Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные черты социалистической действительности, которые показал Платонов в рассказе ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
· Доверчивость и доброжелательность крестьян, · захват власти на местах бездельниками и краснобаями типа Льва Чумового, · объявление граждан врагами народа за самые невинные занятия (постройка народной карусели), по самым ничтожным поводам («Ты здесь народ отвлекаешь, а у меня за жеребёнком погнаться некому...»), · отход власти от первоначальных целей, ради которых совершалась революция (Макар ездил в поездах девять лет тому назад, в девятнадцатом году. Тогда его везли задаром... «Езжай далее, — говорила ему, бывало, пролетарская стража, — ты нам мил, раз ты гол». Девять, лет спустя крестьянин по-прежнему гол, но он уже не мил «стражнику-контролёру», и определение «пролетарскому» уже отсутствует), · бюрократизация государственной жизни, · всеобщая уравниловка в распределении благ, · бесхозяйственность («Иной одну мысль напишет на квитанции — за это его с семейством целых полтора года кормят... А другой и не пишет ничего— просто живёт для назидания другим») · отрыв крестьянина от земли, от его предназначения, ведь крестьянин составляет фундамент любого государственного устройства.
Концовка рассказа иллюзорно-счастливая: Макар и Пётр научили народ думать самостоятельно и просто – «на базе сочувствия неимущим». Чумовой остался в своём учреждении один: его «организационный гос-ум» стал не нужен. Не слишком ли наивно-утешительна такая концовка?
Теперь понятно, что в рассказе могло вызвать державное негодование Сталина: непозволительное сомнение в правильности режима, догадка о его ненормальном устройстве, неприятие «единственно правильной» генеральной линии. Платонов, явно опережая своё время, первым задумался о развитии в людях пассивности и полной безынициативности, отчуждения друг от друга, о желании людей всё переложить на руководящие центры. Безымянный «пролетариат» в ночлежке говорит о насущнейшей нужде сохранить нечто идеальное в людях: — Нам сила недорога — мы и по мелочам дома поставим, — нам душа дорога. Раз ты человек, то дело не в домах, а в сердце. Мы здесь все на расчётах работаем, на охране труда живём, на профсоюзах стоим, на клубах увлекаемся, а друг на друга не обращаем внимания – друг друга закону поручили… Даёшь душу, раз ты изобретатель! Платонов говорит здесь о казёнщине, формализме, о разрыве душевных связей и отчуждении, о необходимости непрерывно строить и человека. Поручить друг друга закону – это значит умножить пассивность каждой души, её неразвитость, бездуховность. «Усомнившийся Макар» — пример величайшей прозорливости А.Платонова, предупреждавшего об ошибочности и опасности пути по которому шла страна. Таким образом, рассказ обнаруживает не только художественное мастерство автора, но и его гражданское мужество, с каким он заявляет власти о её бесперспективности и несостоятельности.
|