Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для студентов

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

профессор Д. М. Азаматов

_____________________

«31» мая 2012 г.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему «История философии. Неклассическая философия. Сциентизм»

 

Методические указания для студентов

(для семинарских занятий)

 

 

Дисциплина «Философия»

Специальность Лечебное дело (31.05.01)

Курс II

Семестр I

 

Уфа

Тема: «История философии. Неклассическая философия. Сциентизм» на основании рабочей программы «Философия». Направление подготовки Лечебное дело (31.05.01), форма обучения очная», утвержденной 31 мая 2012 г.

 

 

Рецензенты:

1.

2.

 

Автор: к.ф.н., доцент Девяткина Р.И.

 

 

Утверждение на заседании № 07 кафедры Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы от «31» мая 2012 г.

 

 


1. Тема: «История философии. Неклассическая философия. Сциентизм».

Актуальность: данная тема знакомит студентов с течениями неклассической сциентистской философии, многие идеи и принципы которой легли в основу современного научного мировоззрения и методологии.

2. Цель занятия:

- знать предпосылки возникновения неклассической философии;

- знать содержание и гносеологическую направленность сциентизма;

- знать основные положения феноменологии, позитивизма, структурализма, прагматизма;

- знать четыре исторические формы позитивизма;

- уметь объяснить принципы верификации и фальсификации;

- знать основных мыслителей сциентистского направления.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- историю Нового времени XIX в. и Новейшего времени ХХ в.;



- содержание и компоненты европейской культуры XIX-ХХ вв.;

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- работать с научными и учебными текстами;

- реферировать научный и учебный материал.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1) Каковы причины появления неклассической философии?

2) Что является основным объектом исследования в феноменологии?

3) Какие объективные факторы послужили толчком к появлению позитивизма?

4) Какие исторические формы выделяются в позитивизме?

5) Какой научный метод лежит в основе философии структурализма?

6) Почему прагматизм называют утилитарной философией?

 

4. Вид занятия: семинар.

5. Продолжительность занятия: 2 часа (в академических часах).

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал (контролирующие компьютерные программы);

6.2. ТСО (компьютеры, мультимедийные проекторы и др.)

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Тестовые задания для самоконтроля:

 

1. Назовите философскую проблему, наиболее существенную для неопозитивизма:

а) язык науки

б) эмоционально-духовная жизнь человека

в) верификация

г) истина и вера

 

2. Автором всемирно известного труда «Структура научных революций» (1962 г.) является:

а) К. Поппер

б) Т. Кун

в) Б.М. Кедров

г) К. Ясперс

 

3. В современной западной философии значительное внимание уделяется:

а) познанию Абсолютного Духа

б) анализу возможности построения коммунистического общества

в) исследованию проблем языка

г) познанию первоначал, первопричин бытия

 

4. Концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали:

а) Г. Гадамер и М. Хайдеггер

б) Т. Кун и И. Лакатос

в) Ж. Лиотар и Ж. Деррида

г) К. Ясперс и А. Тойнби

 

5. «Неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе, философские», – считают представители:

а) неофрейдизма

б) марксизма

в) экзистенциализма

г) позитивизма

 

6. Одним из направлений философии, возникших в ХХ веке, является …

а) антропологический материализм

б) структурализм

в) трансцендентальный идеализм

г) номинализм

 

7. Определяя специфику научного знания, К. Поппер выдвинул принцип:

а) кодификации

б) верификации

в) фальсификации

г) унификации

 

8. С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое …

а) философски обосновано

б) подтверждается новыми теориями

д) опровергаться новыми теориями

е) может успешно применяться на практике

 

7.1.2. Проверка конспектов по философии:

1) Конт О. Курс позитивной философии // Закон трёх стадий

http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/kont_positive_philosophy.html

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия:



1. Отличия неклассической философии от классической; причины перехода к неклассической философии.

2. Сущность и характерные черты сциентизма.

3. Основные положения позитивизма; причины смены исторических форм позитивизма.

4. Суть принципов верификации и фальсификации.

5. Основные положения феноменологии, структурализма и прагматизма.

 

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

Объясните понятия и термины: позитивизм, прагматизм, феноменология, сциентизм, аналитика, интерсубъективность, верификация, фальсификация, парадигма, научная революция.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Основные черты и особенности современной философии.

2. «Венский кружок» как начало неопозитивизма.

3. Значение принципа верификации в научной методологии.

4. Карл Поппер и постпозитивизм.

5. Философия прагматизма.

6. Философская эволюция позитивизма.

7. Задачи и методы феноменологии.

8. Главные вопросы и темы постструктурализма.

 

На занятии студенту необходимо выполнить:

· участвовать в обсуждении разбираемых вопросов темы;

· ответить на вопросы преподавателя;

· сформулировать вопрос докладчику;

· решить предложенные тестовые задания.

 

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы:

Материалы для контроля уровня освоения темы: тестовые задания.

 

Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия:

- краткое выступление (дополнение, ответ на вопрос) – 2 балла;

- развернутое выступление – 4 балла;

- доклад, доклад с презентацией – 10-15 баллов;

- тестовое задание – 5 баллов.

 

Место проведения самоподготовки: методический кабинет № 229.

 

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) по данной теме (проводится в учебное время): работа с основной и дополнительной литературой.

 

8. Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов):

Основная:

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. с. 116 – 123, 199 – 201, 213 – 217, 223 – 226, 240 – 252.

2. Спиркин А.Г. Философия. М., 2004., раздел I, глава 7, с. 193 – 200.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. М., 2004. Ч. I, Гл. 7, с. 211– 221.

4. Философия медицины. Под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004. Разд. I, Гл. 6, с. 143 – 150.

 

Дополнительная:

1. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/05.php

2. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/06.php

3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_07.php

4. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_15.php

5. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_20.php

6. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_38.php

7. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_39.php

8. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Syvorova/_07.php

9. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Skirb/150.php

10. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель и др.; Под ред. Ч.С. Кирвеля. – 2-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2001. с. 374 – 379, 429 – 446, 518 – 524.

 

Подпись автора методической разработки: ___________

 

«31» мая 2012 г.




<== предыдущая | следующая ==>
Социальные отношения. 1.Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов | Сравнительная характеристика циклических операторов





Date: 2016-05-13; view: 84; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию