Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация, задачи и методы исследования





 

Цель курсовой работы состоит в изучении особенности психологической культуры воспитателя в ДУ.

Задачи исследования:

1. проанализировать на основе психолого-педагогической литературы особенности психологической культуры воспитателя.

2. изучить уровень психологической культуры воспитателя при помощи методикой разработанной американским психологом Марион Снайдером «Оценка самоконтроля в общении».

3. выявить отношение старших дошкольников к воспитателям.

Гипотеза исследования: предполагается, что психологическая культура воспитателя проявляется в стиле педагогического общения с детьми и влияет на атмосферу эмоционального благополучия в детском коллективе, которое, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.

Объект исследования: психологическая культура.

Предмет исследования: особенности психологической культуры воспитателя в дошкольном учреждении.

Метод исследования: В данной курсовой работе были использованы теоретические и практические методы исследования: анализ литературы по данной теме; анкетирование воспитателей, рисуночная диагностика «Моя воспитательница».

База исследования – детский сад №2, города Могилева.

Исходя из поставленных задач, мы построили следующую структуру работы: первая глава посвящена теоретическому аспекту данной работы, в ней дан анализ литературы по проблеме психологической культуры воспитателя ДУ. Вторая (практическая глава) посвящена конкретному психологическому исследованию, которое направлено на выявление зависимости стиля педагогического общения и влияния его на эмоциональное благополучие детей. Заключение содержит выводы, сделанные на основе имеющихся материалов.

В эксперименте принимало участие 10 детей 5-6 лет. Воспитатели группы «Фантазеры» Павлова Е.И. и Гаврилова Н.А.

Оценка самоконтроля в общении

Разработан американским психологом Марион Снайдером.

Внимательно прочтите десять предложений, описывавших реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву "В",если неверным или преимущественно неверным - букву"Н".

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, что в чем я искренне убежден.

8.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Подсчет результатов: по одному баллу начисляется за ответ "Н'' на 1,5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменятся в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным"в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль, Вы входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Для выявления стиля педагогического общения воспитателей мы использовали:

«Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми в педагогическом процессе ДОУ».

Инструкция воспитателю.

Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

а) делиться всеми своими мыслями и чувствами;

б) говорить только то, что захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие дидактический материал для занятий, то вы:

а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому принять нужное решение;

б) представите самим детям разбираться в проблеме;

в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый материал.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен. Как вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажете его работу;

б) проявите заинтересованность и выясните причину такого поведения;

в) скажите ему: "Вот всегда бы так занимался".

4. Ребенок плохо себя чувствует и отказывается принимать участие в занятиях. Как вы поступите:

а) доверительного с ним побеседуете, выясните причину плохого состояния и предложите ему заниматься в силу его возможностей;

б) предложите ему заняться чем-либо другим;

в) заставите ребенка принять участие.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка. Что предпочтете сделать:

а) спокойно, не вмешиваясь понаблюдать, как они работают, занимаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами.

6. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной:

а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок неопытен, и только взрослый может и должен его воспитывать и обучать;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи и, поэтому главное - заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и не нарушал дисциплину.

8. Ваше отношение к активности ребенка:

а) положительное - без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательное - часто это мешает вести обучение и воспитание;

в) положительно тогда, когда активность согласована с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это. Ваши действия:

а) не обратите на это внимание;

б) предложите выполнять задание;

в) предложите другое задание.

10. Какая позиция, по-вашему, болев правильная:

а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем;

б) если он не осознает заботу, то это его дело, но когда-нибудь он об этом пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь?

 

Обработка ответов

Полученный ответ оценивается указанной суммой баллов.

Варианты ответов Вопросы
                   
А                    
Б                    
В                    

 

Общая сумма баллов характеризует склонность воспитателя к определенному стилю:

25-30 баллов - предпочтение к демократическому стилю;

10-19 - выраженность либерального стиля общения;

1 -9 - выраженность авторитарного стиля.

Диагностика – «Моя воспитательница».

Цель: изучение отношения детей к воспитателю.

Старших дошкольников просили нарисовать свою воспитательницу.

Результат исследования оценивался исходя из:

а) графического расположения

б) использование цветовой гаммы

в) комментарий ребёнка во время рисования и после.

Через 1 неделю ребятам было предложено нарисовать вторую воспитательницу данной группы – Гаврилову Н.А.

 

Анализ результатов

 

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция:"Я такой, какой я есть в данный момент "Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я",мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Анализ уровня психологической культуры воспитателя показал:

Павлова Е.И. – 9 баллов. Высокий уровень коммуникативный контроля, психологической культуры. Она легко входит в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствует и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производит на окружающих.

Гаврилова Н.А. – 6 баллов. Средний уровень психологической культуры. Она искренна, но не сдержана в своих эмоциональных проявлениях, считается в своем поведении с окружающими людьми.

Обработка результатов анкетирования воспитателей группы «Фантазеры» показала, что Павлова Е.И. в своей работе придерживается демократического стиля воспитания. При демократическом стиле воспитания воспитатель стимулирует самостоятельность ребенка. Дети обсуждают с ним проблемы жизни в детском саду, семье и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулирует воспитатель, или оно должно быть им одобрено. Воспитатель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям детей, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы.

Гаврилова Н.А. свойственен авторитарный стиль воспитания ребенка, основные черты автократического. Но при этом детям позволяет участвовать в обсуждении проблем общественной жизни, вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает воспитатель в соответствии со своими установками.

После обработки результатов и сопоставления рисунков детей мы имеем следующие результаты:

80 % детей показали положительное отношение к Павловой Е.И.

20 % детей нуждаются в дополнительном обследовании с целью уточнения результата. Негативное отношение к Павловой Е.И. дети не показали.

Через 1 неделю ребятам было предложено нарисовать вторую воспитательницу данной группы – Гаврилову Н.А.

Результаты следующие:

50% - детей показали явно положительное отношение

20% - нуждаются в дополнительном обследовании с целью уточнения результата

30 % - негативное отношение к Гавриловой Н.А.

Date: 2016-05-25; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию