Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерий 5.Смысловая цельность и композиционная стройность
Пятый критерий оценки сочинения-рассуждения является трёхчастным: оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Высший балл по этому критерию выставляется, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста. Под смысловой цельностью текста следует понимать его внутреннюю смысловую организацию, соответствие содержания его композиционных частей коммуникативному замыслу учащегося. Смысловая цельность определяется по отношению ко всему тексту, и на степень её проявления влияют такие характеристики, как речевая связность, логика развития замысла, смысловая законченность. Речевая связность – это характеристика, которая относится к двум и нескольким рядоположным элементам: композиционным частям (вступлению, основной части, заключению), абзацам, микротемам, предложениям. Связность создаётся посредством использования различных лексических и грамматических языковых средств: лексического повтора, синонимических замен и антонимии, союзов, местоимений, наречий, вводных слов и сочетаний, соотнесённости видо-временных форм глагола, порядка слов, неполноты присоединяемых предложений. Речевая связность предполагает также наличие предложений или целых абзацев, обеспечивающих смысловую связь микротем текста. Такие предложения или абзацы могут подводить итог сказанному в рамках микротемы, подготавливать к восприятию содержания следующей микротемы или выполнять одновременно обе названные функции. Логику развития замысла можно проследить по характеру связи между тематическими предложениями микротем или совпадающих с ними по своим границам абзацев – предложений, в которых определён предмет рассуждения, повествования или описания каждой микротемы. В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и, по существу, являются его логическим стержнем. Логика развития мысли должна объединять предложения и внутри каждой микротемы: учащийся должен строго придерживаться развития темы, заявленной в тематическом предложении. Законченность текста как характеристика напрямую связана с композиционным оформлением и требует достаточного количества абзацев, микротем, предложений для выражения замысла учащегося и наличия необходимых для его оформления композиционных частей. Композиция является средством оформления замысла, средством организации текста как единого целого. Хорошее композиционное оформление текста требует наличия необходимых композиционных частей, а также их соразмерности и продуманной последовательности. Тренируясь в композиционном оформлении текста, важно иметь в виду сведения о таких единицах текста, как сложное синтаксическое целое, абзац, а также композиционная часть. Сложное синтаксическое целое представляет собой несколько предложений, связанных грамматически и по смыслу и выражающих, раскрывающих одну микротему текста. Абзац, в отличие от сложного синтаксического целого, служит для выделения композиционно значимых частей текста. Абзац может по своим границам совпадать или не совпадать со сложным синтаксическим целым и, таким образом, включать одну или несколько микротем, а также её часть. Выделение границ абзаца должно быть необходимо оправдано требованиями стройности композиции и замыслом автора. Композиционные части – это наиболее крупные элементы ученического сочинения, которые выделяют содержательные фрагменты, необходимые для выполнения задания 25 – развёрнутого ответа: формулирования и комментария одной из поставленных автором текста проблем; формулирования позиции автора (рассказчика) и выражения своего согласия или несогласия с точкой зрения автора прочитанного текста; аргументации, основанной на читательском опыте, а также на знаниях и жизненных наблюдениях. Созданию смысловой целостности способствуют те композиционные части, которые определяют подходы к раскрытию замысла, создают определённый эмоциональный настрой (вступление сочинения) или подводят итоги сказанному в сочинении (заключение сочинения). Есть работы, в которых допускаются грубые логические ошибки. Эти логические ошибки можно сгруппировать, выделив в отдельную группу ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения законов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:
Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно. В отдельную группу логических ошибок следует выделить композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения. Композиционно-текстовые ошибки выявляются в начале, в основной части сочинения и в концовке. Так, в начале некоторых работ экзаменуемых часто отсутствует логическая связь с основной частью изложения или эта связь очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями. В основной части работы нередко содержатся ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождающие изложение, делающие его запутанным и сумбурным. Эта часть иногда выстраивается непоследовательно и хаотично, перегружена лишними и утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или неоправданно растянута, содержит смысловые повторы. Завершение работы (концовка) подчас не служит выводом из сказанного, не подводит итог, часто бывает совсем не мотивировано исходным текстом. Покажем это на конкретных примерах. А. Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. Например: С особенной силой этот эпизод описан в романе... Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения. Это логическая ошибка.
|