Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
и ее роль в построении научной теории. Научный принципНаучная идея как логическая форма обобщения знания
(из книги Павла Васильевича Копнина «Диалектика как логика» – Киев: издательство КГУ им. Т.Г. Шевченко, 1961. – Гл. VI. § 2. С. 381-398)
В философии понятие “идея” занимало центральное место. Истолкование содержания идеи и ее места в философской системе было различным и зависело от мировоззрения мыслителя, решения им коренных вопросов философии. Впервые термин “идея” [1] стал употребляться в философии древнегреческих материалистов Анаксагора и Демокрита. Демокрит называл атомы идеями, т. о. неделимыми формами, наименьшими телами, которые составляют подлинную сущность вещей и постигаются не чувствами, а умом [2]. В философии вначале понятие идеи имело только одно содержание — умопостигаемая сущность, вне зависимости от того, является ли она материальной по своей природе или идеальной. Демокрит называл идеями материальные умопостигаемые сущности — атомы, а Платон употреблял термин “идея” для обозначения идеальных умопостигаемых сущностей. В философии Платона дана довольно развернутая характеристика содержания идеи. Идея, по Платону, является тем, что выступает под названием всеобщего, родового, присущего бесчисленному количеству единичных вещей. Идея — это не такое всеобщее, которое существует только для нашей мысли, это — подлинно объективное, реально-всеобщее, существующее само по себе, независимо от конкретных единичных вещей, до них и независимо от того, является ли оно предметом мышления человека или нет; все реальные вещи выступают как следствия идей. Например, прекрасное, как идею, Платон характеризует следующим образом: “...оно всегда существует и ни рождается, ни погибает, ни увеличивается, ни оскудевает; потом, оно не таково, что по этому прекрасно, а по иному безобразно, либо иногда прекрасно, а иногда нет, либо для одного прекрасно, а для другого безобразно, либо там прекрасно, а здесь безобразно, либо одним прекрасно, а другим безобразно. Это прекрасное не будет представляться ему опять как бы какое лицо, или руки, или что другое причастное телу, ни как мысли или знание, ни как сущее в чем-нибудь другом, например, в животном, в земле, или в ином предмете, но как сущее само по себе, всегда с собою одинаковое. Все же прочие прекрасные вещи приходят в общение с ним...” [3]. Учение Платона об идеях органически связано с идеализмом, оно было выдвинуто для его обоснования. Понятие идеи выражает тенденцию человеческого познания идти от чувственного восприятия, которое дает только мнение, к истинному знанию всеобщего и существенного. Но гносеологическое содержание идеи мистифицировано Платоном; из форм человеческого познания, выражающих подлинную сущность вещей, они превратились в реальные духовные сущности, наделенные мистической творческой силой. После Платона в античной философии в учении об идеях образовалось два направления: одни философы продолжали традицию Платона, другие — подвергли критике учение Платона об идеях. Неоплатоники (Плотин и другие) “оплодотворили” учение Платона об идеях религиозной мистикой, вульгаризировав и теологизировав его. Согласно Плотину, единое, божественное, сверхчувственное и сверхразумное первоначало дробится в божественном уме, переходя во множество умов или идей, форм. Аристотель подверг критике учение Платона об идеях [4], отвергнув их в том содержании, которое вкладывал Платон. Место идеи в онтологии Аристотеля заняла форма как активное начало в вещах, составляющая вместе с материей саму вещь, а в гносеологии — понятия и категории, посредством которых мышление познает всеобщее и необходимое в вещах. Стоики также не признавали никаких умопостигаемых идей, видовых форм, созидающих вещи, в своей гносеологии они оперировали понятиями как образами вещей. Н. Кузанский связывает понятие идеи с интеллектуальным (разумным) познанием, которое он отличает от деятельности рассудка. Функция рассудка состоит в способности к различению (discretivum discursum), разум, ум по своей природе обладает силой суждения. Рассудочная деятельность в какой-то степени присуща и животным, разумная — человеческая деятельность, с ее помощью ум сам по себе судит о понятиях, создавая идеи. Бог содержит идеи вещей, а ум их извлекает у бога. В новое время одни философы — спиритуалисты в понимании идеи продолжали линию Платона и средневековых схоластов (Мальбранш исходил из того, что бог содержит с вещами и их идеи), другие прогрессивные мыслители разрабатывают учение об идее как способе человеческого познания, ставя вопрос о происхождении, познавательной ценности и отношении их к объективному миру. Р. Декарт понимал под идеей определенное содержание сознания, мысль, понятие[5]. Спиноза определял идею как “...понятие, образуемое душой в силу того, что она есть вещь мыслящая” (res cogitans)[6]. Идеи — мысли, лишенные чувственно-наглядного образа. В отличие от Декарта он давал им материалистическое истолкование. “Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей” [7]. Эмпирическое истолкование идеи дано Д. Локком, который под идеей разумел обобщенное представление, вроде белизна, твердость, сладость, человек, слон и т. д. Идея — это все то, чем занята душа человека во время мышления. Идеи образуются из двух источников: ощущения и рефлексии. “Пусть каждый, — пишет Локк,— исследует свое мышление и поглубже вникнет в свой разум и потом скажет мне, что такое все его первоначальные идеи, как не объекты его чувств и деятельности души, как не объекты рефлексии”[8]. В связи с этим он подверг критике теорию врожденных идей Декарта. Противоположную точку зрения защищал Лейбниц, считавший идеи не формой мышления, а внутренним, непосредственным его объектом, выражающим природу или качества вещей: “Если бы идея была формой мышления, то она возникла и исчезала бы вместе с соответствующими ей актуальными мыслями; но, будучи объектом мышления, она может и предшествовать мысли и следовать за ней” [9]. Идеи находятся в нас и до того, как мы их сознаем с известной отчетливостью. От Локка пошли две линии в истолковании идеи: Беркли, Юм, позитивизм и феноменализм, с одной стороны, французский материализм, а вслед за ним Фейербах — с другой. Беркли понимал под идеями ощущения, представления, лишенные материальной субстанциональной основы. Идея как ощущение или представление выступает в качестве объекта познания: “Все чувственные вещи непосредственно воспринимаются, а вещи, которые непосредственно воспринимаются, суть представления; последние же существуют только в уме (mind)”[10]. Юм называл идеями менее сильные и живые представления, отличая их от впечатлений — наиживейших представлений[11]. Идея — не результат рациональной обработки данных ощущений и восприятий, а бледная копия их, образ их воспоминания. Французские материалисты и Фейербах развивали дальше на материалистической основе положение Локка об опытном происхождении всех идей. Гельвеции идеями называл все то, из чего складывается ум человека (ощущения, восприятия, представления и понятия). Специфичность идеи как формы мышления и ее познавательная функция были впервые подчеркнуты в немецкой философии и прежде всего Кантом. Как отмечает Гегель, заслуга Канта в учении об идее состоит в том, что он вернул термину “идея” настоящий смысл. В понимании идеи Кант в какой-то мере возвращается к Платону. Конечно, он не понимает идею как умопостигаемую сущность, находящуюся вне человеческого разума, но Канту импонирует истолкование Платоном идеи как чего-то такого, что никогда не было заимствовано из внешних чувств, стоит выше обычных понятий рассудка, является не только ключом к пониманию опыта, но и первообразом самих явлений природы. Отличая идею как понятие разума от других форм мышления, Кант решительно выступил против смешения идеи с категориями, понятиями и представлениями, не говоря уже об ощущениях и восприятиях: “...не следует быть расточительным и применять его для разнообразия синонимически взамен других слов, — говорит Кант о термине “идея”, — но следует старательно сохранять за ним его специальное значение; иначе легко может случиться, что термин в своем специальном значении перестанет привлекать к себе внимание, затеряется в груде других терминов с иным значением и вследствие этого утратится сама мысль, которая могла бы сохраниться только при помощи термина” [12]. Неверно, по мнению Канта, представление о красном или каком-либо ином цвете называть идеей: оно не является не только идеей, но даже рассудочным понятием. Идея — это не просто понятие, а понятие из понятий, понятие разума. Познание начинается с внешних чувств, далее идет к рассудку и заканчивается в разуме, где достигается высшее единство мышления. Разум — это высшая инстанция в обработке материала наглядных представлений и в подведении его под высшее единство. Логической функцией его является способность производить опосредствованные умозаключения, в то время как деятельность рассудка состоит в суждении. Синтез, осуществляемый в умозаключении, существенно отличен от синтеза, который имеет место в суждении. Рассудок со своими категориями направлен на созерцание, на наглядные представления, подводя их под правило, разум со своими принципами (или идеями) направлен на суждения и понятия, являющиеся результатами рассудочной деятельности. Синтез, осуществляемый разумом, является высшим, абсолютным, завершающим рассудочную деятельность. Идеи разума по отношению ко всем явлениям трансцендентальны. Они не вымышлены произвольно людьми, а даны самой природой разума и выходят за пределы всякого опыта: “Под идеею, — пишет Кант, — я разумею необходимое понятие разума, для которого чувства не могут дать адекватного предмета”. Кант полагал, что идеи сохраняют только регулятивное, методологическое значение и не имеют никакого объективно реального содержания. Конечно, положения Канта об идее основываются на идеализме и формализме. Здесь сказались общие пороки кантовской гносеологии, но заслуживает внимания мысль Канта о специфике идеи как формы мышления, которая, по его мнению, состоит в том, что с ее помощью осуществляется высшее единство знаний. Идея призвана соединить в нечто единое различные понятия и суждения, образовывая определенную систему их. Дальше в учении об идее пошел Гегель, подвергший критике Канта за утверждение, что идея как понятие разума трансцендентна в отношении явлений: “Говоря об идее, — пишет Гегель, — не следует представлять себе под нею нечто далекое и потустороннее. Идея, наоборот, есть всецело близкое, присутствующее возле нас, и она находится также в каждом сознании, хотя и искаженная и ослабленная”[13]. Гегель защищает положение, что идея объективно значима, что в ней заключена истина: “Идея есть адекватное понятие, объективная истина или истина как таковая. Если что-либо истинно, оно истинно через свою идею или, иначе говоря, нечто истинно лишь постольку, поскольку оно есть идея”[14]. Мысль Гегеля, что идея обладает объективной истинностью, что она составляет истину предмета, верна, но она покоится у него на идеалистическом принципе тождества мышления и бытия: идея истинна потому, что сам предмет имеет внутри себя идею и выражает ее. “...Все действительное, поскольку оно — нечто истинное, есть идея и обладает своей истинностью посредством и в силу идеи”[15]. Идея, по Гегелю, это не мысль о том или ином предмете, как это представляет материалист, а находится в самом предмете: “Предмет, объективный и субъективный мир, не только должны вообще совпадать с идеей, но сами суть совпадение понятия и реальности; реальность, не соответствующая понятию, есть только явление, субъективное, случайное, произвольное, которое не есть истина”[16]. В этих идеалистически извращенных положениях имеется рациональный смысл, а именно мысль, что идея выражает сущность предмета. Она не просто выражает явления, случайное, неистинное бытие объективного мира, а объективную истину его. Больше того, согласно Гегелю, идея — это то, что становится действительным, т. е. реализуется. Отстаивая верное положение, что идея является объективной истиной предмета, Гегель показывает, что таковой она может быть только как процесс. Сама идея есть результат всего предшествующего развития мысли. В системе категорий логики Гегеля идея занимает особое место, она венчает процесс развитии мысли, подводит итог его обогащения всевозможными определениями. В связи с этим Гегель отмечает, что идея — это не какая-либо абстрактная мысль, фиксирующая одну сторону предмета, “она, во всяком случае, абстрактна постольку, поскольку все неистинное в ней разрушается и исчезает, но в самой себе она существенно конкретна, ибо она есть свободное самоопределяющееся и, следовательно, определяющее себя к реальности понятие”[17]. Идея в своем развитии, согласно гегелевской системе, проходит три ступени: жизнь, познание (теоретическая и практическая идея), абсолютная идея. Последняя представляет собою единство субъективного и объективного, практического и теоретического, жизни и познания, она охватывает все определения. Это абсолютная и полная истина, включающая в себя всю предшествующую систему движения мысли. Абсолютной идее трудно дать определение, как чистому бытию. Последнее является началом движения мысли, поэтому оно не имеет определения. Кроме того, что оно есть, о нем нечего сказать. Оно только ничто от некоторого нечто. Абсолютная идея — завершение развития мысли в логике — также неопределима, потому что она включает в себя все предшествующее развитие мысли, всю систему логики Гегеля. В. И. Ленин абсолютную идею Гегеля материалистически истолковывал как полную истину, конкретное и всестороннее знание о мире, целостную систему, выражающую в совокупности абстракций суть явлений объективного мира, глубокие закономерности их развития. Заслуживает внимания мысль Гегеля, что идея становится истинной не в результате только чисто теоретической деятельности, познания, а в практике, в процессе которой происходит объективизация идеи: “Единство теоретической идеи (познания) и практики — это NB—и это единство именно в теории познания, ибо в сумме получается “абсолютная идея” (а идея = объективно истинное)”[18]. Идея — это такое знание, которое должно реализоваться на практике, стать действительностью. В этом имеется рациональный смысл. Действительно, всякая истинная идея посредством материальной, практической деятельности включается в действительность и тем самым окончательно становится объективной истиной. Но Гегель реализацию идеи понимал как переход чистой мысли в природу. Абсолютная идея, по Гегелю, как первичное и существующее до природы и человека, на определенном этапе своего развития переходит в природу, облекается в плоть и кровь. В этом заключается фальшь гегелевского идеализма. В современной буржуазной философии существует несколько направлений в толковании понятия “идея” и, несмотря на их различия, все они носят идеалистический характер. Неотомизм интерпретирует идею в духе средневековой схоластики. Гуссерль и гуссерлианцы рассматривают ее как идеальную форму, прообраз реальных вещей, не связанную ни с субъектом, который мыслит, ни с объектом, отраженным в ней. Идея — это идеальная форма теоретического знания, претендующего на действительную “истинность” и “предметность”. Линию юмизма и берклианства в понимании идеи продолжают прагматисты и неопозитивисты, Прагматизм считает идеи орудиями, инструментами действия, приводящего к успеху. Идея истинна, если она помогает нам оперировать теоретически или практически с какой-либо реальностью и содействует в приспособлении к ней. Неопозитивисты отрицают объективное содержание идеи, значение которой якобы определяется ее отношением к чувственному опыту: “Я определил бы “идею”, — пишет Рассел, — как состояние организма, соответствующее (в некотором смысле) чему-то чувственно отсутствующему” [19]. Категория идеи по своему содержанию многостороння, исследователь может интересоваться различными аспектами ее — социологическим, гносеологическим и т. д. Классики марксизма-ленинизма научно обосновали тезис, что “все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или же искаженные”[20]. Большое значение они придавали выяснению отношения содержания идей к условиям материальной жизни общества, подчеркивая положение, что идеи в обществе возникают на основе потребностей общественного развития. Будучи отражением общественного бытия, идеи играют большую роль, они могут замедлять или ускорять прогресс общества. Нашим предметом в данном случае является не социологический аспект категории идеи, а гносеологический — сущность идеи как формы мышления и ее функция в развитии научного знания. Идею ни в коем случае нельзя смешивать с ощущениями, восприятиями и представлениями. Отождествление идеи с формами чувственного знания и значением слова характерно для эмпиризма и позитивизма, оно выражает позитивистскую тенденцию принижения роли теоретического мышления в познании, его способности проникнуть в объективную суть явлений.
При определении идеи как формы мышления необходимо иметь в виду, что нет никаких формально-логических критериев отличия идеи от понятия. Ни по логической структуре, ни по языковому выражению идею нельзя отличить от понятия. Идея — это разновидность, тип понятия, логическая характеристика которого полностью распространяется на идею. Это и явилось причиной того, что в трудах по формальной логике нет описания идеи как специфической формы мышления. Своеобразие идеи состоит не в особенностях ее формальнологической структуры или языкового выражения, а в ее содержании и месте в развитии познания. Для понимания гносеологического содержания идеи важное значение имеют следующие положения, выдвинутые в предшествующей философии; 1) тезис материалистической философии, что все идеи, в конечном счете, опытного происхождения и являются отражением вещей, явлений, процессов, закономерностей объективного мира; 2) мысль Канта, что идея является специфической формой мышления, основная функция которой состоит в достижении высшего синтеза знания; 3) положения Гегеля об идее как высшей форме выражения объективной истины, итоге всего предшествующего знания, о развитии идеи и ее связи с практикой, с реализацией в действительность
Прогресс в учении об идее связан с дальнейшим развитием этих мыслей, с обоснованием их новыми фактами науки, с выяснением роли идеи как определенной обобщающей единицы мышления в построении и развитии научной теории. Конкретное знание о предмете всегда составляет определенную систему, совокупность отдельных суждений, в которой содержится объективная истина. Суждение или понятие вычленяет в предмете отдельные свойства, стороны, закономерности, а система научного знания отражает предмет в единстве его многообразных сторон, связей, опосредствований. Поэтому, чтобы выяснить гносеологическое значение той или иной формы мышления, необходимо определить ее место в образовании и развитии таких систем научного знания. Это тем более относится к идее, о которой вне системы нельзя вообще ничего определенного сказать, ибо сама проблема идеи по-настоящему возникает только тогда, когда начинают анализировать определенную систему научного знания, глубоко и всесторонне охватывающую какое-либо явление, процесс или целую совокупность явлений, процессов. Такой системой является научная теория, определенным образом организованная, имеющая свою структуру. В любой научной теории, если это действительно научная теория, а не хаотическое и чисто эмпирическое нагромождение различных фактов, положений, имеется мысль, соединяющая входящие в теорию суждения, понятия в целостную систему, то есть всякая научная теория имеет центральное положение, синтезирующее все входящие в нее понятия и суждения. Эта мысль есть идея. Например, в основе физиологической теории И. П. Павлова лежит идея рефлекса (условного и безусловного); в основе теории исторического материализма лежит мысль, что общественное бытие определяет общественное сознание; идеей, лежащей в основе биологической теории образования и изменения видов Ч. Дарвина, является положение, что новые виды возникают в результате отбора (естественного и искусственного) различий изменчивости и наследственности; в основе диалектики как научной теории лежит идея развития явлений природы, общества и человеческого мышления. Во всякой зрелой научной теории имеются подобные идеи. Что же отличает по содержанию идею от других понятий, входящих в теорию? Идея отражает такую закономерность, которая лежит в фундаменте данной научной теории. Та или иная научная теория может содержать большое количество законов и понятий, их выражающих. Но среди них есть такой закон, который является самым общим, всеобъемлющим, выражающим закономерность, лежащую в основе всех остальных, законов. В то время как этот фундаментальный закон характеризует процесс в целом, отражает существенное во всем этом процессе как таковом на всем протяжении его протекания, другие законы выражают отдельные стороны, этапы его. И это взаимоотношение законов в той или иной научной теории определяет отношение между понятиями, система которых образует данную теорию. Идея выделяется среди других понятий тем, что она отражает эту фундаментальную закономерность, вскрывающую специфику всего изучаемого круга явлений, связывая тем самым все остальные понятия в единую систему, центром которой она является. Так, диалектика как научная теория включает в себя множество различных законов и понятий, категорий, их выражающих (количество и качество, отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие и т. д.). Все законы и категории материалистической диалектики объединены в одно целое, в одну теорию. Мыслью, их объединяющей, является идея развития; все законы диалектики являются законами развития, они выражают отдельные стороны, процессы и формы его.
Научный принцип. В науке, кроме термина “идея”, употребляется еще термин “принцип”. Например, в физике говорят о принципе близкодействия, принципе дальнодействия, принципе относительности и т. д. С принципами имеют дело и другие науки. Под принципом в науке разумеют основное исходное положение какой-либо теории, учения. Что является содержанием научного принципа? Ряд исследователей (Б. М. Кедров и другие) совершенно правильно считают, что в научном принципе выражена важнейшая закономерность природы или общества[21]. Принципами в науке называются закономерности, распространяющиеся на чрезвычайно широкую сферу и являющиеся исходными в той или иной отрасли науки или даже науке в целом. В советской философской литературе сущность принципа своеобразно определил В.П. Тугаринов в своей книге “Законы объективного мира, их познание и использование”. Мы не можем согласиться с его положением, что научный принцип не является выражением закона [22]. Правильно, что научные принципы могут лежать в основе всех законов различных отраслей науки или законов той или иной области, группы явлений. Но это еще не означает, что принципы как основоначала сами не являются выражением закономерностей. Группу законов в одно единое целое принцип может связывать потому, что сам отражает более общий закон, фиксирующий существенное во всем процессе, выявляющий специфику этого процесса. Неверно считать, что принцип формулирует одно отдельное свойство вещей, а законы — связь между двумя или несколькими свойствами. Не существует такого принципа в науке, который бы просто фиксировал какое-либо свойство, а не необходимую связь, принадлежность данного свойства определенному кругу явлений, процессов и т. д. Например, принцип детального равновесия в физике выражает закономерность, что в системе, находящейся в статистическом равновесии, число прямых процессов любого типа равно числу обратных процессов такого же типа. Принцип всегда устанавливает необходимую, всеобщую и существенную связь между явлениями, предметами и их свойствами, между свойствами явлений, процессов. А то же самое, как известно, выражает и закон. По своему содержанию принцип является логическим выражением фундаментального закона объективной реальности. Еще более искусственным является рассуждение В.П. Тугаринова, когда он проводит различие между законом и принципом по их логической форме: первый выражается суждением, а второй — понятием [23]. Но, во-первых, нельзя проводить такую грань между суждением и понятием. Конечно, не всякое суждение является понятием, но всякое понятие есть одновременно и суждение, ибо понятие существует только в форме определения, вне определения нет понятия, а всякое определение по своей логической форме является суждением. Во-вторых, формы мышления нельзя смешивать со способом выражения их в языке — суждение с предложением, понятие со словом. Неправомерна постановка вопроса: как выражается принцип — суждением или понятием, ибо сам принцип является понятием, которое в языке может быть выражено и предложением и отдельным словом (научным термином). Название, обозначение в языке, не является логической формой; предметом логики является изучение не названий, не слов и предложений, а форм мысли, вне зависимости от того, каким способом они обозначаются в языке. В логическом содержании понятия “квадрат” не произойдет никаких изменений, если мы его не просто обозначим словом “квадрат”, а выскажем предложение: “квадрат — равносторонний прямоугольник”, ибо когда мы говорим “квадрат”, то разумеем равносторонний прямоугольник. Понятия “принцип” и “идея” являются однопорядковыми, одностепенными в том отношении, что то и другое служит для выражения фундаментальных закономерностей науки. Отношение между принципом и идеей можно определить следующим образом: всякий научный принцип раскрывает содержание научной идеи, принцип выступает как одно из определений идеи, но принцип не исчерпывает всего содержания идеи и не всякая идея раскрывается в принципах. Ведь принципы — исходные положения какой-либо общенаучной теории, отрасли науки, а идея имеется в любой, даже в очень узкой теории, лишь бы имелась система знания. Далее, идея и принцип различаются по своей гносеологической функции: принцип выражает исходное начало общенаучной теории, изложение теории начинается с принципов; идея как синтезирующее начало необходима для создания любой теории, ее главная гносеологическая функция состоит в объединении понятий в определенную систему. Научная теория может исходить из двух или нескольких принципов, а идея в теории одна; различные принципы раскрывают содержание ее сторон. Итак, идея — это особый тип понятия. Понятие, отражающее закон, становится идеей, когда оно в построении и образовании научной теории выполняет функцию объединения других понятий в определенную систему, создавая целостный конкретный образ изучаемого предмета, процесса. Различие между идеей и понятием релятивно, относительно, подвижно, его можно провести только внутри какой-либо системы научного знания. Одно и то же понятие в различных системах может играть разную роль: в одной оно выполняет функцию идеи, то есть на его основе происходит синтез научного знания, а в другой — оно просто понятие, входящее в систему и отражающее одну сторону какой-либо более общей и фундаментальной закономерности. До того, пока мы не определили места понятия в системе знания, образующей теорию, нельзя сказать, является ли оно идеей или просто понятием. Идея - особого рода понятие, специфика которого определяется его местом в образовании научной теории. Одна идея связывает понятия в целостную теорию, другая идея, выражающая еще более общую и фундаментальную закономерность, связывает ряд теорий в отрасль науки; имеются такие идеи, которые лежат в основе науки; наконец, можно найти идею, которая лежит в фундаменте познания вообще. Такой идеей является мысль, что познание есть отражение объективного мира. Когда утверждается, что идеи выражают фундаментальные закономерности, то речь идет только о научных идеях. Но хорошо известно, что существуют еще идеи ненаучные — религиозные, идеалистические и т. п. Идеи религий и идеалистической философии тоже есть отражение действительности, но фантастическое, искаженное. Они не являются объективным отражением закономерностей природы и общества, но претендуют на выражение существенного, главного в мире. Закономерности объективного мира отражаются в них извращенно, превратно. В религиозных построениях и в идеалистических философских системах идеи также выполняют функцию объединяющего начала, центрального пункта. Так, идея бога-творца лежит в основе любого религиозного учения, абсолютная идея Гегеля составляет стержень его идеалистической системы. В этой системе содержатся понятия, верно отражающие действительность, угадывающие действительные закономерности объективного мира, но в целом система ложна, поскольку в основе ее лежит ложная идея. Познавательная ценность и практическая значимость научной теории в первую очередь определяются идеей, лежащей в ее основе. Процесс создания научной теории нельзя представлять себе таким образом, будто ученый имеет перед собой ряд образовавшихся понятий, которые он соединяет в систему, делая одно из них синтезирующей идеей. Сам процесс образования теории происходит по определенным закономерностям, важнейшей из них является движение научного знания от чувственно-конкретного через абстрактное к конкретному в мышлении. В процессе этого движения происходит образование отдельных абстракций, их синтезирование на основе определенной идеи, которая сама формируется в результате данного процесса, обобщая знание. На основе ранее образовавшихся идей, проверенных практикой, исследователь изучает и обобщает факты действительности, внося изменения в содержание прежних понятий, образуя новые абстракции, логика развития которых приводит к образованию научной теории на основе новой идеи. Таким образом, результатом движения знания от чувственно-конкретного к абстрактному является образование отдельных абстракций, понятий; процесс же восхождения от абстрактного к конкретному приводит к образованию новых, идей, на базе которых возникает более высокий синтез научного знания. Конкретное в мышлении не является механическим соединением различных абстракций, нанизыванием одной абстракции на другую независимо от какого-либо принципа. Переход от абстрактного к конкретному невозможен без образования идеи, объединяющей и обобщающей многочисленные абстракции в целостный образ, дающий конкретное, многостороннее знание о предмете. Так, например, развитие знания о свете привело к образованию идеи о двойственной его природе (свет — частица и волна одновременно), которая легла в основу современной теории света, объединив всю совокупность достигнутых знаний о свете в определенную систему. Идея двойственной природы света родилась в результате не случайного озарения, а закономерного процесса развития научных взглядов, смены различных гипотез (корпускулярной, волновой, электромагнитной), которые в конечном итоге привели к этой идее. Так, например, еще Ньютон допускал своеобразный компромисс между волновым и корпускулярным представлением; в ходе дальнейшего развития физических знаний идея о двойственной природе света явилась следствием теоретического решения связанных с данной проблемой трудностей и нашла свое экспериментальное подтверждение. Или, например, современная физика накопила большой фактический материал, образовала новые понятия, отражающие процессы, происходящие в так называемом микромире. Перед физиками-теоретиками стоит задача систематизации всего этого знания в новую теорию, создающую единую картину мира. Для образования такой теории, дающей обобщенную картину взаимосвязи всех форм и видов материи (всех полей и частиц), нужна новая идея; ни одна из прежних общих физических идей в том виде, в котором они сейчас существуют, не может послужить основой для создания подобной теории. Попытки построения такого рода теории уже имеются, возникают различные гипотезы сведения всех известных форм материи к единству. Рано или поздно будет выдвинута такая идея, которая прольет свет на все ранее добытые экспериментальные факты, открытые закономерности, позволит выяснить их смысл, соединить их вместе в стройную систему, дающую конкретное и глубокое знание о микроявлениях. Рождение таких идей на базе ранее образовавшихся абстракций является законом развития научного познания. Причем, пока не созреет, не выкристаллизуется идея, не может быть создана новая теория и ее образующая система понятий, функция которых состоит в раскрытии идеи. Идея составляет и границу научной теории. Смена идей означает и смену теорий, развитие теории связано с развитием идеи. При решении вопроса, к какой теории относится то или иное понятие, — критерием служит его отношение к идее, т. е. выяснение, для раскрытия какой идеи оно возникло. Поскольку все понятия в научной теории связаны с идеей, подчинены ей и выражают различные ее стороны, моменты, раскрытие содержания идеи не может быть осуществлено в виде отдельной дефиниции, нужна целая совокупность определений, которые бы ее характеризовали с различных сторон. Определить идею — значит, в конечном счете, раскрыть всю систему научного знания, основывающуюся на ней, процесс ее становления и развития. Идеи в науке играют роль метода в объяснении явлений и в дальнейшем движении познания. Когда возникает новая идея, то ученые стремятся применить ее к анализу накопленных фактов и открытых законов, пытаются с помощью этой идеи обнаружить новые факты и закономерности. Методологическое значение идеи определяется тем, что в ней отражена общая и важнейшая закономерность, изучаемая той или иной областью науки. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, как отражается закономерность в идее, с какой степенью точности и полноты. Если идея извращенно, искаженно, превратно отражает действительность, то она вообще не имеет методологического значения, а служит тормозом в развитии научного знания (такую роль играют, например, идеи идеалистической философии в современной науке). Если идея приблизительно, условно и односторонне отражает действительность, то ее методологическое значение ограниченно. Идея тогда открывает широкие горизонты в дальнейшем прогрессе знания, когда она точно и полно отражает важнейшую закономерность объективного мира.
[1] Термин "идея" происходит от греческого слова - вид, наружность, род, образ, способ. В античной философии оно приобрело значение - первообраз, подлинный, истинный образ всего сущего, сущность предмета, как она достигается умом. [2] См. А. О. Маковельский, Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, стр. 228-229. [3] Платон, Соч., часть IV, СПб, 1863, стр. 207. [4] См. Аристотель, Метафизика, Соцэкгиз, М —Л., 1934, кн. XIII, гл. IV—V. [5] В примечании к латинскому переводу “Рассуждения о методе” имеется следующее определение идеи: “...в этом месте и во всех следующих под словом идея следует вообще понимать всякую мыслимую вещь, поскольку она представлена каким-либо объектом в уме” (Р. Декарт, Избр. произв., Госполитиздат, М., 1950, стр. 706). [6] Б. Спиноза, Избранные произведения, т. I, Госполитиздат, M., 1957, стр. 402. [7] Там же, стр. 407. [8] Д. Локк, Опыт о человеческом разуме, М., 1898, стр. 81. [9] Г. В. Лейбниц, Новые опыты о человеческом разуме, Соцэкгиз, М.—Л., 1936, стр. 99. [10] Дж. Беркли, Три разговора, Соцэкгиз, М., 1937, стр. 56. [11] “...все наши идеи, как более слабые представления, суть копии с наших впечатлений, или более живых представлений...” (Д. Юм, “Исследование человеческого разумения”, СПб, 1902, стр. 18). Здесь не только отрицается связь идей с внешним миром, но изгоняется из них даже какой-либо момент рационального. [12] Кант, Критика чистого разума, Петроград, 1915, стр. 209. [13] Гегель, Соч., т I, стр. 322. [14] Там же, Соч., т. VI, стр. 214. [15] Там же, Соч., т. I, стр. 321. [16] Там же, Соч., т. VI, стр. 216. [17] Там же, Соч., т. I, стр. 321-322. [18] В. И. Ленин, Соч., т. 38, стр. 212 [19] Б. Рассел, Человеческое познание, Издательство иностранной литературы, М, 1957, стр. 129. [20] Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, М., 1957, стр. 317. [21] См. Б. М. Кедров, О количественных и качественных изменениях в природе, М., 1946, стр. 132—133. [22] См. В. П. Тугаринов, Законы объективного мира, их познание и использование, Изд-во Ленинградского университета, 1954, стр. 134. [23] См. В. П. Тугаринов, Законы объективного мира, их познание и использование, Изд-во Ленинградского университета, 1954, стр. 135.
|