Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие международного туризма
Международный туризм – одна из форм обмена услугами. В основе туристского бума, который охватил весь мир в последние десятилетия, лежат конкретные экономические, социальные и другие причины. Это прежде всего научно-техническая революция, с которой связан совершенно новый уровень производительных сил. Это глобальный феномен урбанизации, заставляющий жителей больших городов искать отдохновения в других районах и странах. Это и «транспортная революция», в особенности быстрое развитие автомобилизации и авиационных перевозок. Это и общее повышение качества и уровня жизни, увеличение доходов и продолжительности отпусков. Наконец, это и общий рост культуры, вызывающий рост познавательных потребностей людей. Один из видных отечественных экономико-географов пишет в не так давно вышедшей книге: «Главный ресурс туризма – разнообразие мира. Стремление посмотреть великую «землю людей» вызывает желание посетить огромные города и неосвоенные, дикие места, увидеть поражающие воображение горные вершины и умиротворяющие ландшафты равнин, лесов и озер, исторические памятники и нетронутые заповедники природы… Для жителя большого города, уставшего от шума, скопления людей, от многоэтажной стандартной застройки урбанизированных районов, важна полная смена впечатлений и образа жизни в малолюдных курортных поселках на берегу моря, в деревнях средней полосы, в хижинах и приютах в горах».[74] Наиболее яркое выражение туристский бум находит в двух показателях – численности участников международного туризма и размерах доходов от него. Динамику того и другого показателя демонстрирует таблица 166. Таблица 166 ДИНАМИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В 1950–2006 гг. Анализ таблицы 166 показывает, что в 1950–2006 г. численность международных туристов увеличилась почти в 34 раза, а поступления от этого вида услуг возросли в 365 раза! По данным Всемирной туристской организации (ВТО), еще в середине 1990-х гг. в мировой торговле товарами и услугами на долю туризма приходилось более 1/10, что позволило ему занять место после экспорта нефти и автомобилей. А в торговле услугами его доля превысила 1/3. Факторы, влияющие на развитие международного туризма, подробно исследовали Н. С. Мироненко и другие экономико-геогра-фы. Обычно эти авторы выделяют несколько групп таких факторов. Во-первых, к ним относятся социально-экономические факторы, играющие главную роль. Когда говорят о таких факторах, то обычно имеют в виду общий уровень развития страны, структуру ее хозяйства, качество жизни, социально-профессиональный состав общества, его образовательный уровень, степень урбанизированности и мобильности населения, политическую стабильность и др. В последнее время в постиндустриальных странах на туристские потоки все больше воздействует и возрастная структура населения. Статистика свидетельствует о том, что наибольшей туристско-рекреационной подвижностью отличаются люди в возрасте от 30 до 50 лет. Не менее 1/5 всех туристов составляют молодые люди, которые в развитых странах материально достаточно обеспечены, имеют хорошее образование и стремятся удовлетворить свои разнообразные познавательные интересы; среди них есть и группы, и «одиночки». Тем не менее еще большее внимание все исследователи обращают на то, как быстро в международном (и внутреннем) туризме возрастает доля лиц пожилого возраста (старше 65 лет). В принципе в этом нет ничего удивительного, поскольку пожилые люди, относящиеся к так называемому третьему туристскому возрасту, привыкли к туристским поездкам еще в молодые и зрелые годы, приобрели большой опыт путешествий и не собираются отказывать себе в этом удовольствии и после выхода на пенсию. Во-вторых, к числу факторов, влияющих на развитие международного туризма, относят и рекреационно-ресурсный потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Но нужно иметь в виду, что влияние рекреационно-ресурсного потенциала обычно также опосредуется социально-экономическими факторами и в первую очередь зависит от размеров и характера рекреационных потребностей населения. В-третьих, немалую роль играет инфраструктурный фактор, который определяется уровнем развития производственной и социальной инфраструктуры. Впрочем, можно говорить и о специальной туристской инфраструктуре, основу которой составляют средства размещения (гостиницы, кемпинги, туристские базы и др.) и транспортирования туристов. В-четвертых, нужно учитывать и фактор географического положения, который выступает во всех своих разновидностях: и физико-географического положения, во многом определяющего набор природно-рекреационных ресурсов, и экономико-географического положения, в особенности по отношению к главным туристским рынкам, и транспортно-теографического положения, и, наконец, геополитического положения, поскольку близость того или иного района к очагам международной напряженности отпугивает от него туристов. Характерно, что теракты 11 сентября 2001 г. в США, удары США по Афганистану, а затем начало войны в Ираке привели к резкому уменьшению притока туристов в мусульманские страны. Добавим, что иногда наряду с перечисленными объективными выделяют и субъективные факторы, влияющие на международный туризм. Они определяются изменениями, происходящими в психологии современного человека, и касаются его отношения к своей личности, к другим людям и их социальным группам, а также к окружающей среде. Со своей стороны и международный туризм оказывает очень большое воздействие на социально-экономическое развитие отдельных стран. В наибольшей мере оно проявляется в увеличении занятости: в наши дни только в сфере международного туризма непосредственно и косвенно занято более 150 млн человек. При этом в экономически развитых странах в ней занято в среднем 5 % трудоспособного населения, а в небольших развивающихся странах-«квартиросдатчиках» этот показатель иногда достигает 50 % и более. Основной объект такой занятости – индустрия туризма. К ней относят: предприятия, предоставляющие услуги по размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, предприятия общественного питания); туристические фирмы, занимающиеся организацией туризма; транспортные организации, занимающиеся перевозкой туристов; учебные заведения, занимающиеся подготовкой и переквалификацией туристских кадров; информационные и рекламные службы; органы управления туризмом; предприятия по производству товаров туристского сервиса; предприятия розничной торговли. Международный туризм, связанный и с движением капиталов, и с продажей услуг, оказывает немалое воздействие и на платежные балансы отдельных стран, способствуя их превращению в активные или, наоборот, в пассивные. Иногда рассчитывают и специальный туристский баланс, характеризующий соотношение поступлений от зарубежных туристов в стране и расходы ее туристов за границей. В странах, наиболее привлекательных для иностранных туристов, туристский баланс, как правило, положительный (Франция, Италия, Испания, Мексика и др.), а в странах, где выезд туристов превышает их прибытие (Германия, Скандинавские страны, Канада и др.), он отрицательный. Особенно важен и сложен вопрос о классификации международного туризма по его целям (видам). Разные авторы предлагают немало подобных классификаций, но если исходить из рекомендаций Всемирной туристской организации, то таких целей можно выделить пять (рис. 121). Досуг, рекреация и отдых были и остаются главной целью туризма, и на их долю приходится было 1/2 всего мирового туризма. Этот вид туризма отличается также наибольшим внутренним разнообразием, включая в себя путешествия, экскурсии, походы, отдых на пляже, альпинизм, морские и речные круизы, туристские базы и лагеря, посещение культурных и спортивных мероприятий, магазинов и т. п. Доля деловых и профессиональных поездок в международном туризме составляет примерно 16 %. Это участие в конгрессах и научных симпозиумах, выступление с лекциями и концертами, учеба и образование, направление технических специалистов для монтажа оборудования, дипломатов, сотрудников международных организаций и др. Посещение знакомых и родственников (27 %) включает поездки с целью поддержания дружеских и родственных связей. Для лечения выезжают на зарубежные курорты, направляются в санатории, клиники и лечебницы. А выезд за границу с религиозными целями предусматривает участие в религиозных праздниках (самый большой из них в последние годы был посвящен 2000-летию рождения Иисуса Христа), посещение религиозных центров и собраний. В ряде случаев огромные масштабы приобретает паломничество (например, мусульман в Мекку). Наряду с этой существуют и другие классификации международного туризма. Так, его подразделяют на приморский, горный, речной, морской, городской. В последнее время стали все чаще писать об экологическом туризме (экотуризме), который тоже подразделяют на научный, познавательный, рекреационный. Его объектами служат национальные парки, отдельные ландшафты, природные, природно-культурные и культурные достопримечательности. Конечно, многие экотуристы путешествуют по своим и соседним с ними странам, но все же основной их поток направляется из Европы и Северной Америки в тропические страны (Кения, Танзания, Коста-Рика, Эквадор). Согласно имеющимся оценкам, экотуризм стал наиболее быстро развивающейся ветвью мирового туризма. Все большее распространение получает и так называемый экстремальный туризм – путешествия в Арктику, Антарктику (ежегодно более 10 тыс. чел.), прыжки с парашютом на Северный полюс, спуск в глубины океана. Появляются статьи о перспективах космического туризма. Что же касается классификации туристских поездок по времени, то они могут продолжаться от одного-двух дней до нескольких месяцев. Впрочем, в последнее время специалисты отмечают все больший интерес туристов к кратковременным поездкам (например, на выходные и праздничные дни). Рис. 121. Цели международного туризма По видам транспорта международный туризм подразделяют на автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской и речной, причем соотношение между ними меняется. За последние два десятилетия особенно вырос объем воздушного туризма, который еще в середине 1990-х гг. вышел на первое место (в 2006 г. 46 % международных туристских поездок). Эксплуатация вместительных самолетов-аэробусов, организация чартерных (специально арендованных) рейсов со сниженными тарифами, преимущества в скорости и комфортности привели к тому, что перевозки туристов воздушным транспортом стали расти особенно быстро – тем более на межконтинентальных маршрутах между Северной Америкой, Европой, Азиатско-Тихоокеанским регионом. Автомобильный туризм, который еще совсем недавно лидировал, ныне немного уступает воздушному. Автобусы и личные автомобили обслуживают преимущественно туристские поездки между смежными странами на короткие и средние расстояния – в первую очередь в Европе, отличающейся высоким уровнем урбанизации и субурбанизации и имеющей густую сеть автодорог. А вот роль водного и железнодорожного транспорта в международном туризме сократилась соответственно до 7 и 4 %. Использование этих видов транспорта также особенно характерно для Европы. Отдельно нужно сказать о морском круизном туризме, который начал развиваться в 1950-х гг., а в 1990-х гг. приобрел характер настоящего бума. Еще в 1980 г. в таких круизах участвовало 1,5 млн пассажиров, а уже в 1996 г. – 6,5 млн. Среди причин быстрого роста численности «морских» туристов называют общее динамичное развитие туристской отрасли, перенасыщенность приезжими большинства излюбленных туристами территорий, совмещение на судне свойств транспортного средства, плавающей гостиницы и культурно-развлекательного центра, большие познавательные и рекреационные возможности морских круизов. Продолжительность их отличается очень широким диапазоном: от одного дня до нескольких месяцев. Ныне в мире сформировались четыре главных района морского круизного туризма. Первое место среди них занимает Карибский бассейн, наиболее приспособленный для приема туристов из США. За ним следуют Средиземное море (с Черным морем и Канарскими островами), а также Северное и Балтийское моря, наиболее привлекающие туристов из Европы. Но особенно быстро растет круизный туризм в странах-архипелагах Азиатско-Тихоокеанского региона. К этому перечню можно добавить и более экзотические круизные маршруты к берегам Шпицбергена, Гренландии, путешествия вокруг Африки, Австралии и даже Антарктиды. Ныне в мире построено уже более 200 комфортабельных круизных морских судов, на сооружении которых специализируются прежде всего Норвегия и Финляндия. Перспективы международного туризма обычно оценивают очень высоко. Согласно прогнозу ВТО, в 2010 г. в мире будет примерно 1 млрд путешествующих за рубеж. Это значит, что по сравнению с 1990 г. численность их более чем удвоится. А к 2020 г., как полагают, вмеждународном туризме будут принимать участие примерно 1,5 млрд человек. Date: 2016-05-25; view: 350; Нарушение авторских прав |