Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экзистенциально-гуманистическая теория





“Мир многообразен, и наши отношения многообразны. То, что многообразно, часто страшит, поскольку не является простым и понятным. Мы предпочитаем забывать, как много возможностей открывается перед нами”.

(Кауфман, 1970)

Экзистенциализм связан с человеческим существованием и безграничными возможностями жизни. Разумеется, точное оп­ределение ключевых понятий “экзистенциализм”, “существова­ние”, “возможности” вряд ли возможно, так как экзистенциа­лизм основан на вере в то, что каждый человек смотрит на мир по-своему и конструирует свою собственную реальность взаимо­действия с этим миром. Мы знаем себя через отношения с дру­гими. Есть некая договоренность, что экзистенциализм изучает человеческое существование в мире. Таким образом, экзистен­циализм занят изучением смысла жизни и нашего места в мире. Философы-экзистенциалисты постоянно ищут ответы на вопро­сы, связанные со знанием: “Что это значит?”, “Почему это про­изошло?”, “Что есть реальность?”

“Процесс принятия решений — это механизм, через который личность постигает значение... Истинные философы-гуманисты рассматривают жизнь, как серию постоянно принимаемых реше­ний, пусть даже и подсознательно. Хотя решения могут разли­чаться по содержанию, в них всегда присутствует две альтерна­тивы: выбор будущего и выбор прошлого”.

(Мадди, 1985)

Как уже отмечалось во второй главе, клиент приходит к вам, чтобы ему помогли принять решение. Одни хотят переписать свою историю (направленность в прошлое). Другие озабочены выбором и изучают разные возможности применительно к бу­дущему.

Грубую, но точную аналогию этому можно обнаружить в старой шутке о различиях между пессимистом и оптимистом:

Два молодых человека наткнулись на кучу навоза. Первый, пессимист, увидев кучу, сказал: “Фу!” Оптимист же немедленно стал копаться в навозе. “Почему ты делаешь это?” — спрашивает первый. — “Потому что, где навоз, там должны быть и пони”.

В многообразии жизненных трудностей и проблем экзистен­циальный гуманист видит хорошую сторону. Вопрос о смысле зависит от того, кто его задает. Гуманистический выбор — без­условно позитивный, направленный в будущее. Гуманизм — это философия, которая облагораживает человека, ее объектом явля­ется человек, делающий выбор и принимающий решения.

Корни экзистенциализма можно проследить от датского фи­лософа Къеркегора, но распространилось это движение после второй мировой войны в связи с работами Сартра (1946, 1956), Камю (1942, 1958), Хайдеггера (1962), Ланга (1967), а также большой плеяды философов, психологов и теологов. Мэй прив­нес экзистенциальную струю в мышление психологов США.

Большую роль в применении на практике многих положе­ний экзистенциализма сыграли Бинсвангер (1958, 1963) и Босс (1958, 1963). Основой концепции экзистенциализма было объяв­лено бытие в мире. Мы живем в мире, воздействуя на него, и он, в свою очередь, влияет на нас. Любая попытка отгородиться от мира приводит к отчуждению. Отчужденность является либо результатом барьеров между людьми, либо результатом неумения сделать выбор в отношениях. Главная задача психотерапии, та­ким образом, — помочь клиенту увидеть себя в отношениях с миром и действовать в соответствии с тем, что он видит.

Чтобы облегчить анализ экзистенциалисты часто разделяют ин­дивида на внутренний слой (сам человек), средний слой (осталь­ные люди) и внешний слой (биологический и физический мир). У личности бывают проблемы отчуждения с одной из этих сфер. Личность может отчуждаться от самой себя, от своего тела, от других людей, от всего мира. Общее направление экзистенци­ального анализа — помочь человеку понять свои связи с миром (со средним и внешним слоем). Изучая мир, личность способна свободно выбирать, а не только быть объектом действия.

Проблема действия вносит, однако, предпосылки для экзи­стенциальной тревоги. Экзистенциальная тревога может быть результатом отчуждения, но может развиться в результате неспо­собности принять решение. Выбор всегда связан с напряжени­ем, потому что, выбирая, мы всегда теряем какие-то альтерна­тивные возможности. Но хотя выбор — всегда болезненная про­цедура, но это все же лучше, чем вечные колебания и сомнения.

Экзистенциальное разрешение — это принятие решения, выбор и соответствующее действие, т. к. это должно облегчать тревожность. Так беспрерывная цепь выборов постоянно снижа­ет тревожность нашего существования в мире. Именно из-за этого повторяющегося и сменяющего друг друга цикла “выбор — тревожность” некоторые экзистенциалисты (такие, как Сартр и Кьеркегор) стали пессимистами. Другие рассматривают пробле­му с благоприятной стороны. Интенциональность — ключевое понятие экзистенциализма: выбор рассматривается как благо­приятная возможность. Интенциональность, как она понимается в этой книге — это экзистенциальная конструкция, утверждаю­щая, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать, что мир также воздействует на него. Интенциональность обеспечи­вает связь с гуманизмом, мировоззрение которого нашло свое полное выражение в работах Карла Роджерса и Мартина Бубера.


“Гуманизм — это любая философия, которая признает цен­ность и достоинство человека, делает его мерой всех вещей”.

(Аббаноко, 1967)

Экзистенциально-гуманистическая традиция признает бес­конечное разнообразие жизненного опыта скорее как благопри­ятную возможность, чем как проблему. Основа этой филосо­фии — ответственность за выбор и интенциональность поступков.

Человек, стоящий на экзистенциально-гуманистических по­зициях, делает осознанный выбор, касающийся того, что являет­ся позитивным в человеческих отношениях. Мартин Бубер гово­рит о важности отношения Я—Ты, в которых другие выступают прежде всего как люди, а не как объекты: “Если кто-то говорит Вы (ты), он устанавливает отношения”.

Интенсиональная личность ищет отношения Я — Tы, а не отношения ЧТО—ЧТО, в которых люди выступают как вещи.

Экзистенциально-гуманистическая традиция простирается от позитивизма Карла Роджерса и Виктора Франкла до героиче­ского негативизма Сартра и Камю. Гештальт-терапия Ф. Перлса представляет собой более жесткий взгляд на реальность, чем у Роджерса и Франкла. Многие концепции психотерапии подвер­жены влиянию этой “третьей силы” — это и бихевиористский гуманизм, и рациональная терапия, и такие новые теории, как феминистская терапия и теория негроидной идентификации.

Приведем в сжатом виде основные положения экзистенци­ально-гуманистической теории:

1. Мы существуем в мире. Наша задача — постичь смысл этого.

2. Мы познаем себя в отношениях с миром, в частности, через отношения с другими людьми.

3. Тревожность есть либо результат отсутствия этих отношений (с самим собой, с другими, с миром в целом), либо от неудач в выборе и в принятии решений.

4. Мы ответственны за то, как мы конструируем мир. Хотя мир есть то, что взаимодействует с нами, но мы решаем, что зна­чит этот мир и именно мы придаем ему упорядоченность.

5. Таким образом, задача терапевта и психолога — как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время при­нятия решения. Однако, некоторые психологи-экзистенциа­листы стремятся сразу поделиться с клиентом своим взглядом на мир.

6. Особая проблема возникает из-за того, что не всегда можно назвать мир осмысленным и гармоничным, и такие экзистенциалисты, как Сартр и Къеркегор часто нахо­дились в плену у мрачных и безрадостных мыслей о мире, полном абсурда и жестокости. Однако же, по мнению гума­нистически мыслящих экзистенциалистов Бубера и Мэя, сам беспорядок и путаница в мире предоставляют нам благопри­ятные возможности для поиска красоты, для личного роста. Так что различия между этими двумя позициями — это во­прос веры. Если человек видит в многообразии возможностей только проблему, то у него возникают проблемы. Человек, который видит в этом благоприятную почву для принятия решений, будет выбирать и действовать в соответствии со своим выбором.

 







Date: 2016-05-25; view: 369; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию