Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нравственно-психологические основы конфликтов и пути их преодоления
Конфликты — столкновение противоположных целей, мнений, интересов. Они чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, и их ассоциируют с агрессией, угрозой, спорами, враждебностью. При анализе конфликтов выделяют следующие параметры: 1) этиологию (причины), 2) остроту, 3) длительность, 4) последствия. Различают следующие типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповые. Классификация конфликтов по: 1) значению для организации: а) конструктивные, б) деструктивные; 2) направлению: горизонтальные, вертикальные и смешанные; 3) проявлению: скрытые и открытые; 4) характеру причин: субъективные и объективные; 5) сфере их разрешения: деловые или личностно-эмоциональные. С точки зрения этиологии (причин) выделяется три вида конфликтов: 1) конфликт целей характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по разному видят желаемое состояние объекта в будущем; 2) конфликт, вызванный расхождением взглядов, идей, мыслей. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей; 3) чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей, различны. Люди вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты намного труднее поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с индивидуально-психологическими качествами личности. Стадии протекания конфликта: 1) стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм; 2) стадия перехода потенциального конфликта в реальный или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов; 3) стадия конфликтных действий; 4) стадия снятия или разрешения конфликта. Пути разрешения конфликтов: сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, согласие уступить, привлечение третьей силы, ведение игры и др. Стили разрешения конфликта: 1) Уход от конфликта связан с отсутствием настойчивости, желания кооперироваться с другими по его разрешению. В этом случае человек стремится стать нейтральным, но его использование предоставляет конфликту возможность развиваться. Данный стиль связан также с неприятием напряженности. Попытка самоустраниться, избежать конфликта снижает интенсивность, но его игнорирование вызывает недовольство. При таком подходе проигрывают обе стороны. 2) Разрешение конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, но без учета позиций другой стороны. Для данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль помогает в достижении индивидуальных целей. Но об индивиде, использующем этот стиль, у окружающих людей складывается неблагоприятное впечатление. 3) Сотрудничество - отличается высокой степенью личной вовлеченности в него, желанием объединять свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При этом подходе выигрывает каждый. Люди, использующие стили сотрудничества, обладают следующими характеристиками: а) рассматривают конфликт как нормальное событие, которое помогает им правильно управлять и ведет к творческому решению вопросов; б) проявляют доверие и откровенность в отношении к другим; в) признают, что при взаимно удовлетворяющем исходе конфликта его участники берут на себя обязательство в рамках общего решения; г) считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование; д) полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех. Такие индивиды считаются динамичными натурами, у других о них складывается благоприятное мнение. 4) Разрешение конфликта другой стороной представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, без внесения своего интереса. Этот стиль носит оттенок альтруизма. 5) Компромисс заключается в умеренном учитывании интересов каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта, и те, кто его используют, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Структура конфликта. Конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В конфликте присутствуют: 1) объект конфликтной ситуации, который связан с техническими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон; 2) цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами; 3) предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками; 4) в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых. Руководителю-практику важно помнить, что, пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он раним. Попытка прекратить конфликт силовым давлением, уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Необходимо устранить хотя бы один из элементов структуры конфликта. Структурные методы. Они направлены на снижение интенсивности конфликта и широко используются для разрешения организационных конфликтов и управления ими внутри организации. В них входят: 1) методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива); 2) методы, связанные с «разведением» участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям, средствам), снижением их взаимозависимости (дифференциация, автономизация подразделений); 3) методы «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих); 4) методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор); 5) методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями). Правила поведения в условиях конфликта. Создайте теплую атмосферу. Основное правило сформулировано много столетий назад: «Самый главный человек на свете — тот, кто перед тобой». Перед вами Собеседник, для вас должны оставаться только двое — он и вы, причем Он в центре. Все внимание только вокруг него, а вне этого внимания — ничего, пустота. И тогда вы будете видеть его, и только его. Человек может быть невоспитанным и невнимательным, глупым или агрессивным, но чем меньше вас это будет задевать и раздражать, тем талантливее вы как собеседник. Примите его таким, каков он есть. По край- ней мере, постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился, а когда это произойдет, не скрывайте этого. Дарите ему знаки симпатии и уважения. Стиль, манера общения — чем больше в этом будет у вас сходства с собеседником (вплоть до темпа речи, интонации и тембра голоса), тем лучше. Чем точнее вы пристроитесь к нему, тем легче будет вам обоим. Мнения, ценности, установки — чем меньше обнаружится у вас в этом разногласий, тем лучше. Некорректные, злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на собеседника, все равно создают напряженность. Никогда не обвиняйте собеседника. Лучше задавайте нужный тон: корректный и уважительный. Избегайте в разговоре обидных преувеличений и крайностей, не стоит злоупотреблять словами: «все, никто, всегда, никогда, везде, нигде...». Старайтесь говорить аккуратнее: «кто и когда». Речь должна быть определенной, но не надо путать ее с резкостью и категоричностью, которые часто расплывчаты по содержанию. Без нужды не спорьте. Тот, кто в общении старается продемонстрировать свое превосходство, делает, по сути, то же самое. Чтобы этого не случилось, стройте общение на равных, а не в позиции сверху. Не задевайте того, что человеку дорого: людей его круга, его увлечения, идеалы и ценности. Без юмора жизнь пресна и одноцветна. Юмор прекрасен, но не так уж и безобиден, особенно из уст простого человека. Юмором можно разозлить, даже не держа на человека зла. То, что хорошо между друзьями и под хорошее настроение, в других случаях создает напряжение. Юмор бывает разным. Есть юмор абстрактный, про жизнь, от него всем будет весело и никому не будет обидно. Есть юмор «на себя». «Я смешной» — допустимо и хорошо, если человек не боится оказаться в роли «шута». Есть юмор «мы смешные» Между друзьями он хорош. Начальники и другие невротизированные люди воспринимают эту разновидность плохо. Одним из самых распространенных и опасных видов юмора является юмор, направленный на другого: «ты смешной». Смешно всем, кроме того, над кем смеются. Имейте свое мнение и не соглашайтесь — ваше право, и способность к самостоятельному, свободному от догм взгляду — достоинство зрелой личности. А вот стремление всегда возражать и спорить, как правило, признак незрелости. Столкнувшись с другим мнением, мы торопимся возразить, а не понять его. Не спорьте с теми, с кем спорить бесполезно (недалекий, но упрямый собеседник; с теми, кто спорить с вами не собирается; с тем, кому важнее поспорить, а не разобраться). Избегайте категоричности, особенно возражая. Да, вам может казаться нечто совершенно ясным, но едва ли ваша жесткость будет для собеседника убедительнее аргументов. Поставьте себе за правило обходиться без резкостей. Избегайте монолога — диалог продуктивнее, особенно если вы умеете использовать метод Сократа, который заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья и каждое звено подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. Это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы. Его достоинства в том, что он держит внимание собеседника, не дает отвлечься. Если что-то в вашей логической цепочке для собеседника не убедительно, вы это вовремя заметите; собеседник приходит к истине самостоятельно. Любая техника общения будет бесполезна, пока в сознании не изменятся фундаментальные установки. Пока вы не мудрец, вам хочется победить. И именно поэтому вы, в конечном счете, всегда будете проигрывать. Путь Мира и Истины — это другой путь, и его философия такова: а) старайтесь не победить, а найти истину, так как победа, ваша или его, — означает не торжество истины, а только то, что один сумел превзойти другого. Победить может неправый. Да и правота — еще не Истина; б) старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник, помогайте ему сформулировать свои мысли, даже если вы с ним не согласны; иногда это самый эффективный способ переубедить собеседника. Для этого: ищите то, в чем он не прав, старайтесь согласиться, а не возразить; признавайте возможность своей неправоты и просите критического обсуждения; не давите, лучший способ — аргументация, да и аргументами лучше не давить, а побуждать. Если вы не согласны и хотите возразить: удостоверьтесь в том, что вы собеседника поняли; согласитесь с тем, в чем он прав, выделите дельное в его словах; тактично выразите свое несогласие; поясните, почему вы не согласны с его мнением, выскажите свою позицию. Естественно, этот путь длинен, но если вы им овладеете, ваши переговоры станут короче и эффективнее.
Date: 2016-05-14; view: 889; Нарушение авторских прав |