Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация как один из психологических факторов, влияющих на безопасность труда





Среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда, мотивация занимает самое важное место. Под мотивом будем понимать то объективное, ради чего совершается деятельность. Потребность является побудителем деятельности. Мотивы выступают как направляющая и контролирующая сила этой деятельности. В труде можно выделить пять основных мотивов:

Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается и материальная выгода и социальная выгода. Мотив безопасности заключается в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью здесь понимается не только возможность физических повреждений, но и материальные опасности, а также опасности социального порядка. Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более лёгкий способ выполнения задания, при котором требуется меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение

Мотив удовлетворённости проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Проявление мотива удовлетворённости будет зависеть от ценностных критериев, склонностей, интересов рабочего.

Мотив «нивелирования» проявляется в стремлении действовать в соответствии с тем, какой образ действий принят в данной рабочей группе, - в стремлении быть не хуже других.

Р.Л. Аткинсон пришёл к заключению, что люди выбирают задание той или иной степени трудности, исходя главным образом из мотивационной диспозиции: устремлённости к успеху или же к избеганию неудачи. Причём, диспозицию к избеганию неудачи не следует расценивать как негативную; люди, у которых она преобладает, способны достигать относительно высоких результатов в деятельности, когда диспозиция достаточно велика. Чем сильнее диспозиция к достижению цели, тем больше переживается угроза её недостижения. [Аткинсон Р.Л. Введение в психологию.- М.: Прайм-Еврознак, 2003, с. 285].

К рабочим, отличающимся более слабой нервной системой, повышенными невротизмом и тревожностью, служебные наказания за нарушения правил следует применять особенно усмотрительно.

Чем боле опасным и значимым представляется субъекту данное событие, тем при меньших шансах оно расценивается им как «частое», «редкое». Мотивация к избеганию «духовной» опасности, возникшей по собственной вине, оказывается сильнее, чем к избеганию той же опасности, вызванной техническими причинами. Нарушители меньше бояться опасности, чем «осторожные», а, следовательно, и менее мотивированы к её избеганию. Ведущими фактором, определяющими результирующую мотивацию к использованию средств защиты, являются мотивы избежания физической опасности, а также сохранения при этом высокой производительности (заработка) и удобства. Избежание социального наказания оказалось самым слабым мотивом среди побудителей к использованию средств защиты.

«Риск - это действие(поступок), выполняемое в условиях выбора, когда существует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора. В словаре русского языка С. Ожегова слово риск объясняется как возможная опасность или же как действие наудачу в надежде на счастливый исход». [Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН -3-е изд.- М.: АЗЪ, 1996, с. 668].

При первом подходе риск означает осуществление альтернативного выбора в ситуации неопределённости, где успех - неуспех зависит от случая, а неуспех проявляется в недостижении желаемого результата. При втором подходе риск расценивается как направленность ан особо привлекательную цель, достижение которой связано с физической опасностью.

Выбор варианта поведения в условиях опасности обычно определяется следующими соображениями:

- выигрышем, который может быть получен при данном выборе;

- опасностью;

- шансами на успех или избежание неудачи при сделанном выборе;

- степенью необходимости осуществления выбора, и в частности именно данного выбора.

Рискованное поведение определяется, с одной стороны, объективно действующими ситуативными факторами, а с другой - индивидуальными качествами субъекта. Виды проявления риска: как категория мотивированного (ситуативного) риска, когда люди рискуют ради достижения определённых выгод, и категория немотивированного (бескорыстного) риска. Если мотивированный риск является средством адаптации, приспособления субъекта к ситуации, то немотивированный риск направлен уже не на приспособление к опасности, а скорее, на противодействие ей, на устранение этой опасности. В склонности к мотивированному риску необходимо проявляется и склонность к немотивированному риску.

Готовность к риску отражает, в какой-то мере и мотивационный аспект личности. Готовность к риску оказывается, включающим в себя, наряду с индивидуальными качествами, также различные ситуативные факторы, вытекающие из реальных условий деятельности. Чем выше мотивация индивида к достижению цели, тем ниже готовность к риску. Кто сильно мотивирован на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет высокую готовность к риску, но при высокой защитной тенденции к избеганию неудачи. Связь между готовностью к риску и несчастными случаями детерминируется предметной деятельностью, в частности, мотивацией субъекта к её успешности.

Как показал Милерян, в труде оператора можно выделить четыре режима работы:

- учебно - тренировочный режим, в котором трудовые задачи решаются условно и у рабочего отсутствует ответственность, присущая реальным условиям труда;

- минимальный режим, связанный с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок;

- оптимальный режим, отличается большой продолжительностью, широким использованием навыков и умений, требующий внимания, собранности. В таком режиме используется примерно 40-60% ресурсов организма;

- экстремальный режим, который возникает за счёт значительного усложнения задач, когда человек без высокой волевой регуляции и широкого использования резервов, как правило, уже не может удовлетворительно справляться с выполнением возложенных на него функций. [Милерян Е.А. О надежности оператора в различных режимах работы // Вопросы психологии. № 4. 1971, с. 85].

 

Способность человека к требуемым действиям в аварийных ситуациях становится уже универсально важным индивидуальным качеством, определяющим его защищённость от опасности и предрасположенность к ней.

Установка на защитное поведение в труде зависит от трёх факторов:

- степени предполагаемого риска; преобладающей мотивацией; опыта работы.

Установку на защитное поведение усиливают два обстоятельства:

- когда без риска удаётся получить желаемый результат; когда рискованное поведение ведёт к несчастному случаю.

Для трудовой и учебной деятельности наиболее существенным является результат. Для военной - достижение высокого результата с наименьшими затратами и потерями. В игровой же деятельности на первый план выходит сам процесс. В творческой - её процесс.

Таким образом, статистика несчастных случаев убедительно покрывает, что среди рабочих, не имеющих достаточного опыта, процент несчастных случаев несравненно выше.

Мотивация занимает самое важное место среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в работе были выяснены причины, обстоятельства и факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям, способствующие росту числа несчастных случаев, которые возникают по причине расширения диапазона воздействия человека на окружающий его мир как по разнообразию, так и по интенсивности, так как с развитием техники, раскрыты основные подходы к проведению психологических анализов. Опасность растёт быстрее, чем человеческое противодействие ей. Важной причиной является цена ошибки человека, которая с развитием техники обходится ему гораздо дороже. Интенсивное использование её повышает возможность реализации этой опасности, проявляется адаптация человека к опасности. Безнаказанно нарушив правила и получив за счёт этого какие - то мелкие выгоды, повторяются подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил. Также были выяснены и субъективные причины: показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску. Большое влияние оказывает отсутствие у человека необходимых для данной работы индивидуальных качеств психологического или физиологического порядка, недостаток знаний или опыта, нарушение физического или эмоционального состояния и прочее. На несчастные случаи влияют и многие социальные факторы, такие, как психологический климат в коллективе, принятая система стимуляции труда, условия жизни, вплоть до капризов моды.

Система безопасности труда способствует повышению профессиональных умений человека производительно и безопасно работать, а также повышению мотивации к безопасному труду, обеспечивает человека правилами, индивидуальными средствами защиты, дополнительно увеличивая его результирующую защищённость. Воздействие системы безопасности труда на производство проявляется как в уменьшении производственных опасностей, так и в снижении уровней их действия благодаря применению средств стационарной защиты.

Наличие повышенной предрасположенности человека к опасности ещё не является достаточным условием несчастного случая. Такая предрасположенность не может читаться также его необходимым условием. Несчастный случай, вызванный ошибкой рабочего, может рассматриваться как результат нарушения нормального процесса предметной деятельности.

Существует две категории ошибок, К первой категории можно отнести такие ошибки, когда человек, выполняя относительно безопасную работу, создаёт опасную ситуацию своими неправильными действиями. Ко второй категории можно отнести такие ошибки, которые возникают в связи с тем, что человек не смог решить задачу данной сложности, не смог вовремя отреагировать. В первом случае несчастные случаи связаны с не использованием индивидуальных ресурсов, а во втором - с их нехваткой.

Для своевременного предупреждения несчастных случаев необходимо выявлять конкретные психологические причины их возникновения, необходимо обучать рабочих умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок.

Чем выше мотивация человека к достижению цели, тем ниже готовность к риску. Кто сильно мотивирован на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет высокую готовность к риску, но при высокой защитной тенденции к избеганию неудачи.

Следовательно, главной задачей безопасности в труде является создание положительного отношения, настроя к вопросам безопасности, и тогда почти все рассмотренные методы при различных причинах нарушений будут давать положительный эффект в любых опасных ситуациях. В целях предупреждения несчастных случаев необходимо вовремя выявлять конкретные психологические причины их возникновения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анастази Анна. Психологическое тестирование. Нью-Йорк, 1968 - 218 с.;

2.Аткинсон Р.Л. Введение в психологию. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 713 с.;

3. Балинт И., Мурани М. Психология безопасности труда. - М.: Профиздат, 1968 - 289 с.;

3. Винокуров Л.В. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. Хрестоматия. Антология. Издательство: Питер - 512 с.;

4. Власов Л.А. Психология безопасности труда, Изд.: Военмех, 2003 - 161 с.;

5. Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции, 1958 - 278 с.;

6. Жигарьков А. Методы психологического воздействия. Психологическая газета: Мы и Мир, № 2, 2001;

7. Златин П.А., Соколянский В.В., Крекова М.М. Социология и психология труда, МГИУ, 2007 - 385 с.;

8. Кабаченко Т. С. Методы воздействия и психология безопасности личности, общества, государства. Аспект-Пресс, 2003 - 284 с.;

9. Котик М. А. Психология и безопасность. Изд. 2-е, испр. и доп. -- Таллин: Валгус, 1987. - 440 с.

10. Котик М.И. Психология и безопасность. Монография по психологии труда, Питер, 2006 - 285 с.;

11. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерс / Розанова В.А. Психология управления - М., 1999 - 256 с.;

Date: 2016-06-06; view: 1301; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию