Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем сущность неолитической революции и ее социкультурные последствия? 2 page





Печенеги.

В конце Х — начале XI века в низовьях Днепра жили кочевые племена печенегов. Их конница то и дело совершала набеги на русские земли и города. Для защиты от подобных набегов южные рубежи Руси постоянно укреплялись поясами оборонительных сооружений. В 969 году войско печенегов осадило Киев. Князь Святослав со свое дружиной в это время находились в Болгарии. поэтому во главе обороны встала его мать, княгиня Ольга. Под ее командованием киевлянам удалось продержаться до прихода дружины. около города Родни, расположенного южнее Киева, Святослав наголову разбил печенегов и взял в плен их князя. Три года спустя во время сражения с печенегами около днепровских порогов Святослав был убит. В 980 г. летописец упоминает печенегов в связи с междоусобной войной между сыновьями князя Святослава. Когда Владимир Святославич с новгородскими войсками и варяжской дружиной изгнал из Киева своего брата Ярополка, тот сделал попытку заручиться поддержкой печенегов. Столкновения с печенегами продолжались и после утверждения Владимира на киевском великокняжеском столе. Девятилетняя русско-печенежская война 988—997 гг. началась вслед за принятием Русью христианства. Наступление. Спустя три года печенеги снова предприняли большой поход на Русь. Гарнизоны пограничных крепостей и дружины киевского князя были не в состоянии сдержать их натиск. Владимиру пришлось срочно поехать в Новгород за помощью. Тяжелая война с печенегами продолжалась до самой смерти князя Владимира и, судя по летописным известиям, не принесла Руси решающих успехов. Последний большой поход печенегов на Киев был предпринят в 1036 г. в отсутствие князя. В ожесточенной битве, которая продолжалась целый день, печ Половцы.

Тюркоязычный народ, обитавший в x — XIII веках в южнорусских степях и средней Азии. Войско половцев состояло из легкой и тяжелой конницы, имевшей постоянный состав; они вооружались луками, саблями и копьями. В 1061 г. половцы во главе с «князем» Искалом впервые напали на русские земли, разбив войско переяславского князя Всеволода Ярославича. С этого времени они в течение более полутора веков непрерывно угрожали южным границам Руси, то совершая на нее опустошительные набеги, то усугубляя княжеские усобицы своим участием. Несколько лет после успешного нападения на Переяславль половцы не беспокоили Русь. К середине восьмидесятых годов половецкая опасность вновь возрастает. Осенью 1084 г. восьмитысячное половецкое войско подходило к Прилуку. Другой отряд сыновьям Всеволода Ярославича удалось разбить на р. Остре, притоке Десны, после чего им пришлось срочно мчаться на Правобережье и громить половецкие «чади» в разных местах Поросья. Святополк попытался заключить с ним мир, скрепив его женитьбой. В 1094 г. он женился на дочери одного из верховных вождей кипчаков — хана Тугоркана. Зимой 1095 г. под Переяславлем Владимир Мономах, с ведома Святополка, уничтожил двух половецких «князей» Итларя и Китана. Был нарушен закон гостеприимства. Переяславский князь объявил степнякам непримиримую войну. Грандиозный поход объединенного войска русских князей в ранней весной 1111 г. приведший к захвату половецких городов на Нижнем Дону и величайшей битве русских с кипчаками, окончательно сломил их дух. Когда, в 1116 г. Ярополк Владимирович пришел к Дону отцовской дорогой и даже прошел дальше — он так никого и не встретил на пути. Воевать становилось не с кем. Перед русскими полками половцы бежали «за Дон, за Волгу, за Яик».

9. Ранняя история славян. Расселение, общественный строй, внешняя политика восточных славян. Антский племенной союз.

 

Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э. В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой племена, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы. По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян. вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра. Внутри племен складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории. Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки). В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно. Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему для обработки земли размещались ближе к городищу. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями. В третьем случае граждане отделялись от городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства.

Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.

Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода и Пскова до 5,5-6 месяцев в районе Киева).

Во главе восточнославянских союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать - дружину. Князья были и в более мелких общностях - племенных княжествах, входивших в союзы. К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Торговля и война у восточных славян, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений.

Восточные славяне претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

Анты являются восточными славянами и представляют собой связующее звено между скифами и позднейшими славянами (русскими) в территориальном, культурном и этнографическом отношении.

В VI в. славяне делились на группы: склавины, жившие на западе в основном по Дунаю; анты - между Днестром и Днепром; венеты - к северу от Карпат до Балтийского моря.

Анты обычно называются этноплеменной группировкой славян, однако современники не видели этнических различий между венедами, склавинами и антами. Одни историки склоняются к мнению, что эти «народы» — всего лишь различные названия славян, данные им при расселении новыми соседями, а сами славяне себя так не называли. Другие склонны видеть в антах союз племен и даже зарождающееся государство. Возникновение этого союза, если доверять сведениям Иордана о князе Боже, произошло ещё до IV века. Историки ссылаются, в частности, на упоминание антов в керченской надписи III века, доказывая этот тезис. Скорее всего, этот союз возник под влиянием контактов славян с готами, скифами и фракийцами в ареале черняховской культуры. Однако, гуннское нашествие, приведшее к упадку данной культуры, затормозило развитие антов, поставив их под влияние или даже под власть гуннов вплоть до середины V века.

 

10. Полянский племенной союз в Среднем Поднепровье. «Норманнская» и «антинорманнская» теории происхождения русской государственности.

В «Повести временных лет» рассказывается предание о князьях племени полян, которая имеет много общего с историей антов. Поляне переселялись с места на место: их родина — Дунай, своё имя они получили от того, что «сидели в поле», затем они обосновались на днепровских «горах» и вновь пытались закрепиться на Дунае. Племя полян состояло из нескольких родственных «родов», управлявшиеся собственными главами. По легенде братья Кий, Щек и Хорив объединили свои роды под властью князя Кия, возглавлявшего дружину, и находившегося в союзных отношениях с византийским императором. Центром племени полян стал город Киев, основанный братьями. Он играл роль вечевого и религиозного центра. В племени установилась княжеская династия: «И после этих братьев стал род их держать княжение у полян», В «Повести» имеется и указание на существование во времена князя Кия союза между восточнославянскими племенами: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная». Позже этот союз распался на отдельные племенные «княжения» и «стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди». Киевское вече, состоявшее из военной знати, приняло решение о подчинении полян хазарам и выплате им дани.

В «Повести временных лет» с легендой о Кие связан вопрос об истоках Русской земли, а поляне напрямую отождествляются с народом русь X—XII вв.

В исторической литературе всегда существовали и противоборствовали два взгляда на происхождение Русского государства. Под норманской теорией стоит понимать направление в историографии, которое склоняется к тому, что варяги и скандинавы (норманы) стали основателями Киевской Руси.

Ученые старались всячески доказать тот факт, что государственность восточных славян – это заслуга только норманн. Также такие ученые говорили об отсталости славянского народа.

Итак, норманская теория происхождения древнерусского государства содержит в себе общеизвестные пункты. В первую очередь, норманисты считают, что варяги, пришедшие к власти – это и есть скандинавы, которые создали государство. Ученые говорят о том, что местный народ не в силах был сделать этот поступок. Также большое культурное влияние на славян оказали именно варяги. То есть, скандинавы – создатели русского народа, которые подарили ему не только государственность, но и культуру.

Против такого утверждения выступили русские ученые. Один из самых ярких ученых, который рассказал о несогласии с норманнской теорией, стал М. Ломоносов. Именно его называют зачинателем полемики между норманистами и противниками этого течения - антинорманистами.

Многие источники твердят о том, что государственность восточных славян существовала еще задолго до появления на территории варяг. Норманны находились на более низком уровне политического и экономического развития, в отличие от славян.

Также важный аргумент гласит о том, что новое государство не может возникнуть за один день. Это долгий процесс социального развития того или иного общества. Антинорманское утверждение некоторые называют как славянская теория происхождения древнерусского государства. Стоит отметить тот факт, что Ломоносов в варяжской теории происхождения древних славян заметил так называемый кощунственный намек на то, сто славянам приписывалась «ущербность», их неспособность организовать государство на своих же землях.

 

 

11. Основные этапы развития древнерусской государственности. Русь в период княжения Олега, Игоря, Ольги и Святослава.

 

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Повесть временных лет говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты», ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

 

12. Деятельность Владимира Великого и Ярослава Мудрого: объединение земель, создание централизованного феодального государства.

После смерти князя Святослава в Киеве начал править его старший сыпь Ярополк (972-980) Но вскоре между ним и его братьями Олегом и Владимиром началась кровавая междоусобная борьба за великокняжеский престол, победителем в которой стал последнией.

Княжение Владимира (980-1015), одного а самых государственных деятелей, началось в трудные времена Страна была обессилена постоянным войнами Святослава и между княжескими распрями; печенежская нашествие а опустошала южные земли, угрожая столицы; в обществе активизировались центробежные тенденции Поэтому новый владелец направляет усилия на укрепление внутреннего положения государства Он присоединил Поло травят землю, занял Перемышль, Червень и другие пограничные города на западе, где проживали дулебы и хорваты, а впоследствии и Закарпатья; подавил на севере восстания вятичей и радимичей

Одновременно с укреплением границ Киевской Руси Владимир разворачивает широкую программу реформ, целью которых было усиление великокняжеской власти и внутренней консолидации страны Одним из важнейших бу ула административная реформа (около 988 г), направленная на ликвидацию племенных княжеств и внедрение нового административного деления государства на уделы - земли вокруг крупнейших городов.

Политическое объединение Киевского государства требовало соответствующих сдвигов и в религиозной сфере Поэтому сначала Владимир предпринял попытку ввести единый пантеон языческих богов во главе с Перуном - наз ш шестибожия Однако поняв, что язычество изжило себя и препятствует связям с христианскими странами Европы, склонился к принятию христианства с Византиинтії.

 

Крещения Киевской государства, начавшееся в 988 г, происходило медленно, со значительным сопротивлением народа, который продолжал поклоняться древним божествам, но неуклонно.

Итак, в княжение Владимира Великого Киевское государство достигло наибольшего политического могущества Его деятельность способствовала расцвету Руси и укреплению ее международного авторитета Значительное развитие получило в хозяйство.

После внезапной смерти князя Владимира в 1015 г. на Руси начались увиденные еще драматические события Его старший сын Святополк, которого летописец прозванный за жестокость \"Окаянным\", желая единолично па ануваты в Киевском государстве, начал уничтожать сводных братьев: сначала Бориса и Глеба, затем Святослава Против него выступил Ярослав, который княжил в Новгороде Весной 1019 г произошла решающий на битва между двумя братьями на р Альта возле Переяслава Победу одержал Ярослав, названный современниками Мудриучасниками Мудрим.

Киевская Русь во времена княжения Ярослава Мудрого достигла наибольшего подъема.

Большое внимание уделял Ярослав Владимирович внутренней организации государства Он построил и укрепил Киев, окружил его стеной, поднял Золотые ворота - главный парадный въезд в город.

Важным государственным мероприятием Ярослава Мудрого было начало одного из первых писаных сводов законов - \"Русской правды\" Он обобщил правовые нормы для граждан всего государства, узаконил изменения, с произошли в обществе и сознании людей и были вызваны прежде всего утверждением феодального хозяйства К тому времени относится также создание первого летописного свода 1037 - 1039 р037— 1039 рр.

 

 

13. Социально-экономическое развитие и общественный строй Киевской Руси

Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу

его составляло пашенное земледелие. Пхали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов,на севере и в лесистый местах — сохой, в которую запрягали однулошадь. К IX—Х вв. стала применяться переложная система (ко­гда пашня на некотороевремя забрасывалась). Уже было известно двухполье и трехполье с яровыми иозимыми посе­вами.В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы,домашняя птица. Подспорьем были рыбо­ловство, охота, бортничество (добычамеда).На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти всенеобходимое для жизни производи­лось в каждом хозяйстве.Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Ру­си имело ремесло. Значительное распространение на Руси имели и так на­зываемые домашниеремесла, к которым относились пряде­ние, ткачество переработкасельскохозяйственной продук­ции, приготовление продуктов питания и др. Феодалы. Первобытной фор­мой реализации феодальной земельной собственности было полюдье. В IX ст. формируется господствующий класс феодалов, в который входили киевские князья, местные князья, бояре. С введением христианства на Руси большим феодалом становилась церковь. Шел процесс формирования духовенства, верхушку которой ста­новили митрополит, епископы и игумены монастырей. Феодалы были связаны между собой системой вассальных отношений.Развитие феодализма привело к тому, что только феодалы — князья, бояре и церковь, — владели правом собственности на землю. Феодалы не платили дань, имели и другую привилегию, которая на были зафиксированы в правовой достопримечательности, но складывались в реальной жизни. Все это выделяло их из состава населения Киевской Руси. Свободные общинники. Основную массу сельского и городского насе­ления Киевской Руси составляли "люди". Свободные селяне-общинники подлежали эксплуатации, платя дань, средством сбора которой было полюдье. Превращению свободных общинников в феодально зависимых способствовало и разорение крестьян в результате стихии, неурожая и др., что и вынуждало их идти к феодалам за помощью. Усиление внеэкономического принуждения также тягло за собой необходимость для крестьян идти под заместительство наиболее могучих феодалов, которые превращали их в феодально зависимых, принуждая работать на себя. Возникновение феодальной зависимости — долговременный процесс, в котором выделяются этапы и разная стадия зависимости. Смерды. Древнерусские смерды XI—XII ст. описываются как значительная часть полукрестьянского феодально зависимого населения Киевской Руси. За своим местом в обществе онизанимали промежуточную позицию между свободными княжескими министериалами и "людьми" крестьянской общины. Лично смерд был свободным. Он имел право переходить к сильному патрону. Вместе с семьей он хозяйничал в своем "селе". Князь давал ему землю ("село") при условии выполнения всякого рода службы на него. Эта земля считалась княжеской потому, что князь и его администрация могли полностью осуществлять здесь свою реальную власть. В случае смерти смерда, в которого не было сыновей, земля возвращалась назад князю. Смерд, который завоевал доверие князя, мог стать министериалом, отроком, детским, старостой. Изгои. Изгой — это человек, "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишеный своего предыдущего состояния. Изгои были двух видов — свободные и зависимые. Разница в положении изгоев зависела от того, с какой среды люди попали в изгойство. И среди первых, и среди вторых могли быть как жители городов, так и крестьяне. Значительный контингент феодально зависимых изгоев формировался за счет холопов, которые выкупились на волю.

Дворня и холопы. В Киевской Руси в состав невольного насе­ления входили и рабы. Один из источников рабства — плен. В Х—ХІІ ст. для обозначения рабов пленных употребляется срок "дворня". Свободное ремесленное население не было однородным по своему составу. Из общей массы ремесленников выделялись более зажиточные мастера, в которых были зависимые от них подмастера или ученики.

Социально-экономическое и правовое неравенство приводила к заострению классовых противоречий и развитию классовой борьбы.

 

 

14. Основные причины и события периода феодальной раздробленности. Деятельность Владимира Мономаха. Киевское и Черниговское княжества. Монгольское нашествие.

Согласно общепринятой точке зрения с середины XI – начала XII в. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории - эпоху политической и феодальной раздробленности.

Киевская Русь была обширным, но нестабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в ее состав, долгое время сохраняли свою обособленность. Отдельные земли при господстве натурального хозяйства не могли образовать единого экономического пространства. Кроме того, в XI – XII вв. возникают новые факторы, способствующие раздроблению этого неустойчивого государства.

1. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть.

2. Рост населения и соответственно военного потенциала различных областей Руси стал основой для образования ряда суверенных княжеств. Возникали междоусобицы князей.

3. Постепенный рост городов, торговли и хозяйственное развитие отдельных земель привели к потере Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей и появлением новых центров ремесла и торговли, все более независимых от столицы русского государства.

4. Произошло усложнение социальной структуры общества, зарождение дворянства.

5. Наконец, распаду единого государства способствовало отсутствие серьезной внешней угрозы для всей восточнославянской общности. Позднее эта угроза появилась со стороны монголов, но процесс обособления княжеств зашел к тому времени уже слишком далеко.

Начало периода раздробленности (и политической, и феодальной) следует считать с 1132 г. С 1132 г. князья перестали считаться с великим князем киевским как с главой всея Руси.

В 1113 г. после смерти Святополка II, который был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти (при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бесконтрольное ростовщичество), вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый «Устав Владимира Мономаха» ставший еще одной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Одной из главных заслуг Владимира Мономаха стала организация дальнейшего наступления на половцев и предотвращения их набегов на Русь.

В конце жизни Владимир Мономах написал свое знаменитое «Поучение», в котором не только рассказал о своей трудной, полной опасностей жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми. Он писал, что любое зло рано или поздно будет наказано, а добро восторжествует. «Молод был и состарился,- писал он,- и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящим хлеба».

С конца 9 до конца 10 в. Киевская земля являлась центральной областью Древнерусского государства. При Владимире Святом, с выделением ряда полусамостоятельных уделов, она стала ядром великокняжеского домена; тогда же Киев превратился в церковный центр Руси (как резиденция митрополита); епископская кафедра была учреждена и в близлежащем Белгороде. После смерти Мстислава Великого в 1132 произошел фактический распад Древнерусского государства, и Киевская земля конституировалась как особое княжество.

Несмотря на то, что киевский князь перестал быть верховным собственником всех русских земель, он остался главой феодальной иерархии и продолжал считаться «старшим» среди других князей. Это сделало Киевское княжество объектом ожесточенной борьбы между различными ветвями династии Рюриковичей. С середины 12 в. политическое значение Киевской земли падает. Начинается ее распад на уделы: в 1150–1170-х выделяются Белгородское, Вышгородское, Трепольское, Каневское, Торческое, Котельническое и Дорогобужское княжества. Киев перестает играть роль единственного центра русских земель; на северо-востоке и на юго-западе возникают два новых центра политического притяжения и влияния, претендующих на статус великих княжеств, – Владимир на Клязьме и Галич.

Черниговское княжество — одно из наиболее крупных и сильных государственных образований Киевской Руси в XI-XIII веке. Большая часть Черниговского княжества располагалась на левом берегу Днепра в бассейне рек Десна и Сейм. Княжество было населено северянами и, частично, полянами. Позже его владения распространились на земли радимичей, а также вятичей и дреговичей. Столицей княжества был город Чернигов. Другими значимыми городами были Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Путивль, Курск, Любеч, Глухов, Чечерск и Гомель. Владения и влияние Черниговского княжества доходили глубоко на север, в том числе и муромско-рязанские земли, а также на юго-восток, к Тмутараканскому княжеству.

До XI века княжество управлялось местными племенными старостами и воеводами из Киева, назначенными Великим князем для собирания податей с населения, разрешения судебных тяжб, а также для защиты княжества от внешних врагов, преимущественно кочевников.

В конце XI и в XII веках княжество дробилось на ряд уделов. В 1239 было опустошено монголо-татарами и вскоре распалось на ряд самостоятельных княжеств, из которых самым влиятельным стало Брянское. С 1401 по 1503 года – в составе Великого княжества Литовского.

В XII веке кочевые монгольские племена занимали значительную территорию в центре Азии. В 1206 году съезд монгольской знати – курултай – провозгласил Тимучина великим Каганом и присвоил ему имя Чингисхан. В 1223 году передовые войска монголов во главе с полководцами Джабеем и Субидеем совершили нападение на половцев. Не видя другого выхода, те решили прибегнуть к помощи русских князей. Соединившись, те и другие выступили по направлению к монголам. Дружины переправились через Днепр и двинулись на восток. Сделав вид, что отступают, монголы заманили сводную армию к берегам реки Калки.

31 мая 1223 года состоялась решающая битва. Войска коалиции действовали разрозненно. Не прекращались споры князей друг с другом. Некоторые из них вообще не приняли участие в битве. Как следствие – полный разгром. Однако тогда монголы не пошли на Русь, т.к. не имели достаточных сил. В 1227 году Чингисхан умер. Он завещал соплеменникам завоевать весь мир. В 1235 году курултай принял решение начать новый поход в Европу. Его возглавил внук Чингисхана В 1236 году, после разорения Волжской Булгарии, монголы двинулись к Дону, на половцев, разбив последних в декабре 1237 года. Затем на их пути встало Рязанское княжество. После шестидневного штурма Рязань пала. Город был разрушен. Отряды Батыя двинулись на север, во Владимир, разорив по пути Коломну и Москву. В феврале 1238 года войска Батыя приступили к осаде Владимира. Великий князь тщетно пытался собрать ополчение для решительного отпора монголам. После четырехдневной осады Владимир был взят штурмом и подожжен. Укрывавшиеся в Успенском соборе города жители и княжеская семья сгорели заживо.

Монголы разделились: часть из них подошла к реке Сить, а вторая осадила Торжок. 4 марта 1238 года русские потерпели жестокое поражение на Сити, князь погиб. Монголы двинулись к Новгороду, однако, не дойдя ста верст, повернули. Разоряя города на обратном пути, они встретили неожиданно упорное сопротивление города Козельска, жители которого семь недель отражали монгольские атаки. Все-таки взяв его приступом, хан назвал Козельск «злым городом» и сравнял с землей.

Нашествие Батыя на Южную Русь датируется весной 1239 года. В марте пал Переславль. В октябре – Чернигов. В сентябре 1240 года главные силы Батыя осадили Киев, принадлежащий в то время Даниилу Романовичу Галицкому. Киевлянам удалось целых три месяца сдерживать полчища монголов и только ценой огромных потерь те смогли овладеть городом. Уже к весне 1241 года войска Батыя были на пороге Европы. Однако, обескровленные, они вскоре вынуждены были вернуться на Нижнюю Волгу. На новый поход монголы уже не решились. Так Европа смогла вздохнуть с облегчением.Русская же земля лежала в руинах. Города были сожжены и разграблены, жители пленены и уведены в Орду. Многие города после нашествия так и не были восстановлены. В 1243 году Батый организовал на западе монгольской империи Золотую Орду. Захваченные русские земли не вошли в ее состав. Зависимость этих земель от Орды выражалась в том, что над ними нависла обязанность ежегодной выплаты дани. Кроме того, именно золотоордынский хан теперь утверждал русских князей на правление своими ярлыками-грамотами. Таким образом, ордынское владычество установилось над Русью почти на два с половиной столетия.

Date: 2016-06-06; view: 544; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию