания и сосания. Кора головного мозга новорожденного щенка имеет уже хорошо развитые основные извилины. Однако нервные клетки (нейроны) в первые дни после рождения еще очень незрелы.

У щенков в этот период отсутствует свойственный взрослым суточный ритм сна и бодрствования, связанный с чередованием дня и ночи. У новорожденных щенков периоды сна равномерно перемежаются с периодами бодрствования, то есть сосания. Некоторая дифференцировка щенком периодов дня и ночи появляется лишь к концу 1-го периода, когда у щенка хорошо прорезываются глаза и он понемногу начинает выходить из темного логова.

К моменту рождения у щенка функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный анализаторы. Основные реакции щенка — положительная реакция на теплую, покрытую шерстью поверхность и поиск соска. Только что родившийся щенок, еще будучи связанным пуповиной с плацентой, уже начинает свой путь к соскам и достигнув их начинает сосать. При сосании щенок частыми короткими движениями головы оттягивает сосок и тем самым производит массаж молочной железы, способствующий выделению молока. Эта врожденная пищевая деятельность в первые же часы становится сложнорефлекторной, обрастая условными связями. Постепенно движения щенка совершенствуются, он учится находить наиболее молочные соски, узнает запах матери. В отсутствие матери все щенки собираются вместе и спят «кучкой» — это помогает им сохранять тепло-терморегуляция новорожденных еще несовершенна. Это так называемая реакция скучивания.

Первый период жизни новорожденного щенка неонатальный или период новорожденности (18–20 дней) характеризуется прежде всего быстрым ростом и совершенствованием безусловно-рефлекторных реакций. В первые 8 дней этого периода щенки удваивают свой вес. К концу его щенки начинают ходить, у них открываются глаза. Совершенствуется поведение — начинаются игры, возникают оборонительные реакции. Таким образом, в течение первого месяца постнатального периода в развитии щенка происходят самые значительные изменения из всех, происходящих на протяжении жизни. Из совершенно беспомощного эмбриона он превращается в животное, более или менее способное к самостоятельному существованию. Очень резкие изменения, в ранний преиод происходят в поведении собаки. Некоторые формы поведения, имеющиеся при рождении, исчезают по мере созревания организма. Таков, например, сосательный рефлекс, который по мере развития жевательных движений угасает. Попытки научить взрослых собак сосать жидкую пищу через соску при подготовке их к космическим полетам оказались безрезультатными. Движения же лапок, с помощью которых осуществляется при сосании массаж молочной железы, постепенно трансформируется в придерживание крупных кусков при отрывании частей от них. Но большинство поведенческих актов появляется постепенно, по мере созревания организма. Также постепенно развиваются и все физиологические функции.

Переходный период

Второй период — переходный (21–35 дней). Начало его знаменует появление интереса к мясу и другой твердой пище. Одновременно с этим у щенка появляются жевательные движения — до сих пор ответом на любое раздражение ротовой полости было только сосание. В этот период у щенка начинают прорезываться зубы. В пищеварительной системе появляются ферменты, необходимые для переваривания мясной пищи. В это время некоторые суки начинают отрыгивать щенкам съеденную пищу.

Переход от молочного питания к смешанному осуществляется в период, когда обонятельный, слуховой и зрительный анализаторы щенка уже достаточно созрели для восприятия и дифференцирования объектов внешнего мира и образования многочисленных условных рефлексов. В первую очередь у щенка формируются пищевые условные рефлексы, которые обеспечивают полноценный акт питания в то время, пока щенок еще находится в гнезде.

По мере совершенствования движений он начинает отделяться от матери и других щенков, выходить из гнезда, обследовать окружающее пространство. В это время у щенка активно проявляются врожденные ориентировочные реакции, начинают формироваться условные оборонительные рефлексы. С момента первых выходов из гнезда он вступает в новую фазу своего развития. На него обрушивается масса новых впечатлений, он должен научиться ориентироваться в окружающем мире, постепенно понять, чего нужно бояться, а чего — нет. Чем дальше щенок отдаляется от гнезда, тем чаще ему приходится сталкиваться с другими собаками и другими щенками. Короче говоря, он вступает в сообщество и должен освоить существующие в нем законы. В этот период у щенка уже могут вырабатываться условные рефлексы на любые сигналы внешней и внутренней среды, но скорость их образования еще невелика.

Период социализации

Третий период жизни — социализации (35–80 дней). К этому моменту основные физиологические функции сформированы, но продолжается интенсивный рост животного. Нервная система щенка наиболее подвержена влияниям как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий среды. Изменяются условия обитания щенков — их отнимают от матери. Резко повышается двигательная активность щенков. Количество раздражителей окружающей среды, воздействующих на щенка, также увеличивается. Формируется дневной ритм двигательной активности. Для этого периода характерна высокая скорость образования условных рефлексов. Резко усиливается игровая и исследовательская деятельность щенков. Появляется ориентировочно-исследовательский рефлекс, названный И.П. Павловым «Что такое?», достигающий наибольшей интенсивности именно в этот период онтогенеза. Щенки настораживаются, поднимают уши, голову при действии каких-либо раздражителей, подходят к ним, лижут, берут в рот, грызут. Манипулирование с окружающими предметами — важнейшее условие дальнейшего совершенствования разнообразных навыков. Двигательные упражнения благотворно влияют на развитие органов движения и на работу сердца, легких, мозга животных. Ограничение движений и различного рода сенсорная депривация ведет к задержке развития и необратимым изменениям в формировании поведения. Именно в это очень ответственное время жизни щенка он попадает в новые условия. Поэтому ясно, что для нормального развития щенка необходимы контакты со всевозможным разнообразием окружающей среды. Щенок интенсивно познает основные «законы общежития», для которых ему необходимы контакты с животными. Общаясь со своими сверстниками, он осваивает законы иерархии.

Это происходит и во время совместных игр, и во время борьбы за пищу, лучшее место для отдыха и т. д. Доминирование у щенков в это время носит характер «качелей»: сегодня — один, завтра — другой, в зависимости от их физического состояния и социального статуса родителей.

Исключительно важную роль в становлении психической деятельности собаки и формировании ее социального поведения выполняет игровая деятельность. Игры молодых животных представляют собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, охватывающих все сферы поведения животного в ходе его взросления. Игры составляют основное содержание поведения животных в определенном периоде онтогенеза, непосредственно предшествующему взрослому состоянию. Игры щенков бывают как одиночные, так и групповые. К одиночным играм можно отнести манипуляционные игры — игры с предметами, в которых животное знакомится со свойствами предметов и овладевает двигательными и исследовательскими навыками. К одиночным же играм относятся локомоционные игры — бег и прыжки в одиночку.

Движения при этом носят часто нарочитый характер. Основное назначение игр такого типа: формирование двигательных навыков и освоение законов движения. Совместные игры служат формированию групповых отношений. К играм такого типа относятся разные формы игровой борьбы, совместные пробежки, игры в «прятки», в «догонялки». Таким образом тренируется будущее охотничье поведение. Интересны «трофейные» игры — когда один из щенков захватывает предмет, а другие стремятся завладеть им. Большое значение имеет игра в становлении иерархических отношений, правда, не всегда субординационные отношения молодняка непосредственно перерастают в таковые у взрослых особей. У щенков такие взаимоотношения начинают формироваться в возрасте 30–45 дней, при этом сначала наблюдается выраженное нападение на собратьев с признаками доминирования и запугивания. Более поздние ритуализированные формы общения возникают на их основе. Таким образом, в играх общение между особями развивается одновременно с моторикой. Показано, что совместные игры молодняка играют важную роль для развития нормального полового поведения. Особенно это существенно для самцов. Экспериментально доказано, что если детеныша лишить возможности играть, то его поведение во взрослом состоянии часто оказывается искаженным. В совместных играх животное предпочитает особей, относящихся к тому же виду, но при их отсутствии могут возникать компенсаторные игры с представителями других видов и с человеком. Поэтому ясно, что растущему в одиночку щенку очень важно обеспечить максимально близких по возрасту партнеров для игр. Если нет подходящих щенков, то их может заменить котенок или другое молодое животное. Хозяин тоже должен стараться как можно больше играть со своим подопечным, что способствует установлению с ним большего контакта.

Большую роль в регуляции поведения растущего щенка играют положительные и отрицательные эмоции. Условные рефлексы у щенков этого периода развития, как уже было сказано выше, вырабатываются мгновенно, но сохраняются в их памяти недолго. Поэтому начинать заниматься серьезной дрессировкой в этом возрасте еще рано.

Смена зубов

В 3–4 месяца у щенка начинают меняться зубы. Это очень сложный и ответственный период в жизни щенка. Прекращает свое действие иммунитет, приобретенный с молоком матери, а собственная иммунная система щенка еще не вполне сформировалась. В этот период организм щенка оказывается наиболее уязвим к различным инфекционным заболеваниям. Поэтому исключительно важно во время сделать первые профилактические прививки и обеспечить щенка наиболее полноценными кормами, витаминами, минеральными подкормками, а также предоставить ему максимальные возможности для нормальных движений.

Ювенальный период

Четвертый период развития щенка начинается после 12 недель. В этот период происходит формирование типологических способностей. До его начала все щенки ведут себя очень похоже — они контактны, игривы, легко возбудимы и практически не имеют ярко выраженных индивидуальных черт. Различия основных свойств нервной системы обнаруживаются к концу второго месяца жизни, но наиболее четкое выражение они приобретают к трем-четырем месяцам. В этом возрасте у щенков часто возникает пассивно-оборонительная реакция, резко изменяющая поведение и определяющая все последующие характеристики высшей нервной деятельности. По мере усвоения щенком закономерностей окружающего мира она уменьшается. Многочисленные экспериментальные работы показали, что выращивание щенков в изоляции способствовало развитию у них резко выраженной трусости в дальнейшем. Если у щенка в этот период онтогенеза есть такая склонность, крайне важно всячески разнообразить среду его окружения, общаться с разными людьми и с собаками; ходить с ним по оживленным улицам.

В 4–6 месяцев большое место в поведении щенков занимают сексуальные игры, которые часто шокируют владельцев. Изучение влияния содержания щенков раннего возраста на последующее половое поведение показало, что для формирования нормального полового поведения самцов, им прежде всего необходим контакт со сверстниками в период полового созревания. Очень большое значение имеют «сексуальные игры» молодняка, в процессе их происходит тренировка отдельных компонентов этого сложного поведенческого акта. На этот факт необходимо обратить внимание владельцам щенков-кобелей. Нередко щенков, опасаясь инфекционных заболеваний, вообще лишают контактов с себе подобными, а часто и наказывают за малейшее проявление полового поведения. В результате кобель, выросший в таких условиях, оказывается не способным к нормальному спариванию. Работы, проведенные на обезьянах и кошках, показали, что самки, выкормленные искусственно и лишенные контактов с особями своего вида, оказались в дальнейшем плохими матерями. В принципе, можно ожидать того же и у собак. Вообще, любая депривация, будь она сенсорная или социальная, крайне отрицательно сказывается на всех сторонах поведения собаки.

Период полового созревания

Пятый период (после 7 месяцев) — период полового созревания. К этому моменту рост щенка в основном заканчивается. Завершается смена молочных зубов на постоянные. Совершенствуются и развиваются регуляторные механизмы и функциональные системы. Относительный вес сердца достигает 0,7–0,8 от взрослого.

Развитие половой системы собаки

Подобно другим млекопитающим у собак первичные половые клетки появляются на ранней стадии развития зародыша, вскоре после имплантации. Это происходит примерно на 23–24 день беременности, на стадии начала дифференцировки основных систем органов зародыша. В этот момент потенциальная ткань половых желез представлена неорганизованными соматическими и герминативными элементами. Затем происходит формирование индифферентных половых валиков в которых под воздействием гормонов гипоталамуса начинается половая дифференцировка приводящая к формированию половых желез и половых систем в зависимости от генетической предопределенности пола зародыша. К 35 дню беременности половая дифференцировка заканчивается.

Date: 2016-06-06; view: 359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию