Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение понятий: потребность, мотив, мотивация, мотивационные переменные





Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:-органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);-духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

Потребность в качестве Понимание потребности
объекта потребность понимается как необходимость (нужда) для комфортного существования и нормальной деятельности (и жизнедеятельности) человека
состояния потребности изучается с точки зрения состояний человеческой психики, в котором находит отражение отсутствие (или нехватка) чего-то
свойства потребность рассматривается в качестве фундаментального свойства личности, которое определяет ее отношения к окружающей действительности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Средствами оценивания составляющей поведения субъекта мотивации может быть выявление степени влияния мотива на познавательные оценки (структурирование, классификация и организация стимульного материала), целей и ценностей, вытекающих из мотивации. Выявление мотивов в воображении или фантазии исследуется как проекция мотивации, поскольку человеческое поведение детерминируют сознание и подсознание.Характеризует мотивационную переменную поведения усилия и настойчивость человека при преодолении препятствий, по которым определяют силу мотивации. ее также определяют по количеству преодоленных субъектом внешних и внутренних препятствий в процессе выполнения действий, вызванных определенным мотивом и за исследованием типологии защитных механизмов, связанных с мотивацией при преодолении препятствий.Для измерения мотивации можно использовать время, затраченное на принятие решения в процессе мотивационного конфликта, определенную активность, поведенческий акт, обсуждение темы в рамках актуальной мотивации и т.Форма активности, особенности и трансформация поведения человека в процессе эксперимента тоже являются признаками мотивации. Если считать мотивы конечным результатом деятельности, то, оценивая ее продукты и эффективность, можно выяснить особенности актуализации доминирующих мотивов. Смислоутворювальни мотивы оценивают на основании личностной значимости свойственных человеку поведения и деятельности.С помощью проективных технологий оценивают свободные ассоциации в пределах доминирующей мотивации; наблюдения помогает выявить причины внешних признаков (символов, знаков) поведения (атрибуции), которые соотносятся с определенными мотивами человека.Мотивация связана с эмоционально-волевой жизнедеятельностью, поэтому оценка характера и интенсивности эмоциональных реакций субъекта является адекватным способом их исследования.

2. Структура мотивационной сферы человека. Наиболее малоизученной проблемой в изучении поведенческих свойств личности является проблема связи поведения человека с его мотивационной сферой. В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побудительная обеспечивает активность и направленность поведения; регуляционная отвечает за то, как это поведение складывается от начала и до конца (до достижения поставленной цели) в тех или иных условиях. Смысл, который человек вкладывает в свою деятельность, определяется его внутренними ценностями - осознанными и неосознанными мотивами. Другими словами, мотив - это побуждение к деятельности конкретного человека, выполняющего ее. Так, например, несколько человек могут одинаково и добросовестно выполнять сходную работу, но субъективно оценивают ее цели по-разному: для одного мотивом будет хороший коллектив, потому что для него ценностью являются взаимоотношения в группе, для другого -с одержание его труда, т.е. он ценит в себе и в людях в первую очередь высокий профессионализм, для третьего мотив - оплата его труда. Рассмотренные нами психические явления, состояния и процессы: ощущения, восприятие, внимание, темперамент, эмоции - обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что касается его стимуляции, то она связана с понятием мотивации, побуждения, включающем представления об интересах, мотивах, потребностях, целях, задачах, намерениях, стремлениях, желаниях. Из всех мотивационных понятий наиболее важная - потребность. Ею называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему не достает для нормального существования. Потребность активизирует организм, порождает его поведение. Она приводит в состояние повышенной активности отдельные психические процессы и поддерживает ее до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. Люди, как личности, отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и их особым сочетанием. Второе после потребностей по своему значению мотивационное понятие - мотив. В отличие от потребностей мотивы есть только у человека. (Исследователь А.Н. Леонтьев внес в теоретическое понимание мотивации поведения человека значительный вклад.) Существующая потребность, степень ее удовлетворения или неудовлетворения проявляется, как правило, неосознанно, в эмоциях. А мотив же выступает в сознании человека как объект или цель, на которую направлено в конечном счете его поведение. Это необязательно должен быть сам предмет, способный удовлетворить существующую потребность немедленно, это может быть какой-то промежуточный результат, ведущий к нему. Мотив всегда связан так или иначе с процессом познания: восприятием, мышлением, памятью и речью. Поэтому мы говорим, что мотивы как потенциально осознаваемые стимулы поведения есть только у человека. Итак, для полноценной мотивации, т.е. для стимулирования и направления поведения в определенное русло, необходимы, по меньшей мере, два мотивационных фактора: потребность и мотив. Потребность - как состояние нужды человека в чем-то. Конкретный мотив - обеспечивает целесообразность и разумность поведения человека. Следующим мотивационным фактором является цель. Это осознаваемый результат, на который направлено поведение человека в данный момент. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент в нем освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Цель является объектом внимания, занимает кратковременную и оперативную память. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности и мотивы сохранятся (до тех пор, пока не будут удовлетворены) в долговременной памяти человека. Мотивационную сферу человека как побудителя его поведения можно оценивать также по следующим параметрам: 1) Развитость. Чем больше у человека разнообразных потребностей, мотивов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. 2) Гибкость. Более гибка та, в которой человек для удовлетворения одной и той же потребности может использовать более разнообразные предметы. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством его удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У такого человека мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Если мы теперь обратимся к классификации мотивов и потребностей, то в первую очередь следует выделить пользующуюся огромной популярностью систему А. Маслоу, положившего в основу своей книги "Мотивация и личность" следующую классификацию, где он выделил две основные группы потребностей человека: высшие и низшие. Высшие потребности: 5. Потребность в самовыражении и реализации собственных возможностей и способностей. 4. Потребность в признании и самоуважении, одобрении. 3. Потребность в социальных контактах: любви, семье, нежности, дружбе. 2. Потребность в безопасности: защите от боли, страха, неустроенности и т.д. Низшие потребности: 1. Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальные потребности и др.

Распределение потребностей по степеням представляет с точки зрения Маслоу динамический процесс. Этим он подчеркивал, что речь здесь идет об энергии, в большей или меньшей степени затрачиваемой на удовлетворение той или иной потребности. В каком соотношении отдельные потребности в каждом индивидууме, зависит от конкретной личности, но можно с уверенностью утверждать, что мотивация к труду имеет решающее значение для достижения профессионального и делового успеха. Мотивация может быть интровертной - как бы исходящей изнутри (ожидание успеха от учебы, например; еще больший стимул - сознание того, что мы услышим что-то замечательное). Мотивация экстравертная - в противоположность первой, то есть внешняя мотивация обуславливается поставленными целями, например, вознаграждением. Можно говорить об оптимальных побудительных мотивах в том случае, когда оба вида мотивации совпадают. Если, например, наша профессиональная деятельность в основном удовлетворяет нас потому, что мы делаем все по своей воле и она нас действительно интересует, то мы говорим об интровертной мотивации. Когда же эта деятельность приносит нам еще и социальное признание и материальное вознаграждение, то здесь мы имеем дело с экстравертной мотивацией, представляющей собой идеальное дополнение к первой. Проблему мотивации других лучше всего решать с позиции именно тех, кого вы хотите мотивировать, для чего нужно просто представить себя на их месте. При этом нужно не просто уговорить их изменить свое поведение, а убедить их сделать это. Речь идет о том, чтобы мотивировать людей, окружающих нас, так, чтобы они были не в меньшей степени заинтересованы в достижении поставленной цели, как и вы. Взгляды на сущность и происхождение мотивации поведения человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы располагались между двумя крайностями: рационализмом и иррационализмом. О рациональном было сказано выше. Сторонники же иррациональных теорий утверждают, что счастье и несчастье, здоровье и болезнь, мудрость и глупость, спокойствие и разочарование - все это формируется и управляется подсознанием. А чтобы управлять этими чрезвычайно сложными процессами, подсознание накапливает информацию всю вашу жизнь, с момента зарождения и до данной минуты. Ваше подсознание помнит все и стремится реализовать каждую мысль, т.к. подсознание - "строительная площадка наших мыслей", а мысли формируются в подсознании под воздействием самого человека или под влиянием извне. Представителями иррациональных теорий явились теории З. Фрейда, его сторонников, пытавшихся свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам, названным впоследствии влечением. рейд утверждал, что мотивация поступков человека, его поведения, лежит в подсознании.

Мы не будем заниматься доказательством или опровержением его теорий. Важно попытаться понять его. Все его теории объяснить невозможно.. Фрейд рассматривал области психики, которые осторожно оставлялись в тени викторианской моралью и философией. Наиболее популярны его "Толкование сновидений" и "Очерк психоанализа". Его личность, публикации, смелость в пересмотре своих взглядов снискали ему много друзей и не меньше критиков. Его работы оказали большое влияние на всю западную культуру. Мы обязаны Фрейду открытием мира, который лежит за нашим сознанием. Фрейд основывает свое теоретическое мышление на предположении, что в душевной жизни человека нет перерывов и непоследовательности, т.е. каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеет свою первопричину. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующей мыслью или чувством, связи находятся в бессознательном. К области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными, или вообще недоступны сознанию. Кроме того, там есть материал, который отделен от сознания, подвергнут "цензуре" и "подавляем". Этот материал не забыт и не утерян, но он не допускается к воспоминанию. Мысль как воспоминание действует на сознание, но опосредованно. Большая часть сознания -б ессознательна, считал З. Фрейд. Здесь и находятся источники психической энергии, побуждения и инстинкты, то есть мотивы поведения. Для объяснения природы этих явлений Фрейдом было введено понятие "динамически вытесненное бессознательное". Под бессознательным понимались нереализованные влечения, которые по каким-либо причинам (из-за конфликта и социальными запросами общества, например) изгонялись из сознания или не допускались в него с помощью такого защитного механизма, как вытеснение. Будучи вытесненными из сознания человека, эти влечения образуют сферу неосознанной предрасположенности к действиям, активно воздействующим на жизнь личности и проявляющимся порой в непрямых символических формах (юморе, сновидениях, обмолвках). В своей книге "Толкование сновидений" З. Фрейд описывает, как сон помогает душе защищаться и находить удовлетворение.

Постоянные препятствия и невыполненные желания наполняют нашу жизнь. А сны частично восстанавливают равновесие как соматически, так и психологически, т.е. сновидение - это способ проведения неисполненных желаний через сознание без участия и без пробуждения физического тела. Почти каждый сон может быть понят как исполнение желания, которое мы не могли или не исполнили в течение дня. Критики З. Фрейда признавали за ним роль первооткрывателя в объяснении функции снов, но утверждали, что он переоценивает сексуальное значение снов. А он на основе этой теории доказал теорию сублимации - процесс, посредством которого энергия, первоначально направленная на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллектуальным. Сублимацию называют "успешной защитой". Фрейд утверждал также, что все взрослое поведение человека опирается на его детский опыт. Наши выборы в жизни - любимые, друзья, боссы, даже враги - производные наших детских связей "ребенок - родитель". Выбор людей, которые вас окружают, мест, пищи и пр. Определяется опытом, который вы не помните, но он не случаен. Идеи З. Фрейда повлияли на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из них, такие как значение снов и бессознательного, широко принимаются, другие обсуждаются ("Эдипов комплекс"), некоторые - критикуются. Его работы вызывают личный отклик. Он обсуждает и описывает проблемы, которые важны для жизни каждого.

Date: 2016-05-25; view: 4194; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию