Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфический барьер
Специфический барьер мозга — иммунный — автономная группа клеток, образующая иммунную защиту центральной нервной системы и относительно изолированная от общей иммунной системы. К клеткам иммунного барьера относятся: · лимфоидные клетки спинномозговой жидкости (Т и В лимфоциты); · мононуклеарные фагоциты спинномозговой жидкости (клетки микроглии для усиления защитной функции, превращающиеся в фагоцитирующие клетки - макрофаги); · мезодермальные клетки (астроциты и олигодендроглиоциты). Таким образом, центральная нервная система является самостоятельным образованием с двумя видами барьеров, готовых при малейшей опасности для мозга включиться в его защиту. Под воздействием различных патогенных факторов может наблюдаться прорыв мозговых барьеров. К таким факторам относятся: · новообразования, · радиация, · гипертонический криз, · эпилептиформный припадок, · отек мозга, · травмы, инфекции, аллергии, · химические вещества. Прорыв мозговых барьеров приводит к развитию ряда неврологических заболеваний и патологических состояний психической сферы. Особую опасность вышеперечисленные факторы риска представляют для еще несформированной системы защиты мозга в пренатальном периоде, что несомненно может отразиться на интеллектуальном развитии ребенка. Таким образом, знания анатомо-физиологических особенностей коры головного мозга, стрио-паллидарной системы, лимбико-ретикулярного комплекса и барьеров мозга являются основой изучения высших мозговых функций и их нарушений. Глава 3. ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ
Речь и ее нарушения
Речь — важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка. Воспроизведение речи осуществляется с помощью аппаратов дыхания, жевания, глотания, голосообразования и артикуляции. Большое значение при этом имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояния придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. В реализации речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы (схема 6). Однако центральным звеном аппарата речи является кора головного мозга - преимущественно доминантного полушария (рис. 13). Таким образом, всю совокупность физиологических механизмов, участвующих в формировании речи, можно разделить на две группы — механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи.
Выделяют два основных вида речи: импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи (чтение). В психологическую структуру импрессивной речи входят процессы восприятия и анализа звукового и буквенного состава речи. Экспрессивная речь - воспроизведение устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (выполнение мыслительных операций и действий в уме), которая завершается развернутым речевым высказыванием. Речь неразрывно связана с мышлением, хотя в филогенезе речи и мышления выделяется доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи. В возрасте около 2 лет у ребенка между мышлением и речью наступает переломный момент, и речь постепенно становится механизмом, «орудием» мышления (Л.С. Выготский). Но до становления «внутренней речи» у ребенка как бы появляется речь, обращенная к самому себе — «эгоцентрическая внешняя речь». Появление такой речи связано с какой-либо деятельностью ребенка (интеллектуальная, игровая), когда во время игры либо при решении интеллектуальных задач он начинает рассуждать вслух. Элементы эгоцентрической речи часто встречаются и у взрослого, когда он, решая какую-либо интеллектуальную задачу, начинает непроизвольно размышлять вслух и произносить какие-то слова, фразы, понятные только ему. Сложность, многоступенчатость речевых механизмов обусловливает разнообразие речевых расстройств. В зависимости от причин их возникновения речевые расстройства разделяются на следующие группы. 1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы: · афазии — распад всех компонентов уже сформировавшейся речи в результате поражения корковых речевых зон; т.е. расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функции артикуляционного аппарата и слуха, достаточной для восприятия элементарных речевых звуков; · алалии — системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде; · дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы: · мутизм (немота) - отсутствие речи при сохранности центров речи и речевого аппарата; · сурдомутизм (глухонемота) — функциональное нарушение слуха и речи; · заикание — нарушение ритма и плавности экспрессивной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата: · механические дислалии — расстройство речи, проявляющееся в нарушении звукопроизношения вследствие аномалий артикуляционного аппарата, недоразвития фонематических процессов; · ринолалия - патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба. 4. Задержки речевого развития различного генеза, в частности при: · недоношенности; · соматической ослабленности; · педагогической запущенности. Date: 2016-05-14; view: 481; Нарушение авторских прав |