Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности детских неврозов
***
Р аспространенность пограничных нервно-психических состояний среди детей и подростков достигла небывалого уровня – примерно 80% детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Из юношей, признанных негодными для прохождения военной службы по состоянию здоровья, 47 % имеют психические заболевания. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна – типичные симптомы, встречающиеся у 8 из 10 детей. В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчеркивают негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты. 1. Требования родителей, превышающие возможности и потребности детей. 2. Неприятие детей родителями, выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки. 3. Несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого. 4. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость. 5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность. 6. Тревожность – постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений. Проявления детских неврозов разнообразны: это эмоциональная неустойчивость и сверхчувствительность, плаксивость, легко меняющееся настроение, капризность, возбудимость, трудности засыпания, беспокойный сон, ночные страхи, сосание пальцев, обкусывание кожи вокруг ногтей, заикание, энурез, нервные тики и др. Одному возрасту больше соответствуют одни симптомы, другому – другие. Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматических жалоб и недомоганий – к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли и т. п., что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребенка. Нередко в ответ на неблагоприятные психоэмоциональные обстоятельства у детей могут развиваться различные заболевания. На прием пришла бабушка по поводу своей девятилетней внучки. Ее родители часто ссорились, скандалили и наконец развелись, отец ушел из семьи. На этом фоне у нее развилась бронхиальная астма, причем не были обнаружены ни аллергия, ни изменение бронхолегочной ткани, не был установлен факт частых простуд. Оказалось, что у девочки неврогенный вариант астмы; причиной астматических приступов явился невротический конфликт. Это заболевание – крик души ребенка. Другой особенностью детских неврозов являются поведенческие нарушения. Некоторые дети убегают из дому, прогуливают занятия в школе, другие начинают курить, пробуют алкоголь. Большинство таких ребят затягивает улица и воспитывает на свой манер. Кто в этом виноват? Родители. Надо любить своих детей, надо их воспитывать, за них молиться. Улучшение психического состояния ребенка во многом зависит от родителей – их духовности, отношения друг к другу, от того, какую они сумеют создать атмосферу в доме. Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния, так как на их неокрепшие души сегодня выливается целый поток разного рода непотребщины. Родительское благочестие – действенный пример для подражания детей. Противоположные ему пьянство, бездуховность, аморальное поведение – увы, тоже действенный пример, но пример погибельный. Святейший Патриарх Алексий II сказал, что «если в душе нет сознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения». Укажем на те психопатологические состояния, которые могут обнаруживаться в младенческом и раннем детском возрасте и требуют врачебного вмешательства. Невропатия – характеризуется повышенной раздражительностью, капризностью ребенка, неустойчивостью настроения, выраженной пугливостью. Такой ребенок плохо спит, у него страдает аппетит, он быстро истощается, внимание его очень отвлекаемое. Могут наблюдаться субфибрилитет (стойкая повышенная температура, примерно 37,1-37,3 °С), нарушения стула, неврогенная рвота. Синдром раннего детского аутизма характеризуется нежеланием общаться со сверстниками, окружающими взрослыми. Ребенок эмоционально холоден, безразличен к близким, он мало говорит, иногда вовсе отказывается от общения, склонен к стереотипным движениям. У грудных детей с такой патологией отсутствует «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное воздействие. Гиперкинетический синдром – для него характерны двигательная расторможенность, чрезмерная (бесполезная) активность. Ребенок взбалмошный, истеричный, поступает без учета обстоятельств, не способен следовать принятым правилам поведения. Обычно таким детям трудно адаптироваться в школе, они крайне неусидчивы, рассеянны, постоянно всех напрягают и провоцируют других детей к неправильному поведению. Чувствуя свою ущербность, они как бы делают «назло» окружающим – возникает механизм порочного круга. Гиперкинетический синдром в своем развитии имеет две тенденции. В одном случае с Божией помощью при грамотной тактике родителей, психологов, педагогов, врачей годам к 12-14 он ослабевает и исчезает. В другом – трансформируется в психопатию, и личность становится еще более дезадаптированной. Эта тенденция очень неблагоприятна. К числу невротических расстройств, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте, относятся тики – непроизвольные, быстрые, неритмичные движения ограниченных групп мышц (моргания, подергивания); неорганический энурез - несоответствующее возрасту непроизвольное дневное или ночное мочеиспускание; заикание. В младшем школьном возрасте может развиться школьный невроз. Его причиной являются психологическая неготовность ребенка к школе, неприятие его сверстниками, унижение, избиение, чрезмерная строгость и неопытность педагога. Страдающий этим неврозом ребенок выглядит подавленным, отказывается идти в школу, имитирует (часто бессознательно) разные заболевания. Родители должны быть внимательны, суметь вовремя распознать его душевные затруднения и помочь ему. Нелишней будет и врачебная консультация или совет опытного психолога. Однако важно напомнить, что детская психология (психотерапия, психиатрия) не говорит о таких понятиях, как вера в Бога и православная духовность, христианское благочестие, церковность, не упоминает она и о грехах и страстях, то есть наука о душе пытается существовать и развиваться без Бога. Но если подобная секуляризация допустима, скажем, в геометрии или автомобилестроении, то в науке, изучающей закономерности душевной жизни человека, она невозможна. Справедливо рассуждая о многих частностях и деталях, психология, к сожалению, не видит главного. Воспитание детей в духе настоящего, а не мнимого духовного и душевного здравия, подлинного благочестия невозможно без веры в Господа Иисуса Христа и без помощи Божией. Только благодатью Божией душа человека очищается, просвещается и вразумляется. Без благодати же она не только не способна к совершенствованию, но и не может познать всего трагизма своего бедственного положения. По милости Божией теперь появляются книги и статьи верующих психологов, в том числе священников, до принятия священного сана получивших психологическое образование. В психологии восполняется тот духовный вакуум, который по известным причинам господствовал в ней почти восемь последних десятилетий.
Факты вопиют
Особую тревогу вызывает душевное и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые духовные ориентиры в обществе, тяжелые социальные условия, дороговизна и многое другое нелегким бременем легли на неокрепшие детские плечи. Каждая третья-четвертая семья «трещит по швам». У многих детей родители злоупотребляют спиртным, причем нередко встречаются матери-алкоголички. Возраст приобщения к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек. Никого не удивишь сегодня тем, что среди школьников сплошь и рядом имеют место половые связи. Венерические заболевания среди подростков, детская проституция, увы, – печальные приметы нашего времени. Повсюду в средствах массовой информации демонстрируются обнаженные тела. Программа телепередач пестрит чудовищными названиями, за которыми насилие, разврат, оккультизм. Социальные потрясения в стране породили беспризорников. Высоки показатели детской преступности. Как следствие вышеприведенных данных, выглядит грустная статистика: из 35 миллионов детей (в возрасте до 16 лет) около миллиона – инвалиды. Это каждый 35-й ребенок! Половина 13-летних девочек и мальчиков употребляют алкоголь. Каждый 10-й аборт делает девочка – подростком. Появились подростки – серийные убийцы. Таких случаев практически не знала прежде судебная психиатрия. Можно лишь предполагать, какой чудовищный уровень агрессии в обществе они отображают. Многие дети сутками играют во всевозможные компьютерные игры, захлебываясь сценами насилия. Испытания для детей начинаются уже с младенческого возраста. Вот строки из письма одной молодой мамы: «У детей украли детство. «Благодаря» телевидению и средствам массовой информации маленькие дети уже знают, что такое секс и как и с кем им можно заниматься. Когда они подрастут, смогут ли понять, что такое любовь? Посмотрите, какие мультфильмы показывают детям. Одно название чего стоит – «Чокнутый», «Звездные войны» и прочее такое. Фильмы безнравственные и невежественные. Недавно показали мультфильм «Все попадают в рай». Суть этого фильма: не надо работать, надо играть в азартные игры до тех пор, пока не выиграешь, а культурный досуг – это девочки из кабаре. У нас что, сознательно калечат детей? А какие игрушки продают: ниндзи, пришельцы из космоса, роботы и т. д. Для чего? Что эти игрушки несут детям?» Увы, подобных писем автор этих строк получает немало, и в каждом – боль и скорбь родителей по поводу происходящего вокруг. Представляет интерес исследование, проведенное департаментами полиции и народного образования в г. Фуллертоне, штат Калифорния (США), в марте 1988. Вот его данные: Основные проблемы в школе в 1940 г.: 1. Ученики разговаривают во время уроков 2. Жуют жвачку 3. Шумят 4. Бегают по коридорам 5. Не соблюдают очередей 6. Одеваются не по правилам 7. Сорят в классах
Основные проблемы в школе в 1988 г.: 1. Употребление наркотиков 2. Употребление алкоголя 3. Беременности 4. Самоубийства 5. Изнасилования 6. Ограбления 7. Избиения
Комментарии, как говорится, излишни. Следует особо подчеркнуть, что эти страшные метаморфозы произошли за неполные 50 лет, во время усиленного развития в США материализма. Думается, это закономерный результат для любого общества, базирующегося на материалистических идеях. Проамериканский образ жизни вот уже десяток лет навязывается и нам, и нашим детям. К чему это приведет? Напрашивается неутешительный прогноз. Дети – наше будущее! Каким же оно будет?!
Психосоматика
***
П осле грехопадения Адама человек утратил совершенное здоровье и бессмертие. Святое Евангелие напоминает нам о тех причинах, которые привели человека к потере Эдема (Мф. 8, 16; Мф. 15, 17-20; Мк. 7, 18-23; Лк. 5, 15; Ин. 9, 1-7). Святые отцы говорят, что чем человек грешит, тем он и страждет. К примеру, вот что говорит о гневливом человеке преподобный Ефрем Сирин: «…гневливый убивает и губит душу свою. Да и действительно, гневливый убивает и губит душу свою, потому что всю жизнь проводит он в смятениях и далек от спокойствия. Он чужд мира, далек и от здравия; потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и мысль изменяет, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою…». Иными словами, грех, совершаясь в глубине человеческого духа, поражает и душу, и плоть. Очевидно, по этой причине сокращается длительность жизни людей, слабеет их здоровье. Часто душа подсказывает человеку, по каким причинам (или грехам) произошел тот или иной недуг. Многие христиане это знают по опыту. Вообще, наше тело может являться мгновенным нравственным индикатором. Поясню это на примере. Предположим, человек гневается, злится. Но вот парадокс! Он пытается эмоционально воздействовать на своего обидчика, повышает голос, машет руками и т.д. Неизвестно, как чувствует себя его оппонент, но своему здоровью наш герой вредит определенно. У него колотится сердце, повышается давление, изменяются многие биохимические показатели крови. То есть своим гневом человек наказывает прежде всего себя. Наука громко заговорила о тесной взаимосвязи душевных и телесных процессов 180 лет тому назад, когда немецкий врач Хейнрот впервые употребил термин «психосоматика». В основе идеи психосоматозов положено утверждение, что в происхождении ряда соматических заболеваний лидирующее место принадлежит психоэмоциональным факторам. В 30-х годах нашего столетия психосоматическая медицина получила как бы новый импульс своего развития. Источником нового понимания психосоматических расстройств послужили исследования, которые сместили акценты на личностные особенности «жертв» психосоматики. Спустя некоторое время были описаны «коронарная личность», «язвенная личность», «артритическая личность». Таким образом, психосоматическая патология – это своеобразный соматический резонанс психических процессов. К числу так называемых истинных психосоматозов относятся: ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь 12-перстной кишки, язвенный колит, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит. «Плачет мозг, а слезы – в сердце, печень, желудок…» – так образно говорил известный отечественный ученый А. Р. Лурия. Ученые и практики обратили внимание на определенные черты характера, которые свойственны тем или иным заболеваниям. К примеру, у больных ишемической болезнью сердца нередко обнаруживаются: внутреннее напряжение, нетерпимость, стремление к постоянному лидерству, эмоциональная неустойчивость. Установлено, что возникновение бронхиальной астмы связано с наличием в характере выраженных черт напористости, нетерпимости. Заболевания щитовидной железы могут быть вызваны неумеренностью. При облитерирующем эндартериите (сосудистое заболевание) обнаруживают боязливость. Каждое психосоматическое заболевание имеет свои психопатологические проявления. Так, например, при язвенной болезни отмечаются: периодическая тоскливая раздраженность, нервная напряженность, уныние, обидчивость; при гипертонии – повышенная ранимость, подавленное настроение, страхи; при тиреотоксикозе – повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, суетливость, частые смены настроения, обидчивость, торопливость; при неспецифическом язвенном колите в характере больных уживаются сентиментальность и гневливость. Правильнее различать психосоматические заболевания и психосоматические расстройства. Последние представляют собой нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с психическими факторами и личностными особенностями человека. В качестве примеров можно назвать психогенные невралгии, психогенные дискинезии, псевдоревматизм, псевдоревматические расстройства пищеварения, психогенные расстройства сердечного ритма и еще целый «букет» разнообразных патологических состояний. Главной причиной дисфункций и нездоровья во всех вышеперечисленных примерах являются стрессы, нервные потрясения, конфликты, длительное психоэмоциональное перенапряжение. Первоначально эти изменения носят функциональный характер, но при продолжительном и частом повторении они могут стать органическими, необратимыми. Правомерен вопрос: только ли характер является основой «болезненного» поведения? Убежден, что прежде всего грех, совершаемый в глубине человеческого духа. Накапливаясь в душе, грехи формируют характерологические изъяны. Следовательно, происхождение психосоматической патологии можно эскизно представить как процесс материализации греха: грех – характер – болезнь. Разумеется, эта схема должна восприниматься с осторожностью и применима лишь к части случаев. По воле Господа болезни могут подаваться человеку во испытание веры и даже в награду тем, кто радуется болезненным тяготам, переносимым ради Бога и вечной жизни. Таким образом, в зависимости от того, на какой духовной «почве» возникают хвори, и определяется их смысл. Алекситимия (дословный перевод данного термина – «чувства без слов») – этим термином обозначают один из механизмов формирования психосоматических расстройств. По мнению ученых, психосоматические заболевания развиваются, помимо прочих причин, из-за «непроговоренности» внутренних конфликтов, переживаний. Но только ли конфликтов? Думается, что не только конфликтов, но и грехов. Неисповеданные грехи не только губят душу, но и держат в напряжении и разрушают тело. В святом таинстве Исповеди душа очищается от грехов Благодатию Божией. После глубокого покаяния на душе всегда обретаются радость и покой.
Date: 2016-05-14; view: 334; Нарушение авторских прав |