Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






и ее роль в построении научной теории. Научный принцип

Научная идея как логическая форма обобщения знания

 

(из книги Павла Васильевича Копнина «Диалектика как логика» – Киев: издательство КГУ им. Т.Г. Шевченко, 1961. – Гл. VI. § 2. С. 381-398)

 

В философии понятие “идея” занимало центральное место. Истолкование содержания идеи и ее места в фи­лософской системе было различным и зависело от ми­ровоззрения мыслителя, решения им коренных вопро­сов философии.

Впервые термин “идея” [1] стал употребляться в фи­лософии древнегреческих материалистов Анаксагора и Демокрита. Демокрит называл атомы идеями, т. о. не­делимыми формами, наименьшими телами, которые со­ставляют подлинную сущность вещей и постигаются не чувствами, а умом [2]. В философии вначале понятие идеи имело только одно содержание — умопостигаемая сущ­ность, вне зависимости от того, является ли она мате­риальной по своей природе или идеальной. Демокрит называл идеями материальные умопостигаемые сущ­ности — атомы, а Платон употреблял термин “идея” для обозначения идеальных умопостигаемых сущно­стей.

В философии Платона дана довольно развернутая характеристика содержания идеи. Идея, по Платону, является тем, что выступает под названием всеобщего, родового, присущего бесчисленному количеству единич­ных вещей. Идея — это не такое всеобщее, которое су­ществует только для нашей мысли, это — подлинно объективное, реально-всеобщее, существующее само по себе, независимо от конкретных единичных вещей, до них и независимо от того, является ли оно предметом мышления человека или нет; все реальные вещи высту­пают как следствия идей. Например, прекрасное, как идею, Платон характеризует следующим образом: “...оно всегда существует и ни рождается, ни погибает, ни уве­личивается, ни оскудевает; потом, оно не таково, что по этому прекрасно, а по иному безобразно, либо иногда прекрасно, а иногда нет, либо для одного прекрасно, а для другого безобразно, либо там прекрасно, а здесь безобразно, либо одним прекрасно, а другим безобраз­но. Это прекрасное не будет представляться ему опять как бы какое лицо, или руки, или что другое причаст­ное телу, ни как мысли или знание, ни как сущее в чем-нибудь другом, например, в животном, в земле, или в ином предмете, но как сущее само по себе, всегда с со­бою одинаковое. Все же прочие прекрасные вещи при­ходят в общение с ним...” [3].

Учение Платона об идеях органически связано с идеализмом, оно было выдвинуто для его обоснования. Понятие идеи выражает тенденцию человеческого по­знания идти от чувственного восприятия, которое дает только мнение, к истинному знанию всеобщего и суще­ственного. Но гносеологическое содержание идеи мисти­фицировано Платоном; из форм человеческого позна­ния, выражающих подлинную сущность вещей, они пре­вратились в реальные духовные сущности, наделенные мистической творческой силой.

После Платона в античной философии в учении об идеях образовалось два направления: одни философы продолжали традицию Платона, другие — подвергли критике учение Платона об идеях. Неоплатоники (Пло­тин и другие) “оплодотворили” учение Платона об иде­ях религиозной мистикой, вульгаризировав и теологизи­ровав его. Согласно Плотину, единое, божественное, сверхчувственное и сверхразумное первоначало дро­бится в божественном уме, переходя во множество умов или идей, форм.

Аристотель подверг критике учение Платона об идеях [4], отвергнув их в том содержании, которое вкла­дывал Платон. Место идеи в онтологии Аристотеля за­няла форма как активное начало в вещах, составляю­щая вместе с материей саму вещь, а в гносеологии — понятия и категории, посредством которых мышление познает всеобщее и необходимое в вещах. Стоики так­же не признавали никаких умопостигаемых идей, видо­вых форм, созидающих вещи, в своей гносеологии они оперировали понятиями как образами вещей.

Н. Кузанский связывает понятие идеи с интеллекту­альным (разумным) познанием, которое он отличает от деятельности рассудка. Функция рассудка состоит в спо­собности к различению (discretivum discursum), ра­зум, ум по своей природе обладает силой суждения. Рассудочная деятельность в какой-то степени присуща и животным, разумная — человеческая деятельность, с ее помощью ум сам по себе судит о понятиях, созда­вая идеи. Бог содержит идеи вещей, а ум их извлекает у бога.

В новое время одни философы — спиритуалисты в понимании идеи продолжали линию Платона и средне­вековых схоластов (Мальбранш исходил из того, что бог содержит с вещами и их идеи), другие прогрессив­ные мыслители разрабатывают учение об идее как спо­собе человеческого познания, ставя вопрос о происхож­дении, познавательной ценности и отношении их к объективному миру.

Р. Декарт понимал под идеей определенное содер­жание сознания, мысль, понятие[5]. Спиноза определял идею как “...понятие, образуемое душой в силу того, что она есть вещь мыслящая” (res cogitans)[6]. Идеи — мысли, лишенные чувственно-наглядного образа. В от­личие от Декарта он давал им материалистическое истолкование. “Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей” [7].

Эмпирическое истолкование идеи дано Д. Локком, который под идеей разумел обобщенное представление, вроде белизна, твердость, сладость, человек, слон и т. д. Идея — это все то, чем занята душа человека во время мышления. Идеи образуются из двух источников: ощу­щения и рефлексии. “Пусть каждый, — пишет Локк,— исследует свое мышление и поглубже вникнет в свой ра­зум и потом скажет мне, что такое все его первоначаль­ные идеи, как не объекты его чувств и деятельности ду­ши, как не объекты рефлексии”[8]. В связи с этим он подверг критике теорию врожденных идей Декарта.

Противоположную точку зрения защищал Лейбниц, считавший идеи не формой мышления, а внутренним, непосредственным его объектом, выражающим природу или качества вещей: “Если бы идея была формой мыш­ления, то она возникла и исчезала бы вместе с соответ­ствующими ей актуальными мыслями; но, будучи объек­том мышления, она может и предшествовать мысли и следовать за ней” [9]. Идеи находятся в нас и до того, как мы их сознаем с известной отчетливостью.

От Локка пошли две линии в истолковании идеи: Беркли, Юм, позитивизм и феноменализм, с одной сто­роны, французский материализм, а вслед за ним Фейер­бах — с другой.

Беркли понимал под идеями ощущения, представле­ния, лишенные материальной субстанциональной осно­вы. Идея как ощущение или представление выступает в качестве объекта познания: “Все чувственные вещи непосредственно воспринимаются, а вещи, которые не­посредственно воспринимаются, суть представления; по­следние же существуют только в уме (mind)”[10].

Юм называл идеями менее сильные и живые пред­ставления, отличая их от впечатлений — наиживейших представлений[11]. Идея — не результат рациональной обработки данных ощущений и восприятий, а бледная копия их, образ их воспоминания.

Французские материалисты и Фейербах развивали дальше на материалистической основе положение Локка об опытном происхождении всех идей. Гельвеции идеями называл все то, из чего складывается ум че­ловека (ощущения, восприятия, представления и поня­тия).

Специфичность идеи как формы мышления и ее по­знавательная функция были впервые подчеркнуты в немецкой философии и прежде всего Кантом. Как отме­чает Гегель, заслуга Канта в учении об идее состоит в том, что он вернул термину “идея” настоящий смысл. В понимании идеи Кант в какой-то мере возвращается к Платону. Конечно, он не понимает идею как умопости­гаемую сущность, находящуюся вне человеческого разу­ма, но Канту импонирует истолкование Платоном идеи как чего-то такого, что никогда не было заимствовано из внешних чувств, стоит выше обычных понятий рас­судка, является не только ключом к пониманию опыта, но и первообразом самих явлений природы. Отличая идею как понятие разума от других форм мышления, Кант решительно выступил против смешения идеи с ка­тегориями, понятиями и представлениями, не говоря уже об ощущениях и восприятиях: “...не следует быть расто­чительным и применять его для разнообразия синони­мически взамен других слов, — говорит Кант о термине “идея”, — но следует старательно сохранять за ним его специальное значение; иначе легко может случиться, что термин в своем специальном значении перестанет привлекать к себе внимание, затеряется в груде других терминов с иным значением и вследствие этого утратит­ся сама мысль, которая могла бы сохраниться только при помощи термина” [12].

Неверно, по мнению Канта, представление о крас­ном или каком-либо ином цвете называть идеей: оно не является не только идеей, но даже рассудочным по­нятием. Идея — это не просто понятие, а понятие из понятий, понятие разума. Познание начинается с внеш­них чувств, далее идет к рассудку и заканчивается в разуме, где достигается высшее единство мышления. Разум — это высшая инстанция в обработке материала наглядных представлений и в подведении его под выс­шее единство. Логической функцией его является спо­собность производить опосредствованные умозаключе­ния, в то время как деятельность рассудка состоит в суждении. Синтез, осуществляемый в умозаключении, существенно отличен от синтеза, который имеет место в суждении. Рассудок со своими категориями направлен на созерцание, на наглядные представления, подводя их под правило, разум со своими принципами (или идея­ми) направлен на суждения и понятия, являющиеся ре­зультатами рассудочной деятельности. Синтез, осуще­ствляемый разумом, является высшим, абсолютным, за­вершающим рассудочную деятельность.

Идеи разума по отношению ко всем явлениям транс­цендентальны. Они не вымышлены произвольно людьми, а даны самой природой разума и выходят за пределы всякого опыта: “Под идеею, — пишет Кант, — я разу­мею необходимое понятие разума, для которого чув­ства не могут дать адекватного предмета”. Кант по­лагал, что идеи сохраняют только регулятивное, мето­дологическое значение и не имеют никакого объективно реального содержания.

Конечно, положения Канта об идее основываются на идеализме и формализме. Здесь сказались общие поро­ки кантовской гносеологии, но заслуживает внимания мысль Канта о специфике идеи как формы мышления, которая, по его мнению, состоит в том, что с ее помощью осуществляется высшее единство знаний. Идея призвана соединить в нечто единое различные по­нятия и суждения, образовывая определенную систе­му их.

Дальше в учении об идее пошел Гегель, подвергший критике Канта за утверждение, что идея как понятие разума трансцендентна в отношении явлений: “Говоря об идее, — пишет Гегель, — не следует представлять себе под нею нечто далекое и потустороннее. Идея, на­оборот, есть всецело близкое, присутствующее возле нас, и она находится также в каждом сознании, хотя и искаженная и ослабленная”[13]. Гегель защищает поло­жение, что идея объективно значима, что в ней заклю­чена истина: “Идея есть адекватное понятие, объектив­ная истина или истина как таковая. Если что-либо ис­тинно, оно истинно через свою идею или, иначе говоря, нечто истинно лишь постольку, поскольку оно есть идея”[14].

Мысль Гегеля, что идея обладает объективной ис­тинностью, что она составляет истину предмета, верна, но она покоится у него на идеалистическом принципе тождества мышления и бытия: идея истинна потому, что сам предмет имеет внутри себя идею и выражает ее. “...Все действительное, поскольку оно — нечто ис­тинное, есть идея и обладает своей истинностью по­средством и в силу идеи”[15]. Идея, по Гегелю, это не мысль о том или ином предмете, как это представляет материалист, а находится в самом предмете: “Предмет, объективный и субъективный мир, не только должны вообще совпадать с идеей, но сами суть совпадение по­нятия и реальности; реальность, не соответствующая понятию, есть только явление, субъективное, случайное, произвольное, которое не есть истина”[16].

В этих идеалистически извращенных положениях имеется рациональный смысл, а именно мысль, что идея выражает сущность предмета. Она не просто выражает явления, случайное, неистинное бытие объективного ми­ра, а объективную истину его. Больше того, согласно Гегелю, идея — это то, что становится действительным, т. е. реализуется.

Отстаивая верное положение, что идея является объективной истиной предмета, Гегель показывает, что таковой она может быть только как процесс. Сама идея есть результат всего предшествующего развития мысли. В системе категорий логики Гегеля идея занимает особое место, она венчает процесс развитии мысли, подво­дит итог его обогащения всевозможными определения­ми. В связи с этим Гегель отмечает, что идея — это не какая-либо абстрактная мысль, фиксирующая одну сторону предмета, “она, во всяком случае, абстрактна постольку, поскольку все неистинное в ней разрушает­ся и исчезает, но в самой себе она существенно кон­кретна, ибо она есть свободное самоопределяющееся и, следовательно, определяющее себя к реальности по­нятие”[17].

Идея в своем развитии, согласно гегелевской систе­ме, проходит три ступени: жизнь, познание (теоретиче­ская и практическая идея), абсолютная идея. Послед­няя представляет собою единство субъективного и объективного, практического и теоретического, жизни и познания, она охватывает все определения. Это абсо­лютная и полная истина, включающая в себя всю пред­шествующую систему движения мысли. Абсолютной идее трудно дать определение, как чистому бытию. Послед­нее является началом движения мысли, поэтому оно не имеет определения. Кроме того, что оно есть, о нем нечего сказать. Оно только ничто от некоторого нечто. Абсолютная идея — завершение развития мысли в ло­гике — также неопределима, потому что она включает в себя все предшествующее развитие мысли, всю систе­му логики Гегеля.

В. И. Ленин абсолютную идею Гегеля материалисти­чески истолковывал как полную истину, конкретное и всестороннее знание о мире, целостную систему, выражающую в совокупности абстракций суть явлений объективного мира, глубокие закономерности их раз­вития.

Заслуживает внимания мысль Гегеля, что идея ста­новится истинной не в результате только чисто теоре­тической деятельности, познания, а в практике, в про­цессе которой происходит объективизация идеи: “Един­ство теоретической идеи (познания) и практики — это NB—и это единство именно в теории познания, ибо в сумме получается “абсолютная идея” (а идея = объек­тивно истинное)”[18].

Идея — это такое знание, которое должно реализо­ваться на практике, стать действительностью. В этом имеется рациональный смысл. Действительно, всякая истинная идея посредством материальной, практической деятельности включается в действительность и тем са­мым окончательно становится объективной истиной. Но Гегель реализацию идеи понимал как переход чистой мысли в природу. Абсолютная идея, по Гегелю, как первичное и существующее до природы и человека, на определенном этапе своего развития переходит в при­роду, облекается в плоть и кровь. В этом заключается фальшь гегелевского идеализма.

В современной буржуазной философии существует несколько направлений в толковании понятия “идея” и, несмотря на их различия, все они носят идеалистиче­ский характер. Неотомизм интерпретирует идею в духе средневековой схоластики. Гуссерль и гуссерлианцы рассматривают ее как идеальную форму, прообраз ре­альных вещей, не связанную ни с субъектом, который мыслит, ни с объектом, отраженным в ней. Идея — это идеальная форма теоретического знания, претендующе­го на действительную “истинность” и “предметность”. Линию юмизма и берклианства в понимании идеи про­должают прагматисты и неопозитивисты, Прагматизм считает идеи орудиями, инструментами действия, приво­дящего к успеху. Идея истинна, если она помогает нам оперировать теоретически или практически с какой-ли­бо реальностью и содействует в приспособлении к ней. Неопозитивисты отрицают объективное содержание идеи, значение которой якобы определяется ее отношением к чувственному опыту: “Я определил бы “идею”, — пи­шет Рассел, — как состояние организма, соответствую­щее (в некотором смысле) чему-то чувственно отсутст­вующему” [19].

Категория идеи по своему содержанию многосто­роння, исследователь может интересоваться различ­ными аспектами ее — социологическим, гносеологиче­ским и т. д.

Классики марксизма-ленинизма научно обосновали тезис, что “все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или же искаженные”[20].

Большое значение они придавали выяснению отно­шения содержания идей к условиям материальной жиз­ни общества, подчеркивая положение, что идеи в обще­стве возникают на основе потребностей общественного развития. Будучи отражением общественного бытия, идеи играют большую роль, они могут замедлять или ускорять прогресс общества.

Нашим предметом в данном случае является не со­циологический аспект категории идеи, а гносеологиче­ский — сущность идеи как формы мышления и ее функ­ция в развитии научного знания. Идею ни в коем слу­чае нельзя смешивать с ощущениями, восприятиями и представлениями. Отождествление идеи с формами чувственного знания и значением слова характерно для эмпиризма и позитивизма, оно выражает позитивист­скую тенденцию принижения роли теоретического мыш­ления в познании, его способности проникнуть в объек­тивную суть явлений.

 

При определении идеи как формы мышления необ­ходимо иметь в виду, что нет никаких формально-логи­ческих критериев отличия идеи от понятия. Ни по ло­гической структуре, ни по языковому выражению идею нельзя отличить от понятия. Идея — это разновидность, тип понятия, логическая характеристика которого пол­ностью распространяется на идею. Это и явилось при­чиной того, что в трудах по формальной логике нет опи­сания идеи как специфической формы мышления. Свое­образие идеи состоит не в особенностях ее формально­логической структуры или языкового выражения, а в ее содержании и месте в развитии познания.

Для понимания гносеологического содержания идеи важное значение имеют следующие положения, выдви­нутые в предшествующей философии; 1) тезис материа­листической философии, что все идеи, в конечном сче­те, опытного происхождения и являются отражением вещей, явлений, процессов, закономерностей объектив­ного мира; 2) мысль Канта, что идея является специ­фической формой мышления, основная функция которой состоит в достижении высшего синтеза знания; 3) поло­жения Гегеля об идее как высшей форме выражения объективной истины, итоге всего предшествующего зна­ния, о развитии идеи и ее связи с практикой, с реали­зацией в действительность

 

Прогресс в учении об идее связан с дальнейшим развитием этих мыслей, с обоснованием их новыми фак­тами науки, с выяснением роли идеи как определенной обобщающей единицы мышления в построении и развитии научной теории.

Конкретное знание о предмете всегда составляет определенную систему, совокупность отдельных сужде­ний, в которой содержится объективная истина. Сужде­ние или понятие вычленяет в предмете отдельные свой­ства, стороны, закономерности, а система научного зна­ния отражает предмет в единстве его многообразных сторон, связей, опосредствований. Поэтому, чтобы выяс­нить гносеологическое значение той или иной формы мышления, необходимо определить ее место в образо­вании и развитии таких систем научного знания. Это тем более относится к идее, о которой вне системы нельзя вообще ничего определенного сказать, ибо сама проблема идеи по-настоящему возникает только тогда, когда начинают анализировать определенную систему научного знания, глубоко и всесторонне охватывающую какое-либо явление, процесс или целую совокупность явлений, процессов. Такой системой является научная теория, определенным образом организованная, имею­щая свою структуру.

В любой научной теории, если это действительно научная теория, а не хаотическое и чисто эмпирическое нагромождение различных фактов, положений, имеется мысль, соединяющая входящие в теорию суждения, по­нятия в целостную систему, то есть всякая научная тео­рия имеет центральное положение, синтезирующее все входящие в нее понятия и суждения. Эта мысль есть идея. Например, в основе физиологической теории И. П. Павлова лежит идея рефлекса (условного и без­условного); в основе теории исторического материализ­ма лежит мысль, что общественное бытие определяет общественное сознание; идеей, лежащей в основе био­логической теории образования и изменения видов Ч. Дарвина, является положение, что новые виды воз­никают в результате отбора (естественного и искусст­венного) различий изменчивости и наследственности; в основе диалектики как научной теории лежит идея развития явлений природы, общества и че­ловеческого мышления. Во всякой зрелой научной тео­рии имеются подобные идеи.

Что же отличает по содержанию идею от других по­нятий, входящих в теорию?

Идея отражает такую закономерность, которая ле­жит в фундаменте данной научной теории. Та или иная научная теория может содержать большое количество законов и понятий, их выражающих. Но среди них есть такой закон, который является самым общим, всеобъем­лющим, выражающим закономерность, лежащую в осно­ве всех остальных, законов. В то время как этот фунда­ментальный закон характеризует процесс в целом, отра­жает существенное во всем этом процессе как таковом на всем протяжении его протекания, другие законы вы­ражают отдельные стороны, этапы его. И это взаимоот­ношение законов в той или иной научной теории опре­деляет отношение между понятиями, система которых образует данную теорию. Идея выделяется среди дру­гих понятий тем, что она отражает эту фундаменталь­ную закономерность, вскрывающую специфику всего изучаемого круга явлений, связывая тем самым все ос­тальные понятия в единую систему, центром которой она является.

Так, диалектика как научная теория включает в се­бя множество различных законов и понятий, категорий, их выражающих (количество и качество, отрицание от­рицания, единство и борьба противоположностей, содер­жание и форма, сущность и явление, причина и след­ствие и т. д.). Все законы и категории материалисти­ческой диалектики объединены в одно целое, в одну теорию. Мыслью, их объединяющей, является идея раз­вития; все законы диалектики являются законами раз­вития, они выражают отдельные стороны, процессы и формы его.

 

Научный принцип. В науке, кроме термина “идея”, употребляется еще термин “принцип”. Например, в физике говорят о прин­ципе близкодействия, принципе дальнодействия, прин­ципе относительности и т. д. С принципами имеют дело и другие науки. Под принципом в науке разумеют ос­новное исходное положение какой-либо теории, учения. Что является содержанием научного принципа? Ряд ис­следователей (Б. М. Кедров и другие) совершенно правильно считают, что в научном принципе выражена важ­нейшая закономерность природы или общества[21]. Прин­ципами в науке называются закономерности, распрост­раняющиеся на чрезвычайно широкую сферу и являю­щиеся исходными в той или иной отрасли науки или даже науке в целом.

В советской философской литературе сущность прин­ципа своеобразно определил В.П. Тугаринов в своей книге “Законы объективного мира, их познание и ис­пользование”. Мы не можем согласиться с его положе­нием, что научный принцип не является выражением за­кона [22]. Правильно, что научные принципы могут лежать в основе всех законов различных отраслей науки или законов той или иной области, группы явлений. Но это еще не означает, что принципы как основоначала сами не являются выражением закономерностей. Группу за­конов в одно единое целое принцип может связывать потому, что сам отражает более общий закон, фикси­рующий существенное во всем процессе, выявляющий специфику этого процесса.

Неверно считать, что принцип формулирует одно от­дельное свойство вещей, а законы — связь между дву­мя или несколькими свойствами. Не существует такого принципа в науке, который бы просто фиксировал ка­кое-либо свойство, а не необходимую связь, принадлеж­ность данного свойства определенному кругу явлений, процессов и т. д. Например, принцип детального равно­весия в физике выражает закономерность, что в системе, находящейся в статистическом равновесии, число пря­мых процессов любого типа равно числу обратных про­цессов такого же типа. Принцип всегда устанавливает необходимую, всеобщую и существенную связь между явлениями, предметами и их свойствами, между свойст­вами явлений, процессов. А то же самое, как известно, выражает и закон. По своему содержанию принцип яв­ляется логическим выражением фундаментального закона объективной реальности.

Еще более искусственным является рассуждение В.П. Тугаринова, когда он проводит различие между законом и принципом по их логической форме: первый выражается суждением, а второй — понятием [23]. Но, во-первых, нельзя проводить такую грань между сужде­нием и понятием. Конечно, не всякое суждение являет­ся понятием, но всякое понятие есть одновременно и суждение, ибо понятие существует только в форме опре­деления, вне определения нет понятия, а всякое опре­деление по своей логической форме является суждением. Во-вторых, формы мышления нельзя смешивать со спо­собом выражения их в языке — суждение с предложе­нием, понятие со словом. Неправомерна постановка во­проса: как выражается принцип — суждением или по­нятием, ибо сам принцип является понятием, которое в языке может быть выражено и предложением и отдель­ным словом (научным термином). Название, обозначе­ние в языке, не является логической формой; предме­том логики является изучение не названий, не слов и предложений, а форм мысли, вне зависимости от того, каким способом они обозначаются в языке. В логиче­ском содержании понятия “квадрат” не произойдет ни­каких изменений, если мы его не просто обозначим сло­вом “квадрат”, а выскажем предложение: “квадрат — равносторонний прямоугольник”, ибо когда мы говорим “квадрат”, то разумеем равносторонний прямоугольник.

Понятия “принцип” и “идея” являются однопоряд­ковыми, одностепенными в том отношении, что то и другое служит для выражения фундаментальных зако­номерностей науки. Отношение между принципом и идеей можно определить следующим образом: всякий научный принцип раскрывает содержание научной идеи, принцип выступает как одно из определений идеи, но принцип не исчерпывает всего содержания идеи и не всякая идея раскрывается в принципах. Ведь принци­пы — исходные положения какой-либо общенаучной теории, отрасли науки, а идея имеется в любой, даже в очень узкой теории, лишь бы имелась система знания.

Далее, идея и принцип различаются по своей гносео­логической функции: принцип выражает исходное на­чало общенаучной теории, изложение теории начинается с принципов; идея как синтезирующее начало необ­ходима для создания любой теории, ее главная гносео­логическая функция состоит в объединении понятий в определенную систему. Научная теория может исходить из двух или нескольких принципов, а идея в теории од­на; различные принципы раскрывают содержание ее сторон.

Итак, идея — это особый тип понятия. Понятие, от­ражающее закон, становится идеей, когда оно в построе­нии и образовании научной теории выполняет функцию объединения других понятий в определенную систему, создавая целостный конкретный образ изучаемого пред­мета, процесса.

Различие между идеей и понятием релятивно, отно­сительно, подвижно, его можно провести только внутри какой-либо системы научного знания. Одно и то же понятие в раз­личных системах может играть разную роль: в одной оно выполняет функцию идеи, то есть на его основе происходит синтез научного знания, а в другой — оно просто понятие, входящее в систему и отражающее од­ну сторону какой-либо более общей и фундаментальной закономерности. До того, пока мы не определили места понятия в системе знания, образующей теорию, нельзя сказать, является ли оно идеей или просто понятием. Идея - особого рода понятие, специфика которого опре­деляется его местом в образовании научной теории.

Одна идея связывает понятия в целостную теорию, другая идея, выражающая еще более общую и фунда­ментальную закономерность, связывает ряд теорий в отрасль науки; имеются такие идеи, которые лежат в основе науки; наконец, можно найти идею, которая ле­жит в фундаменте познания вообще. Такой идеей яв­ляется мысль, что познание есть отражение объектив­ного мира.

Когда утверждается, что идеи выражают фундамен­тальные закономерности, то речь идет только о науч­ных идеях. Но хорошо известно, что существуют еще идеи ненаучные — религиозные, идеалистические и т. п. Идеи религий и идеалистической философии тоже есть отражение действительности, но фантастическое, иска­женное. Они не являются объективным отражением за­кономерностей природы и общества, но претендуют на выражение существенного, главного в мире. Закономерности объективного мира отражаются в них извращен­но, превратно. В религиозных построениях и в идеали­стических философских системах идеи также выполняют функцию объединяющего начала, центрального пункта. Так, идея бога-творца лежит в основе любого религиоз­ного учения, абсолютная идея Гегеля составляет стер­жень его идеалистической системы. В этой системе со­держатся понятия, верно отражающие действительность, угадывающие действительные закономерности объектив­ного мира, но в целом система ложна, поскольку в ос­нове ее лежит ложная идея.

Познавательная ценность и практическая значимость научной теории в первую очередь определяются идеей, лежащей в ее основе. Процесс создания научной теории нельзя представлять себе таким образом, будто ученый имеет перед собой ряд образовавшихся понятий, кото­рые он соединяет в систему, делая одно из них синте­зирующей идеей. Сам процесс образования теории про­исходит по определенным закономерностям, важнейшей из них является движение научного знания от чувст­венно-конкретного через абстрактное к конкретному в мышлении. В процессе этого движения происходит об­разование отдельных абстракций, их синтезирование на основе определенной идеи, которая сама формируется в результате данного процесса, обобщая знание.

На основе ранее образовавшихся идей, проверенных практикой, исследователь изучает и обобщает факты действительности, внося изменения в содержание преж­них понятий, образуя новые абстракции, логика разви­тия которых приводит к образованию научной теории на основе новой идеи. Таким образом, результатом движе­ния знания от чувственно-конкретного к абстрактному является образование отдельных абстракций, понятий; процесс же восхождения от абстрактного к конкретному приводит к образованию новых, идей, на базе которых возникает более высокий синтез научного знания.

Конкретное в мышлении не является механическим соединением различных абстракций, нанизыванием од­ной абстракции на другую независимо от какого-либо принципа. Переход от абстрактного к конкретному не­возможен без образования идеи, объединяющей и обобщающей много­численные абстракции в целостный образ, дающий кон­кретное, многостороннее знание о предмете. Так, например, развитие знания о свете привело к образованию идеи о двойственной его природе (свет — частица и волна одновременно), которая легла в основу современ­ной теории света, объединив всю совокупность достиг­нутых знаний о свете в определенную систему.

Идея двойственной природы света родилась в ре­зультате не случайного озарения, а закономерного про­цесса развития научных взглядов, смены различных ги­потез (корпускулярной, волновой, электромагнитной), которые в конечном итоге привели к этой идее. Так, на­пример, еще Ньютон допускал своеобразный компро­мисс между волновым и корпускулярным представле­нием; в ходе дальнейшего развития физических знаний идея о двойственной природе света явилась следствием теоретического решения связанных с данной проблемой трудностей и нашла свое экспериментальное подтверж­дение. Или, например, современная физика накопила большой фактический материал, образовала новые по­нятия, отражающие процессы, происходящие в так на­зываемом микромире. Перед физиками-теоретиками стоит задача систематизации всего этого знания в но­вую теорию, создающую единую картину мира. Для образования такой теории, дающей обобщенную кар­тину взаимосвязи всех форм и видов материи (всех по­лей и частиц), нужна новая идея; ни одна из прежних общих физических идей в том виде, в котором они сей­час существуют, не может послужить основой для созда­ния подобной теории. Попытки построения такого рода теории уже имеются, возникают различные гипотезы сведения всех известных форм материи к единству. Рано или поздно будет выдвинута такая идея, которая проль­ет свет на все ранее добытые экспериментальные факты, открытые закономерности, позволит выяснить их смысл, соединить их вместе в стройную систему, дающую кон­кретное и глубокое знание о микроявлениях. Рождение таких идей на базе ранее образовавшихся абстракций является законом развития научного познания.

Причем, пока не созреет, не выкристаллизуется идея, не может быть создана новая теория и ее образующая система понятий, функция которых состоит в раскрытии идеи.

Идея составляет и границу научной теории. Смена идей означает и смену теорий, развитие теории связано с развитием идеи. При решении вопроса, к какой тео­рии относится то или иное понятие, — критерием слу­жит его отношение к идее, т. е. выяснение, для раскры­тия какой идеи оно возникло.

Поскольку все понятия в научной теории связаны с идеей, подчинены ей и выражают различные ее сторо­ны, моменты, раскрытие содержания идеи не может быть осуществлено в виде отдельной дефиниции, нужна целая совокупность определений, которые бы ее харак­теризовали с различных сторон. Определить идею — значит, в конечном счете, раскрыть всю систему научного знания, основывающуюся на ней, процесс ее станов­ления и развития.

Идеи в науке играют роль метода в объяснении яв­лений и в дальнейшем движении познания. Когда воз­никает новая идея, то ученые стремятся применить ее к анализу накопленных фактов и открытых законов, пы­таются с помощью этой идеи обнаружить новые факты и закономерности. Методологическое значение идеи опре­деляется тем, что в ней отражена общая и важнейшая закономерность, изучаемая той или иной областью науки.

Немаловажную роль играет и то обстоятельство, как отражается закономерность в идее, с какой сте­пенью точности и полноты. Если идея извращенно, ис­каженно, превратно отражает действительность, то она вообще не имеет методологического значения, а служит тормозом в развитии научного знания (такую роль играют, например, идеи идеалистической философии в современной науке). Если идея приблизительно, услов­но и односторонне отражает действительность, то ее ме­тодологическое значение ограниченно. Идея тогда от­крывает широкие горизонты в дальнейшем прогрессе знания, когда она точно и полно отражает важнейшую закономерность объективного мира.

 


[1] Термин "идея" происходит от греческого слова - вид, наружность, род, образ, способ. В античной философии оно приобрело значение - первообраз, подлинный, истинный образ всего сущего, сущность предмета, как она достигается умом.

[2] См. А. О. Маковельский, Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, стр. 228-229.

[3] Платон, Соч., часть IV, СПб, 1863, стр. 207.

[4] См. Аристотель, Метафизика, Соцэкгиз, М —Л., 1934, кн. XIII, гл. IV—V.

[5] В примечании к латинскому переводу “Рассуждения о мето­де” имеется следующее определение идеи: “...в этом месте и во всех следующих под словом идея следует вообще понимать вся­кую мыслимую вещь, поскольку она представлена каким-либо объектом в уме” (Р. Декарт, Избр. произв., Госполитиздат, М., 1950, стр. 706).

[6] Б. Спиноза, Избранные произведения, т. I, Госполитиздат, M., 1957, стр. 402.

[7] Там же, стр. 407.

[8] Д. Локк, Опыт о человеческом разуме, М., 1898, стр. 81.

[9] Г. В. Лейбниц, Новые опыты о человеческом разуме, Соцэкгиз, М.—Л., 1936, стр. 99.

[10] Дж. Беркли, Три разговора, Соцэкгиз, М., 1937, стр. 56.

[11] “...все наши идеи, как более слабые представления, суть ко­пии с наших впечатлений, или более живых представлений...” (Д. Юм, “Исследование человеческого разумения”, СПб, 1902, стр. 18). Здесь не только отрицается связь идей с внешним миром, но изгоняется из них даже какой-либо момент рационального.

[12] Кант, Критика чистого разума, Петроград, 1915, стр. 209.

[13] Гегель, Соч., т I, стр. 322.

[14] Там же, Соч., т. VI, стр. 214.

[15] Там же, Соч., т. I, стр. 321.

[16] Там же, Соч., т. VI, стр. 216.

[17] Там же, Соч., т. I, стр. 321-322.

[18] В. И. Ленин, Соч., т. 38, стр. 212

[19] Б. Рассел, Человеческое познание, Издательство иностран­ной литературы, М, 1957, стр. 129.

[20] Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, М., 1957, стр. 317.

[21] См. Б. М. Кедров, О количественных и качественных изменениях в природе, М., 1946, стр. 132—133.

[22] См. В. П. Тугаринов, Законы объективного мира, их познание и использование, Изд-во Ленинградского университета, 1954, стр. 134.

[23] См. В. П. Тугаринов, Законы объективного мира, их по­знание и использование, Изд-во Ленинградского университета, 1954, стр. 135.


<== предыдущая | следующая ==>
Порядок выполнения работы | 

Date: 2016-05-25; view: 379; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию