Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Некоторые ограничения и практическое применение экзистенциально-гуманистической традиции
Красота и сила экзистенциально-гуманистической традиции основывается на вере в человека, в возможность его роста, в бесконечное разнообразие его опыта. Однако некоторые наивные психологи восприняли из всего этого только “бесконечность возможностей” и ведут клиента к деструктивному, замкнутому циклу существования. В Стендфорском университете изучались 17 групп встреч общей численностью 20 человек. Основной результат заключается в том, что для одной трети результат положительный, для второй — без изменений, для третьей части результат был явно отрицательным. Важнее то, что результатом этих коротких встреч было: 1 тяжелый случай и 17 отрицательных перемен. Среди них были случаи попыток самоубийств и госпитализации в психиатрические клиники. Лидеры групп встреч были разбиты на категории по стилю поведения, и выяснилось, что все, кроме одного случая, исходят от трех-пяти лидеров, которые можно назвать “стимуляторами агрессии”. Эти люди любят вызывать конфронтацию между членами группы. Они склонны к авторитарности, ищут немедленного самораскрытия и выражения глубоких чувств, их мало заботят мысли членов группы. Один из лидеров (три тяжелых случая) говорил так: “Я вижу, что большинство группы не хочет что-то делать, поэтому я шел вперед и хорошо проводил время” (Я лом и Либерман, 1971) Эти исследования, конечно, не определяют характер всех групп встреч, и мало что говорят о психологах экзистенциально-гуманистической направленности. Просто мы хотели еще раз подчеркнуть, какой вред может принести даже хорошая теория, если ее применять без учета человеческой натуры. Индивидуальная терапия гуманистической традиции представляет величайшие ценности человечности. В то же время некоторые “новейшие” терапии приклеивают на себя этикетку экзистенциально-гуманистических и развивают крайнюю степень зависимости клиента от психолога, вплоть до того, что поощряют сексуальные связи между психологом и клиентом. Психоанализ и бихевиоризм, которые часто обвиняют в манипуляторстве и отсутствии гуманизма, имеют строгие этические нормы, высокий уровень профессионализма, чего не скажешь о некоторых неконтролируемых формах экзистенциального гуманизма. Нельзя оставить без внимания, что экзистенциально-гуманистическая терапия постоянно делает упор на индивидуальный рост клиента. Хотя в теории уделяется достаточно внимания отношениям с другими (промежуточная сфера), на практике мы всегда прежде всего имеем дело с индивидуумом, с тем, что он хочет, меньше обращая внимание на отношения со средой. Вот как говорил основоположник гештальт-терапии Перлс: “Вы делаете по-своему, я — по-своему. И если случайно наши пути пересекутся — что ж, тем лучше”. Можно критиковать его за нежелание вступить во взаимоотношения, за неумение преодолеть рамки собственного Я. Разнообразие жизни, которое подчеркивается экзистенциальной традицией, может привести к проблеме отчуждения личности от других. Как и психодинамическая теория, экзистенциально-гуманистический подход является вербальным по своей природе. Занимаясь проблемой смысла жизни, внутренней удовлетворенностью человека, эта терапия неизбежно многословна, а потому больше подходит представителям верхнего и среднего классов. Позитивная философия Карла Роджерса может встретить понимание у небелых клиентов, но, поскольку у ее методов медленная отдача, мало непосредственного действия и она не умеет рассматривать сиюминутные проблемы, то она часто не подходит для этих групп. Кроме того, существенным недостатком с точки зрения небелого клиента является игнорирование отношений личности — окружение. Учитывая все эти проблемы и трудности, что же делает экзистенциальный гуманизм полезным для начинающего психолога? Пожалуй, главным вкладом Роджерса было его стремление к эмпатии, тщательное выслушивание клиента и его готовность предоставить интервью для исследования с помощью звукозаписи или фильма. Методы внимания (глава III) взяты большей частью из его классификации, которую он сделал еще в своих ранних работах. Качественные условия (глава VI) — теплота, уважение, конкретность — тоже берут свое начало из теории Роджерса. Методическая ценность этой теории в том, что он научил нас внимательно слушать клиента, быть открытым во время интервью. Только так мы и можем расти, только так мы поймем свои возможности, которые могут обогатить жизнь других людей. Работы Фрица Перлса дали нам ряд эффективных техник, которые можно использовать не только в гештальт-терапии, но и в сопряжении с другими теориями. Теория Виктора Франкла с его сбалансированными методами выслушивания и воздействия занимают центральное место в экзистенциально-гуманистической традиции. У Элизабет Лукас, его ученицы, мы находим полезное обсуждение работ Франкла. Этот подход открыто и честно ведет разговор о проблемах человеческой души, преодолевая их через действия личности и с помощью поддержки психолога. Все эти теории всегда заняты поиском позитивного в человеческом опыте и развивает взаимоотношения личности и его окружения.
Краткий обзор главы Овладев материалом данной главы, вы должны уметь: 1. Давать определение и обсуждать элементарные понятия экзистенциального гуманизма. В частности, надо знать термины: экзистенция, внутренняя сфера, средняя сфера, внешняя сфера, экзистенциальная тревожность, интенциальность, гуманизм, самораскрытие, отношения “Я — Ты”. Также очень важно понимать отношение Карла Роджерса и Виктора Франкла к ключевым понятиям экзистенциально-гуманистической традиции. 2. Описать революцию в психологии, которую осуществил Роджерс. До появления методов Роджерса психологи работали в основном в рамках психоанализа. Позитивистские ясные формулировки Роджерса изменили лицо психологии и психотерапии. 3. Определять и обсуждать основные аспекты роджеровской теории: роджеровское мировоззрение, важность понимания того, как клиент воспринимает мир, расхождение между реальным и идеальным образами “Я”, стремление к самоактуализации. 4. Уметь рассказать о трех основных этапах эволюции взглядов Роджерса: бездирективный этап, клиентоцентрированный этап и этап сильного личного участия. 5. Понимать методы воздействия и техники Фрица Перлса в рамках гештальт-терапии. Среди всех экзистенциально-гуманистических направлений гештальт-терапия является самым сильным и спонтанным подходом. Поскольку техники достаточно мощные, то необходимо помнить о предосторожностях. 6. Понимать место логотерапии в психотерапии. Виктор Франкл построил философию психологии и жизни. Элизабет Лукас показала, как широко эту теорию можно применять в практической работе. В главе VII был показан фрагмент интервью, где с точки зрения логотерапии происходила смена отношения к объекту. Ключевые методологические понятия: смена отношения, парадоксальные намерения, переключение и техника призыва. 7. Уметь обсуждать проблемы ограничений экзистенциально-гуманистического направления и его практическое применение. Отдельные терапевты, которые называют себя экзистенциалистами, могут своими непрофессиональными действиями нанести ущерб клиенту. В целом эта система, хотя и философски привлекательна, слишком многословна, поэтому часто не подходит для небелого населения или представителей низших классов.
Глава ХI. Когнитивно-бихевиоральное направление
Date: 2016-05-25; view: 352; Нарушение авторских прав |