Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раннехристианская архитектура





В 313 г. христианство становится официально признанной религией, в 391 г. – государственной религией. Скрывавшееся ранее в подземелье, христианское искусство получает теперь высокое покровительство государственной власти. Возникает потребность в возведении больших храмов, способных вместить тысячи верующих. Для нужд христианского богослужения иногда приспосабливаются античные постройки, ибо новое строительство не всегда поспевает за потребностями Церкви. Но вместе с тем повсюду появляются специально выстроенные христианские храмы. В строительстве их широко используются традиции римской инженерии и зодчества. Основной тип раннехристианской культовой архитектуры – это базилика (ранние римские базилики IV в. – Сан Джованни ин Латерано, Сан Пьетро, Сан Паоло фуори ле мура, первой половины V в. – Санта Мария Маджоре, Санта Сабина). Главное помещение базилики, вытянутое с запада на восток, состоит из центрального корабля (нефа) и боковых нефов по сторонам от него (обычно от двух или четырех), разделенных колоннадами. Боковые нефы могут быть двухэтажными (верхний этаж на­зывается хоры или галереи). С восточной стороны центральный неф замыкается полукруглой апсидой, где размещается алтарь. Между апсидой и продольными нефами иногда располагает­ся поперечный неф – трансепт, образующий пространство, предназначенное для служителей культа. Алтарное помещение отделено от пространства базилики низкими перегородками – алтарной преградой. Однако эта преграда условна: алтарь остается открыт для обозрения и виден отовсюду. С запада к базилике примыкает растянутый в ширину вестибюль – нартекс, параллельный трансепту. Вход в нартекс – из атрия, большого двора, огражденного от улиц каменными стенами и окруженного внутри с трех сторон колоннами (по образцу эллинистического перистиля). В центре атрия находится фонтан для омовений. Атрий, нартекс и главная часть базилики имеют одинаковую ширину, благодаря чему весь комплекс сооружений воспринима­ется целостно и впечатляет своей протяженностью. Средний неф – не только шире, но и выше осталь­ных, поэтому над колоннадой, отделяющей его от боковых нефов, выстраиваются прорезанные большими окнами стены, ограничива­ющие верхнее пространство бази­лики (клеристорий). Льющийся через них обильный свет делает помещение центрального нефа доминирующим в храме. Все римские базилики были перекрыты деревянными стропильными крышами, открытыми своей конструкцией вовнутрь.

Такая легкость, простота, даже элементарность перекрытий (по сравнению со сложным устройством и отделкой интерьера) была вызвана необходимостью быстрого строительства для удовлетворения потребности в культовых зданиях. Несмотря на то, что немало конструктивных и декоративных элементов и базилике прямо заимствовано из античных построек, во всех основных своих принципах она противоположна архитектуре классическою мира. Выразительность античного здания заключена по преимуществу в его внешнем облике. Напротив, наружный вид христианской базилики прост и скуп. Вся содержательность и красота этой архитектуры сосредоточены в интерьере, с его торжественным шествием колонн, потоками верхнего света, мраморной резьбой и блистающими мозаиками. Пластические формы, игравшие столь большую роль в античной архитектуре, в базилике теряют значение. Стены центрального нефа над ко­лоннадами выглядят тонкими, ибо толщина их не превышает ширины колонн, на которые они опираются. Поверхности между окнами покрыты мозаиками. Хрупкость стен и мерцание мозаической смальты, кажется, лишают оболочку здания материальности и весо­мости. Ансамбль базилики пронизан движением, строгим и упорядоченным, направленным к алтарю. Продольное развитие пространства отсчитывают колонны, равномерно возникающие одна за другой. Большая протяженность их рядов и однообразие масштаба заставляют воспринимать это движение как беспрерывное, а сами колонны – как ритмические удары для обозначения пространственных зон, а не как самостоятельную пластическую ценность. Не случайно христианские зодчие были безразличны к скульптурной выразительности античной колонны: для строительства базилики нередко брались колонны разных ордеров и размеров, извлеченные из древних построек. Пространство, а не пластический объем теперь определяет архитектурную композицию. Большое, легкое, лишенное внутренних перегородок (границами его служат только колонны, а не стены!), оно становится все более самостоятельным. Ограничивающая его масса, напротив, исчезает: архитектура стремится стать как можно менее телесной. Ее пространственное и временное развитие приобретает характер бесконечно длящегося. Такая художественная концепция по всему существу своему противоположна клас­сической.

Базилики такого типа в течение IV–VI вв. строились на всех территориях, связанных с эллинистической и римской культурой, в самых разнообразных районах Средиземноморья, в Риме (Санта Сабина и Санта Мария Маджоре), в Константинополе (Студийская базилика Св. Иоанна Предтечи), в Греции (базилика Св. Дмитрия в Фессалониках), в Палестине (базилики Рождества Христова в Вифлееме и Гроба Господня в Иерусалиме), в Равенне (Сант Аполлинаре Нуово, Сант Аполлинаре ин Классе), в Херсонесе, в Галлии, в Малой Азии, в Африке – многочисленные, очень большие по размерам базилики на северном побережье Африки – в Тебессе, в Типасе, в Тигзее, базилики Белого и Красного монастырей в Египте.

Строительство IV–VI вв. отличалось большой интенсивностью и разнообразием. Тип римской колонной базилики во всех землях, входящих в сферу средиземноморской античной культуры, многократно варьировался, приобретая всюду локальные черты: но основная структура здания всегда оставалась неизменной.

Совсем иной тип базилики был принят на христианском Востоке (Сирия, Армения, Месопотамия). Сирийские базилики (в Турманине, в Калб-Лузе, в Тафке), короткие и компактные, в плане стремящиеся к квадрату, а в объеме – к четко граненому кубу, сложенные из крупных, превосходно отесанных квадров камня (в Италии, Греции, Константинополе употребляли кирпич), выглядят как замкнутые крепости по сравнению с гостеприимной раскрытостью базилик римского типа. У них нет атрия, а нартекс приобрел необычную для римской архитектуры самостоятельность и из части общего и слитного внутреннего пространства, как это было в римских базиликах, стал элементом композиции наружных масс. По сторонам нартекса часто возвышаются две боковые башни, в пространство нартекса вводит широкая арка между ними. Нартекс обычно открыт наружу (экзонартекс), но отгорожен от самой базилики сплошной стеной с дверями. В интерьере, так же как во всякой базилике римского типа состоящем из нефов, центральный из которых замкнут апсидой, колонны совершенно исчезают. Их заменяют низкие и массивные, редко расставленные столбы, между которыми перекинуты огромные арки.
Благодаря очень широким их пролетам пространство распадается на отдельные ячейки – пространственные зоны. Это делает общую архитектурную композицию статичной, состоящей из суммы поперечных пролетов, растянутой в ширину, что предрасполагает моля­щихся к неподвижному предстоянию. Такая организация пространства по всему существу своему противоположна динамической композиции римской базилики, с ее мотивом неизбежного движения (с запада на восток), обусловленного непрерывным «ходом» колонн, разгораживающих нефы. Диспропорция масштабов, тяжеловесность и как будто нарочитая «материальность» форм, застылость пространственной композиции придают восточным базиликам специфическую выразительность, полную экспрессии и далекую от классической меры.

Кроме базилик христианами в эту эпоху возводились и центрические сооружения: мавзолеи (Санта Костанца в Риме, сер. IV в.; мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, ок. 425 г.), баптистерии или крещальни (Латеранский баптистерий в Риме, ок. 315 и 432-440 гг., баптистерий пра­вославных в Равенне, перв. пол. V в.), церкви или мартирии (Сан Стефано Ротондо в Риме, 468-483 гг.). Именно центрической архитектуре, создающей ощущение идеального покоя в особом замкнутом мире, отъединенном от мира реального, в Византии принадлежало будущее. Ранние центрические здания (мавзолей Санта Костанца) представляют собой соединение сводчатой конструкции и колоннад, характерных для базиликального типа. Купол опирается на круг колонн, свободно стоящих в пространстве. Колоннады базилики, отделяющие средний неф от боковых, как бы свернулись в кольцо, несущее в центрическом здании стены купольного барабана, подобные стенам клеристория в базилике. Барабан прорезан окнами, дающими сильный свет, сконцентрированный в подкупольном пространстве. По контрасту с ним круговая обходная галерея, идущая между колоннадой и наружными стенами, остается полутемной. Она перекрыта цилиндрическим сводом, нейтрализующим боковой распор купола и передающим его на толстые наружные стены. По сравнению с маловыразительным, нерасчлененным наружным объемом внутреннее помещение впечатляет пространственными и световыми эффектами, благородством отделки.

Date: 2016-05-25; view: 1779; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию