Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 3. Физические ощущения





Отложите книгу еще на пару минут и попробуйте выполнить следующее короткое упражнение. Вернемся

к идее жить в мире со своим сознанием. В прошлый раз мы фокусировали внимание на звуках или визуальных объектах, а теперь перейдем к физическим ощущениям. Это может быть ощущение того, как ваше тело давит своей тяжестью на стул, как ступни прижимаются к полу, как ладони лежат на книге. Удобнее всего сосредоточиться на тактильных ощущениях, поскольку это осязаемо, однако при этом вы можете обнаружить, что ваши мысли где-то витают. Если ваше сознание занято мыслями, или вы испытываете сильное эмоциональное напряжение, вспомните о голубом небе, поймайте о том, что где-то за завесой мыслей и чувств существует пространство, где всегда спокойно, просторно и ясно. Всякий раз, обнаружив, что какие-то мысли, отвлекли вас, без напряжения вернитесь к исходному физическому ощущению.

Дикая лошадь

Некоторое время спустя я оказался в более многолюдном монастыре. Он помогал местным жителям и принимал множество посетителей. Мы все так же ежедневно посвящали многие часы медитации, однако главным в наших упражнениях была полная вовлеченность в повседневную жизнь, то есть применение осознанности на практике. Поскольку раньше я с радостью пользовался бесценной возможностью практиковаться в медитации почти беспрерывно, теперь, садясь медитировать, я мог практически мгновенно привести сознание в нужное состояние. Однако теперь медитирование перемежалось с другими занятиями - садоводством, приготовлением еды, уборкой, канцелярской работой. Часто при этом мне приходилось работать вместе с другими людьми, общаясь и обсуждая все на свете. Некоторые из этих разговоров касались вопросов, интересных лишь монахам, однако другие оказывались, если можно так сказать, не вполне монашескими. Очень быстро я обнаружил, что подобное общение серьезно влияет на последующие занятия медитацией. Раньше, едва успев сесть, я понимал, что мой разум спокоен и умиротворен, однако теперь он чаще оказывался перегружен мыслями.

Из-за этого я возобновил, как в былые времена, попытки контролировать сознание (всегда помните о том, насколько сильна такая привычка); если его не удавалось успокоить минут за пять, я начинал сопротивляться обилию мыслей. Однако все усилия приводили лишь к тому, что мыслей становилось больше. Тогда я начинал паниковать, и в результате меня накрывала следующая, еще более бурная волна мыслей.

Хорошо, что в этот момент рядом был опытнейший учитель, к которому я и обратился за советом. Он славился теплым, подчас шутливым стилем обучения и редко давал прямые ответы, зачастую отвечая вопросом на вопрос. Как правило, ответ он формулировал в форме историй, которых у него, как и у предыдущего моего учителя, казалось, был неистощимый запас.

Когда я рассказал ему о своих проблемах, он внимательно слушал, время от времени кивая, и наконец спросил:

— Ты когда-нибудь видел, как ловят диких жеребцов?

Я отрицательно покачал головой. Какое отношение это имеет к моей проблеме? Мне показалось, его это разочаровало: подумав, я понял, что детство, проведенное в степях Тибета, должно было в корне отличаться от детских впечатлений в маленькой английской деревушке. Он продолжал рассказывать, что диких лошадей было очень трудно изловить, но еще труднее укротить.

— Теперь, - сказал он, — вообрази, что ты поймал такого коня и пытаешься удержать на месте.

Я представил, как стою рядом с лошадью, уцепившись за туго натянутую веревку.

— Это невозможно! - воскликнул учитель. — Ни один человек не способен удержать дикую лошадь. Она слишком сильна. Даже если тебе будет помогать толпа приятелей, вы не удержите ее на одном месте. Так дикого коня не укротишь. Когда ты поймаешь одного из них, — продолжал он, — ты должен помнить: дикие лошади привыкли к свободе. Они не способны длительное время стоять спокойно, их невозможно против воли удержать на месте. — Я уже понимал, к чему он клонит. - Когда ты садишься медитировать, - говорил между тем учитель, — твое сознание похоже на такого дикого коня. Не жди, что оно вдруг замрет лишь потому, что ты уселся в позу статуи, чтобы заняться какой-то там медитацией. Поэтому, чтобы справиться с твоей дикой лошадью, вернее, с диким сознанием, тебе нужно пространство. Не пытайся сразу сосредоточиться на объекте медитации, дай мыслям

время улечься. Пусть твое сознание расслабится. Куда торопиться?

Он, как всегда, оказался прав: во время медитаций я вечно торопился, считая каждый следующий момент важнее предыдущего и стремясь в конечном итоге добиться определенного состояния сознания - увы, какого именно, я и сам до конца не понимал.

— Постарайся подойти к своему сознанию, как к дикому коню, — предложил учитель. - Представь, что стоишь на открытой местности — например, на широкой равнине. Ты держишь его на длинной веревке, но не натягиваешь ее, чтобы оставить ему полную свободу движений. Он не должен ощущать себя на привязи. - Я представил себе, как жеребец свободно бежит по равнине, а я, не сводя с него внимательного взгляда, удерживаю в руках конец веревки. - Теперь возьмись за веревку двумя руками и осторожно подтяни ее. Немного, совсем немного. - Большим и указательным пальцем он показал расстояние где-то в полсантиметра, как бы подкрепляя сказанное. — Если ты будешь достаточно терпелив, жеребец даже не заметит разницы: он по-прежнему будет считать, что в его распоряжении весь мир. Продолжай действовать так же, понемногу подводя его ближе, внимательно наблюдая за ним. Но при этом оставляй ему достаточно простора, чтобы он чувствовал себя на свободе и не дергался.

Все это показалось мне чрезвычайно разумным, и, даже просто представляя себе все это, я чувствовал, что успокаиваюсь.

- Именно так и следует тебе общаться с собственным сознанием, когда ты садишься медитировать и чувствуешь, что тонешь в размышлениях. Не торопись, действуй осторожно, оставляй мыслям достаточно простора. Дай своему дикому коню самому прийти к месту отдыха, где он будет стоять смирно, чувствуя себя счастливым, уверенным и спокойным. Иногда он может снова взбрыкнуть — это нормально, просто слегка ослабь привязь и аккуратно повтори все сначала. Если ты будешь подходить к медитации именно так, твое сознание почувствует себя вполне довольным, - заключил учитель.

Запомните эту простую историю, она поможет вам существенно продвинуться в занятиях медитацией. Для начала рекомендую посмотреть анимационный ролик об укрощении диких лошадей на нашем сайте www.getsomeheadspace.com/headspace-book/get-some- headspace.

Медитация и эмоции

Перенос

После такого мудрого совета мое сознание и в самом деле довольно скоро начало успокаиваться. Иногда мысли по-прежнему обуревали меня, но теперь я все чаще получал истинное удовольствие, наблюдая за тем, как они проплывают в сознании. Я принял и прочувствовал аналогии с дорогой и голубым небом, и мне стало проще разбираться с собственными мыслями. Однако если я испытывал сильные чувства или физический дискомфорт, медитировать становилось гораздо сложнее. Я понял, что не в состоянии справляться с собой в подобных ситуациях. Когда я испытывал блаженный покой, я стремился как можно дольше оставаться в этом состоянии, когда же меня терзали негативные эмоции, я всеми силами пытался избавиться от них. Я много раз слышал о том, что сопротивляться в подобных случаях бессмысленно, что это лишь ухудшит ситуацию, но ничего не мог с собой поделать.

Так продолжалось некоторое время. Для меня это было чем-то вроде героической битвы с собственным эго, в которой я из-за природного упрямства не желал признавать себя побежденным. Увы, в конечном итоге я понял, что справиться с проблемой мне не под силу, и вновь договорился о встрече с учителем. Выслушав мои жалобы, он понимающе кивнул, как будто уже сотни раз слышал нечто подобное.

- Так бывает со всеми, — произнес он. — Мы получаем удовольствие от приятных для нас вещей и впадаем в зависимость от этого удовольствия. Мы не готовы расстаться с ним даже ради самой благой цели. Проблема в том, что, чем настойчивее мы гонимся за ними, тем более далекой нам кажется эта цель. Чем отчаяннее мы пытаемся удержать эти приятные чувства, тем сильнее боимся их потерять.

Он был прав. Действительно, это уже превратилось в серьезную помеху для моей медитативной практики, поскольку всякий раз, когда я испытывал приятные чувства, я начинал ожидать большего. Поэтому, начиная следующую медитацию, я пытался вернуться назад, к испытанным ранее позитивным эмоциям, вместо того чтобы полностью отдаваться текущему моменту.

- Пытаясь держаться за то, что нам приятно, - продолжал тем временем учитель, — мы в то же время пытаемся избавиться от всего, что приносит нам негативные эмоции. Неважно, пытаемся ли мы отмахнуться от обилия мыслей, неприятных чувств или физического недомогания — все это лишь разные формы сопротивления. А пока в тебе живет сопротивление, ты не способен на приятие. А пока ты не готов к приятию, тебе не добиться покоя в сознании.

- В подобном изложении эта мысль кажется ясной и понятной, не так ли? Счастье - это просто счастье. Оно не имеет большого значения. Оно приходит и уходит. Если ты сможешь отказаться от желания всегда испытывать лишь радостные чувства и избавишься от страха перед негативными ощущениями, твой разум испытает покой.

Слушая объяснения учителя, я не мог избавиться от мысли, что мы упустили нечто важное. Конечно, нужно избавляться от зависимости, избавляться от сопротивления. Но как это сделать?

- Просто, - ответил он. - Путем постижения собственного сознания.

Это, казалось, был полный и окончательный ответ на мои вопросы. Я понимал, что, чем активнее я постигаю собственное сознание, тем значительнее меняется мое видение мира, но мне казалось, что процесс этот идет недостаточно быстро.

Я поделился опасениями с учителем. Он рассмеялся:

— О, понял, ты говоришь о нетерпении, - произнес он.

Пожав плечами, я кивнул.

— Я просто хочу понять, как мне справляться со всем этим, пока моя осознанность не окрепнет. Может, существует какой-нибудь метод, который сможет помочь? — с надеждой спросил я. Он долго испытующе глядел на меня, и лишь потом ответил.

— Думаю, тебе следует по-прежнему сосредоточиваться на дыхании, учиться поддерживать естественную осознанность. Но, пожалуй, есть еще одна деталь, которую ты можешь попробовать добавить к своим упражнениям, - она должна тебе помочь.

Я смотрел на него во все глаза, ожидая совета. Дальнейшие объяснения, данные мне учителем, возможно, пригодятся и вам. Может быть, вы захотите использовать их в своей медитативной практике.

— Когда во время медитации ты испытываешь приятные ощущения, я хочу, чтобы ты каждый раз представлял, как передаешь их другим, - начал он. - Неважно, относятся ли твои приятные ощущения к спокойствию сознания, расслабленности тела или чувствам, дарящим радость. Просто представь, как ты даришь их друзьям, родным, тем, кто тебе небезразличен. Это не требует тщательных раздумий, — продолжал учитель. - Ты должен по-прежнему следить за дыханием, считать вдохи и выдохи. Но если вдруг, медитируя, ты поймешь, что тебе очень хорошо, поддерживай в себе желание поделиться чувствами с кем-то еще.

Я не мог понять, чем это могло мне помочь, однако предложение казалось совершенно безобидным, к тому же речь шла, безусловно, о добром побуждении.

— Следующая задачка покажется тебе посложнее, - произнес учитель, широко улыбаясь. - Если во время медитации ты испытываешь дискомфорт, если разум твой беспокоен, в теле ощущается напряжение, а в душе бушуют неприятные чувства, представь себе, что этот дискомфорт на самом деле терзает тех, кто тебе дорог. Вообрази, что ты совершаешь акт истинного благородства - испытываешь неприятные ощущения ради того, чтобы их не испытывали дорогие тебе люди.

Идея показалась мне диковатой. Как это могло мне помочь? Почему я должен с готовностью отказаться от радостных чувств и представлять себе, что сижу и беру на себя чужие беды?

— Расслабься, - проговорил учитель. — На самом деле этого не происходит. Но подумай немного, и ты поймешь, что это очень эффективный способ для работы над собственным сознанием. Стараясь как можно дольше удержать комфортное состояние, мы тем самым создаем напряжение. Представляя, что ты отдаешь эти чувства другим, ты избавляешься от этого напряжения, а заодно и от субъективности.

Это действительно казалось разумным, но как насчет второй части?

— От неприятных эмоций мы всегда стараемся избавиться, так? Это тоже создает напряжение. Действуя так, как я предложил, ты совершаешь нечто противоположное тому, что для тебя привычно, а значит, не оказываешь сопротивления. А где нет сопротивления, там нет напряжения.

Я тщательно обдумал его слова. Они казались вполне разумными. Это напоминало тщательно продуманный вариант действия от противного. К тому же подобный подход помогал научиться альтруизму.

Я попрощался с учителем и стал воплощать его советы в жизнь. Сами упражнения оставались неизменными — требовалось лишь несколько изменить подход к методике и по мере возможности избегать критичности по отношению к медитированию. Мои сомнения оказались напрасными — учитель был прав. Когда я пытался передать другим приятные переживания, позитивные ощущения длились дольше, медитация приносила больше удовольствия. Сложно описать конкретно, что именно изменилось, но, сдается мне, процесс стал менее самодостаточным. Второе предложенное дополнение также оказалось эффективным. Не могу сказать, что неприятные эмоции покинули меня и мне удалось полностью избавиться от напряжения, однако задача изначально ставилась иначе — я должен был медитировать, переживая эти чувства с большей уверенностью и готовностью их принять. И мне удалось этого добиться: представляя, что я оказываю услугу другим людям, я переносил неприятное с большей легкостью. Такой подход к упражнениям, похоже, помог мне с большим рвением и продуктивностью работать над собственным сознанием. Раньше я вечно ждал приятных эмоций и старался избегать негативных чувств. Теперь все было иначе — как будто я увидел и осознал ту часть собственного сознания, о существовании которой раньше и не подозревал. Впрочем, почему «как будто»? Я действительно не знал о ней — ведь я отдавал массу сил тому, чтобы бежать от нее.

Date: 2016-05-25; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию