Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инструкция по выполнению работы. Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
40 заданий. Часть 1 содержит 33 задания с кратким ответом. Часть 2
содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–25 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 26–33 записываются в виде последовательности
цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания 34–40 требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2
укажите номер задания и запишите полный развёрнутый ответ на него.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
| Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
|
| |
| Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?
1) экология
2) генетика
3) селекция
4) цитология
Ответ: ______________________.
|
| Определите, формула какого вещества, образующегося в растительной клетке, изображена на рисунке.
1) белка
2) аминокислоты
3) липида
4) глюкозы
Ответ: ______________________.
|
| В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?
1) синтеза молекул АТФ
2) сборки молекул белка из аминокислот
3) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды
4) образования липидов
Ответ: ______________________.
|
| На каком этапе жизни клетки хромосомы спирализуются?
1) интерфазы
2) профазы
3) анафазы
4) метафазы
Ответ: ______________________.
|
| Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют:
1) эмбриональным
2) постэмбриональным
3) с полным превращением
4) с неполным превращением
Ответ: ______________________.
|
| У особи с генотипом ааВВ образуются гаметы:
1) аа
2) ВВ
3) аВВ
4) аВ
Ответ: ______________________.
|
| При неполном доминировании происходит следующее расщепление признаков по генотипу в F2:
1) 3:1
2) 1:1
3) 9:3:3:1
4) 1:2:1
Ответ: ______________________.
|
| В основе создания новых пород сельскохозяйственных животных лежит
1) скрещивание и искусственный отбор
2) влияние природной среды на организмы
3) содержание их в тёплом помещении
4) соблюдение режима питания и полноценное кормление
Ответ: ______________________.
|
| В соответствии с современной системой органического мира лишайники
1) группа низших споровых растений, первыми освоивших сушу
2) комплексные организмы, образованные из клеток и неклеточных форм
3) комплексные организмы, состоящие из грибов, водорослей или цианобактерий
4) группа организмов, утратившая многие органы в связи с паразитизмом
Ответ: ______________________.
|
| По способу питания большинство покрытосеменных растений относят к группе:
1) гетеротрофов
2) автотрофов
3) сапротрофов
4) хемотрофов
Ответ: ______________________.
| | Принадлежность покрытосеменного растения к тому или иному семейству определяют по
1) периоду вегетации и размножению
2) чередованию полового и бесполого поколений
3) особенностям строения цветка и плода
4) особенностям строения листьев и корневой системы
Ответ: ______________________.
| | Какой тип животных имеет наиболее высокий уровень организации?
1) Кишечнополостные
2) Плоские черви
3) Кольчатые черви
4) Круглые черви
Ответ: ______________________.
| | Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными?
1) земноводных
2) пресмыкающихся
3) птиц
4) млекопитающих
Ответ: ______________________.
| | Опорную функцию в организме человека выполняет ткань:
1) нервная
2) эпителиальная
3) соединительная
4) гладкая мышечная
Ответ: ______________________.
|
| Жидкая часть крови, остающаяся после её свёртывания, – это:
1) лимфа
2) сыворотка
3) физиологический раствор
4) плазма
Ответ: ______________________.
| |
| К эндокринной системе органов относят:
1) слюнные железы
2) печень
3) надпочечники
4) сальные железы
Ответ: ______________________.
|
| Часть органа зрения, в котором возникает процесс нервного возбуждения при слабом освещении:
1) колбочки
2) палочки
3) стекловидное тело
4) зрительный нерв
Ответ: ______________________.
|
| По пульсу можно определить:
1) число и силу сердечных сокращений
2) скорость движения крови в артериях
3) объем крови в сосудах
4) верхнее артериальное давление крови
Ответ: ______________________.
|
| Материалом для естественного отбора служит:
1) мутационная изменчивость
2) модификационная изменчивость
3) биологический регресс
4) относительная приспособленность
Ответ: ______________________.
|
| Приспособление вида к среде обитания – результат:
1) появления мутаций
2) упражнения органов
3) отбора случайных наследственных изменений
4) высокой численности особей популяций
Ответ: ______________________.
|
| В скелете человека в отличие от человекообразных обезьян увеличен:
1) мозговой отдел черепа
2) лицевой отдел черепа
3) шейный отдел позвоночника
4) размер костей конечностей
Ответ: ______________________.
|
| Конкуренцию между растениями одного биоценоза, относят к фактору:
1) абиотическому
2) лимитирующему
3) антропогенному
4) биотическому
Ответ: ______________________.
|
| Агроэкосистема плодового сада отличается от экосистемы дубравы:
1) лугов и болот
2) смешанных и хвойных лесов
3) тундры и пустыни
4) тропических лесов
Ответ: ______________________.
Сохранение экосистем обеспечивается:
1) смертностью особей
2) обилием хищников
3) круговоротом веществ
4) изменениями климата
Ответ: ______________________.
Верны ли следующие суждения о структуре экосистемы?
А. В экосистеме леса сосуществуют продуценты, консументы, редуценты, которые образуют пищевые сети.
Б. При переходе от одного звена к другому в наземной пищевой цепи биомасса консументов превышает биомассу продуцентов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: ______________________.
Ответом к заданиям 26–33 является последовательность цифр. Сначала впишите ответы в текст работы, а затем перенесите их
в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания,
начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других
дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной
клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
|
|
|
В заданиях 26–28 выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
|
|
|
| Половые клетки животных, в отличие от соматических
| 1) содержат гаплоидный набор хромосом
2) имеют набор хромосом, идентичных материнскому
3) образуются путем митоза
4) формируются в процессе мейоза
5) участвуют в оплодотворении
6) составляют основу роста и развития организма
Ответ: ______________________.
| Папоротники относят к царству растений, так как:
1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ
2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород
3) их клетки содержат хлоропласты
4) их клетки содержат цитоплазму
5) выполняют роль консументов в экосистеме
6) выполняют роль продуцентов в экосистеме
Ответ: ___________________________.
|
| К рудиментам относят:
1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников
Ответ: ___________________________.
При выполнении заданий 29–32 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
| |
| Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и её видом.
ПРИЗНАКИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
1) ДНК
2) иРНК
|
| ВИДЫ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
А)
| состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
| Б)
| состоит из одной полинуклеотидной неспирализованной цепи
| В)
| передает наследственную информацию из ядра к рибосоме
| Г)
| является хранителем наследственной информации
| Д)
| состоит из нуклеотидов: АТГЦ
| Е)
| состоит из нуклеотидов: АУГЦ
|
| Ответ: ___________________________.
| |
| Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца:
ВИД ЖИВОТНОГО
1) трехкамерное без перегородки в желудочке
2) трехкамерное с неполной перегородкой
3) четырехкамерное
|
| ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА
А)
| прыткая ящерица
| Б)
| обыкновенный тритон
| В)
| озёрная лягушка
| Г)
| синий кит
| Д)
| серая крыса
| Е)
| сокол сапсан
|
|
Ответ: ___________________________.
| |
| Установите соответствие между характеристикой желёз и их типом:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЁЗ
1) внешней секреции
2) внутренней секреции
| ТИП ЖЕЛЁЗ
А)
| имеются выводные протоки
| Б)
| отсутствуют выводные протоки
| В)
| выделяют секрет в кровь
| Г)
| выделяют секрет в полости тела или органов
| Д)
| выделяют секрет на поверхность тела
|
| Ответ: ___________________________.
| |
| Установите соответствие между ароморфозом хордовых и эрой, в которой он
появился.
Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует.
КРИТЕРИЙ ВИДА:
1) морфологический
2) экологический
| А) тело покрыто мантией
Б) раковина имеет две створки
В) обитает в пресных водоемах
Г) кровеносная система незамкнутая
Д) питается водными микроорганизмами
Е) личинка развивается в воде
| Ответ: ___________________________.
В задании 33 установите последовательность биологических процессов,
явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.
|
| |
| Установите, в какой последовательности в первом делении мейоза протекают процессы:
А) коньюгация гомологичных хромосом
Б) разделение пар хромосом и перемещение их к полюсам
В) образование дочерних клеток
Г) расположение гомологичных хромосом в экваториальной плоскости
Ответ: ___________________________.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
|
|
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания 34–40 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Запишите сначала номер задания (34, 35 и т. д.), затем полный развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
|
| |