Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные линии психического развития и новообразования подросткового и юношеского возраста





Возрастные границы подросткового возраста: с 10–11 до 15 лет. Принято выделять младший (10-12 лет) и старший (13-15 лет) подростковый периоды.

Центральным новообразованием этого периода является появление чувства взрослости, развитие самосознания, стремление к самостоятельности.

Ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками.

Исследования показали, что продолжительность периода детства и содержание ранних этапов онтогенеза существенно зависят от культуры, причем чем выше социокультурный уровень общества, тем длиннее период детства. Подростковый и юношеский возрасты имеют, как подчеркивали ученые, особое значение, так как являются переходными от детства к взрослости. Поэтому чем больше выражена разница в ролевом поведении, труде, правах и обязанностях взрослого и ребенка, тем эмоционально насыщеннее становится переходный возраст, тем более явно проступают негативные черты подросткового кризиса.

Сложности, сопутствующие психическому развитию в подростковом возрасте, во многом связаны с тем, что существенные психологические изменения (становление рефлексии, самосознания, понимания личностной цельности и уникальности) не сопровождаются внешними трансформациями в статусе, материальном или социальном положении детей, а потому не всегда своевременно осознаются взрослыми. Особенности поведения подростков, их стремление к созданию собственной «культуры», к более тесным контактам со сверстниками, а не со взрослыми, объясняются именно их маргинальным положением — уже не дети, но еще и не взрослые. Высокая эмоциональная возбудимость усиливает сензитивность подростков к негативным реакциям взрослых, к собственной неуспешности, внешней непривлекательности, часто вымышленной, а частично связанной с быстрым ростом и созреванием. Это делает их самооценку особенно неустойчивой, ситуативной, повышает вероятность отклонений в поведении, общении.

Характеризуя особенности подросткового возраста, Л. С. Выготский отмечал, что многие проблемы, возникающие на этом этапе, проистекают из несовпадения трех точек созревания, так как половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития ребенка и чем ребенок достигает окончательной ступени своего «социокультурного формирования».

Сложности, о которых писал Выготский, обусловлены тем, что психофизические особенности подросткового возраста стимулируют психологические изменения, они связаны и с условиями его жизни. Истоки эмоциональной нестабильности также лежат не только в физиологических изменениях, но и в социальных условиях. Интенсивный рост, достигающий 4-7 см в год, увеличение массы тела опережают развитие мускулатуры, что приводит к некоторой непропорциональности тела. Поэтому подростки часто испытывают чувство неловкости, у них резко повышается интерес к своей внешности. Формирование нового образа физического «Я» происходит постепенно, этот процесс играет важную роль, так как новый образ тела занимает важное место в самосознании, подросток постоянно оценивает его, причем чаще всего им недоволен. Острое недовольство своей внешностью, неприятие ее приводят к нарушению соматической идентичности, формирующейся, по мнению Эриксона, именно в данный период. Это может стать основой многих отклонений в становлении личностной идентичности и цельности, снизить самооценку, особенно ее эмоциональный компонент — отношение к себе. В таких случаях внимательное и компетентное отношение взрослых, объясняющих ребенку изменчивость внешнего вида в переходный период, может существенно оптимизировать процесс формирования соматической идентичности и образа физического «Я».

Большое значение в этом возрасте имеет и становление половой идентичности, которое предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих норм и стиля поведения. В подростковом возрасте стереотипы «маскулинности» и «фемининности» особенно резко поляризуются, соответствие этим стереотипам (во многом идеализированным в представлении подростка) становится главным критерием, по которому подросток оценивает свою внешность, поведение, черты характера. Множество проблем связано с пробуждением сексуального чувства и сексуальным опытом, изменяющим отношение подростков не только к сверстникам другого пола, но и к близким, не всегда адекватно реагирующим на их чувства, и к себе, особенно в случае отвержения партнером.

Говоря о познавательных психических процессах, следует отметить, что в подростковом возрасте завершается их становление как сознательных и произвольных, т. е. высших, культурных форм познания. Интеллектуализация восприятия, памяти, внимания обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих знаков. Например, для того чтобы запомнить большой объем учебного материала, подростку уже не нужно заучивать его при помощи многократных повторений. В процессе понимания ребенок вычленяет главные и второстепенные моменты, что облегчает запоминание материала. Таким образом, в подростковом возрасте происходит переход от непосредственной памяти к логической. Восприятие в это время характеризуется избирательностью и целенаправленностью, внимание — устойчивостью. Сам процесс восприятия, сохранения и обобщения материала становится единым целым, при этом моментальные умозаключения присутствуют уже на этапе восприятия, помогая отсеивать ненужную информацию, не переводить ее в долговременную память.


Развитие формально-логического мышления проявляется в том, что подросток может абстрагироваться от наглядного материала и строить свои рассуждения в вербальном, или идеальном, плане. Исследуя особенности мышления подростков, Ж.Пиаже установил, что в возрасте от 11 до 15 лет происходит последняя фундаментальная децентрация, что способствует развитию гипотетико-дедуктивного мышления. У подростка появляется способность абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль. К концу подросткового возраста человек способен отделять логические операции от тех объектов, над которыми они производятся, классифицировать высказывания независимо от их содержания, по их логическому типу.

Однако, по мнению современных ученых, когнитивное развитие не заканчивается на стадии решения проблем, которую Пиаже выделял в своей периодизации в качестве последней. Существует еще одна стадия, которая характеризуется умением ставить проблемы, как правило, в тех областях, которые важны для ребенка. В своих последних работах Пиаже отмечал тот факт, что новые умственные качества подростки применяют в тех сферах, которые для них наиболее значимы и интересны, а в остальных вопросах они могут обходиться прежними навыками. О сходном явлении говорилось в предыдущем разделе, характеризующем интеллектуальное развитие младших школьников, познавательная мотивация которых тесно связана с интересом к предмету.

Существенные изменения происходят и в развитии воображения, которое под влиянием абстрактного мышления «уходит в сферу фантазии». Подросток скрывает свои фантазии и охотнее признается в поступках, нежели в фантазиях. Часто подростки начинают вести дневники, в которых отражают свои мысли по поводу своей личности, планов, отношений со сверстниками и взрослыми.

Не менее значимым, чем развитие формальной логики, является становление рефлексии, умения осознать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния. Рефлексия стимулирует формирование не только когнитивной сферы, но и личности, творческой активности подростков.

Творческая деятельность подростка не обязательно приводит к какому-то результату, он часто получает удовольствие от самого процесса фантазирования. Креативность, творчество, так же как и рефлексия, непосредственно связаны с развитием личности, с появляющимся и все более осознанным стремлением к самоактуализации. Устойчивые интересы, возможность создавать что-то новое, оригинальное способствуют смягчению многих личностных проблем, создавая особый вид «арт-терапии» — одной из наиболее адекватных технологий в этом возрасте. В то же время собственные проблемы, недостаток опыта, знаний еще не дают возможности развиться творчеству в полной мере.


Тот факт, что особенно интенсивно социализация происходит именно в подростковом возрасте, доказывает огромное значение для подростков общения, прежде всего общения со сверстниками, которое, по мнению большинства исследователей, является ведущей деятельностью в этом возрасте. Для подростка важны не только контакты, но и признание сверстниками. Фрустрированная потребность быть значимым в своей референтной группе может вызвать серьезные отклонения в социализации и личностном росте. Ориентация на нормы группы и стремление им соответствовать повышают конформность, которая, по данным многих психологов, наиболее высока именно в 12-13 лет.

Так как процесс социализации связан с вхождением не только в мир взрослых, но и в мир подростковых ценностей (промежуточный этап взросления), ведущей для формирования социокультурной идентичности становится именно группа сверстников. Особенно значима коммуникация с ровесниками в периоды резких социальных изменений, при появлении новых общественных идеалов, установок и ценностей. Поэтому очень важным для подростка представляется факт нахождения своей референтной группы, т. е. той группы, ценности которой значимы для ребенка и мнение которой о его личных качествах для него чрезвычайно ценно. Стремление соответствовать этим нормам, приобрести уважение и высокое статусное место именно в этой группе — один из ведущих мотивов деятельности подростка, который наполняет процесс социализации конкретным содержанием.

Изучая процесс общения подростков с ровесниками, американский исследователь Д. Маккоби отмечал его высокую значимость для всех сторон психического развития. Он подчеркивал, что влияние сверстников на ценности и установки подростков часто сильнее, чем влияние родителей, школы, религиозных организаций или любых других социальных структур. Это связано с тем, что сверстники, переживающие сходные проблемы, помогают друг другу сохранять уверенность в себе, осознавать и принимать те изменения, которые происходят и в физическом облике, и в духовном росте.

Э.Эриксон также отмечал, что сплоченность подростковых групп, одинаковая манера одеваться, единообразие телодвижений и мимики, так часто наблюдаемые в этих коллективах, на самом деле служат защитой против запутанной, неопределенной идентичности. Подражание друг другу в одежде, поведении дает подросткам, пока еще точно не осознающим, что они собой представляют, ощущение некоторой уверенности, стабильности и безопасности. Кроме того, своя мода, свой стиль причесок и т. п. подчеркивают дистанцию между подростками и взрослыми. По мнению Эриксона, принадлежность к группе сверстников позволяет подросткам испытывать на себе влияние разных новых идеологических систем — политических, социальных, экономических и религиозных. В результате экспериментирования в новых условиях подросток учится разделять новые убеждения, действовать в соответствии с новой системой ценностей, что помогает формированию чувства идентичности.


Подросток стремится понять себя, свои возможности и индивидуальные особенности, выяснить свое сходство с другими людьми и свое отличие от них. Общение, прежде всего с ровесниками, помогает становлению дифференцированного и адекватного представления о себе. «Образы-Я», которые возникают в сознании подростка, разнообразны, они отражают все богатство его жизни, и их развитие было бы невозможно без полноценного общения, т. е. социальные взаимоотношения крайне важны для понимания себя и достижения идентичности. Дружба с разными людьми позволяет подросткам пробовать «примерять на себя» разные роли, самоутверждаться.

По сравнению с младшими подростками, у старших подростков и юношей намного сильнее развита способность к взаимному пониманию. Это помогает выстраивать контакты с окружающими, завязывать новые знакомства. Лучшее понимание себя помогает подросткам понять и других, повышает эмпатию, осознание чужих проблем и личностных особенностей. Такого же эмоционального отклика они ждут и от приятелей. Предполагается, что друзья сейчас должны быть лояльными и заслуживающими доверия, хранить секреты, помогать в трудных ситуациях, не предавать в беде. По мере взросления контакты становятся все более избирательными и эмоционально насыщенными. Подростки понимают, что люди могут иметь много друзей, но значение и глубина этих отношений различна и может изменяться со временем.

При этом необходимо учитывать уровень развития, ценностные ориентации той группы, в которую входит подросток, чтобы понять, что может ей дать подросток и что группа может дать ему. Особенно важен в этом плане анализ ценностей и содержания деятельности неформальных, стихийно возникающих подростковых групп. Проводя в таких группах большую часть времени, черпая из общения в них наиболее ценную для себя информацию, следуя образцам, подростки формируют направленность своего поведения, которое может быть как просоциальным, так и асоциальным. Девиантность, отклоняющееся поведение, которое с высокой степенью достоверности может быть диагностировано уже в этом возрасте, связано с неуспешностью детей в просоциальных формах деятельности — учебе, общении с близкими взрослыми и педагогами. Естественно, что все эти трудности появляются не в подростковый период, но значительно раньше, однако в это время они становятся устойчивыми, а не ситуативными. Те негативные черты в поведении и в личности, которые достаточно легко можно было компенсировать у младшего школьника, превращаются в черты характера подростка и с большим трудом поддаются коррекции.

Не менее значимым для психического развития является общение подростков со взрослыми, в частности с родителями, однако именно в этой сфере сконцентрировано большинство конфликтов. Их главная причина связана с противоречивостью позиции и внутреннего мира подростка. С одной стороны, он нуждается в любви и заботе родителей, в их совете, с другой — испытывает сильное желание быть самостоятельным, равным в правах с родителями и другими взрослыми. Поэтому для подростков характерно амбивалентное отношение к взрослым: стремление к эмансипации и одновременно зависимость от их мнения. Родители, в свою очередь, не всегда готовы осознать тот факт, что ребенок становится взрослым, и адекватным образом перестроить взаимоотношения с ним. Зачастую родители видят только негативные проявления подросткового возраста, не понимают проблем и переживаний детей, поэтому младшие подростки часто жалуются на то, что родители контролируют их, «как маленьких». К 14-15 годам основной причиной конфликтов становится непонимание внутреннего мира ребенка, его стремления понять свою уникальность и отстоять ее, в том числе и в общении с самыми близкими людьми. В то же время исследования показывают, что взрослый все еще остается значимым для подростка лицом. Если поделиться секретом, провести время он, действительно, хочет со сверстником, то посоветоваться в трудную минуту, рассказать о неприятностях стремится именно взрослым. Любовь и признание со стороны родителей важны для подростка не меньше, если не больше, чем для младших детей, и депривация этой потребности также ведет к серьезным отклонениям в их поведении, личностном росте.

На отношения подростков и родителей влияют несколько факторов. Это прежде всего стиль воспитания, принятый в семье, и особенности эмоциональных отношений членов семьи с ребенком. Как известно, стиль — авторитарный, демократический, попустительский и т.д. -определяется отвержением или, наоборот, принятием ребенка, степенью контроля за его поведением и дистанцией между детьми и взрослыми. Как и в кризисе трех лет, наиболее неблагоприятен для отношений подростка с родителями авторитарный стиль, особенно если жесткий контроль сочетается с отчуждением, недостаточно теплыми эмоциональными отношениями в семье.

Отсутствие контроля может стать причиной проблем с успеваемостью, в отношениях с учителями, особенно у тревожных, не очень уверенных и одаренных детей. В этом случае неформальные группы сверстников, иногда и компании с асоциальной направленностью, могут заместить и родителей, и педагогов. Но «уход» ребенка из семьи возможен и при самом жестком контроле, если родители совершенно не считаются с новыми переживаниями ребенка, с его новыми друзьями, фрустрируя одно из главных новообразований этого возраста — чувство взрослости, осознание себя самостоятельной и уникальной личностью.

Важно помнить и об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в их реакции на чрезмерную опеку или отчуждение взрослого. Импульсивные, демонстративные дети с высокой самооценкой очень болезненно реагируют на авторитарность взрослых. В этом случае даже невнимание к подросткам может принести меньше вреда, чем чрезмерный контроль. Напротив, для ригидных, неуверенных в себе подростков наиболее неблагоприятно отсутствие контроля, в то время как гиперопека ими принимается не так болезненно, как демонстративными детьми, и не ведет к таким негативным последствиям. Естественно, что внимательное отношение, заинтересованность и создание эмоционального комфорта, доверия оптимальны для общения с детьми в любом возрасте, особенно в подростковом. Такой стиль позволит взрослому вовремя заметить происходящие с ребенком изменения, создать новую «социальную ситуацию развития», трансформировав и отношение к нему, и степень контроля за ним. Естественно также, что наличие в семье лиц с асоциальным поведением (страдающих алкоголизмом и наркоманией, акцентуированных личностей и т. д.) может стать причиной серьезных отклонений и проступков подростков. Однако исследования показали, что прямой связи между асоциальностью семьи и поведением подростка не существует.

Рассматривая значение общения со взрослыми и ровесниками в подростковом возрасте для развития ребенка, большинство исследователей отмечают, что подростки склонны принимать родительские ценности, нормы, взгляды в тех сферах, где эти ценности и нормы достаточно устойчивы, а также в тех случаях, когда они имеют долговременные последствия, и ориентироваться на сверстников там, где речь идет о достаточно изменчивых моделях и нормах, непосредственно влияющих на повседневную жизнь. В условиях резкой смены социальной ситуации в обществе взрослые люди находятся в состоянии некоторой дезориентации, не всегда адаптированы к новым социальным нормам, установкам и ценностям, поэтому подростки не могут полностью ориентироваться на родительские стереотипы в социальной сфере. Однако и в этом случае взрослые могут и должны быть носителями общечеловеческих ценностей, культурных традиций и идеалов, о чем более подробно будет рассказано ниже.

Общение влияет не только на процесс социализации, но и на формирование личности подростков. В данной сфере происходят, пожалуй, самые значительные изменения в этом возрасте. Примерно к 15 годам наступает важный момент в личностном развитии подростка, связанный со становлением дифференцированной и осознанной «Я-концепции» как системы внутренне согласованных представлений о себе. Формирование «Я-концепции» — это результат рефлексии, самопознания, о котором говорилось выше, а также появления образа «другого», в качестве которого чаще всего выступает ровесник. Идентификация со сверстниками представляет собой определенный этап формирования «образа-Я» подростка. В результате исследований выявлено, что сначала у подростка формируется так называемый «Мы-образ», который служит предпосылкой формирования качественно нового «образа-Я» подростка. Главной характеристикой «Мы-образа» подростка является его включенность в группу сверстников.

Становления «Я-концепции» невозможно рассматривать вне связи с социальным окружением подростка, особенностями его общения. В условиях быстрых социальных изменений значение семьи в развитии психики подростка не снижается, и она по-прежнему составляет центральную часть его социальной сети. В том случае, когда трансформация носит глобальный для социума характер, на микросоциальном уровне происходит консервация прежних моделей социального развития подростка. В этих условиях семья выступает в качестве определенного демпфера, обеспечивая относительно стабильную систему представлений, норм и ценностей. Поэтому те ребята, для которых семья остается наиболее значимой частью их социальной сети, в большей степени склонны воспринимать социальную ситуацию как стабильную и устойчивую, а их «Я-концепция» более адекватна и устойчива, чем у тех их сверстников, для которых семья менее значима.

Исследуя формирование «Я-концепции», психологи пришли к выводу, что на протяжении подросткового возраста она существенно изменяется, становясь более дифференцированной и индивидуализированной. Благодаря рефлексии подросток начинает осознавать себя в разных ролях, требующих разнообразных способностей и качеств личности, поэтому представление о себе из смутного и генерализованного становится все более четким и структурированным. При этом подросток осознает как общее, связывающее его с ровесниками, так и те индивидуальные качества, которые отличают его от других, делают особенным и уникальным. Существенно, что качества, на основании которых подросток судит о себе, первоначально чисто внешние, скорее поведенческие — отметки, статусное место в группе, внешний вид. Постепенно важнейшими в структуре «Я-концепции» становятся такие характеристики, как интеллект, чувство юмора, тревожность или уверенность в себе, эмоциональность и т.д.

Формируются и такие аспекты «Я-концепции», как «Я-реальное» и «Я-идеальное». Представления о своих способностях, своей внешности, своих личностных качествах образуют «Я-реальное». «Я-идеальное» включает в себя представления о том, каким человек хотел бы быть. Эта структура является собирательным образом тех людей (как реально существующих, так и виртуальных, литературных героев), на которых хочет походить подросток. Слишком большой разрыв между идеальными представлениями и реальными возможностями может привести к неуверенности подростка в себе, что выражается в обидчивости, агрессивности и т.д. Наоборот, когда идеальный образ представляется достижимым, подросток адекватно оценивает свои возможности и выстраивает определенную систему действий для достижения образца. Расхождение между реальным и идеальным «Я» также влияет на эмоциональную составляющую «Я-концепции», так как подросток перестает себе нравиться, отвергает себя. Плохо, что, как правило, отвергается не какая-то конкретная черта (что могло бы позитивно сказаться на личностном росте), но образ себя в целом. Такое эмоциональное неприятие ведет не к развитию, а к тревоге, неадекватности самооценки, защитной агрессии.

Соотношение между различными аспектами «Я-концепции» влияет и на самооценку подростка. Практически все исследователи отмечают такую особенность подросткового возраста, как нестабильность, ситуативность самооценки, которая может изменяться от неадекватно завышенной до неадекватно низкой. Это связано во многом с лабильной структурой иерархии мотивов, а также с содержанием «Я-идеального». Стремление соответствовать тем идеалам, которые избирает для себя подросток, фрустрация значимых мотивов снижают самооценку. Актуализация новой мотивации, похвала, успех, естественно, повышают ее. Чередование успехов и неудач, типичное для этого возраста, связано с тем, что быстрое изменение интересов и образцов поведения не позволяет сформировать устойчивую деятельность, без которой невозможны реальные достижения. Поэтому именно в тех случаях, когда мотивация устойчива и есть постоянные интересы, самооценка более стабильна.

Процесс становления личности в подростковом возрасте связан с осознанием иерархии мотивов, образующих ее содержание. Поэтому, характеризуя социальную ситуацию развития подростков, Л.С.Выготский подчеркивал необходимость развития их интересов, что позволит выстроить и более устойчивую иерархию мотивов. Об этом же писала и Л.И.Божович, доказывая, что в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в мотивационной сфере и к концу данного периода должна сложиться постоянная и осознанная иерархическая структура, в которой ведущими выступают потребности, ставшие ценными для подростка.

Подростковый возраст — один из немногих периодов в онтогенезе, в течение которого внутренняя сущность личности, ее индивидуальные качества рефлексируются человеком. То соподчинение потребностей, которое существовало уже в старшем дошкольном возрасте, не только начинает осознаваться, подросток стремится изменить эту структуру, поставив более значимые, с его точки зрения, мотивы на более высокие места в этой иерархии. Непривлекательные, по мнению подростка, мотивы, наоборот, уходят на второй план, а иногда вытесняются в бессознательное, что может нарушить конгруэнтность образа мира и себя. Позднее эта способность к рефлексии часто теряется, и только в кризисе позднего возраста человек вновь обращается к анализу своей сущности, подводя итог пройденной жизни.

Характеризуя подростковый возраст, многие отечественные психологи писали о том, что одним из центральных новообразований этого периода является чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личностного достоинства. Характеризуя переход от младшего школьного к подростковому возрасту, Божович писала, что к началу переходного возраста возникает стремление занять иную, более «взрослую», позицию, выражающуюся таким поведением, которое не всегда может реализоваться в школьной жизни. Фрустрация мотивов, связанных с новым образом себя и новыми ролевыми отношениями, порождает негативные компоненты кризиса подросткового возраста: негативизм, агрессию, конфликты со взрослыми, которых можно избежать в том случае, если окружающие понимают неоднозначность позиции ребенка и признают его права.

Чувство взрослости имеет огромное значение для формирования личности подростка, стимулируя его активность и помогая вхождению в новый, взрослый, мир, в новые ролевые отношения. При этом для подростка гораздо важнее признание его самостоятельности, его равных со взрослыми прав, чем действительная их реализация.

Многие авторы отмечают изменение временной перспективы, которое происходит в этот возрастной период, ее расширение в сторону отдаленного будущего. При этом постепенно выстраивается план жизненного пути, с которым связывается иерархия мотивов, формируемые качества личности.

Выделены три основные задачи психического развития в подростковом возрасте:

· осознание временной протяженности собственного «Я» (включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее);

· осознание себя как уникальной личности, отличающейся от окружающих, в том числе и от родителей;

· осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности.

Э. Эриксон также подчеркивал важность временной перспективы для формирования идентичности, так как одной из характеристик цельности личности является связь между прошлым (детством) и будущим (взрослостью). Эго-идентичность либо чувство неопределенности, ролевого смешения, — это основные новообразования подросткового возраста. Он характеризовал эго-идентичность как сумму внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях и характеризующегося уверенностью в том, что качества личности, которые подросток открывает в себе, согласуются с мнением окружающих. Таким образом, личностная идентичность связывается с социальной, при которой происходит отождествление себя с определенной группой (или группами — семья, сверстники и т.д.). При этом способность подростка быть верным своим привязаностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей, существенно облегчает процесс формирования всех видов идентичности.

Кризис подросткового возраста — самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего.

Кризис подросткового возраста начинается и заканчивается в 11-16 лет — у девочек и 12-18 лет — у мальчиков. В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков.

Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

1. «Кризис независимости». Основные проявления:

· Негативизм

· Упрямство

· Грубость

· Бунтарство

· Стремление во всем поступать по-своему

· Противостояние авторитетам и иконоборчество

· Ревностное отношение к личному пространству

2. «Кризис зависимости». Основные проявления:

· Чрезмерное послушание

· Возврат к детским интересам и формам поведения

· Зависимость от взрослых

· Несамостоятельность

· Инфантильность в суждениях и поступках

· Подчинение мнению большинства

· Стремление быть «как все»

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни.

Кризис дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:

1. Появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.

2. Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется особенность подросткового сознания — максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.

3. Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.

Наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста:

· Повышенный интерес к собственной внешности.

· Стремление к независимости и свободе.

· Группирование со сверстниками.

· Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.

· Потребность в уединении.

· Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.

· Резкость и безапелляционность суждений.

· Ранимость в сочетании с показной холодностью.

Возрастные границы юношеского возраста: 14-15 — 20 лет — период завершения физиологического созревания. Социальный статус все еще неоднороден. Большинство юношей и девушек еще учатся и зависят от родителей материально. Юность — завершающий этап первичной социализации. Главная задача юности — выбор профессии и типа учебного заведения.

Промежуточность и неопределенность общественного положения и статуса определяет особенности психики. Юношей все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста — собственные психофизиологические изменения и право на автономию от взрослых, ориентацию в мире взрослых. Все это определяет развитие умственных способностей, дифференциации интересов, развитого самосознания, сложившегося мировоззрения и жизненной позиции.

Особенность психического развития в том, что оно совершается под флагом индивидуальных особенностей. Объем внимания, способность длительного сохранения и переключаемость увеличивается, вместе с тем, оно становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Умственное развитие заключается не столько в накоплении знаний, сколько в формировании индивидуального стиля мышления (дивергентного или конвергентного).

Раскрывая особенности становления личности, следует отметить как меняется роль общения со сверстниками, как изменяется отношение к своему внутреннему миру, как формируется личностная (социальная и половая) идентификация, интересы и направленность.

Отсутствие личностной идентичности (кризис идентичности) часто связано с неспособностью выбрать профессиональную деятельность или продолжить образование. О необходимости профессионального самоопределения в юности писали многие отечественные ученые. Такая ролевая неопределенность, отсутствие осознанной цели и познавательных интересов приводят к появлению тревоги, чувства своей бесполезности, ненужности. Протестуя против навязывания родителями определенных ролей, юноши могут выбрать «негативную», асоциальную идентичность, приводящую к девиантному поведению.

Эриксон ввел понятие психосоциального моратория, обозначающего временной интервал между подростковым периодом и взрослостью. Практически в каждом современном обществе существует (а часто и законодательно закреплена) отсрочка в принятии подростками взрослых ролей. Например, психосоциальный мораторий может быть представлен в форме системы высшего образования. Получая высшее образование, молодой человек имеет возможность и время попробовать различные социальные и профессиональные роли, осуществить свой выбор. В традиционных культурах, где варианты ролевого выбора крайне незначительны, такой мораторий не нужен, а потому достаточен обряд инициации, прохождение которого дает право выбора и исполнения определенной взрослой деятельности.

С окончанием психосоциального моратория юноши и девушки вступают в новый период онтогенеза — период зрелости.







Date: 2016-05-25; view: 3624; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию