Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ результатов логопедической работы





По окончанию формирующего этапа был проведён контрольный этап, цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными.

Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе.

Особое внимание мы также уделили следующим показателям: состоянию артикуляционной моторики, состоянию фонематического слуха, звукопроизношению.

При обследовании артикуляционной моторики детям предлагались следующие задания:

1) улыбка, 2) улыбка – трубочка, 3) лопатка, 4) иголочка, 5) часики, 6) маляр, 7) качели,

Система оценки артикуляционной гимнастики оставалась прежней.

Полученные результаты нами проанализированы и помещены в таблицу 2.3.1 (см. Приложении 15).

Данные таблицы говорят о том, что пять детей, которые имели средний уровень, показали высокий. Низкого уровня не зафиксировано.

Состояние фонематического слуха определялось теми же заданиями.

Данные результатов занесены в таблицу 2.3.2 (см. Приложении 16).

Анализируя показатели данной таблицы, мы пришли к выводу, что высокий уровень развития составил у 100% детей.

Для обследования звукопроизношения были взяты задания, используемые нами на констатирующем этапе.

Система оценки исследования звукопроизношения осталась прежней.

Показанные результаты занесены в таблицу 2.3.3 (см. Приложение 17).

Данные таблицы говорят о том, что высокого уровня не показал никто. Средний уровень развития зафиксирован у 8 детей. Низкий уровень наблюдается у двоих детей.

Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, занесены в сводную таблицу 2.2

Таблица 2.2

Состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики и фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.

Уровни сформированности, количество детей Разделы логопедического обследования
Состояние артикуляционной моторики Состояние звукопроизно- шения Состояние фонематическо-го восприятия
А Б А Б А Б
Высокий уровень            
Средний уровень           -
Низкий уровень   -     - -

А – констатирующий этап Б – контрольный этап

Количественная оценка результатов коррекционной работы с детьми с дислалией показала увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников

После проделанной коррекционной работы по звукопроизношению было выявлено, что

У Петра Н. появился звук [с], закрепили его в слогах и словах, дальнейшая работа – введение звука во фразовую речь.

У Марии Р – звук [л] поставили, ввели в слоги, дальнейшая работа – введение в слова и в предложения.

Ульяна С. – научилась различать на слух сходные звуки [с] и [ш], но при произношении иногда ещё смешивает их. Работу по дифференциации звуков в предложении продолжать. Автоматизировать появившийся во время работы звук [р].

Слава П.– звук [л] закреплён в слогах и словах, следует вводить во фразовую речь.

Василий Д. – поставили звук [с], ввели и автоматизировали в слогах и словах. Продолжать работу по автоматизации в словах, вводить в предложения.

Таким образом, логопедические мероприятия и педагогическая технология, учитывающая механизм и структуру речевого дефекта, разработанная нами на формирующем этапе эксперимента способствует устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией.

 

 

Заключение

Устранение нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией – одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого – педагогического но и логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей с дислалией.

Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы.

Дислалия – это речевое нарушение, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой.

Существует две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональная и механическая.

В тех случаях, когда не наблюдаются органические нарушения говорят о функциональной дислалии.

При отклонениях периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической дислалии.

В свою очередь, функциональная дислалия включает в себя три основные формы:


Акустико-фонематическая – в основе этого вида лежит недостаточность фонематического или слухового восприятия;

Артикуляторно – фонематическая – заключается в том что нет нарушений фонематического восприятия. Звуки смешиваются и заменяются.

Артикуляторно – фонетическая – включает в себя дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися позициями. Дети произносят звук не точно, не свойственно данной системе языка.

Логопедическую работу по преодолению дислалии необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в онтогенезе.

Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.

- использование методов обучения, выбор которых зависит от этапа логопедической работы.

Коррекционная работа по устранению нарушений звукопроизношения включает в себя несколько этапов.

Подготовительный этап. На котором идёт подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов правильному восприятию и воспроизведению звуков.

Второй этап – постановка звука. Цель данного этапа заключается в выработке правильного звукопроизношения изолированного звука.

На третьем этапе проводится работа по формированию правильного произношения звука во фразовой речи.

Четвёртый этап включает в себя умение различать смешиваемые звуки и использование их в собственной речи.

Для подтверждения теоретических выводов нами проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

На констатирующем этапе эксперимента диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития речи детей и наличие дефекта.

Результаты данного этапа показали, что у пятерых детей высокий уровень развития артикуляционной моторики и фонематического восприятия. Средний уровень состояния артикуляционной моторики и фонематического восприятия так же показали пять детей. Состояние звукопроизношения у четверых детей зафиксирован средний уровень и шесть детей показали низкий уровень развития.

Для устранения нарушений выявленных на констатирующем этапе мы разработали и провели коррекционные мероприятия по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией, учитывающую механизм и структуру дефекта.

На основе результатов обследования с учётом дефектов, дети были разделены на две группы:

1 группа – дети с артикуляторно – фонетической дислалией;

2 группа – дети с артикуляторно – фонематической дислалией.

При работе с первой подгруппой работа была направлена на формирование отдельных артикуляционных позиций, на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля.

При работе со второй подгруппой были использованы упражнения направленные на развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа.

В результате проведённой работы на формирующем этапе мы отметили, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.

Результативность работы была продемонстрирована при анализе контрольного этапа экспериментального исследования.


Данные, полученные на контрольном этапе, говорят о том, что произошло увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников.

Состояние артикуляционной моторики по сравнению с констатирующим этапом высокий уровень показали 10 детей – это составило 100%. Уровень развития состояния фонематического восприятия на контрольном этапе улучшилось на 50%.

Изменились уровни и состояния звукопроизношения. Если на констатирующем этапе средний уровень развития показывали четверо детей, то на контрольном этапе у восьми детей. Низкий уровень, показанный на констатирующем этапе, уменьшился в три раза.

Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией будет более эффективной, если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; учитываются этапы развития звукопроизношения в онтогенезе; учитывается этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии – подтверждена.

 

Список литературы

1. Алексеева А. М., Яншина В. И..Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. – 3-е изд., - М. Академия, 1998. – 400с.

2. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.

3. Аркин Е. А..Вопросы советского дошкольного воспитания. – М.,1950.

4. Баренцева Н. С., Колесшкова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

5. Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М.,1981.

6. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998 – 240с

7. Бельтюков В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики // Дефектология. - №3. 1977.

8. Бельтюков В. И. Механизмы овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. №1,1978.

9. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. №5, 1976.

10. Бондаренко А. Н.. Словесные игры в детском саду. 2-е издание. - М.: Просвещение. 1977.

11. Волкова Г. А.. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. //Методические разработки и проведение коррекционных занятий. – СПб.;1992.

12. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г..Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.; Просвещение, 1988.

13. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. – М.; 1968.

14. Выготский Л. С..Педагогическая психология // Под ред. Давыдова В. В., - М.; 1991.

15. Гаркуша Ю. Ф.. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. – М.; 1992.

16. Гаубих Ю. Г., Липкина Ю. С.. Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. –2-е изд. – М.; Просвещение. – 1979.

17. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.; 1961.


18. гойхман О. Я., Надеина Т. М..Основы речевой коммуникации. Учеб. Для вузов. //Под ред. Гойхмана О. Я. – М.; ИНФРА – М., 1997. – 272с.

19. Дефектологический словарь. – М.; 1970.

20. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.; 1985.

21. Жинкин Н. И.. О теориях голосообразования //Мышление и речь. – М.; 1963.

22. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичёва Т. Е.. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.; 1990.

23. Занятия по развитию речи в детском саду. Кн. для воспитателей детского сада. // Под ред. Ушаковой О. С. – М.; Просвещение, 1993. – 271с.

24. Зуева Л. Н. и др. Думай – говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. Кн. для воспитателей дет. сада, педагогов и родителей. – М.; Просвещение, 1996. – 79с.

25. Каше Г. А., Филичёва Т. Е.. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

26. Ковшиков В. А.. Принципы формирования языкового механизма у детей. Межвуз. сборник научных трудов. Принципы и методы логопедической работы. – Л.; 1994.

27. Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.; 1998.

28. Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. – м.; 1989.

29. Левин Р. Е. О генезе нарушения письма у детей с ОНР. Вопросы логопедии. – М.; 1959.

30. Львов М. Р. Основы теории речи: уч. пос. для студ. пед. вузов. – М.; Академия, 2000. – 247с.

31. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.; 1991.

32. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002.

33. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. – М.; 1968.

34. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб.; Дельта 1998. – 208.

35. Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Подготовка К школе: речь, письмо, математика. – СПб.; Дельта, 1999. – 208с.

36. Пиаже Жан. Речь и мышление ребёнка. – СПб.; Союз, 1997. – 256с.

37. Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь.: Альбом для педагога. – М.; Владос, 2000. – 96с.

38. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.; 1994.

39. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1999. – 96с.

40. Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. – СПб.;1997.

41. Ты и твоя речь: Для обучения детей культуре речи в семье, детском саду, и далее. – Екатеринбург: У-Фактория, 1998. – 141с.

42. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.; Издательство института психотерапии, 2001. – 240с.

43. Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80с.

44. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.; 1981.

45. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983.

46. Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. – М.; Новая школа, 1993.

47. Филичёва Т. Б. Чевелёва Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.; 1987.

48. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов. – М.; Академия, 1999. – 560с.

49. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.; 1961.

50. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.; Аквариум, СПб., Дельта, 1996.

 







Date: 2016-05-25; view: 841; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию