Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нервные дети –болезнь или воспитание
Парааутистическое состояние как термин происходит от двух слов: пара - около, аутизм - особое состояние отгороженности от внешнего мира и нарушением контакта. Итак, парааутистическое состояние - зто состояние отгороженности ребенка от внешнего мира, потеря контакта с окружающими людьми, возникающее вследствие психологических причин. При зтом ребенку хочется уйти от неприятностей в мир своих фантазий, переживаний, воспоминаний и отгородиться от внешнего мира. Обстоятельства, которьіе побуждают ребенка уйти в свой собственний мир, могут быть различными. В любом случае, уход от окружающего мира сопровождается мучительними переживаннями ребенка или подростка. Отгороженность от людей, ограничения общения со сверстниками, родителями возникает, в большинстве случаев, как реакция личности на психологические сложности в его жизни. Они зачастую возникают от неправильных, психологически травмирующих ребенка, поступков зтих же людей. Вначале такое поведение ребенка может рассматриваться как произвольная реакция личности на обиду, ущемленное самолюбне и т. д., а затем оно может перейти в непроизвольное - невротическое - болезненное состояние и сочетаться с множественньми невротическими симптомами по типу неврастенических расстройств: нарушение сна и аппетита, раздражительность, повышенная утомляемость, обидчивость, частые нарушения настроения. Вспоминается почти трагический случай из практики детского психиатра. В небольшом городе жила мать с девочкой Машей, 5 лет. Мама работала на заводе и девочка посещала заводской детский сад. Ходила Маша в зтот садик около года, а до зтого жила с бабушкой в селе. Маша была несмелой, молчаливой, но очень доброжелательной девочкой. За год в детском саду приобрела друзей, охотно с ними общалась. С воспитательницами была вежливой, с готовностью выполняла все их требования. Все было в порядке, если бы не произошло одно небольшое собьггие. Накануне праздника на заводе бьша обычная "штурмовщина" и матери пришлось остаться на работе на вторую смену. Утром мать предупредила воспитательницу, что девочка останется ночевать в садике. Зто не было новостью, так как подобные ситуации входили в обязанности заводского детского сада. Однако на зтот раз воспитательница по каким-то своим непонятным мотивам виразила неудовольствие по поводу оставления Маши на вторую смену в садике. Между матерью и воспитательницей произошла нелицеприятная для ребенка перебранка. Присутствовавшая при зтом разговоре Маша била очень напугана, стояла, понурив голову, и чувствовала себя виноватой. Мать ушла на работу, оставив девочку с воспитательницей. Весь день Маша бьіла угнетена произошедшим конфликтом, плохо кушала, почти не играла с детьми. Около восьми часов вечера мать пришла навестить дочку, но ее в детском саду не оказалось. Вскоре ее нашли неподалеку в скверике, замерзшую и испуганную. Мать в сердцах выругала персонал детского сада. На второй день девочка неохотно пошла в детский сад. Воспитательница также недружелюбно ее встретила, ругала и Маша замкнулась- перестала разговаривать и отвечать на вопросы воспитателей. Конфликтная ситуация вокруг девочки на-гнеталась, так как все в ее молчании усматривали обыкновенное упрямство и непослушание. После неоднократних замечаний, наказаний со стороны воспитательницы (девочку запирали в туалете), а затем и матери, девочка перестала совсем разговаривать. У нее возникло под влиянием отрицательних психологаческих воздействий, болезненное состояние, именуемое избирательньш молчанием - злективннм мутизмом. Ситуация нагнеталась, и такое молчание девочки стало распространяться не только на ситуации и лица, которые были повиннны в ее переживаннях, но и на всех людей в целом. Такое поведение очень типично для ранимого, робкого ребенка. Однако, ее мучители - взрослые люди - не остановились на этом. Воспитательницы настраивали против Маши детей, запрещали играть с ней до тех пор, пока она не заговорит и не попросит прощення за свое плохое поведение, которое заключалось только в ее молчании. В остальном, девочка выполняла все режимные моменти, бьла спокойной, немного грустной, дома часто плакала. Наконец, матери предложили забрать девочку домой. А так как ей некуда было ее де-вать, то мать набросилась на Машу с бранью и побоями. И тогда девочка замолчала совсем. При обращении к ней -хмурилась, смотрела грустными глазами "загнанной лани" и... молчала. Лечили ее у бабок, в больницах, у зкстрасенсов, но результатов не било. Мать винуждена била отвезти ее обратно в село к бабушке, перестала бранить, только смотрела на свою дочь испуганными глазами. Так прошло полтора года. Однажды, на приеме у психиатра, куда она была направлена впервые на консультацию, врач обратил внимание, что девочка очень змоционально, в со-провождении собственной мимики и жестов, реагаровала на рассказ матери о ее перепетиях с "молчанием" девочки. Маша жестами пыталась поправить мать, если та допускала неточность в своем рассказе, то есть вела себя, как слышащий, но немой ребенок. Таким образом, стало ясно, что Маша хочет говорить о своих тревогах, но не может. Она потеряла речь, забыла, как произносить звуки, слова, фрази. На протяжении четырех месяцев Маша ежедневно занималась с логопедом - специалистом по исправлению и развитию речи. И девочка выздоровела - снова заговорила. Сколько было радости на ее личике, в светящихся плазах! Маша пошла в обычную школу, догнала по программе своих сверстников и продолжает успешно учиться. Напрашивается внвод, зачем было заставлять так страдать ребенка из-за своих амбиций и интересов? Не проще ли и педагогичнее было би просто понять ребенка и ее ситуацию и помочь адаптироваться в ней. Ведь девочка просто заболела от неприятной и непонятной ей конфликтной ситуации между матерью и воспитательницей. При зтом сломалась "самая молодая" и ранимая функция – речь К большому сожалению, и в школе порой встречаются учителя, которые окриком или неправильным отношением к ребенку заставляют его страдать и замолчать при этом. Особенно следует быть внимательными и бережно относиться к робким и застенчивым детям. Неосторожное слово или действие учителя или родителей может заставить ребенка надолго замолчать. Выводить ребенка из этого "молчаливого" состояния очень хлопотно и трудно как для педагогов, так и для родителей. Приходится прибегать к письменному опросу. Ни в коем случае не следует настаивать на устном ответе, а тем более бранить за молчание. Такие приемы "воспитания" только усугубляют и стабилизируют и без того тягостное для ребенка состояние. Бывают случаи, когда дети в возрасте 4-5 лет нечетко выговаривают отдельные звуки или несколько звуков. С точки зрения родных, ребенок еще успеет "выговориться" до школы. Но не так считают его сверстники и начинают смеяться над его неправильной речью, дразнят его, перекривляют. Ребенок и вовсе замолкает. Во всех описанных случаях, раннее обращение к детскому психиатру или логопеду помогло бы устранить препятствия в речевом общении ребенка, избавило бы его от психологических трудностей и болезненного состояния. Парааутистические состояния со стремлением отгородиться от общения с окружающим миром могут быть и у подростков. Чаще всего такое болезненное состояние возникает, когда подросток понимает свою несостоятельность, ущербность, несамостоятельность. Это может быть физический недостаток, невозможность завести знакомство или занять в своей компании удовлетворяющий его статус. Робкого, пассивного подростка такие переживания своей неполноценности могут увести от реального мира в уединенный мир фантазий, воспоминаний, грез, где ему будет психологически уютно и можно будет на время избавиться от неприятной ситуации. В грезоподобных мечтаниях он видит себя героем, красавицей, признанным лидером и т. д. Подобная отгороженность и гиперкомпенсаторные фантазии помогают подростку компенсировать в собственном сознании свой дефект, и, тем самым, приводят к его успокоению. Тактика поведения родителей с таким подростком должна быть очень бережной. Ни в коем случае нельзя в присутствии подростка подчеркивать его недостатки или насмехаться над его мечтами. Пусть они будут несбыточными или глупыми из-за недостатка практического опыта у подростка, но это его мечты, и к ним следует относиться с уважением. Еще хуже "влезать в душу" с назойливыми вопросами. Следует тактично выждать соответствующего настроения у подростка и ситуации, располагающих к откровенному разговору, тогда и поговорить о его проблемах. А главное, в семье необходимо создать атмосферу доверительности и уважения, чтобы ребенок или подросток не "замкнулся" наедине со своими невзгодами. Вообще, уважать ребенка родители должны научиться с первым его криком после рождения, и не использовать его как средство разрешения своих проблем. Необходимо расширять круг общения у детей, не склонных к активному общению,попытаться увеличить его контакты со сверстниками. Это могут быть совместные экскурсии, посещение выставок, театров и концертов. Подчас родителям приходится брать насебя заботу об организации вечеринок, если их подростокмалообщителен и страдает от этого. Оля, 14,5 лет, обратиласьс матерью к психиатру с жалобами на ограничение контактовс окружающими, отказ посещать школу, бездеятельность, раздражительность при попытке родителей навязатьей общение. Охотно общалась только с матерью, ей поверяласвои переживания. Семья состояла из 4-х человек. Отец - очень живой, активный, жизнерадостный. Младшая дочь 9 лет - "вся в отца" - активная, легко сходится со сверстниками, имеет много друзей. Нередко дразнит Олю за ее застенчивость и нелюдимый характер. Мать - спокойная, уравновешенная женщина, с пониманием относится к проблемам детей, жалеет Олю. Оля с раннего детства отличалась робостью, несмелостью, по характеру была "тихоней". Девочка никогда не плакала и, если ее обижали, уходила и тихонько переживала свою обиду; была очень привязана к домашним, трудно переносила их отсутствие. С возрастом младшая сестра своей неугомонностью иногда раздражала старшую, но они ладили между собой, ссор не возникало. Тем не менее, Оля была очень чувствительна к несправедливости и оскорблению ее достоинства, при этом умела за себя постоять и даже ответить грубостью в свою защиту. До 5 класса училась хорошо, но всегда терялась в устных ответах, особенно у доски, когда ей казалось, что весь класс смотрит на нее. При этом, очень стеснялась, становилась неуклюжей, тихо отвечала на вопросы. В домашней обстановке общалась естественно, но становилась скованной и малообщительной при появлении посторонних лиц. В 5 классе при расформировании ее класса Оля попала в другой сборный класс, где для нее сложилась непривычная атмосфера в общении. Со слов матери, девочка явно "погрустнела" и дома после уроков плакала. На вопросы близких не отвечала, стала раздражительной, обидчивой, жаловалась, что над ней смеются, обзывают ее "мамашей" из-за высокого роста и полноты. Стала сутулиться, стараясь быть менее заметной. На уроках отвечала тихо, что раздражало учителей, а ребята потешались над ней. Классный руководитель предложила забрать Олю на некоторое время со школы, так как, по ее словам, - "школа стала для девочки сущим адом". После этого девочка еще больше замкнулась в себе. Перестала рассказывать дома о своих обидах, грубила и злилась, если ее спрашивали о школе. Дома перестала улыбаться, подолгу плакала. Появились "лишние" движения бровями, особенно, если на нее обращали внимание. Запустила учебу, оставила школу, подолгу сидела дома, ничем не занималась, периодически наедине с собой горько плакала. Это состояние продолжалось пару лет и расценивалось, как обычное упрямство. Отец и младшая дочь постоянно ругали ее, смеялись над ней. Мать жалела девочку, но не знала, как ей помочь. Девочку исключили из школы за прогулы. При осмотре на приеме у психиатра обнаружилось, что девочка не стремится к контакту, обнаруживает скованность и отгороженность от окружающих. В начале беседы была немногословна, давала отрывочные ответы на вопросы врача, многие вопросы оставляла вовсе без ответа. Через некоторое время Оля стала охотнее отвечать на вопросы и сообщать о себе некоторые сведения. А затем поделилась своими переживаниями. Она рассказала, что с детства с трудом контактировала со сверстниками, отличалась робостью и застенчивостью. Всегда считала это своим главным недостатком и пыталась от него избавиться, но не всегда это ей удавалось. Лучше себя чувствовала в домашней обстановке. Всегда хотела дружить с ребятами, но ее "не всегда принимали, так как я неинтересная им". А в новом классе появились насмешки, и Оле совсем стало невмоготу. Она перестала посещать школу. Возникшая по этой причине конфликтная ситуация в семье еще больше усугубила психологические проблемы подростка. Оля полностью отгородилась от общения с окружающими, кроме матери, которая, по мнению девочки, ее понимала. Стала бездеятельной, перестала учиться, часами просиживала, устремив взгляд в одну точку и о чем-то мечтая. Работа с психологом дала возможность девочке справиться со своими проблемами и пойти в школу, правда, ее приняли только в вечернюю школу. Она ее благополучно закончила и поступила в техникум. Родителям объяснили особенности личности девочки, и были даны советы по бережному и уважительному отношению к ее проблемам, по расширению ее контактов со сверстниками. Приведенный пример показывает, как длительная, психологически травмирующая ситуация может привести к тяжелому и длительному болезненному состоянию у подростка в виде стремления отгородиться от всего мира. Такое же стремление отгородиться от внешних контактов может проявляться у подростка в форме так называемых, гиперкомпенсаторных фантазий. Например, у подростка имеет место заикание или хромота, и он старается сделать менее заметным свой дефект. А если это не получается, то ему проще "уйти" в мир своих мечтаний: он прекрасно танцует, легко общается, ведет остроумную беседу и т. д. Чтобы этого не происходило, подростку следует показать на его же примерах поведения его хорошие способности, присущие ему положительные качества, выгодно отличающие его от других сверстников. Ему следует показать заинтересованность в общении с ним не только домашних людей, но и окружающих его сверстников. Ведь любой подросток стремится занять удовлетворяющее его место в интересующей его малой референтной группе - компании сверстников. Если этого не случается, то можно попытаться помочь переориентировать его на другую компанию, новых друзей. При этом родителям, подчас, приходится брать инициативу на себя, не унижая при этом своего подростка. Следует расширить его круг общения, иногда и за счет взрослых людей, усилить его активность, помочь победить в себе неуверенность в общении. Подростки очень благодарный народ! Они понимают и ценят, хотя и не показывают этого, чуткость со стороны близких им людей и всегда ответят на это своим душевным порывом. Только не пропустите этот момент! ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассмотрение наиболее часто встречающихся форм неврозов у детей и подростков приводит к выводу, что невроз - это болезнь нервной системы и психики. В происхождении этой болезни принимают участие 2 фактора: врожденные особенности нервной системы ребенка, предрасполагающие к возникновению невроза и неправильное воспитание, проявляющее невротические расстройства. Неправильное воспитание ребенка оказывает неоднозначное влияние на психику ребенка. Оно может способствовать развитию черт "невротичности" ребенка, которые переданы ему по наследству от кого-то из родителей или ближайших родственников. Кроме того, неправильные воспитательные воздействия могут привести также к излишней невротизации ребенка. Невротичность ребенка также может быть связана и с врожденными факторами: токсикоз беременности у матери, тяжелые роды, различные болезни матери и ребенка в первые месяцы его жизни. Однако, в любом случае, без неправильного воспитания - неправильного психологического воздействия на -ребенка со стороны окружающих его людей - невозможно формирование невроза. Чтоделать родителям, если ребенок по тем или иным причинамродился с чертами врожденной нервности или невропатии? Ребенок мало ест, частосрыгивает, легко потеет и часто простуживается. Сону него поверхностный, прерывистый. Ребенок раздражительный,капризный, плохо переносит любые изменения в окружающей его среде. Тактика поведения родителей при этом должна быть особой. Ребенку следует создать, во всяком случае, стремиться это сделать, неукоснительно соблюдаемый ритм жизни. Это необходимо сделать в первые месяцы его жизни, что будет способствовать "уравновешиванию" нервных процессов. Особое внимание следует обратить на взаимоотношения и взаимодействия в системе "мать - дитя". Мама не только должна проявлять свою любовь и заботу о ребенке, но и знать, как это правильно сделать. По этому вопросу лучше всего проконсультироваться у психолога, который знает и занимается маленькими детьми. В возрасте 2-3 месяцев следует постепенно менять и усложнять взаимодействия ребенка с окружающим миром. В чем же оно может проявляться? Обычно, в этом возрасте ребенка, находящегося на грудном вскармливании, начинают докармливать и приучать к более разнообразной пище. С невротичным ребенком сделать это нелегко, так как он плохо принимает необычный вкус, запах, консистенцию пищи. Но ненавязчиво это сделать можно и необходимо. Кстати, не следует так уж регламентировать во времени его кормление и грудью, и другими пищевыми продуктами: кормить ребенка нужно по его потребности, а не по расписанию. Постепенно следует приучать его к разной пище, одежде, игрушкам. В этом возрасте у ребенка расширяется круг психологического воздействия со стороны окружающих, он начинает "знакомиться" с родственниками. С 6 месяцев у ребенка проявляется потребность общения с детьми: он тянется к соседу в коляске, берет его игрушку и т. д. Родители должны всячески поощрять стремление ребенка к контакту с окружающими людьми, и особенно - с детьми. При этом не следует его слишком опекать, потакать всем его прихотям. Если он забрал игрушку у соседа или у него ее взяли, то не нужно его "выручать". Пускай он самостоятельно попробует решить свою первую маленькую проблему - удовлетвориться ли чужой игрушкой или потребовать свою. Вместе с тем, взрослому человеку не следует поощрять в ребенке зародыши проявления его агрессивности: стремление выхватить игрушку или побить соседа, или родного человека. Но в то же время, умение постоять за себя нужно воспитывать "с пеленок". Некоторые родители из-за боязни "инфекционных контактов" с другими детьми стремятся оградить своего ребенка от общения со сверстниками. Это очень плохой пример воспитания. Ведь способность и умение правильно общаться формируется у ребенка еще с младенческого возраста. Необходимо научить малыша обращать внимание на окружающих детей, животных. Например, ребенку говорят - "это Маша, а это Петя", а не только обращать внимание на их игрушки. С 1,5 до 3 лет ребенка следует научить играть с детьми совместно, а не только рядом, научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры, но ни в коем случае не давать своему ребенку "привилегированные" роли и самые лучшие игрушки. При этом нужно обращать внимание на правильное формирование межличностных связей в игре между детьми. Что это такое? Ребенок, даже маленький, должен научиться понимать и выдерживать свою роль в игре, даже если она ему не нравится. Затем, следует поменять приятные и неприятные роли между детьми. Кроме того, ребенка нужно научить соотносить свои желания с условиями игры. Ребенка следует научить одинаковой способности как отстаивать свою позицию, так и уступить ради правил игры. Постепенно, таким образом, и многими другими способами воспитывается волевое поведение ребенка, его возможности к адаптации к разным условиям его детской жизни. Обычно невротичные дети очень плаксивы и обидчивы. Некоторые родители, желая "добра" своему ребенку, - "чтобы он не расстраивал свою нервную систему", стараются оградить его с младенческого возраста от любых поводов к слезам. Например, ребенок упал и плачет, хотя не сильно ударился, но это его расстроило . Если он просит помощи, то нужно ее оказать или попытаться помочь ребенку самостоятельно справиться с этой бедой. Ни в коем случае не причитать по поводу ушиба и не "наказывать" предмет, об который ударился ребенок. Целесообразней на будущее научить ребенка, как нужно обойти опасный предмет. Иначе ребенок привыкнет, что каждая его попытка общения с предметами или людьми будет заканчиваться для него очередной неприятностью. А главное, он не научится самостоятельно справляться со своими трудностями - это начало нарушения приспособительных адаптационных возможностей ребенка к жизненным условиям в окружающем его мире. Эти механизмы обычно вырабатываются "с пеленок", иначе ребенок будет расти слабым и беспомощным. Необходимо также уговорами, примерами на игрушках в доброжелательной манере научить ребенка потерпеть боль, справиться со своими неприятностями. Некоторые дети при появлении первых же сложностей в их жизни, например: не получился рисунок, отняли игрушку - бросаются в панику, суетятся, кричат, плачут, но... ничего не предпринимают, чтобы исправить положение. Родители на примерах из жизни самого ребенка должны помочь ему разрешить свои трудности. Другие же дети, наоборот, при появлении сложностей в жизни стараются отойти от обидчика или бросить неудавшееся дело. Это еще хуже. Следует обязательно научить ребенка не уходить от трудностей, а преодолевать их. При этом, нужно учитывать не свою, родительскую позицию, а позицию и мотивы поведения своего ребенка, и только подсказать ему способы преодоления трудностей. Однако, к сожалению, некоторые родители стараются собой подменить и заменить ребенка, особенно в трудных для него ситуациях. Они вмешиваются в детскую игру, выясняют отношения с обидчиком, безусловно в пользу своего ребенка. И к чему это приводит в будущем? Ребенок не умеет правильно и благополучно для себя общаться со сверстниками; у него формируются незрелые инфантильные коммуникации, что приводит к излишней невротизации ребенка. Ведь если ребенок не научится с детства отстаивать свои интересы и, вместе с тем, хорошо ладить с окружающими людьми и детьми, то он не будет уметь этого никогда. Внешние воздействия психологически отрицательного порядка будут только приводить ребенка к невротизации, и он не сможет им противостоять и выработать адаптационные механизмы физиологического и поведенческого уровня. При неврозах или невротических реакциях у малышей, прежде всего страдают адаптационные механизмы - то есть приспособление ребенка к жизни в обществе. С переходом в школьный период психологические воздействия на ребенка усложняются и становятся более разнообразными. Не подготовленный к этому ребенок воспринимает их как источник постоянного психологического "прессинга" (давления), что у детей с особыми чертами психики и нервной системы может привести к формированию невроза. В период школьного возраста прежде всего следует поинтересоваться, как складываются взаимоотношения вашего ребенка со сверстниками: ровные и доброжелательные, удовлетворяющие его, или раздражающие и подавляющие его. Необходимо разбирать совместно с ребенком тревожащие его ситуации, попытаться найти из них выход. Не следует обвинять только противоположную сторону - она от этого не изменится и не будет терпеливее относиться к вашему ребенку. Нецелесообразно выяснять ситуацию за вашего ребенка и налаживать его взаимоотношения со сверстниками: вы обязательно будете субъективны и не всегда сможете правильно оценить обстановку. А самое главное, ваш ребенок так и не научится самостоятельно находить выход из трудной для него ситуации и будет от этого страдать и болеть. Взаимоотношения с учителями также не всегда просто и гладко складываются у всех детей: учитель то строгий, то придирчивый, то несправедливый и т. д. Необходимо, в любом случае, настроить себя и ребенка на доброжелательное восприятие учителя. Ни в коем случае нельзя с возмущением обсуждать "неправильную" позицию педагога. Положение вашего ребенка от этого не улучшится, а, наоборот, ухудшится. Ведь ребенок со своей стороны, а учитель со своей будут предвзято относиться друг к другу и каждый по своему разумению будет трактовать ситуацию. Такая ситуация еще больше невротизирует ребенка. Лучше всего найти взаимопонимание, объяснив учителю особенности ребенка, а ребенку - требования учителя. В подростковом возрасте еще больше усложняются межличностные связи. Это может быть связано с тем, что в подростковом возрасте возникают естественные для этого возраста поведенческие модели: стремление к независимости, обостренное чувство справедливости, сексуальные переживания, неприятные физиологические ощущения, стремление к группированию со сверстниками, стремление обрести удовлетворяющий подростка статус среди друзей, различные увлечения. Трудности психологической адаптации подростка, которые могут привести к возникновению невроза, усиливаются еще и тем, что перечисленные особенности психологического подросткового комплекса неизвестны родителям и педагогам, или не признаются ими. А еще хуже, когда с ними начинают борьбу "не на жизнь, а на смерть". Правильнее было бы их учитывать и понимать. Ведь у подростков от такого непонимания и неприятия их переживаний и проблем возникают психологические комплексы: неудовлетворенности, неполноценности и т. д. Эти комплексы и становятся тем стержнем, на который "нанизывается" невроз. И держится невроз долго, пока эти комплексы не будут разрушены вместе с решением проблем, важных для подростка. Общеизвестно, что подростки из-за своей неуравновешенности и недостатка жизненного опыта зачастую не могут самостоятельно найти выход из затруднительного положения, хотя и уверены в обратном. Долг родителей разобраться в сложной для подростка ситуации, стать его доверенным лицом и ненавязчиво дать практический совет выхода из этого кажущегося тупика. Кроме того, семья - это первичная и главная ячейка социализации личности ребенка. Родители должны помнить, что ребенок повторяет поведение родителей и их морально-этические установки. Поэтому, только от семьи зависит психологический комфорт ребенка, а отсюда, и предупреждение формирования невроза. Ребенка нужно уважать как личность с момента рождения, каким бы маленьким он ни был. Отсюда, не следует его унижать, пугать, вовлекать или делать свидетелем внутрисемейных конфликтов. Не менее чревато опасностью возникновения невроза воспитание по типу гиперопеки: все делать за ребенка, во всем ему уступать. Перечисленные ошибки в поведении родителей особенно недопустимы по отношению к подросткам. Неуважение к нему как к личности может привести к непредсказуемым последствиям. Таким образом, невроз - это болезнь, в формировании которой определенную роль играют особенности личности ребенка, неправильное воспитание его, наличие психологически отрицательных воздействий на личность ребенка.
Date: 2016-05-25; view: 256; Нарушение авторских прав |