Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организаторские рекомендации





Для организации труда в группе предлагается алгоритм примерно следующего содержания.

1. Распределите роли в группе:

а) кто выступает с докладом;

б) кто организовывает коммуникацию;

в) кто следить за временем;

г) кто схематизирует (оформляет материал).

2. Договоритесь, как будет происходить обсуждение (напри­мер, каждый высказывается по очереди, а остальные должны задавать вопросы), сколько времени будет продолжаться труд.

3. Соберите информацию по теме вашей группы из различ­ных источников: учебников, справочной литературы.

4. Обсудите собранную информацию, составьте общую схе­му и текст доклада. Подберите примеры.

Для примера рассмотрим несколько позиций в группе, кото­рые участники могут занимать. Ведущий группы заполняет таблицу учёта на доске, в котором от­ражены роли участников группы и некоторые критерии оценки (выполняет свою роль, задаёт вопросы, приводит примеры и др.). Ответственный за построение схемы рисует схематичный рисунок, отражающий содержание выполненного задания и при­влекает других членов группы к его оформлению. Участник в по­зиции держателя норм (модератор) следит за выполнением правил в группе (например, не перебивать друг друга, высказываться коротко, называть всех по имени и др.), следит за временем, если дана установка на выполнение задания за определенный промежуток времени. Модератор (игротехник) отвечает за постановку цели группы на основе задания («Что нужно сделать? Кто как понял?») и размышления в конце труда (задаёт вопросы: «Получилось выполнить задание, благодаря чему?», «Не получилось выполнить задание, из-за чего?»).

В обязанности каждого участника группы включены дейст­вия по созданию общей схемы. Такие действия вызывают у участников чувство сопричастности к происходящему, осознание своей значимости.

В алгоритмах по этому поводу должны быть обозначены пункты, например: «Высказываясь, нарисуй, изобрази свою мысль на доске».

Функцию оформления, как правило, выполняет участник, ответственный за схематизацию в группе. В его алго­ритме есть следующие пункты:

· Фиксируй на общем листе бумаги все мысли участников группы, схематизируй.

· Предложи участникам группы фиксировать все свои мысли на общем листе бумаги, строить схемы.

· Следи за тем, чтобы каждый участник группы фиксировал все свои мысли на доске или бумаге.

Задача ответственного за схематизацию заключается в том, чтобы ничья мысль не была оставлена без внимания.

В процессе коллективного размышления на доске не просто появляются графические образы, а запечатлевается происходящее (появление разных путей решения зада­чи, предложенных участниками), и это позволяет увидеть, что уже произошло, на какой стадии решения вопроса группа находится, что ещё не сделано, и направить мышление в нужное русло.

Участники группы анализируют уже сказанное, выявляют взаимосвязи между объектами, выделяют главное и существен­ное, отбрасывают второстепенное. На этом этапе группового размышления появляется целостный образ объекта (взаимопонимание в группе), в котором заключён взгляд группы на решение постав­ленной проблемы (задачи, вопроса).

После того, как группой была получена итоговая схема, ор­ганизатор может задать вопросы схематизатору. Вопросы должны быть следующего характера:

1. Отражает ли полученная схема основное содержание от­вета?

2. Получилось ли у тебя схематично отразить всё, что гово­рили в группе?

3. Удалось ли группе удерживать содержание за счёт схемы?

4. Обеспечила ли схема понимание содержания?

5. Помогла ли тебе схематизация лучше понять содержание?

Если обсуждение было эффективным, то схе­ма должна быть понятна каждому участнику группы и, соответ­ственно, любой участник сможет осветить результаты труда. При демонстрации ответа данная схема будет служить опорой для выступающего, а также поможет удержать внимание ауди­тории и организовать понимание смысла доклада.

5.4 Типичные ошибки при вхождении в тандем
или при коллективном взаимодействии.

1. Попытка стандартизации образов в момент самообразования.

2. Оперирование символами, которые не имеют отношения к смыслу текстов ВП СССР, зачастую на триединство наблюдается подгонка символа с цветочками клевера и прочие схожие эзотерические или конфессиональные выкладки. Рекомендуется выбросить чужое из головы и создавать только своё.

3. Поверхностное отношение к самообразованию. Пройдите по схеме все пункты, ответив на основные и дополнительные вопросы, которые появятся у вас, дополняйте их к схеме - это поможет вскрывать умолчания и соединять образы с логикой далее.

4. Интеллектуальное иждивенчество - это когда игротехник воспринимается как справочник или авторитет.

5. Отвлечение одним участником одного или несколько человек свежими новостями, алгоритмами глобализма и максимализма.

6. Вскрытие эгоистов, которые начинают заниматься критиканством и пытаются самоутвердиться исключительно на виду у всех.

7. Назначение главного в коллективе и последующая готовность части коллектива подчиняться и действовать по иерархии - внедрение в процесс самообразования толпо-«элитарного» мышления.

8. Активизация скрытых «Я-центристов», которые не могут отказаться от субъективизма, зачастую это ребята, которые учились по другим программам. Они безсознательно думают программой, встроенной её создателем.

9. Присутствие внутренних и внешних напряжений у игроков во время взаимодействия.

10. Проявление замкнутости некоторых игроков.

11. Попытки некоторых игроков получить готовое решение у игротехника или другого игрока на свою личную проблему.

12. Попытки тестирования некоторыми игроками игротехника на предмет решения личных проблематик или выдача готовых решений, как доказательство его состоятельности как авторитета.

13. Списывание или копирование готовой схемы-образа на стороне.

14. Проявление жалости к другим.

15. Поддержка обиды одних на других.

16. Создание группировок «Я-центристов», которые с чем-то не согласны. Объединения в оппозиции.

17. Попытки некоторых субъектов через скрытые манипуляции вознестись над игротехником (имитационно-провокационная деятельность с самоутверждением равно троцкизм).

18. После создания первых образов игроки стремятся сразу создать сложный образ без проработки его составляющих.

29. Групповое СамоЗОМБИРОВАНИЕ. Коллективное чтение и обсуждение прочитанного материала или натягивание одного чужого образа на всех участников - этакая имитация самообразования, в ходе которой происходит левополушарный труд с лексикой и закатывание одного единственного понимания другим с подавлением одним интеллектом другого интеллекта или нескольких. Как следствие, в жизни видим левополушарных маргиналов, один из них, как правило, знает больше и начинает объяснять другим, что нужно знать и как лучше понять, при этом какие образы под этим подразумеваются, остаётся зачастую для других загадкой, так как его образы никто не видит, но остальные принимают его точку зрения на веру. В этом случае образы самостоятельно не создаются, максимум - это раздача одного чужого образа на всех, правильность которого остаётся под вопросом...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Зачем и кому нужны схемы при организации деятельности на занятии. Почему именно схемы?

Требования относительно того, что воспитатель должен сообщать участникам о том, что будет происходить на занятии, выдвигались всегда. Однако традиционный подход к занятию, когда одновременно все участники делают одно и то же, лишает смысла изложение плана: что скажет воспитатель, то и будут делать участники.

Поскольку планы являются формальными, то они обычно выглядят примерно так:

1. Объяснение нового материала.

2. Обобщение изученного.

3. Труд в группах.

4. Труд всех участников.

5. Подведение итогов.

Этот план не даёт участникам достаточно информации о том, что от них требуется. Пункты плана относятся к разным субъектам, например, объяснять новый материал, видимо, будет воспитатель, а что при этом должны будут делать участники — непонятно. Некоторые же пункты плана (например, «Обобщение изученного») вообще не объясняют, кто и что в этот момент будет делать и что в результате будет получено. Как же определить, произошло ли обобщение?

Другие планы к деятельности на занятии вообще не имеют отношения и являются планом объяснения нового материала.

Примером такого плана может служить план занятия по истории на тему:

1. Главная задача Русской культуры.

2. Отношение народа к старой библейской власти.

3. Большевики и троцкисты в разные эпохи.

4. Новое искусство.

Такой план является важным с точки зрения понимания логики темы. Однако то, что будет происходить на занятии, что требуется от участников в части самостоятельных действий, из такого плана понять невозможно.

Часто в планах смешивают то, что относится к теме и то, что относится к предстоящей деятельности. То, что относится к деятельности участников на занятии, необходимо обозначить другими словами, например: «Схема организации деятельности».

С точки зрения обеспечения возможности индивидуального и группового продвижения участников на занятии, очень важным является то, что они уже в начале занятия знают, кто и что в течение занятия должен делать и какой результат получить. В чём же здесь отличие от происходящего на традиционном занятии?

Обычное занятие устроено так, что все участники вместе с воспитателем постепенно переходят от этапа к этапу. При этом те участники, которые двигаются быстрее, вынуждены ожидать выполнения заданий остальными и, соответственно, при этом происходит потеря времени. Участник уже может двигаться дальше, но поскольку организационно его движение не обеспечено (то есть участник не знает, что конкретно должен делать дальше), то он вынужден ждать. В то же время участники, которые при общем завершении этапа в чём-то отстали, всё же вынуждены переходить к следующему этапу.

Чтобы этого избежать, хотя бы в пределах занятия, необходимо уже в его начале разъяснить участникам всю логику продвижения вперёд и обеспечить это организационно.

Например, планируя занятие изучения новой темы, воспитатель предполагает, что участники изучат её самостоятельно в группе, затем проверят в этой же группе понимание материала каждым, индивидуально попробуют применить знания и выявят те моменты, которые кому-то понять не удалось. В итоге происходит обсуждение. Для данной ситуации в большинстве случаев план выглядит примерно следующим образом:

1. Труд в группе.

2. Индивидуальный труд.

3. Труд в группе.

4. Общее подведение итогов.

Из плана можно понять смену типов занятий, однако, что конкретно в каждом случае будет получено, в какой момент надо переходить к следующему типу занятий, не совсем ясно.

Второй пример плана (с точки зрения получаемого в каждом виде занятий продукта) является уже более понятным.

1. Сообщение задания воспитателем.

2. Труд в группе по изучению новой темы.

3. Труд в группе по проверке собственного понимания.

4. Индивидуальный труд по выявлению непонятного — ответы на вопросы.

5. Труд в группе — применение знаний.

6. Общее подведение итогов.

Необходимо учесть, что когда воспитатель пытается написанное словами представить в виде схемы, то само составление такой схемы выявляет некоторые неучтённые места и вынуждает их уточнять.

Date: 2016-05-25; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию