Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статистика показателей производительности труда, их оценкаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Наряду с развитыми производственными компаниями, создающими спрос на квалифицированную рабочую силу, в России имеется много нерентабельных предприятий, удерживающих спрос на низкоквалифицированный и малооплачиваемый труд. Это препятствует генерированию российской экономикой «хороших» рабочих мест с высоким уровнем производительности. Обобщающим показателем эффективности использования рабочей силы (трудовых ресурсов) служит производительность труда, которая, как и все прочие показатели эффективности, характеризуется соотношением результатов и затрат. Под производительностью труда как экономической категорией понимают эффективность (плодотворность) трудовых затрат, способность конкретного производства или работника создавать за единицу времени определенное количество материальных благ. Напомним, что производительность труда измеряется либо количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное время (час, день, месяц, год), либо количеством времени, затрачиваемым на производство единицы товарной продукции. Фактически производительность труда - это скорость производства продукта или услуги. Для того чтобы можно было оценивать производительность работы компании в целом, для каждого ее подразделения должен быть предусмотрен определенный набор показателей текущей производительности (эффективности). Производительность труда измеряется путем сопоставления его результатов в виде объема произведенной продукции с затратами труда. В зависимости от прямого или обратного соотношения этих величин применяются два показателя: «выработка» и «трудоемкость». Выработка - количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящееся на одного среднесписочного работника. Это один из основных показателей, влияющих на оплату труда. Методы измерения производительности труда (натуральный, стоимостный, трудовой) различаются в зависимости от способа определения объемов вырабатываемой продукции. С помощью натуральных показателей можно измерить уровень и динамику производительности труда лишь в рамках отдельных видов продукции или видов выполняемых работ. При использовании стоимостного метода показатель производительности труда определяется как отношение произведенной продукции, выраженной в денежных единицах, к затратам рабочего времени. Его можно использовать для исчисления производительности труда не только по предприятию, но и по отрасли. Также этот метод применим для финансовых и инвестиционных компаний. Трудовой метод применяется при оценке производительности труда на рабочем месте, в бригаде, цехе, производственном участке с учетом нормо-часов. К показателям производительности труда относится и трудоемкость продукции - затраты рабочего времени на единицу продукции: чем ниже величина данного показателя, тем выше производительность труда. В отличие от выработки этот показатель имеет ряд преимуществ: устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затратами, позволяет сопоставить затраты труда на одинаковые изделия или услуги в разных подразделениях предприятия, используется при обосновании численности работающих, фонда заработной платы. По составу трудовых затрат различают: технологическую трудоемкость, включающую все затраты труда основных рабочих, влияющих на ключевой бизнес-процесс, (tтехн.); трудоемкость обслуживания производства (ключевого бизнес-процесса), включающую затраты труда вспомогательных рабочих, (tобсл.); производственную трудоемкость - затраты труда всех рабочих, как основных, так и вспомогательных; трудоемкость управления компанией, производством, включающую затраты труда управленческого персонала, (t упр.); полную трудоемкость, представляющую собой затраты труда всех категорий персонала компании: t полн. = t техн. + t обсл. + t упр. По характеру и назначению затрат труда обычно различают нормативную, фактическую и плановую трудоемкость: нормативная трудоемкость - нормируемые затраты на изготовление изделия, продукции, услуги, устанавливаемые исходя из действующих норм времени в соответствии с режимом работы предприятия; фактическая трудоемкость - реальные затраты труда по изготовлению единицы продукции или по реализации одной услуги; плановая трудоемкость - затраты труда, установленные с учетом их снижения в планируемом периоде. Показатели трудоемкости имеют разное содержательное наполнение в зависимости от сути трудовой деятельности работников. Их хорошо использовать для обслуживающего или сервисного, а иногда и управленческого персонала. Рассмотрим в качестве примера деятельность специалистов юридического отдела и отдела информационных технологий. Юридический отдел не относится к бизнес-подразделениям, объем его работы зависит от обслуживаемых им подразделений и бизнес-процессов, поэтому плановые значения объема работ можно устанавливать условно, с акцентом на показатели эффективности и качества работы отдела. Так, один из показателей эффективности - загруженность сотрудников отдела (рассчитывается ежемесячно исходя из объема рассмотренных вопросов и соответствующих нормативов, измеряется в часах). Объективных критериев необходимых затрат времени на рассмотрение каждого вопроса не существует. Время, затрачиваемое на вопрос, зависит от множества факторов: особенностей локальных актов местного законодательства, контрагентов, степени квалификации юристов и заинтересованных подразделений и т. п. В связи с этим все вопросы делят на пять категорий. Для каждой категории вопросов устанавливают предельно допустимое (приемлемое) время рассмотрения. В течение квартала необходимо выработать 480 часов (норматив). В зависимости от сложности вопроса время на его рассмотрение увеличивают (умножают на коэффициент сложности). Затем суммируют время по всем вопросам. Если время, фактически затраченное на рассмотрение вопроса, превышает приемлемое время, то в расчет берут приемлемое время. Далее полученное при расчете время сравнивают с нормативным. Показатели рассчитывают для всех сотрудников юридического отдела. Показатель «загруженность» дает не совсем полную оценку трудоемкости, ведь для этого необходимо соотнести затраты времени с единицей продукции. Для производственных или добывающих предприятий это можно сделать, но для торговли, услуг и государственных организаций целесообразнее соотносить загруженность с единицей прибыли или, например, с нормой численности потока посетителей. Не для всех специалистов производительность труда - ключевой показатель. Например, для IT-специалистов важно не сколько работы сотрудник может сделать в единицу времени, а насколько его усилия окажутся полезными, т. е. важна эффективность деятельности сотрудника. Если выделить наиболее распространенную функцию help-desk - службу IT-поддержки, то может быть интересна статистика обращений: как часто пользователи обращаются, сколько обращений решается (чем больше, тем лучше). Назовем этот показатель «процент инцидентов, решенных help-desk». Норматив требует длительной разработки с опорой на статистику, однако за несколько месяцев можно определить, какое значение этого показателя следует считать нормой. Еще один показатель - количество звонков, не принятых (пропущенных) службой поддержки (по сути, количество потерянных пользователей). Статистическая норма этого показателя - 5% звонков, оставшихся без ответа. Важным показателем является также оценка нагрузки - соотношение количества 1Т-инженеров и персонала компании в целом. Считается нормой, когда в среднем на одного инженера поддержки приходится около ста сотрудников, но важно учитывать размеры и специфику деятельности компании. Можно также оценивать скорость реакции инженеров поддержки (через какое время они приходят к пользователям). Норматив может составлять, например, два часа. Таковые составляющие комплексного показателя производительности труда 1Т-специалистов. В широком понимании повышение производительности и эффективности труда означает постоянное усовершенствование экономической деятельности, поиск возможности работать лучше, создавать больше благ при тех же или меньших затратах труда. Производительный труд обеспечивает повышение количества реального продукта и дохода как в целом, так и в расчете на душу населения, рост уровня потребления и в итоге - уровня жизни. Низкая эффективность труда - ключевая проблема современной экономики России, ограничивающая возможности развития и глобальную конкурентоспособность страны. Вместе с тем средняя зарплата россиян, эквивалентная 526 долл. США в 2014 г., вырастет к 2020 г. до 2,7 тыс. долл. США, а ВВП России к 2025 г. в пересчете на душу населения достигнет 50% от уровня США, а в 2030 г. - 70%. Эксперты считают, что для достижения таких показателей жизненного уровня населения производительность труда в стране необходимо увеличить как минимум в 2,5 раза. Финансовые измерения - это запаздывающие показатели состояния организации. Руководство должно иметь представление о готовности компании ответить на вызовы будущего. Одна из составляющих такой готовности заключается в наличии показателей производительности, человеческих возможностей, позволяющих менеджменту сформировать представление о том, как компания справится с теми или иными непредвиденными обстоятельствами.
Date: 2016-05-25; view: 1145; Нарушение авторских прав |