Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дивидендная политика предприятия

 

Дивиденд представляет собой часть имущества компании, ко­торую ее собственник может получить по окончании очередного от­четного периода согласно решению высшего органа управления и в соответствии со своей долей в уставном капитале. Дивиденды чаще всего выплачиваются в денежной форме, а в случаях, предусмот­ренных законом или уставными документами, - иным имуществом (акциями, облигациями и товарами). При определении величины дивидендов прибыль отчетного периода обычно распределяется на два элемента: а) собственно дивиденды и б) прибыль, реинвести­руемая в деятельность компании с целью поддержания заданных темпов расширения объемов производства и/или внедрения новых инвестиционных проектов.

Политика выплаты дивидендов представляет собой упорядо­ченную систему принципов и подходов, которыми руководствуются собственники компании при определении той доли имущества ком­пании, которую они считают целесообразным распределить в виде дивидендов по окончании очередного отчетного периода.

Согласно российскому законодательству в определении диви­дендной политики помимо собственников принимают участие и ру­ководители предприятия (в данном случае совет директоров, в кото­рый обычно входят и нанятые топ-менеджеры). Их участие выража­ется в следующем: руководство предприятия предлагает собранию акционеров утвердить некоторую схему распределения прибыли за отчетный период, при этом акционеры не имеют права повысить до­лю прибыли, выплачиваемую в виде дивидендов.

В отношении дивидендов термин «политика» вполне уместен, поскольку принятые в компании подходы в области распределения доходов чаще всего имеют стратегический, а не краткосрочный ха­рактер; эти подходы достаточно устойчивы и предсказуемы в том смысле, что они выдерживаются по ключевым параметрам доста­точно длительное время. Определенная предсказуемость и стабиль­ность дивидендной политики определяется желанием избежать негативного сигнального эффекта информации, смысл которого состоит в следующем: сведения о резких непредвиденных колеба­ниях в отношении выплаты дивидендов могут спровоцировать па­дение рыночной цены акций компании, за которым практически не­избежно последует ухудшение положения компании на рынке капи­тала, товаров, услуг.

Как и любое решение финансового характера, дивидендная по­литика должна способствовать достижению основной цели управле­ния финансами коммерческой организации – максимизации благо­состояния акционеров. Поскольку доход акционеров состоит из двух частей – дивиденды и доход от капитализации, при определении ди­видендной политики приходится делать выбор между двумя, на пер­вый взгляд противоречащими друг другу вариантами действий. С одной стороны, дивиденды представляют собой текущий денеж­ный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно, т.е. акции представляют собой при­влекательный вариант инвестирования. С другой стороны, выплата дивидендов чаще всего предполагает единовременный отток круп­ных денежных средств, т.е. уменьшение экономического потенциала предприятия, тогда как именно его наращивание в подавляющем большинстве случаев рассматривается как одна из наиболее важных стратегических целей компании. Кроме того, здесь возникают и проблемы текущего характера, в частности необходимо иметь сво­бодные средства в достаточном объеме, поддерживать требуемые уровни ликвидности и платежеспособности и др.

В большинстве экономически развитых стран источники вы­платы дивидендов обычно не сводятся к отчетной прибыли; в этом и состоит смысл вышеприведенного утверждения о том, что в виде дивидендов распределяется не прибыль, а часть имущества компа­нии. Отсюда следует очевидный вывод: и прибыль, и дивиденды имеют свою динамику, причем если прибыль весьма вариабельна, то дивиденды достаточно стабильны. Более того, дивиденды могут вы­плачиваться даже в случае убыточной текущей деятельности (есте­ственно, такое не может продолжаться бесконечно). Согласно рос­сийскому законодательству дивиденды выплачиваются из чистой прибыли акционерного общества за отчетный год и лишь дивиден­ды по привилегированным акциям определенных типов могут вы­плачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов общества, т.е. фактически за счет нераспределенной прибыли прош­лых лет.

Дивидендная политика оказывает несомненное влияние на операции с ценными бумагами данной компании и на величину ее рыночной капитализации. Обычно акционеры предпочитают полу­чать, а компании выплачивать определенный доход в виде дивиден­дов. Можно выделить как минимум две причины этого. Во-первых, любой инвестор желает иметь как можно более быструю отдачу на вложенный им капитал. Руководствуясь принципом осторожности и делая выбор между возможностью получить некоторый доход сего­дня и обещанием будущего дохода, возможно и более крупного, но не гарантированного, он отдает предпочтение текущему доходу, может быть, и малому, но гарантированному. Во-вторых, в силу многих факторов далеко не всегда рядовые акционеры способны оценить стратегическую целесообразность именно такого, а не ино­го распределения прибыли.

С позиции теории выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: во-первых, влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров; во-вторых, если да, то какова должна быть оптимальная их величина? Существуют три подхода в отношении дивидендной политики: а) теория Модильяни-Миллера; б) теория Гордона-Линтнера; в) теория Литценбергера-Рамасвами.

Согласно первому подходу, известному как теория иррелевантности дивидендов, дивидендная политика не влияет на ценность компании, иными словами, понятия оптимальной дивидендной по­литики как фактора повышения рыночной стоимости фирмы не су­ществует в принципе. Поэтому дивиденды целесообразно выплачи­вать по остаточному принципу, т.е. после того, как профинансиро­ваны все заслуживающие внимания инвестиционные проекты. Этот подход разработан с учетом ряда предпосылок, многие из которых носят достаточно условный характер (например, отсутствие налогов, информационная симметрия на рынке капитала, равноценность ди­видендного и капитализированного доходов и др.).

В основе второй теории лежит принцип «синицы в руках», со­гласно которому повышение доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов, является привлекательным для акционеров и способст­вует как стабильности ее положения на рынках капитала, товаров и услуг, так и росту ценности компании. В частности, регулярная вы­плата дивидендов ввиду уменьшения риска неполучения доходов приводит к снижению требуемой акционерами нормы прибыли, т.е. к уменьшению значения WACC и, следовательно, к повышению ры­ночной стоимости фирмы.

В основе третьей теории заложены имеющиеся во многих странах различия в налогообложении дохода акционеров, получае­мого в виде дивидендов, и капитализированного дохода. Поскольку в первом случае нередко ставка налогообложения выше, максимиза­ция благосостояния акционеров достигается при относительно большей доле реинвестированной прибыли. Отчасти этим обстоя­тельством объясняется достаточная распространенность в странах рыночной экономики методики выплаты дивидендов по остаточно­му принципу, суть которой состоит в том, что при наличии фондов (источников) прежде всего финансируются приемлемые инвестици­онные проекты и лишь оставшаяся неиспользованной часть фондов направляется на выплату дивидендов.

В любой стране выплата дивидендов в известном смысле регу­лируется определенными нормативными актами (в России основные нормативы - Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об ак­ционерных обществах»). Кроме этого дивидендная политика обычно определяется некоторыми факторами объективного и субъективного характера, среди которых ограничения правового характера, огра­ничения контрактного характера, ограничения в связи с недостаточ­ной ликвидностью, ограничения в связи с расширением производст­ва, ограничения в связи с интересами акционеров, ограничения рек­ламно-информационного характера.

В отличие от стран Запада в России возможность и порядок объявления и выплаты дивидендов в гораздо большей степени регу­лируются законом. Упоминавшееся выше условие - обязательность наличия прибыли по итогам отчетного периода – не является един­ственным. В частности, акционерное общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов, если:

а) не полностью оплачен уставный капитал общества;

б) обществом не выкуплены в полном объеме собственные акции, по которым у их владельцев возникло право требовать их выкупа;

в) на момент выплаты дивидендов общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства), определенным правовыми актами РФ, или данные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;

г) стоимость чистых активов общества меньше суммарной вели­чины его уставного капитала, резервного фонда (капитала) и превы­шения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвида­ционной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше этой величины в результате выплаты дивидендов.

В техническом плане процедура объявления и выплаты диви­дендов в большинстве стран стандартизована и производится в не­сколько этапов, определяемых последовательно установленными датами:

дата объявления дивидендов (в этот день принимается решение о размере дивидендов, датах переписи и выплаты; информация обычно публикуется в прессе);

экс-дивидендная дата (лица, купившие акции до этой даты, имеют право на дивиденды за истекший период; лица, купившие ак­ции в этот день и позже, такого права не имеют);

дата переписи (в этот день начинают регистрировать акционе­ров, имеющих право на получение объявленных дивидендов);

дата выплаты (в этот день акционеры могут получить свои диви­денды непосредственно в компании либо им высылаются чеки).

В России именно эта процедура действий законодательно не закреплена; тем не менее некоторые ее этапы прописаны в законе «Об акционерных обществах». В частности, в список лиц, имеющих право на получение промежуточных дивидендов, должны быть включены акционеры и номинальные держатели акций, внесенные в реестр акционеров не позднее чем за 10 дней до принятия советом директоров решения о выплате дивидендов, а в список лиц, имею­щих право на получение годовых дивидендов, – акционеры и номи­нальные держатели акций, внесенные в реестр акционеров на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом об­щем собрании акционеров.

В мировой практике разработан ряд стандартных методик рас­пределения прибыли:

· постоянное процентное распределение прибыли (устанавлива­ется целевое значение доли прибыли, выплачиваемой в виде диви­дендов);

· фиксированные дивидендные выплаты (регулярная выплата ди­виденда на акцию в неизменном размере в течение продолжитель­ного времени);

· выплата гарантированного минимума и экстра-дивидендов;

· выплата дивидендов по остаточному принципу (дивиденды вы­плачиваются в последнюю очередь, т.е. после удовлетворения всех обоснованных инвестиционных потребностей компании);

· выплата дивидендов акциями.

При выплате дивидендов акциями его (дивиденда) величина объявляется в процентах к текущей рыночной цене акции. В данном случае оттока денежных средств не будет, произойдет лишь перераспределение балансовых статей в разделе «Собственный капи­тал»: часть нераспределенной прибыли будет перераспределена ме­жду уставным капиталом и эмиссионным доходом. Очевидно, что благосостояние акционеров, равно как и их доли в капитале компа­нии, не изменится, однако рыночная цена акции понизится пропор­ционально начисленным дивидендам. В отличие от выплаты диви­дендов в денежной форме выплата дивидендов акциями более затратоемка; этот метод используют либо в том случае, когда выплата дивидендов крайне желательна, но у компании нет денежных средств, либо в ситуации быстрого роста компании, когда инвестирование прибыли в собственное производство весьма рентабельно.

Поскольку дивидендная политика и курс акций взаимосвязаны, в мировой практике разработаны соответствующие варианты дейст­вий, в частности дробление, консолидация и выкуп акций. Хотя цель этих действий может быть различной – повышение рыночной стои­мости акций фирмы, достижение целевой структуры капитала, при­обретение контроля над компанией и др., однако все они имеют об­щую черту – влияют на величину.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Оценка основных факторов определяющих формирование структуры эффективного капитала | Uuml; Обновления группы [В]Контакте

Date: 2016-05-25; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию