Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшая нервная деятельность





Работы И.М.Сеченова

В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов объяснил поведение и психическую деятельность человека рефлекторным принципом работы нервной системы. Он выделил три звена, составляющие рефлексы головного мозга. Первое – возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге, на основе которых возникают ощущения, представления, чувства. Третье – действия человека, т.е. его поведение.

Работы И.П. Павлова.

1) И.П. Павлов внес большой вклад в изучении рефлексов. На основе изучения механизмов рефлекторного отделения пищеварительных соков у собак он сформулировал представление об условных и безусловных рефлексах.

Рефлексом называют ответную реакцию организма на действие среды, осуществляемую при участии нервной системы. Рефлексы бывают условными и безусловными.

Безусловные рефлексы являются врожденными, имеют постоянные рефлекторные дуги, проходящие через спинной мозг и ствол головного мозга, и сходно проявляются у всех особей одного вида. Безусловные рефлексы сохраняют целостность организма, обеспечивают поддержание гомеостаза, защиту организма и приспособление к неизменным условиям. Примерами могут служить пищевые (выделение слюны при попадании пищи в ротовую полость), защитные (отдергивание руки от горячего предмета), ориентировочные (настораживание, поворот головы в сторону неожиданного источника звука) и др.

Условные рефлексы приобретаются организмом в течение жизни, они индивидуальны, обеспечивают приспособление организма к изменяющимся условиям, формируются на основе безусловных при участии высших отделов мозга. Для их формирования необходимы определенные условия.

В опытах И.П. Павлова у собаки вырабатывали условный слюноотделительный рефлекс на включающуюся лампочку. Сама по себе включенная лапочка (безразличный раздражитель, т.е. изначально не имеющий значения) ничего не значит, но при неоднократном сочетании ее включения и появления пищи (безусловный раздражитель), она становится сигналом наступающего кормления (т.е. становится условным раздражителем). При этом в коре головного мозга образуется временная связь между слюноотделительными и зрительными центрами – вырабатывается условный рефлекс. У собаки с таким выработанным рефлексом слюноотделение начинается при включении лампочки, даже если пищи ещё нет.

Примером условных рефлексов у человека может быть выделение слюны при виде лимона или вкусного блюда, привычное движение руки к выключателю, реакция школьников на звонок, реакция любого человека на свое имя и т.п.

Торможение рефлексов может быть внешним (безусловным) и внутренним (условным).

Безусловное торможение, возможное и для условного и для безусловного рефлекса, происходит при возникновении нового сильного очага возбуждения в коре полушарий. Например, если попытаться у кормящейся собаки отобрать еду, то у неё возникнет возбуждение в центре агрессии и, как следствие, торможение пищевого рефлекса. Любой другой сильный раздражитель (например, громкий звук) также может вызвать торможение этого рефлекса. При безусловном торможении организм оценивает новый раздражитель на предмет его полезности или вредности.

Условное торможение может наблюдаться при неподкреплении условного рефлекса. Например, если собаке, у которой выработался слюноотделительный рефлекс на включенную лампочку, перестать давать пищу при включении света, то с каждым разом количество отделяемой слюны будет уменьшаться и, в конце концов, этот условный рефлекс угаснет.

2) На основе исследования особенностей процессов торможения и возбуждения И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы (темперамента): холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

На рисунке 34.6 в виде карикатуры изображена реакция людей с разными темпераментами на одно и то же событие.

3) И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах.

Первая сигнальная система обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. Она имеется у большинства животных. Сигналом для нее являются звуки, запахи, зрительные образы и другие виды информации, воспринимаемые органами чувств.

Вторая сигнальная система имеется только у человека. Она связана с развитием речи. Сигналом для нее является слово (произнесенное или написанное). При этом для человека имеет значение не сочетание звуков, а смысл этого слова. Благодаря второй сигнальной системе стало возможным развитие у человека абстрактного мышления.

Эмоции.

Эмоциями называются переживания, в которых проявляется отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Любые эмоции сопровождаются изменением в работе нервной системе и поступлением в кровь гормонов, что приводит к изменению в работе внутренних органов, что приводит к мобилизации сил организма, к готовности совершить какое-либо действие. Проявление эмоций связано с работой промежуточного мозга и коры больших полушарий.

Память.

Память – совокупность процессов протекающих в ЦНС и обеспечивающих накоплении, хранению и воспроизведение индивидуального опыта. В зависимости от того, что запоминается человеком, различают различные виды памяти: двигательная (спортивные навыки, вождение автомобиля, езда на велосипеде), образная (лица людей, обстановка, мелодии), эмоциональная (пережитые чувства),словесная (запоминание услышанных, прочитанных или произнесенных слов).

Память может быть непроизвольной, когда запоминание происходит само собой. Обычно так запоминаются яркие события, смешные история, интересные факты. О произвольной памяти говорят, когда человек сознательно что-то запоминает, например, учит формулу или стихотворение.

Память также может быть кратковременной и долговременной. В случае если человек спросил номер телефона, позвонил и больше по этому номеру звонить не будет, то, скорее всего, через некоторое время номер забудется. В данном случае речь идет о кратковременной памяти. Что же касается важных номеров (номера родных, рабочий номер и т.п.), то они сохраняются в долговременной памяти. Другой пример, ученик, отвечающий домашнее задание. Если задание было добросовестно приготовлено дома, осмыслено и пересказано, то материал откладывается на долго. Если же ученик прочитал домашний параграф в начале урока, вышел к доске и быстро ответил (пока не забыл), то, скорее всего, через некоторое время он забудет большую часть из того, что рассказал.

Сон.

Сон – состояние угнетения сознания, при котором ослабляются связи организма с окружающим миром. Во время сна происходит периодическая смена активности мозга. Такие сменяющие друг друга фазы получили название фаз быстрого и медленного сна.

Фаза медленного сна начинается после засыпания, длится 1-1,5 часа, сопровождается более редким дыханием и пульсом, расслаблением мышц, понижением обмена веществ.

Фаза быстрого сна длится 10-15 минут (к утру до 25-30). Работа сердца усиливается, дыхание становится более частым, наблюдаются сокращения отдельных мышц, движения глазных яблок. В эту фазу человек видит сновидения.

 

ТРЕНИНГ А34

 

А34.1 Центральные части анализаторов расположены:

1) в продолговатом мозге;

2) в спинном мозге

3) в коре больших полушарий;

4) в органах чувств.

 

А34.2 Начальным звеном зрительного анализатора являются:

1) волокна зрительного нерва;

2) нейроны затылочной доли коры полушарий;

3) светочувствительные клетки сетчатки;

4) ресницы и веки.

 

А34.3 Распознавание зрительных образов происходит:

1) в хрусталике;

2) на сетчатке;

3) в зрительном нерве;

4) в зрительной зоне коры больших полушарий.

А34.4 Структура, обеспечивающая настройку зрения на близкие или на далекие объекты, обозначена на рисунке цифрой:

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4.

 

А34.5 Регуляцию светового потока, проходящего в глаз, осуществляет:

1) роговица;

2) стекловидное тело;

3) зрачок;

4) сетчатка.

 

А34.6 Рецепторы слухового анализатора расположены:

1) на поверхности наружного слухового прохода;

2) на барабанной перепонке;

3) в полости среднего уха;

4) в улитке внутреннего уха.

 

А34.7 Выравнивание давления по разные стороны барабанной перепонки осуществляется благодаря:

1) слуховой трубе;

2) слуховым косточкам;

3) слуховым рецепторам;

4) слуховому нерву.

 

А34.8 Информация от рецепторов улитки внутреннего уха передается в головной мозг в виде:

1) колебаний слухового нерва;

2) колебаний слуховых косточек;

3) нервных импульсов;

4) гормонов.

 

А34.9 На рисунке буквой А обозначена структура, обеспечивающая:

1) преобразование колебаний воздуха в колебания жидкости в улитке;

2) преобразование механических колебаний в нервные импульсы;

3) преобразование химических сигналов в нервные импульсы;

4) обработку звуковых сигналов.

 

А34.10 Внешний сигнал преобразуется в нервные импульсы:

1) хрусталиком глаза;

2) слуховыми косточками среднего уха;

3) обонятельными рецепторами носовой полости;

4) затылочной долей коры больших полушарий.

 

А34.11 Изображенная на рисунке структура:

1) относится к проводниковой части зрительного анализатора;

2) обрабатывает информацию, поступающую от органа равновесия;

3) преобразует звуковые колебания в нервные импульсы;

4) воспринимает изменение положения тела.

 

А34.12 Центры условных рефлексов у человека располагаются:

1) в коре больших полушарий;

2) в продолговатом мозге;

3) в спинномозговых ганглиях;

4) в периферических зонах анализаторов.

 

А34.13 Примером условного рефлекса не является выделение слюны:

1) при виде вкусного блюда;

2) при попадании пищи в ротовую полость;

3) в привычное для приема пищи время;

4) при ощущении запаха жареной курочки.

 

А34.14 Условные рефлексы:

1) обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям;

2) могут образовываться и исчезать;

3) передаются по наследству;

4) сходны у всех особей одного вида.

 

А34.15 Образование временной связи между различными центрами коры полушарий приводит к:

1) образованию условного рефлекса;

2) возникновению первой сигнальной системы;

3) торможению безусловного рефлекса;

4) засыпанию

 

А34.16 Безусловное торможение слюноотделительного рефлекса у собаки произойдет, если:

1) при неподкреплении условного рефлекса (выделение слюны при включении лампочки) безусловным раздражителем (едой);

2) регулярно зажигать лампочку во время кормления;

3) регулярно включать звонок во время кормления;

4) во время кормления запустить в комнату вторую собаку.

Date: 2016-05-14; view: 670; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию