Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ошибки при смешении прямой и косвенной речи
Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.
1. Прав был Васька Пепел, сказал о Василисе, что «души у тебя нет». 2. Осуждая своих современников, М.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 3. Хозяйка представила меня жильцу и сказала, я им очень довольна.4. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что «хочу поломать копьё о конец поля половецкого». 5. Упрекая князей в разорении земли Русской, автор «Слова» говорит, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». 6. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.
Комментарий:
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего.
|
РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ
Задание: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Тест 1
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии.
| 1)ошибка в нанизывании инфинитивов
| Б. Открыв окно, мне стало холодно.
| 2) ошибка в согласовании иноязычных географических названий и определяемого слова
| В. К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.
| 3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
| Г. Я не решался обратиться просить написать заметку в газету.
| 4) ошибка в построении предложения с причастным оборотом
| Д. В штате Техасе были проведены учения.
| 5) ошибка в построении предложения с однородными членами
|
| 6) неудачный порядок слов в предложении.
|
| 7) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
|
Ответ:
Тест 2
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду.
| 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| Б. Выставка-просмотр открыт ежедневно.
| 2) ошибка в построении предложения с однородными членами
| В. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружье, привязал собаку, взял рюкзак и побежал за ним.
| 3) нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов
| Г. Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует.
| 4) ошибка, связанная с неправильным употреблением местоимений
| Д. Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских писателей- классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.
| 5) отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного
|
| 6) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении
|
| 7) смешение прямой и косвенной речи
|
Ответ:
Тест 3
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.
| 1) нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов
| Б. Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры.
| 2) пропуск члена предложения
| В. Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол.
| 3) ошибка в построении предложения с однородными членами
| Г. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими –оказали огромное влияние
| 4) загромождение сложного предложения придаточными
| Д. Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.
| 5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
|
| 6) нарушение границ предложения
|
| 7) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов
|
Ответ:
Тест 4
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
| 1) загромождение сложного предложения придаточными
| Б. Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши.
| 2) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
| В. Копившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подлинно народное восстание.
| 3) ошибка в построении предложения с однородными членами
| Г. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.
| 4) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов
| Д. Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.
| 5) нарушением связи между подлежащим и сказуемым
|
| 6) ошибка, связанная с нарушением норм управления
|
| 7) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении
|
Ответ:
Тест 5
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских.
| 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| Б. Много молодежи пришли на вечер танцев.
| 2) смешение прямой и косвенной речи
| В. В майские дни толпы людей можно было видеть повсюду: на улицах, площадях, бульварах, скверах.
| 3) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
| Г. Эту селедку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала.
| 4) ошибка, связанная с нарушением норм управления
| Д. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.
| 5) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
|
| 6) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении
|
| 7) ошибка в построении предложения с однородными членами
|
Ответ:
Тест 6
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов
| 1) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
| Б. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась.
| 2) ошибка в построении предложения с однородными членами
| В. Согласно приказа ректора университета переходит на шестидневную форму обучения.
| 3) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
| Г. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость.
| 4)неправильное построение предложения с косвенной речью
| Д. Никто из пришедших не поздоровались с ней.
| 5) неверное образование формы причастия
|
| 6) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
|
| 7) ошибка, связанная с нарушением норм управления
|
Ответ:
Тест 7
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
| 1) ошибка в построении предложения с однородными членами
| Б. Проходя по дачному поселку, на меня пахнуло свежесть жасмина.
| 2) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
| В. В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги.
| 3) ошибка в употреблении действительного причастия вместо страдательного
| Г. Управляющий производства отклонил данное предложение.
| 4) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении
| Д. В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена.
| 5) ошибка, связанная с нарушением норм управления
|
| 6) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
|
| 7) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
|
Ответ:
Тест 8
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
| 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| Б. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое.
| 2) смешение прямой и косвенной речи
| В. Большинство учителей и методистов объединило свои усилия в решении важной проблемы.
| 3) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
| Г. Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась.
| 4) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов
| Д. Машина будет использована не только для решения задач, а также для контроля.
| 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
|
| 6) ошибка в образовании формы существительного
|
| 7) ошибка, связанная с нарушением норм управления
|
Ответ:
Тест 9
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. По завершению урока учитель вышел из класса, чтобы отдохнуть.
| 1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
| Б. Моя сумка не так красива, чем у подруги.
| 2) ошибка в построении сложного предложения: неоправданное повторение одинаковых союзов
| В. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.
| 3) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
| Г. Я впервые прочитал роман «Капитанскую дочку», когда учился в третьем классе
| 4) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
| Д. В одной из комнат, разграбленный бандитами, стоял запыленный стол.
| 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
|
| 6) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
|
| 7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
|
Ответ:
Тест 10
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.
| 1) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
| Б. Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы.
| 2) ошибка в образовании формы имени числительного
| В. Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.
| 3) ошибка в образовании формы имени прилагательного
| Г. Воронеж – самый красивейший город в мире.
| 4) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога
| Д. Благодаря урагану мы остались дома
| 5) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
|
| 6) ошибка в построении предложения с однородными членами
|
| 7) смешение прямой и косвенной речи
|
Ответ:
Тест 11
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. А у нас во дворе сделали новую качель!
| 1) ошибка, связанная с нарушением норм управления
| Б. В районной газете «Светлом пути» мы прочитали заметку о школьном вечере, посвященном Дню учителя.
| 2) ошибка в употреблении действительного причастия вместо страдательного
| В. В обязанности начальника над подразделением гражданской обороны входит информирование подчиненных о возникновении чрезвычайной ситуации.
| 3) неправильное построение предложения с косвенной речью
| Г. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.
| 4) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
| Д. Автор сказал, что я не согласен с мнением Анатолия.
| 5) ошибочное образование формы имени существительного
|
| 6) ошибка в образовании формы имени числительного
|
| 7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
|
Ответ:
Тест 12
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах
| 1) употребление действительного причастия в значении страдательного
| Б. Решение Боярской думы от 20 октября 1696 г. «Морским судам быть!» отнюдь не являлось «популистским» жестом. Это был законодательный акт, выражающий объективную необходимость.
| 2) нарушение правил согласования подлежащего со сказуемым
| В. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
| 3) ошибка при употреблении однородных членов предложения
| Г. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.
| 4) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога
| Д. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков
| 5) ошибка, связанная с употреблением деепричастного оборота
|
| 6) смешение прямой и косвенной речи
|
| 7) нарушение видовременной связи
| Ответ:
Тест 13
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
| 1) ошибка, связанная с использованием зависимых падежных форм и управлением
| Б. Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.
| 2) неверное употребление формы причастия
| В. Главные герои повести — это люди, не боящиеся трудностей и которые всегда верны своему слову
| 3) смешение прямой и косвенной речи
| Г. В романе изображены проблемы, стоящие в то время особенно остро
| 4) объединение отношениями однородности причастного оборота и придаточного предложения
| Д.. Если на неё приглядеться, она не такая уж молодая.
| 5) нарушение правил согласования подлежащего со сказуемым
|
| 6) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
|
| 7) ошибка, связанная с употреблением деепричастных оборотов
| Ответ:
Тест 14
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его.
| 1) ошибка, связанная с употреблением деепричастного оборота
| Б. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
| 2) нарушение границ предложения
| В. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной.
| 3) неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия
| Г. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
| 4) неверное образование формы причастия
| Д. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.
| 5) ошибка, связанная с использованием зависимых падежных форм и управлением
|
| 6) ошибки при смешении прямой и косвенной речи
|
| 7) пропуск предлога при однородных членах
| Ответ:
Тест 15
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его.
| 1) ошибка при употреблении падежной формы обобщающего слова и однородных членов
| Б. Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров: луки-самострелы, соболя и украшения.
| 2) ошибка, связанная с употреблением деепричастного оборота
| В. Те, кто бывали в Ялте, не могли не любоваться красотой набережной.
| 3) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога
| Г. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
| 4) смешение прямой и косвенной речи
| Д. Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу.
| 5) неверное образование формы причастия
|
| 6) нарушение согласования между подлежащим и сказуемым в сложноподчиненном предложении
|
| 7) неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия
| Ответ:
Тест 16
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко
| 1) неверное образование формы причастия
| Б. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления
| 2) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
| В. Писатель В.Г.Короленко говорил, что я трижды перечитывал «Войну и мир» и с каждым разом это произведение Толстого казалось мне «всё более великим»
| 3) ошибка, связанная с употреблением деепричастного оборота
| Г. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его.
| 4) смешение прямой и косвенной речи
| Д. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
| 5) неудачный порядок слов в предложении.
|
| 6) нарушены нормы управления
|
| 7) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
| Ответ:
Тест 17
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Разведчик поджёг не только немецкий штаб, но и спас раненого советского офицера
| 1) определяемое слово включается в середину причастного оборота
| Б. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.
| 2) смешение прямой и косвенной речи.
| В. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы
| 3) ошибка в употреблении деепричастного оборота
| Г. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.
| 4) ошибки в построении предложения с однородными членами
| Д. У него было раскрасневшееся лицо от мороза
| 5) ошибочное образование формы имени существительного
|
| 6) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
|
| 7) неудачный порядок слов в предложении
| Ответ:
Тест 18
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
| 1) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога
| Б) Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
| 2) стилистически неоправданное согласования сказуемого с подлежащим
| В) ЦРУ сделал официальное заявление о непричастности к этой акции своих сотрудников
| 3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
| Г) Чехов шутил, что «моя голова совсем отбилась от рук и отказывается от сочинительства»
| 4) ошибка при употреблении однородных членов
| Д) Кроме рисования я ещё пою.
| 5) ошибка в употреблении прямой речи
|
| 6) ошибка, связанная с построением причастного оборота
|
| 7) бедность и однообразие синтаксических конструкций
| Ответ:
Тест 19
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.
| 1) ошибка, связанная с употреблением причастного оборота
| Б. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.
| 2) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
| В.Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь
| 3) нарушение связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают
| Г. Купцы Строгановы не только варили соль, а также добывали железо и медь в своих землях
| 4) ошибка в употреблении глагольной формы
| Д. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.
| 5) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов
|
| 6) ошибка в образовании формы имени прилагательного
|
| 7) ошибка в употреблении деепричастия
| Ответ:
Тест 20
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| А. Обе команды, участвующие во вчерашнем матче, показали отличный уровень подготовки.
| 1) ошибка в употреблении глагольной формы
| Б. Окончив школу, моя мечта об университете сбылась.
| 2) неверное употребление формы причастия
| В. Над площадью пролетает рассыпающий листовки вертолёт с портретами космонавтов.
| 3) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
| Г. Десять бойцов бросилось в атаку.
| 4) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| Д. Мы сегодня будем убираться дома, потому что завтра ждем гостей.
| 5) смешение прямой и косвенной речи
|
| 6) ошибочное образование форм местоимения
|
| 7) Нарушение порядка слов в предложении
| Ответ:
Список литературы
1. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-й класс / Н.А.Сенина, Т.Н.Глянцева, Н.А.Гурдаева; под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – СПб.: Издательство «Союз», 2001.
3. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие / под ред. О.В.Загоровской.— Воронеж, 2004.
4. Русский язык: учебно-методическое пособие для подготовки к единому государственному экзамену / Т.Н.Данькова, И.Л.Новокрещенова, Н.А.Саврасова. – Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2013
5. http://5-ege.ru/soglasovanie-podlezhashhego-skazuemogo/
Date: 2016-05-25; view: 7216; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|