Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 11 page
В ходе работы тематической группы могут использоваться не только изобразительная деятельность и обсуждение рисунков, по и различные телесно-ориентированные упражнения, игры и иные виды творческой экспрессии, причем как ио отдельности, так и в сочетании. В целом значение фактора художественной экспрессии при использовании данного подхода несколько менее значимо, чем, например, при использовании студийного подхода. Все это делает данную форму групповой арт-терапии весьма доступной для использования разными специалистами — не только теми, кто имеет глубокую подготовку по арт-терапии, но и теми, кто применяет в основном вербальную или семейную психотерапию. Длительность существования тематических групп гораздо меньше, чем динамических или студийных. Иногда они даже организуются как группы однократных встреч, в частности «группы выходного дня*. Тематические группы, так же как динамические, имеют определенную периодичность сессий (от одной в две недели до нескольких раз в неделю). Продолжительность сессий обычно составляет 1,5-2,5 часа, хотя иногда сессии могут длиться дольше. Оборудование помещения примерно такое же, как и при работе динамической группы. Цели и содержание сессий тематической группы определяются составом ее участников, в частности их возрастом, интересами, культурным и социальным опытом, наиболее актуальными для них проблемами, типом психических расстройств, степенью физических, интеллектуальных и коммуникативных ограничений и другими факторами. При использовании тематического подхода сессии имеют трехчастную структуру и включают: вводную часть, связанную с подготовкой членов группы к изобразительной работе или более активному взаимодействию посредством художественной экспрессии, игр или телесных упражнений; основную часть, связанную с выбором темы и выражением участниками группы связанных с ней чувств, мыслей и образов в визуальной форме; и завершающую часть, предполагающую обсуждение рисунков либо дискуссию на ту или иную тему и краткое подведение итогов сессии. С учетом условий и целей работы тематической группы, а также используемых в ходе ее психотерапевтических интервенций и форм взаимодействия участников она может предполагать проявление различных факторов психотерапевтического воздействия. В то же время в силу более значительной структурированности сессий, по сравнению с динамической или студийной группами, а также с индивидуальной арт-терапией, действия членов группы имеют менее спонтанный характер, а их изобразительная деятельность и обсуждения ориентированы главным образом на исследование вполне определенных аспектов их личного опыта и системы отношений. Поэтому действие фактора художественной экспрессии и разнообразные связанные с групповой динамикой феномены при этой форме групповой арт- 108 Части Н. Групповая арт-терапия терапии менее проявлены, чем при использовании динамического подхода. Менее значимым в деятельности тематических групп оказывается и фактор психотерапевтических отношений. Взаимоотношения членов группы друг с другом и с психотерапевтом более жестко регламентированы, чем при использовании динамического подхода, что не дает достаточной возможности для отреагирования членами группы неосознаваемых, латентных потребностей и переживаний. Все это дает основание представителям динамического подхода к групповой арт-терапии (Moloy, 1997; McNeilly, 1987) критиковать тематический подход, называя его, в частности, «слишком инвазивным и связанным с директивным вторжением во внутренний мир членов группы» (Moloy, 1997). Позиция психотерапевта при использовании тематического подхода действительно отличается большей директивтгостью по сравнению с динамическим и студийным подходами. On выступает в качестве безусловного лидера, организуя деятельность членов группы, нередко выступая инициатором в выдвижении тех или иных тем и развертывании дискуссий, активно использует собственные комментарии, коррегирует ложные умозаключения членов группы, дает советы, предоставляет им определенную информацию, а в случае необходимости оказывает также прямую эмоциональную поддержку, убеждение, внушение и другие формы психотерапевтического воздействия. Заключение
Существующее на сегодняшний день многообразие форм и методов групповой арт-терапии указывает на их продолжающееся развитие и дифференциацию, направленные на повышение их эффективности, расширение спектра арт-терапевтических услуг и увеличение числа их потребителей. Разные формы групповой арт-терапии имеют определенные показания и области практического применения; они также связаны с решением различных задач и разным сочетанием факторов психотерапевтического воздействия. Обоснование использования различных форм групповой арт-терапии должно предполагать учет многообразия действующих в них факторов психотерапевтического воздействия, комплексного характера проявляющихся в ходе групповой арт-терапевтической работы феноменов, а также институциональных и иных контекстуальных особенностей.
Глава 6 Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии В первой части книги нами были охарактеризованы три основных фактора психотерапевтического воздействия в арт-терапии, каковыми являются фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений и фактор интерпретации и вербальной обратной связи. В данной главе нам предстоит выяснить, каким образом все эти факторы проявляются в групповой арт-терапии. Date: 2016-05-25; view: 404; Нарушение авторских прав |