Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нервные дети –болезнь или воспитание

 

Парааутистическое состояние как термин происходит от двух слов: пара - около, аутизм - особое состояние отгороженности от внешнего мира и нарушением контакта.

Итак, парааутистическое состояние - зто состояние отгороженности ребенка от внешнего мира, потеря кон­такта с окружающими людьми, возникающее вследствие психологических причин. При зтом ребенку хочется уйти от неприятностей в мир своих фантазий, переживаний, воспоминаний и отгородиться от внешнего мира. Обстоятельства, которьіе побуждают ребенка уйти в свой собственний мир, могут быть различными. В любом случае, уход от окружающего мира сопровождается мучительними переживаннями ребенка или подростка. Отгороженность от людей, ограничения общения со сверстниками, родителями возникает, в большинстве случаев, как реакция личности на психологические сложности в его жизни. Они зачастую возникают от неправильных, психологически травмирующих ребенка, поступков зтих же людей. Вначале такое поведение ребенка может рассматриваться как произвольная реакция личности на обиду, ущемленное самолюбне и т. д., а затем оно может перейти в непроизвольное - невротическое - болезненное состояние и сочетаться с множественньми невротическими симпто­мами по типу неврастенических расстройств: нарушение сна и аппетита, раздражительность, повышенная утомляемость, обидчивость, частые нарушения настроения.

Вспоминается почти трагический случай из практики детского психиатра. В небольшом городе жила мать с девочкой Машей, 5 лет. Мама работала на заводе и девочка посещала заводской детский сад. Ходила Маша в зтот садик около года, а до зтого жила с бабушкой в селе. Маша была несмелой, молчаливой, но очень доброжелательной девочкой. За год в детском саду приобрела друзей, охотно с ними общалась. С воспитательницами была вежливой, с готовностью выполняла все их требования. Все было в порядке, если бы не произошло одно небольшое собьггие. Накануне праздника на заводе бьша обычная "штурмовщина" и матери пришлось остаться на работе на вторую смену. Утром мать предупредила воспитательницу, что де­вочка останется ночевать в садике. Зто не было новостью, так как подобные ситуации входили в обязанности заводского детского сада. Однако на зтот раз воспитательница по каким-то своим непонятным мотивам виразила неудовольствие по поводу оставления Маши на вторую смену в садике. Между матерью и воспитательницей произошла нелицеприятная для ребенка перебранка. Присутствовавшая при зтом разговоре Маша била очень напугана, стояла, понурив голову, и чувствовала себя виноватой. Мать ушла на работу, оставив девочку с воспитательни­цей. Весь день Маша бьіла угнетена произошедшим кон­фликтом, плохо кушала, почти не играла с детьми. Около восьми часов вечера мать пришла навестить дочку, но ее в детском саду не оказалось. Вскоре ее нашли неподалеку в скверике, замерзшую и испуганную. Мать в сердцах выругала персонал детского сада. На второй день девочка неохотно пошла в детский сад. Воспитательница также не­дружелюбно ее встретила, ругала и Маша замкну­лась- перестала разговаривать и отвечать на вопросы воспитателей. Конфликтная ситуация вокруг девочки на-гнеталась, так как все в ее молчании усматривали обыкновенное упрямство и непослушание. После неоднократних замечаний, наказаний со стороны воспитательницы (де­вочку запирали в туалете), а затем и матери, девочка пере­стала совсем разговаривать. У нее возникло под влиянием отрицательних психологаческих воздействий, болез­ненное состояние, именуемое избирательньш молчанием - злективннм мутизмом. Ситуация нагнеталась, и такое молчание девочки стало распространяться не только на ситуации и лица, которые были повиннны в ее пережива­ннях, но и на всех людей в целом. Такое поведение очень типично для ранимого, робкого ребенка. Однако, ее мучители - взрослые люди - не остановились на этом. Воспи­тательницы настраивали против Маши детей, запрещали играть с ней до тех пор, пока она не заговорит и не попросит прощення за свое плохое поведение, которое заключа­лось только в ее молчании. В остальном, девочка выпол­няла все режимные моменти, бьла спокойной, немного грустной, дома часто плакала. Наконец, матери предложили забрать девочку домой. А так как ей некуда было ее де-вать, то мать набросилась на Машу с бранью и побоями. И тогда девочка замолчала совсем. При обращении к ней -хмурилась, смотрела грустными глазами "загнанной ла­ни" и... молчала. Лечили ее у бабок, в больницах, у зкстрасенсов, но результатов не било. Мать винуждена била отвезти ее обратно в село к бабушке, перестала бранить, только смотрела на свою дочь испуганными глазами. Так прошло полтора года. Однажды, на приеме у психиатра, куда она была направлена впервые на консультацию, врач обратил внимание, что девочка очень змоционально, в со-провождении собственной мимики и жестов, реагаровала на рассказ матери о ее перепетиях с "молчанием" девочки. Маша жестами пыталась поправить мать, если та допуска­ла неточность в своем рассказе, то есть вела себя, как слышащий, но немой ребенок. Таким образом, стало ясно, что Маша хочет говорить о своих тревогах, но не может. Она потеряла речь, забыла, как произносить звуки, слова, фра­зи. На протяжении четырех месяцев Маша ежедневно занималась с логопедом - специалистом по исправлению и развитию речи. И девочка выздоровела - снова заговори­ла. Сколько было радости на ее личике, в светящихся пла­зах! Маша пошла в обычную школу, догнала по программе своих сверстников и продолжает успешно учиться. Напрашивается внвод, зачем было заставлять так страдать ребенка из-за своих амбиций и интересов? Не проще ли и педагогичнее было би просто понять ребенка и ее ситуацию и помочь адаптироваться в ней. Ведь девочка просто заболела от неприятной и непонятной ей конфликтной ситуации между матерью и воспитательницей. При зтом сломалась "самая молодая" и ранимая функция – речь


К большому сожалению, и в школе порой встречаются учителя, которые окриком или неправильным отношени­ем к ребенку заставляют его страдать и замолчать при этом. Особенно следует быть внимательными и бережно относиться к робким и застенчивым детям. Неосторожное слово или действие учителя или родителей может заста­вить ребенка надолго замолчать. Выводить ребенка из этого "молчаливого" состояния очень хлопотно и трудно как для педагогов, так и для родителей. Приходится при­бегать к письменному опросу. Ни в коем случае не следу­ет настаивать на устном ответе, а тем более бранить за молчание. Такие приемы "воспитания" только усугубля­ют и стабилизируют и без того тягостное для ребенка со­стояние.

Бывают случаи, когда дети в возрасте 4-5 лет нечетко выговаривают отдельные звуки или несколько звуков. С точки зрения родных, ребенок еще успеет "выговориться" до школы. Но не так считают его сверстники и начинают смеяться над его неправильной речью, дразнят его, пере­кривляют. Ребенок и вовсе замолкает.

Во всех описанных случаях, раннее обращение к детс­кому психиатру или логопеду помогло бы устранить пре­пятствия в речевом общении ребенка, избавило бы его от психологических трудностей и болезненного состояния.

Парааутистические состояния со стремлением отгоро­диться от общения с окружающим миром могут быть и у подростков. Чаще всего такое болезненное состояние воз­никает, когда подросток понимает свою несостоятель­ность, ущербность, несамостоятельность. Это может быть физический недостаток, невозможность завести знаком­ство или занять в своей компании удовлетворяющий его статус. Робкого, пассивного подростка такие переживания своей неполноценности могут увести от реального мира в уединенный мир фантазий, воспоминаний, грез, где ему будет психологически уютно и можно будет на время из­бавиться от неприятной ситуации. В грезоподобных меч­таниях он видит себя героем, красавицей, признанным ли­дером и т. д. Подобная отгороженность и гиперкомпенса­торные фантазии помогают подростку компенсировать в собственном сознании свой дефект, и, тем самым, приво­дят к его успокоению.


Тактика поведения родителей с таким подростком должна быть очень бережной. Ни в коем случае нельзя в присутствии подростка подчеркивать его недостатки или насмехаться над его мечтами. Пусть они будут несбыточ­ными или глупыми из-за недостатка практического опыта у подростка, но это его мечты, и к ним следует относиться с уважением. Еще хуже "влезать в душу" с назойливыми вопросами. Следует тактично выждать соответствующего настроения у подростка и ситуации, располагающих к от­кровенному разговору, тогда и поговорить о его пробле­мах. А главное, в семье необходимо создать атмосферу до­верительности и уважения, чтобы ребенок или подросток не "замкнулся" наедине со своими невзгодами. Вообще, уважать ребенка родители должны научиться с первым его криком после рождения, и не использовать его как средство разрешения своих проблем. Необходимо расши­рять круг общения у детей, не склонных к активному об­щению,попытаться увеличить его контакты со сверстни­ками. Это могут быть совместные экскурсии, посещение выставок, театров и концертов. Подчас родителям прихо­дится брать насебя заботу об организации вечеринок, если их подростокмалообщителен и страдает от этого.

Оля, 14,5 лет, обратиласьс матерью к психиатру с жалоба­ми на ограничение контактовс окружающими, отказ посе­щать школу, бездеятельность, раздражительность при по­пытке родителей навязатьей общение. Охотно общалась только с матерью, ей поверяласвои переживания. Семья состояла из 4-х человек. Отец - очень живой, активный, жизнерадостный. Младшая дочь 9 лет - "вся в отца" - ак­тивная, легко сходится со сверстниками, имеет много дру­зей. Нередко дразнит Олю за ее застенчивость и нелюди­мый характер. Мать - спокойная, уравновешенная жен­щина, с пониманием относится к проблемам детей, жале­ет Олю. Оля с раннего детства отличалась робостью, не­смелостью, по характеру была "тихоней". Девочка никог­да не плакала и, если ее обижали, уходила и тихонько пе­реживала свою обиду; была очень привязана к домашним, трудно переносила их отсутствие. С возрастом младшая сестра своей неугомонностью иногда раздражала стар­шую, но они ладили между собой, ссор не возникало. Тем не менее, Оля была очень чувствительна к несправедли­вости и оскорблению ее достоинства, при этом умела за се­бя постоять и даже ответить грубостью в свою защиту. До 5 класса училась хорошо, но всегда терялась в устных от­ветах, особенно у доски, когда ей казалось, что весь класс смотрит на нее. При этом, очень стеснялась, становилась неуклюжей, тихо отвечала на вопросы. В домашней обста­новке общалась естественно, но становилась скованной и малообщительной при появлении посторонних лиц. В 5 классе при расформировании ее класса Оля попала в другой сборный класс, где для нее сложилась непривы­чная атмосфера в общении. Со слов матери, девочка явно "погрустнела" и дома после уроков плакала. На вопросы близких не отвечала, стала раздражительной, обидчивой, жаловалась, что над ней смеются, обзывают ее "мамашей" из-за высокого роста и полноты. Стала сутулиться, стара­ясь быть менее заметной. На уроках отвечала тихо, что раздражало учителей, а ребята потешались над ней. Клас­сный руководитель предложила забрать Олю на некото­рое время со школы, так как, по ее словам, - "школа стала для девочки сущим адом". После этого девочка еще боль­ше замкнулась в себе. Перестала рассказывать дома о своих обидах, грубила и злилась, если ее спрашивали о школе. Дома перестала улыбаться, подолгу плакала. По­явились "лишние" движения бровями, особенно, если на нее обращали внимание. Запустила учебу, оставила шко­лу, подолгу сидела дома, ничем не занималась, периоди­чески наедине с собой горько плакала. Это состояние про­должалось пару лет и расценивалось, как обычное упрям­ство. Отец и младшая дочь постоянно ругали ее, смеялись над ней. Мать жалела девочку, но не знала, как ей помочь. Девочку исключили из школы за прогулы.


При осмотре на приеме у психиатра обнаружилось, что девочка не стремится к контакту, обнаруживает скован­ность и отгороженность от окружающих. В начале беседы была немногословна, давала отрывочные ответы на во­просы врача, многие вопросы оставляла вовсе без ответа. Через некоторое время Оля стала охотнее отвечать на во­просы и сообщать о себе некоторые сведения. А затем по­делилась своими переживаниями. Она рассказала, что с детства с трудом контактировала со сверстниками, отли­чалась робостью и застенчивостью. Всегда считала это своим главным недостатком и пыталась от него избавиться, но не всегда это ей удавалось. Лучше себя чувствовала в домашней обстановке. Всегда хотела дружить с ребята­ми, но ее "не всегда принимали, так как я неинтересная им". А в новом классе появились насмешки, и Оле совсем стало невмоготу. Она перестала посещать школу. Возник­шая по этой причине конфликтная ситуация в семье еще больше усугубила психологические проблемы подростка. Оля полностью отгородилась от общения с окружающи­ми, кроме матери, которая, по мнению девочки, ее понима­ла. Стала бездеятельной, перестала учиться, часами про­сиживала, устремив взгляд в одну точку и о чем-то мечтая. Работа с психологом дала возможность девочке справить­ся со своими проблемами и пойти в школу, правда, ее приняли только в вечернюю школу. Она ее благополучно за­кончила и поступила в техникум. Родителям объяснили особенности личности девочки, и были даны советы по бе­режному и уважительному отношению к ее проблемам, по расширению ее контактов со сверстниками.

Приведенный пример показывает, как длительная, психологически травмирующая ситуация может привес­ти к тяжелому и длительному болезненному состоянию у подростка в виде стремления отгородиться от всего мира.

Такое же стремление отгородиться от внешних контак­тов может проявляться у подростка в форме так назы­ваемых, гиперкомпенсаторных фантазий. Например, у подростка имеет место заикание или хромота, и он стара­ется сделать менее заметным свой дефект. А если это не получается, то ему проще "уйти" в мир своих мечтаний: он прекрасно танцует, легко общается, ведет остроумную бе­седу и т. д. Чтобы этого не происходило, подростку следу­ет показать на его же примерах поведения его хорошие способности, присущие ему положительные качества, вы­годно отличающие его от других сверстников. Ему следу­ет показать заинтересованность в общении с ним не толь­ко домашних людей, но и окружающих его сверстников. Ведь любой подросток стремится занять удовлетворяю­щее его место в интересующей его малой референтной группе - компании сверстников. Если этого не случается, то можно попытаться помочь переориентировать его на другую компанию, новых друзей. При этом родителям, подчас, приходится брать инициативу на себя, не унижая при этом своего подростка. Следует расширить его круг общения, иногда и за счет взрослых людей, усилить его ак­тивность, помочь победить в себе неуверенность в обще­нии. Подростки очень благодарный народ! Они понимают и ценят, хотя и не показывают этого, чуткость со стороны близких им людей и всегда ответят на это своим душев­ным порывом. Только не пропустите этот момент!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение наиболее часто встречающихся форм неврозов у детей и подростков приводит к выводу, что невроз - это болезнь нервной системы и психики. В про­исхождении этой болезни принимают участие 2 фактора: врожденные особенности нервной системы ребенка, пред­располагающие к возникновению невроза и неправильное воспитание, проявляющее невротические расстройства. Неправильное воспитание ребенка оказывает неодно­значное влияние на психику ребенка. Оно может способ­ствовать развитию черт "невротичности" ребенка, кото­рые переданы ему по наследству от кого-то из родителей или ближайших родственников. Кроме того, неправиль­ные воспитательные воздействия могут привести также к излишней невротизации ребенка. Невротичность ребенка также может быть связана и с врожденными факторами: токсикоз беременности у матери, тяжелые роды, различ­ные болезни матери и ребенка в первые месяцы его жиз­ни. Однако, в любом случае, без неправильного воспита­ния - неправильного психологического воздействия на -ребенка со стороны окружающих его людей - невозмож­но формирование невроза.

Чтоделать родителям, если ребенок по тем или иным причинамродился с чертами врожденной нервности или невропатии? Ребенок мало ест, частосрыгивает, легко потеет и часто простужи­вается. Сону него поверхностный, прерывистый. Ребенок раздражительный,капризный, плохо переносит любые изменения в окружающей его среде.

Тактика поведения родителей при этом должна быть особой. Ребенку следует создать, во всяком случае, стремиться это сделать, неукоснительно соблюдаемый ритм жизни. Это необходимо сделать в первые месяцы его жиз­ни, что будет способствовать "уравновешиванию" нерв­ных процессов. Особое внимание следует обратить на вза­имоотношения и взаимодействия в системе "мать - дитя". Мама не только должна проявлять свою любовь и заботу о ребенке, но и знать, как это правильно сделать. По этому вопросу лучше всего проконсультироваться у психолога, который знает и занимается маленькими детьми. В возра­сте 2-3 месяцев следует постепенно менять и усложнять взаимодействия ребенка с окружающим миром. В чем же оно может проявляться? Обычно, в этом возрасте ребенка, находящегося на грудном вскармливании, начинают до­кармливать и приучать к более разнообразной пище. С невротичным ребенком сделать это нелегко, так как он пло­хо принимает необычный вкус, запах, консистенцию пи­щи. Но ненавязчиво это сделать можно и необходимо. Кстати, не следует так уж регламентировать во времени его кормление и грудью, и другими пищевыми продукта­ми: кормить ребенка нужно по его потребности, а не по расписанию. Постепенно следует приучать его к разной пище, одежде, игрушкам. В этом возрасте у ребенка рас­ширяется круг психологического воздействия со стороны окружающих, он начинает "знакомиться" с родственника­ми. С 6 месяцев у ребенка проявляется потребность обще­ния с детьми: он тянется к соседу в коляске, берет его иг­рушку и т. д. Родители должны всячески поощрять стре­мление ребенка к контакту с окружающими людьми, и особенно - с детьми. При этом не следует его слишком опекать, потакать всем его прихотям. Если он забрал иг­рушку у соседа или у него ее взяли, то не нужно его "выру­чать". Пускай он самостоятельно попробует решить свою первую маленькую проблему - удовлетвориться ли чу­жой игрушкой или потребовать свою. Вместе с тем, взро­слому человеку не следует поощрять в ребенке зародыши проявления его агрессивности: стремление выхватить иг­рушку или побить соседа, или родного человека. Но в то же время, умение постоять за себя нужно воспитывать "с пеленок". Некоторые родители из-за боязни "инфекцион­ных контактов" с другими детьми стремятся оградить своего ребенка от общения со сверстниками. Это очень плохой пример воспитания. Ведь способность и умение правильно общаться формируется у ребенка еще с мла­денческого возраста. Необходимо научить малыша обра­щать внимание на окружающих детей, животных. Напри­мер, ребенку говорят - "это Маша, а это Петя", а не только обращать внимание на их игрушки. С 1,5 до 3 лет ребенка следует научить играть с детьми совместно, а не только рядом, научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры, но ни в коем случае не давать своему ребенку "привилеги­рованные" роли и самые лучшие игрушки. При этом нуж­но обращать внимание на правильное формирование ме­жличностных связей в игре между детьми. Что это такое? Ребенок, даже маленький, должен научиться понимать и выдерживать свою роль в игре, даже если она ему не нра­вится. Затем, следует поменять приятные и неприятные роли между детьми. Кроме того, ребенка нужно научить соотносить свои желания с условиями игры. Ребенка сле­дует научить одинаковой способности как отстаивать свою позицию, так и уступить ради правил игры. Посте­пенно, таким образом, и многими другими способами вос­питывается волевое поведение ребенка, его возможности к адаптации к разным условиям его детской жизни.

Обычно невротичные дети очень плаксивы и обид­чивы. Некоторые родители, желая "добра" своему ре­бенку, - "чтобы он не расстраивал свою нервную систе­му", стараются оградить его с младенческого возраста от любых поводов к слезам. Например, ребенок упал и пла­чет, хотя не сильно ударился, но это его расстроило . Если он просит помощи, то нужно ее оказать или попы­таться помочь ребенку самостоятельно справиться с этой бедой. Ни в коем случае не причитать по поводу ушиба и не "наказывать" предмет, об который ударился ребенок. Целесообразней на будущее научить ребенка, как нужно обойти опасный предмет. Иначе ребенок привыкнет, что каждая его попытка общения с предме­тами или людьми будет заканчиваться для него очеред­ной неприятностью. А главное, он не научится само­стоятельно справляться со своими трудностями - это начало нарушения приспособительных адаптационных возможностей ребенка к жизненным условиям в окру­жающем его мире. Эти механизмы обычно вырабатыва­ются "с пеленок", иначе ребенок будет расти слабым и беспомощным. Необходимо также уговорами, примера­ми на игрушках в доброжелательной манере научить ре­бенка потерпеть боль, справиться со своими неприятно­стями. Некоторые дети при появлении первых же слож­ностей в их жизни, например: не получился рисунок, отняли игрушку - бросаются в панику, суетятся, кричат, плачут, но... ничего не предпринимают, чтобы исправить положение. Родители на примерах из жизни самого ре­бенка должны помочь ему разрешить свои трудности. Другие же дети, наоборот, при появлении сложностей в жизни стараются отойти от обидчика или бросить неу­давшееся дело. Это еще хуже. Следует обязательно нау­чить ребенка не уходить от трудностей, а преодолевать их. При этом, нужно учитывать не свою, родительскую позицию, а позицию и мотивы поведения своего ребен­ка, и только подсказать ему способы преодоления труд­ностей.

Однако, к сожалению, некоторые родители старают­ся собой подменить и заменить ребенка, особенно в трудных для него ситуациях. Они вмешиваются в дет­скую игру, выясняют отношения с обидчиком, безуслов­но в пользу своего ребенка. И к чему это приводит в бу­дущем? Ребенок не умеет правильно и благополучно для себя общаться со сверстниками; у него формируют­ся незрелые инфантильные коммуникации, что приво­дит к излишней невротизации ребенка. Ведь если ребе­нок не научится с детства отстаивать свои интересы и, вместе с тем, хорошо ладить с окружающими людьми и детьми, то он не будет уметь этого никогда. Внешние воздействия психологически отрицательного порядка будут только приводить ребенка к невротизации, и он не сможет им противостоять и выработать адаптационные механизмы физиологического и поведенческого уровня. При неврозах или не­вротических реакциях у малышей, прежде всего страда­ют адаптационные механизмы - то есть приспособление ребенка к жизни в обществе. С переходом в школьный период психологические воздействия на ребенка услож­няются и становятся более разнообразными. Не подго­товленный к этому ребенок воспринимает их как источ­ник постоянного психологического "прессинга" (давле­ния), что у детей с особыми чертами психики и нервной системы может привести к формированию невроза.

В период школьного возраста прежде всего следует поинтересоваться, как складываются взаимоотношения вашего ребенка со сверстниками: ровные и доброжела­тельные, удовлетворяющие его, или раздражающие и подавляющие его. Необходимо разбирать совместно с ребенком тревожащие его ситуации, попытаться найти из них выход. Не следует обвинять только противопо­ложную сторону - она от этого не изменится и не будет терпеливее относиться к вашему ребенку. Нецелесооб­разно выяснять ситуацию за вашего ребенка и налажи­вать его взаимоотношения со сверстниками: вы обяза­тельно будете субъективны и не всегда сможете правильно оценить обстановку. А самое главное, ваш ребе­нок так и не научится самостоятельно находить выход из трудной для него ситуации и будет от этого страдать и болеть. Взаимоотношения с учителями также не всег­да просто и гладко складываются у всех детей: учитель то строгий, то придирчивый, то несправедливый и т. д. Необходимо, в любом случае, настроить себя и ребенка на доброжелательное восприятие учителя. Ни в коем случае нельзя с возмущением обсуждать "неправиль­ную" позицию педагога. Положение вашего ребенка от этого не улучшится, а, наоборот, ухудшится. Ведь ребе­нок со своей стороны, а учитель со своей будут предвзя­то относиться друг к другу и каждый по своему разуме­нию будет трактовать ситуацию. Такая ситуация еще больше невротизирует ребенка. Лучше всего найти вза­имопонимание, объяснив учителю особенности ребен­ка, а ребенку - требования учителя.

В подростковом возрасте еще больше усложняются межличностные связи. Это может быть связано с тем, что в подростковом возрасте возникают естественные для этого возраста поведенческие модели: стремление к независимости, обостренное чувство справедливости, сексуальные переживания, неприятные физиологиче­ские ощущения, стремление к группированию со свер­стниками, стремление обрести удовлетворяющий по­дростка статус среди друзей, различные увлечения. Трудности психологической адаптации подростка, кото­рые могут привести к возникновению невроза, усилива­ются еще и тем, что перечисленные особенности психо­логического подросткового комплекса неизвестны ро­дителям и педагогам, или не признаются ими. А еще ху­же, когда с ними начинают борьбу "не на жизнь, а на смерть". Правильнее было бы их учитывать и понимать. Ведь у подростков от такого непонимания и неприятия их переживаний и проблем возникают психологические комплексы: неудовлетворенности, неполноценности и т. д. Эти комплексы и становятся тем стержнем, на кото­рый "нанизывается" невроз. И держится невроз долго, пока эти комплексы не будут разрушены вместе с реше­нием проблем, важных для подростка. Общеизвестно, что подростки из-за своей неуравновешенности и недо­статка жизненного опыта зачастую не могут самостоя­тельно найти выход из затруднительного положения, хотя и уверены в обратном. Долг родителей разобраться в сложной для подростка ситуации, стать его доверен­ным лицом и ненавязчиво дать практический совет вы­хода из этого кажущегося тупика. Кроме того, семья - это первичная и главная ячейка социализации личности ребенка. Родители должны помнить, что ребенок повто­ряет поведение родителей и их морально-этические установки. Поэтому, только от семьи зависит психоло­гический комфорт ребенка, а отсюда, и предупреждение формирования невроза. Ребенка нужно уважать как личность с момента рождения, каким бы маленьким он ни был. Отсюда, не следует его унижать, пугать, вовле­кать или делать свидетелем внутрисемейных конфлик­тов. Не менее чревато опасностью возникновения не­вроза воспитание по типу гиперопеки: все делать за ре­бенка, во всем ему уступать. Перечисленные ошибки в поведении родителей особенно недопустимы по отно­шению к подросткам. Неуважение к нему как к личнос­ти может привести к непредсказуемым последствиям.

Таким образом, невроз - это болезнь, в формирова­нии которой определенную роль играют особенности личности ребенка, неправильное воспитание его, нали­чие психологически отрицательных воздействий на личность ребенка.



<== предыдущая | следующая ==>
Прочие экстремальные состояния | Новелла I. Как становятся героями 1 page





Date: 2016-05-25; view: 256; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию