Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции





Анализ динамики, выполнения плана производства и реализации продукции

Источниками информации для проведения анализа производства и реализации продукции являются:

­ бизнес-план предприятия;

­ оперативные планы-графики;

­ отчет о прибылях и убытках;

­ оперативные данные о движении готовых изделий, их отгрузке и реализации;

­ статистическая отчетность.

Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки в сопоставимых и действующих ценах. Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста, среднегодового темпа роста (прироста) (пример - см.таблицу).

Таблица - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах, млн. руб.:

Год Объем производства Темпы роста, % Объем реализации Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
  10,0 100,0 100,0 9,8 100,0 100,0
  11,4 114,0 114,0 10,7 109,2 109,2
  12,2 122,0 107,0 11,9 121,4 111,2

За три года объем производства увеличился на 22%, а реализации – на 21,4%, что свидетельствует о процессе накопления остатков нереализованной продукции на складах организации.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

По данным таблицы исчислим его как среднее геометрическое:

темп роста выпуска= =1,1044 или 110,44%;

темп прироста выпуска=110,44 -100,00=10,44%;

темп роста реализации= =1,102 или 110,2%;

темп прироста выпуска=110,2 -100,00=10,2%.

При оценке выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период определяют абсолютные и относительные приросты, проценты выполнения плана по каждому виду продукции и в целом по организации (пример – см. таблицу):

Таблица - Выполнение плана и динамика производства продукции, млн. руб.:

Показатели Фактически за прошлый год Отчетный год Выполнение плана за год, % В % к прошлому году Отклонение
план факт план факт
Объем производства продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС, акцизов и других налогов и платежей из выручки: - в сопоставимых ценах1 прошлого года - в фактических ценах 10,9 10,9 11,1 12,4 11,0 12,2 99,0 98,4 100,9 Не соп. -0,1 -0,2 +0,1 Не соп.

1 - индекс цен=1,114

Оперативный анализ производства и реализации осуществляют нарастающим итогом с начала периода и определяют абсолютные отклонения в разрезе видов продукции.

Возможны два варианта методики факторного анализа объема реализации продукции:

- первый вариант - если выручка определяется по отгрузке продукции, то объем реализованной продукции (РП) определяется следующим образом:

,

где ГПначало – остатки готовой продукции на складе на начало периода; ГПконец – остатки готовой продукции на складе на конец периода; ВП – выпуск продукции за период;

- второй вариант - если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то:

где ОПначало – остатки отгруженной продукции, не оплаченной покупателями, на начало периода; ОПконец – остатки отгруженной продукции, не оплаченной покупателями, на конец периода.

Проведем анализ по первому из выше приведенных вариантов (пример – см. таблицу).

Таблица - Анализ объема реализации при условии определения выручки по отгрузке:

Показатели, млн. руб. По плану Фактически Влияние на объем реализации
Остатки готовой продукции на начало года     +3
Выпуск продукции за год     -4
Остатки готовой продукции на конец года     -10
Объем реализации 15+250-7=258 18+246-17=247 -11

Данные таблицы свидетельствуют о том, что фактически план реализации не выполнен на 11 млн. руб. по причине наличия сверхплановых остатков готовой продукции на конец периода на 10 млн. руб. и недовыполнения плана производства на 4 млн. руб.

Второй вариант анализа реализации продукции связан с уровнем оплаты отгруженной продукции характеризует состояние расчетов с покупателями. При этом определяют коэффициент оплаты как отношение оплаченной продукции к отгруженной продукции за период. Если данный коэффициент меньше единицы, то это свидетельствует о росте дебиторской задолженности.

Анализ реализации тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется выполнение плана поставок за период и нарастающим итогом в разрезе потребителей и видов продукции.

Процент выполнения договорных обязательств равен отношению разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнением к плановому объему (пример – см. таблицу).

Таблица - Анализ выполнения договорных обязательств, млн. руб.

Вид продукции План поставки по договору Фактически отгружено Недопоставка продукции
Изделие А     -2
Изделие Б     -
Изделие В     -15
Итого     -17

Таким образом, план поставки выполнен на 96,1% ((437-17)/437=0,961), и недопоставлено продукции на 17 млн. руб.

2 Анализ ассортимента и структуры продукции

Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием объема выпуска по каждому виду продукции.

Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент. Он рассчитывается как отношение стоимости продукции, принятой в зачет по ассортименту к плановой (базовой) стоимости продукции. При этом в зачет по ассортименту принимается фактический выпуск продукции по каждому виду, но не выше планового (базового) (пример – см. таблицу).

Таблица - Анализ ассортимента продукции:

Вид продукции Выпуск продукции, млн. руб. Засчитывается в выполнение плана по ассортименту
По плану Фактически
Изделие А      
Изделие Б      
Изделие В      
Итого:      

План по выпуску продукции в стоимостном выражении выполнен на 100,4% (233/232=1,004), но по ассортименту продукции – на 98,3% (228/232=0,983). Это говорит о наличии изменений в ассортиментной политике организации.

Структура продукции – это соотношение отдельных видов продукции в общем ее объеме.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели работы организации. Расчет влияния структуры продукции на объем производства в стоимостном выражении ()может производиться разными способами:

1. способом цепной подстановки:

,

где - общий фактический объем выпуска продукции,

;

;

2. способом процентных разностей:

,

где Iст – стоимостной индекс выпуска продукции,

Iн – натуральный индекс выпуска продукции;

3. способ абсолютных разниц:

,

где - изменение средневзвешенной цены изделия за счет изменения структуры продукции.

Проведем анализ влияния структурных сдвигов на выпуск продукции в стоимостном выражении способом цепных подстановок (пример – см. таблицу).

Таблица - Анализ структуры продукции:

Вид продукции Выпуск продукции, шт. Цена, тыс. руб. Удельный вес Стоимость продукции, тыс. руб.
план факт план факт план факт план факт
ИзделиеА       8,1 0,431 0,438    
Изделие Б       5,9 0,233 0,215    
Изделие В       12,2 0,336 0,347    
Итого:     - - 1,0 1,0    

ВПусл1 =2330×0,431×8+2330×0,233×6+2330×0,336×12=20685,74 ВПусл2 =2330×0,438×8+2330×0,215×6+2330×0,347×12=20872,14

∆ВП структурных сдвигов =20872,14 - 20685,74=+186,4 тыс. руб.

3 Анализ качества произведенной продукции

 

Качество продукции – понятие, которое характеризует эксплуатационные, потребительские, технологические свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме;

удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме;

удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

средний коэффициент сортности как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта;

процент выполнения плана по сортности как отношение фактического и планового среднего коэффициента сортности или как отношение фактической и плановой средневзвешенной цены изделия.

Индивидуальные показатели характеризуют одно из свойств изделия: полезность, надежность, трудоемкость, энергоемкость, эстетичность и т.п.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации покупателей и потери от брака.

Потери от брака = себестоимость брака + расходы по его исправлению – себестоимость по цене возможного использования – сумма удержаний с виновных лиц.

Влияние изменения качества продукции (ее сортового состава) определяется:

4 Анализ ритмичности производства

Ритмичность производства – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренные планом.

Date: 2016-05-14; view: 899; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию