Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные подходы исследователей в изучении общения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Культура речи и делового общения» На тему «Барьеры общения»
Выполнила: студентка гр. 15ТЗЭЭ51 Солдаткина К.К Проверил: к. э. н., доцент Бобров Валерий Анатольевич
Пенза, 2016 Содержание
Введение………………………………………………………………….…...….3 § 1. Основные подходы исследователей в изучении общения.………………5 § 2. Характеристика коммуникативных барьеров общения….……………..10 § 3. Характеристика психологических барьеров общения….…………….…12 § 4. Проблематика личности человека и сложной жизненной ситуации как барьеров в общении………………………………………………………………...…15 § 5. Техника общения и методы предотвращения коммуникативных барьеров…………………………………………………..……………………………18 § 6. Техника выхода из ситуации барьера общения. Предотвращение конфликтов и некоторых видов барьеров общения……………………………...…20 Заключение…………………………………………………………………..…24 Список использованной литературы…………………………………….……26
Введение
Обоснуем актуальность темы исследования контрольной работы. Все мы постоянно находимся в ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте, с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям. Возникновение психологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек - существо социальное - общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни. Актуальность проблемы «барьеров» общения обусловлена также фактором наличия и расширения сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений «человек-человек». Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т.п. невозможно эффективное осуществление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы «барьеров» имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание «барьеров» на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности. Проблемой барьеров в общении учёные интересовались всегда. Эта тема, прежде всего, связана с такими именами, как Э. Берн, З. Фрейд, Л.П. Буева, А.С. Золотнякова, Б.Д. Парыгин, М.С. Каган, А.А. Бодалев. Некоторые концепции рассмотрены в настоящей контрольной работе. Таким образом, изучение барьеров общения представляет несомненный научный интерес. Объект исследования контрольной работы сфера общественных отношений в процессе общения. Предмет исследования коммуникативные, психологические и иные барьеры, возникающие в процессе общения между людьми. Цель контрольной работы исследование понятия, сущности и особенностей преодоления барьеров в общении. Поставленная цель позволила выработать следующие задачи исследования: 1) раскрыть основные подходы исследователей в изучении общения; 2) охарактеризовать коммуникативные барьеры общения; 3) исследовать психологические барьеры общения; 4) раскрыть проблематику личности человека и сложной жизненной ситуации как барьеров в общении; 5) рассмотреть технику общения и методы предотвращения коммуникативных барьеров; 6) исследовать особенности предотвращения конфликтов и некоторых видов барьеров общения. Структура контрольной работы такова: введение, основная часть, состоящая из шести параграфов, заключение и список использованной литературы.
Основные подходы исследователей в изучении общения
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами [5, с. 14]. По целям общение делится на биологическое и социальное. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов к обоснованию этого положения. Концепция Эрика Берна, так называемый «Трансакционный анализ», заключается в том, что в каждом человеке в той или иной ситуации доминирует одно из состояний Я: 1. Состояния «Я», сходные с образом родителей; 2. Состояния «Я», автономно направленные на объективную оценку реальности; 3. Состояния «Я», представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве [1, с. 56-57]. Э. Берн утверждает, что в каждый данный момент любой член группы проявляет одно из состояний Я-Родителя, Взрослого или Ребёнка [1, с. 58]. Единица общения - это одна трансакция (одна фраза и ответ на неё). Первая фраза, исходящая от какого-либо индивида - это трансакционный стимул, ответ на неё - трансакционная реакция. Простейшие трансакции - это такие трансакции, в которых и стимул и реакция исходят от взрослых: «Взрослый – Взрослый». Сложнее трансакции это, например: «Родитель – Ребёнок». Существуют также дополняющие трансакции, например: «Ты не видел мою газету?» - «Она сегодня была на столе». И самые сложные трансакции - пересекающиеся. Например, когда стимул задан типа «Взрослый – Взрослый», например: «Где мои запонки?». Соответствующая реакция «Взрослый – Взрослый» должна быть такой «Они в коридоре». Но если партнёр вдруг вспылит, ответ может быть таким: «У тебя я всегда во всём виновата!» Эти реакции соответствуют типу «Ребёнок – Родитель». В этом случае Взрослому надо будет что-то предпринять, чтобы трансакция стала дополняющей и люди поняли друг друга. Другая концепция, разработанная Л.П. Буевой содержит следующие аспекты изучения общения: 1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией); 2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации); 3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания); 4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями); 5) нормативный (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения); 6) семиотический (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем - с другой); 7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками) [3, с. 7]. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [9, с. 236]. Некоторые исследователи рассматривают общение как «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами [13, с. 84]. Проблему общения исследовали и философы. Так, Б.Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности» [12, с. 112]. Л.П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М.С. Каган рассматривает общение, как «коммуникативный вид деятельности», - выражающий «практическую активность субъекта» [8, с. 107]. Частью социального общения является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью. Коммуникации - понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях: 1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры межгруппового общения ее участников. 2. Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще, где коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения информационная. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности [10, с. 9]. Коммуникация как совокупность речевых актов может быть направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество «хорошей» речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи - это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.) Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли. Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Богатство - это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию. Уместность - это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения. Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа. Обычно под деловой беседой понимают межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений [4, с. 20]. Одной из функций деловой беседы является поддержание деловых контактов и стимулирование деловой активности. Это предполагает формирование межличностных связей у партнеров. Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Итак, можно подытожить, что общение – это процесс многогранный, сложный и требующий определённых навыков. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Date: 2016-05-14; view: 564; Нарушение авторских прав |