Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседная икона Божией Матери


Беседная икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Кон. XVI в. (ГИМ)

[Явление Богоматери и свт. Николая пономарю Юрышу] (празд. 14 авг., в предпразднство Успения Пресв. Богородицы). Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 г. Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской ц., построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней свт. Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на Успенской ц. поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном», свт. Николай обещал дать знамение маловерным.


Чудо с железным крестом. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГИМ)

По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест. О значимости материала, из к-рого был сделан Крест Христов, говорится в Слове 51 свт. Амвросия Медиоланского: «На древе пригвождается Христос... дабы человек, как в раи древом сластолюбия прельщен, ныне древом так же и спасен был, и дабы тако та же материя, которая была причиною смерти, соделалась средством и ко спасению» (Новая скрижаль. СПб., 1853. Ч. 1. С. 56).


Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ)

На месте чудесного явления Богоматери и свт. Николая была построена часовня во имя свт. Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на к-ром сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. В 1515 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича на месте чудесного явления был основан Беседный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь.

Сюжет Б. и. точно следует «Сказанию». Богоматерь предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами (икона кон. XVII в., ГРМ), с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери - свт. Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба,- Спас Эммануил, благословляющий 2 руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Успенский храм (икона XIX в., ГИМ). Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V-IX вв. (солид имп. Евдоксии, 437-453 гг., фреска в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 741-752 гг., фреска подземной ц. св. Климента в Риме, VIII в., икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в., и костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен). Нередкие в древнерус. искусстве изображения Богоматери вместе со свт. Николаем восходят к древнегреч. тексту македон. эпохи о следовании свт. Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» (цит. по: Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. С. 245).

«Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской (сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля, 60-х гг. XVI в. из Дмитрова (ЦМиАР), XVI в. (ГИМ), 1680 г., из Калуги (ЦМиАР) и др.), а также как самостоятельный сюжет (на иконах 2-й пол. XVI в. северных писем (ГИМ), 1-й пол. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVII в. из ц. мучеников Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГРМ), кон. XVII в. (частное собрание в Нидерландах) и др.). Наибольшее распространение Б. и. в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII в., что могло быть связано с известностью Тихвинского мон-ря и почитанием его главной святыни

 

 

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь
 


Предстательством Св. Прп. Александра Свирского Да пребывает с Вами Божие благословение   В 15 километрах от города Лодейное Поле, почти на самой границе с Карелией, между озерами Рощинским и Святым из-за деревенских изб древнего села Свирского поднимаются ввысь величественные белокаменные постройки Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. «Местность там, - как написано в справочнике «Православные русские обители» за 1910 год, — сухая, возвышенная, окруженная сосновым бором, необыкновенно здоровая». Еще справочник утверждает, что в окрестностях монастыря, по мнению тамошних старожилов, «живут самые долговечные люди». Что касается описания местности, то оно остается справедливым и сейчас, по прошествии уже почти целого века. Куда ни кинь взгляд - везде окружает белоснежные стены монастыря бархатно-зеленая полоса хвойного леса. Святая обитель основана в 1508 году Преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря близ устья реки Свирь. Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г., в день памяти пророка Аммоса, именем которого и был назван. Родителей Преподобного Александра, крестьян из села Мандеры, что на берегу Ояти, звали Стефан и Васса. С детских лет Аммос отличался от своих сверстников: избегал игр, смеха и сквернословия. Когда ему исполнилось 19, он узнал о намерении родителей женить его и тайно ушел на Валаам. Решение созрело у него после беседы с иноком Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, которого Аммос встретил неподалеку от родительского дома. После семи лет, проведенных на Валааме послушником, в 1474 году Аммос принял постриг с именем Александр. Узнав о месте пребывания сына, ушли в монастырь и его родители. После их смерти, по благословению игумена, Александр устроил себе келью на уединенном острове и продолжил свои духовные подвиги. Когда же слава о нем стала ему в тягость, подвижник покинул Валаам и удалился в свирские леса, где в уединении и безмолвии, не имея припасов, прожил семь лет в непрестанной молитве. В 1508 году Преподобному Александру было явление Живоначальной Троицы — Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой. Ранее в таком виде Святая Троица являлась только Аврааму, а в истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Святой Троицы известно как единственное. Преподобный получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе». Церковь была построена на том месте, которое указал Ангел, перекрестив его три раза. В том же 1508 году была построена деревянная, а в 1526 году - каменная церковь Живоначальной Троицы. Слава великих подвигов Святого Александра озаряла и основанную им обитель, которая и при жизни Преподобного, и после его кончины находилась в самом цветущем состоянии. Сам же он, став игуменом, сделался еще смиреннее — ходил в рубище, спал на голом полу, трудился вместе со всеми. Известен такой случай: однажды, когда не хватало дров, эконом попросил игумена послать кого-нибудь из иноков, кто празден, за дровами. Услышав это, Преподобный ответил: «Я празден» и отправился сам рубить дрова. В конце жизни Преподобный Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице он сел отдохнуть в келье и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». В предсении кельи, куда поспешил старец, его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и Преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле, Пречистую Богородицу с Младенцем и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель. Перед своей кончиной Преподобный Александр позвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами». Но поскольку братия не соглашалась, Преподобный указал хоронить его не в обители, а в пустыньке у церкви Преображения Господня. Преподобный Александр преставился в 85 лет - 30 августа 1533 года. Известие о кончине Преподобного Александра Свирского было включено в ряд важнейших событий в Новгородский летописный свод 1539 года. Причислен к лику святых через 14 лет после своей кончины, что в истории Православия встречается крайне редко. На церковном Соборе 1547 года Преподобному в числе 12 святых было определено повсеместное празднование. В Успенском соборе Кремля была установлена икона Преподобного Александра Свирского со ста двадцатью восьмью клеймами. Один из приделов храма Святого Василия Блаженного в октябре 1560 года был освящен в честь Святого Александра. Преподобного называли царским заступником. Иоанн Грозный молился Преподобному Александру Свирскому перед взятием Казани, а после победы объявил его на всю Россию великим Чудотворцем. Большие пожертвования на монастырь внесли царь Федор Иоаннович и семейство царя Бориса Годунова, приезжавшие сюда на богомолье. На средства Федора Иоанновича рядом с Преображенским собором был возведен придел во имя Преподобного Александра Свирского. В приделе была устроена каменная гробница Преподобному, на которую были возложены покрова, присланные в монастырь от Федора Иоанновича и Бориса Годунова. На покровах были вышиты фигура Преподобного Александра Свирского в полный рост и тексты молитв. Михаил Федорович Романов особенно почитал святого, а одна из первых часовен, которую построил Петр I в Петербурге, была освящена в честь Преподобного Александра Свирского. Не раз приезжал Петр I и в монастырь, чтобы помолиться и поклониться святым мощам Преподобного Александра, которые были обретены в 1641 году при перестройке собора. Случилось это следующим образом. 17 апреля 1641 года во дворе монастыря расчищали площадку для строительства. И вдруг в земле открылась пещера, своды которой стояли ничем не поддерживаемые. В пещере виднелся гроб. Братия, повествует древнерусская летопись, «открыв малые верхние доски гроба со всяким опасением и видя во гробе тело цело, ничем не рушимо и ризы такожды целы и нетленны, во ужасе бысть велице». Когда стали служить молебен, тело Преподобного, бывшее захороненным 108 лет назад, покрылось каплями мира, распространявшего вокруг сильное благоухание. 10 августа того же года в присутствии митрополита Новгородского Афония, архимандрита Хутынского монастыря Иосифа и др. мощи были тщательно обследованы. «Иерарх снял схиму и параман, раскрыл перси и руки Преподобного...» Таким образом убедились в нетленности тела и в том, что мощи принадлежат первому игумену Свирской обители Преподобному Александру. Из-под аналава была видна часть бороды, а «ноги же лежали, как у новопочившего - правая плюсною кверху, а левая обращена в сторону». До революции бесценная для всей России святыня - нетленные мощи Преподобного Александра Свирского почивали в приделе храма Преображения Господня, покоясь в драгоценной серебряной раке, подаренной царем Михаилом Федоровичем. Рака была изготовлена мастерами Оружейной палаты в Москве, крышка раки сохранилась и находится в Русском музее Петербурга. В монастырской ризнице, кроме того, хранились часть посоха Преподобного Александра, обретенная вместе с мощами его во гробе, сам гроб, железные вериги, холстинная риза и поручи, а также покровы на раку, присланные в дар от царя Федора Иоанновича. Здесь же сохранялись жалованные грамоты монастырю от московских царей (большинство грамот принадлежало Борису Годунову). В 1918 году в западной стене Троицкого собора братия устроила тайник, в который были заключены рака и часть ризничных вещей. Но в октябре 1918 года тайник был обнаружен. Олонецкая губернская Чрезвычайная комиссия изъяла все предметы и перевезла их в Петрозаводск. Были арестованы, а потом и расстреляны архимандрит Евгений, казначей Варсонофий, иеромонах Исайя, Алексей Петров и Василий Стальбовский. Им поставили в вину «контрреволюционные призывы и сопротивление». Еще пятерых монахов посадили в тюрьму. В последующее время в Троицкой части монастыря был расквартирован артиллерийский дивизион, а в Преображенской жили около 40 пожилых монахов. Во время погрома Свирского монастыря, окончательно закрытого лишь в 1925 году, были потревожены мощи Преподобного Александра. Как известно из рапорта епископа Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия, адресованного патриарху Тихону, - «мощи из раки вынули, трогали их. Хотели увезти с собою, но братия упросила оставить, и оставили». Но мощи недолго оставались в монастыре. В декабре 1918 года их перевезли в Лодейное Поле, где они были освидетельствованы губернскими врачами. После этого останки святого были выставлены на обозрение в больничной часовне. Тогда, в разгар «антимощевой» кампании, это было в порядке вещей. Все это делалось для «беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли». О первых временах существования Александро-Свирской обители сохранилось весьма немного сведений. Бывшее в Смутное время разорение монастыря, известное по монастырским записям как Литовское разорение, а также пожар в конце 1784 года истребили и повредили много драгоценных памятников, документов и книг, хранивших информацию о монастыре, особенно о его первоначальной истории. Монастырь как единое целое сложился в XVI - XVII столетиях и состоит из двух самостоятельных ансамблей - Троицкого и Преображенского. Вот описание монастыря, сделанное в 1905 году: «Самая Обитель Свирская составилась как бы из двух отдельных монастырей, на расстоянии один от другого около 130 сажен. И до сих пор они отделены особыми оградами и носят особенные наименования, по устроенным в них церквам. Один из них называется Троицким, а другой, где была отходная пустынь Преподобного, - Преображенским». А вот как описывает монастырь справочник «Православные русские обители» за 1910 год: «Храмов шесть. Главный - соборный, в честь Святой Троицы, второй, также соборный, в честь Преображения Господня, с приделом во имя святого Александра Свирского. В этом приделе в драгоценной серебряной раке почивают мощи Преп. Александра Свирского. Празднование ему совершается в Троицын день, когда его мощи переносятся отсюда в Троицкий собор, и 30 августа. Другие храмы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Преподобного Иоанна Дамаскина, Пророка Захарии и Святителя Николая в архиерейских покоях...» Первой каменной постройкой монастыря, сохранившейся до наших дней, является церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, начатая еще при жизни самого Преподобного Александра. Кирпич для ее строительства делали сами монахи, а руководил строительством мастер Игнатий, присланный Иоанном Грозным из Москвы для «каменного дела». Церковь была сильно разрушена шведами и поляками в 1618 году и практически воссоздавалась из руин на старом основании в 1619 — 1620 гг. И в дореволюционное время внизу, под почерневшими за несколько столетий каменными сводами, можно было видеть сохранившиеся следы монастырской братской кухни первых времен - две огромные печи, каждая «в 5 аршин шириною». В 1647-1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырехугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроены «боевые» часы, разобранные в XIX веке при перестройке звонницы. В 1677-1698 годы Троицкий монастырь по периметру был окружен двухэтажными корпусами келий. В 1681 году была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами. Троицкий собор, являющийся центром Троицкого ансамбля, - уже четвертый, выстроенный на том месте, где первоначально построена была Преподобным Александром, по велению Божию, церковь во имя Святой Троицы. Он построен в 1695 году при архимандрите Гермогене и освящен в 1698 году, 29 августа, Преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским. Известны также имена мастеров - строителей собора костромичей Петра Ивановича Потемкина, Якова Агафонова, Фомы Алексеева, Анисима Перфильева, Никиты Киприянова. В соборе сохранились росписи, исполненные в 1715 году артелью костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII века. Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского «иконника» Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов. Фрески сохранились, правда, в 1960-х годах они отставали от стены на 50 сантиметров, и реставраторы прибивали их специальными левкасными гвоздями. Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, или «Больничная», построена в 1716 году к северу от Троицкого собора. Когда-то от времени пришедшая в полное разрушение, она была возобновлена в 1896 году благодаря старанию настоятеля Агафангела и щедрым пожертвованиям мирян. Эти храмы находятся в Троицкой части монастыря, келейные корпуса которой были приспособлены в 60-х годах ХХ-го столетия под больничные палаты (по проекту архитектора А. Н. Наумовой) и до сих пор заняты психиатрической больницей. Так что действующим здесь является только Свято-Троицкий собор. Преображенская же часть в настоящее время полностью принадлежит монастырю, и на ее территории, как и прежде, в Преображенском соборе почивают святые мощи Преподобного Александра Свирского. Первоначально собор был срублен в 1533 году, но в 1618-м, когда монастырь подвергся разорению, храм сгорел. НынешнийПреображенский собор построен в 1641 году, при игумене Авраамии, а придел во имя Преподобного Александра Свирского - в 1716 году. В 1856 - 1857 гг. инженер Гортинг-Гортицкий заменил деревянные перекрытия металлическими. Тогда же под руководством архитектора Тухтарева были расширены некоторые дверные и оконные проемы. В 1873 - 1874 гг. был вновь оформлен фасад. В 1900 году архимандритом Агафангелом была сделана пристройка к западной стороне собора с хорами для братии, отделанными деревянными точеными перилами. В 1903 и 1904 годах собор был расписан внутри живописными изображениями, отделан заново придел и также расписан. Особую нарядность придают собору соединенные с ним колокольня и Захарьевская церковь. Церковь Святого пророка Захарии и Елисаветы построена в 1668 году при игумене Макарии. Руководил работами каменных дел мастер Максим Семенов. Помогали ему каменщики Феофил Петров, Осип Климентьев и Елизар Пан. Церковь была соединена с Преображенским собором сводчатой галереей. После пожара 1784 года и ремонта в 1833 году церковь сильно изменилась. От первоначального собора сохранилось окно над входом южного фасада, имеющее наличник из двух колонок с треугольным фронтоном. С 1803 по 1870 г. при монастыре существовало духовное училище. Что касается наиболее известных подвижников, то с июня 1817 года здесь подвизались иеромонах Леонид (впоследствии первый Оптинский старец, в миру Лев Данилович Наголкин) и схимонах Феодор - ученик молдавского старца Паисия (Величковского). Прожив вместе на Валааме 6 лет, они ушли, стремясь к безмолвию, в Александро-Свирский монастырь. Известно, что там однажды с ними беседовал государь Александр I. В 1822 году отец Феодор преставился, а отец Леонид вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Но, будучи еще в Александро-Свирской обители, он стал духовным наставником для еще одного русского святого - Игнатия (Брянчанинова). Ведь Святитель Игнатий начал свой иноческий подвиг именно в монастыре, основанном Преподобным Александром, где поначалу, еще послушником, исполнял распоряжения повара. В 1868 году монастырь посетили Государь Император Александр Николаевич и Государыня Императрица Мария Александровна. С 1873 года настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. В 1890 году обитель вновь стала самостоятельной с особым настоятелем — архимандритом, которым с 1892 г. стал отец Агафангел (Амосов), прибывший из Валаамского монастыря. За 18 лет своего настоятельства архимандрит Агафангел привел обитель во внешнее и внутреннее благоустройство: все храмы и корпуса были отремонтированы, появились новые мастерские, возобновлено монастырское хозяйство, почти пришедшее в упадок, отстроена ризница. В обители было введено общежитие и старческое руководство иноков, а богослужение - по Валаамскому чину. При архимандрите Агафангеле монастырь настолько духовно вырос, что его стали называть Олонецкой Лаврой. Почил о Господе старец 27 декабря 1909 года и погребен в обители против алтаря Преображенского собора. Всего в начале 1900-х годов в монастыре жило более 200 человек братии. Они имели большое хозяйство: 40 лошадей, около 100 коров, занимались хлебопашеством, а также содержали огород, овощей с которого хватало не только для питания братии и богомольцев, но и для продажи. На воспитании в монастыре находилось 40 сирот. Бедным жителям окрестных деревень бесплатно отпускались лекарства и оказывалась медицинская помощь. За 500-летний период существования монастырь претерпел много бедствий, но самое ощутимое началось в 1917 году, когда не внешний враг, а невежество, предательство, разрушающая сила атеизма крушили святыню и ее материальные ценности. Сильно пострадавший в годы Великой Отечественной войны и частично отреставрированный, Александро-Свирский монастырь был возвращен Церкви. 19 августа 1997 года произошла официальная передача поруганного и бесхозного монастыря Русской Православной Церкви. В 1998 году вновь обретены мощи преподобного Александра Свирского Чудотворца. 30 июля 1998 года – дата второго обретения мощей преподобного Александра Свирского. Монастырь, куда 23 ноября 1998 года перенесены вновь обретенные святые мощи преподобного Александра Свирского, возвратился к жизни. В обители совершаются богослужения, налаживается хозяйственная жизнь. Братии в монастыре к 2003 году насчитывается 17 человек монахов и послушников. Настоятель монастыря – игумен Лукиян. К Преподобному, у святых мощей которого совершается множество чудес и исцелений, приезжают многочисленные паломники. Есть в монастыре колодец, который вырыт руками Преподобного. Он восстановлен, но в данный момент воду пока из него пить нельзя, потому что много лет рядом с ним находилась бензоколонка. На месте, где было явление Святой Троицы Преподобному, сохранилась часовня, построенная во второй половине XIX века во время настоятельства архимандрита Павла. В ней служатся молебны. Адрес монастыря:187729, Ленинградская область, Лодейноп ольский район, Андреевская волость, д. Старая Слобода.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Внутренняя и внешняя политика ФРГ на современном этапе | Влияние рециркуляции газов на уменьшение образования оксидов азота

Date: 2016-05-14; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию