Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прямые и косвенные доказательства в установлении личности военнослужащего
Все находки, позволяющие установить сведения об их владельцах, классифицируются на прямые и косвенные доказательства в установлении личности их владельца. Именные находки (ложки, кружки, котелки и т.д.) являются косвенными доказательствами в установлении личности погибших. Для установления принадлежности останков конкретному человеку и имени погибшего необходимо иметь находки, являющиеся прямыми доказательствами этого, а именно: документы, удостоверяющие личность военнослужащего. Такими находками для военнослужащих РККА, прежде всего, являются смертные медальоны, а для военнослужащих вермахта — опознавательные жетоны. Наряду со смертными медальонами, прямыми доказательствами в установлении личности погибшего военнослужащего являются документы, удостоверяющие личность, выданные различными инстанциями и ведомствами на имя конкретного лица, при условии, если этот документ обнаружен вместе с останками и последующим подтверждением из каких-либо источников о факте и месте гибели этого человека. Такими документами могут быть красноармейская книжка, военный билет, различные справки, партийный и комсомольский билеты и т.д.
Личность военнослужащего можно также установить по обнаруженным номерным правительственным наградам и по регистрационным номерам боевых машин. Архивные документы, содержащие сведения о награжденных и сведения о составе экипажа боевых машин, при наличии дополнительных сведений о судьбе военнослужащих, также можно рассматривать как прямые доказательства в установлении имен. Попытки использования именных находок в качестве прямых доказательств приводят к частым ошибкам. Поэтому такие находки, прежде всего, следует использовать в качестве косвенных доказательств. Находки всех категорий могут быть использованы в качестве доказательной базы при списочном установлении имен — на основе историко-архивных исследований и анализа результатов поисковых работ. Известны случаи, когда были обнаружены останки с медальоном, принадлежащим другому человеку. Поэтому сведения, полученные по прямым и косвенным доказательствам, требуют проверки и уточнения сведений о судьбе военнослужащих из дополнительных источников. Такими источниками являются сведения из архивных фондов, книг памяти, учетных документов военкоматов. Уточнение сведений необходимо для того, чтобы исключить ошибку в установлении судьбы военнослужащего даже при наличии прямых доказательств.
Смертные медальоны.
Солдатский смертный медальон использовался для опознания личности военнослужащих в РККА задолго до начала Великой Отечественной войны и был введен Приказом РВС от 14.08.1925 года № 856 как документ, удостоверяющий личность. Медальон выдавался всем зачисленным на военную службу, независимо от рода войск. Первые образцы медальонов изготавливались в виде плоской жестяной коробочки, размером 50х33х4 мм с тесьмой для ношения на шее. Внутрь коробочки вкладывался стандартный бланк для заполнения данными на его владельца — ФИО, год и место рождения, место призыва и адрес ближайшего родственника. Обычно указывались, жена, мать или отец. В ходе боевых действий стало очевидным, что жестяной медальон негерметичен, а пергаментный вкладыш быстро приходит в негодность. В связи с этим приказом НКО от 15.03.1941 года за № 138 были введены в обращение новые медальоны в виде пластмассового восьмигранного цилиндрического пенала, внутрь которого вкладывался бумажный бланк в двух экземплярах. 7 октября 1941 года приказом НКО СССР была введена и красноармейская книжка как основной документ, удостоверяющий личность военнослужащего — рядового и младшего комсостава. Офицерскому составу выдавалось удостоверение личности.
В военное время изготавливались и другие формы капсул. На некоторых заводах крышки капсулы изготавливались с ушком для тесьмы, что позволяло носить капсулу на шее. В блокадном Ленинграде они выпускались круглыми, из пористой пластмассы, которая, к сожалению, впитывает влагу, и поэтому бланк в такой капсуле очень плохо сохраняется. В ходе поиска можно встретить также деревянную и металлическую капсулу. Металлические капсулы изготавливались круглыми и прямоугольными. Со времен зарождения поискового движения поисковики задавались вопросом: «Почему так мало убитых имеют при себе смертные медальоны»? Не все это знают и в настоящее время.
По причине недоступности информации о событиях тех лет родилась версия, которая живет и сегодня. Дескать, среди солдат существовало тотальное суеверие — носишь при себе смертный медальон, значит, будешь убитым. Поэтому многие солдаты эти «смертники» просто выбрасывали или не заполняли бланки-вкладыши. В действительности, в тяжелых фронтовых условиях практичные солдаты находили применение капсулам медальонов в других целях. Например, если спилить донышко капсулы и выстрогать из дерева вставку с тонким отверстием, то получится мундштук, и можно будет выкуривать драгоценный табак без остатка. А сам вкладыш, в крайних случаях, мог пригодиться для самокрутки. В целой капсуле удобно хранить швейные и патефонные иголки, нитки и другие мелкие бытовые предметы. В том числе, порой и жизненно важные. Известны случаи обнаружения в капсулах медальонов рыболовных крючков.
| Но это не главные причины отсутствия медальонов у убитых. Одна из главных причин — несовершенство и часто меняющаяся система учета личного состава РККА. О чем убедительно свидетельствует приведенная ниже таблица хронологии приказов НКО относительно учета личного состава и безвозвратных потерь Красной армии.
Дата
|
| Приказ НКО
| 24.01.1917 г.
|
| Первая Мировая война. Введен шейный знак для опознавания убитых и раненых.
| 14.08.1925 г.
|
| Введен медальон. Выдается по прибытии в часть одновременно со служебной (красноармейской) книжкой.
| 25.08.1937 г.
|
| Медальон отменен. Осталась красноармейская книжка.
| 21.12.1939 г.
|
| Приказ НКО № 238. Введен медальон и инструкция о порядке пользования медальонами в военное время.
| 20.06.1940 г.
|
| Отменена красноармейская книжка и смертный медальон.
| 15.03.1941 г.
|
| Введен медальон и новое положение о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава КА в военное время. За основу документа взято положение приказа НКО № 238 от 21.12.39 г.
| 07.10.1941 г.
|
| Введена красноармейская книжка в дополнение к медальону.
| 17.11.1942 г.
|
| Медальон отменен. Мотивация — достаточно красноармейской книжки. Некоторые военнослужащие в течение 1943 г. по личной инициативе продолжали хранить медальоны.
| Как видно из таблицы, рядовой и сержантский состав РККА в течение Финской войны и до весны 1941 года на законных основаниях не имел никаких документов, удостоверяющих личность. Итоги Финской кампании показали недопустимость такого положения. Несмотря на попытку исправить ситуацию, в силу различных обстоятельств (нерасторопность, неразбериха начала войны и т.д.), включая практически весь 1941 год, военнослужащие оставались без медальонов, о чем не менее убедительно свидетельствуют итоги поисковых работ. В поисковой практике весьма редко владельцы найденных медальонов учтены погибшими или пропавшими без вести в 41-м. Главная причина этого — подавляющему числу военнослужащих медальоны еще не выданы. Положение дел исправилось только со стабилизацией фронта и восстановлением заводов и фабрик. В итоге, опознавательные медальоны более или менее регулярно выдавались в течение не полного 1942 года. А война, как известно, продолжалась четыре года. Это и есть одна из главных причин отсутствия медальонов у погибших. Вопреки суеверию, солдаты стремились к тому, чтобы не быть неопознанными в случае гибели, а родные или близкие были извещены об их судьбе. Об этом убедительно говорят многие факты. Например, при отсутствии капсулы солдаты в её качестве использовали гильзу патрона. При отсутствии стандартного бланка бойцы свои данные записывали на любом клочке бумаги. Другая, не менее важная, причина отсутствия смертных медальонов у погибших — прескверное исполнение системы учета безвозвратных потерь в РККА. Согласно положению НКО, определяющему порядок уборки трупов с полей сражений и их погребения, похоронной команде перед погребением трупов надлежало оторвать один экземпляр бланка для передачи в штаб части в качестве подтверждения факта гибели военнослужащего и учета потерь. Второй экземпляр, для того чтобы не обезличивать трупы, предписывалось вложить обратно в капсулу и оставить в кармане убитого (см. ниже текст документа). В сложных боевых условиях, каковыми особенно отличались первые два года войны, это условие часто исполнялось скверно, а нередко и вовсе не исполнялось. Похоронным командам, которых в штатном расписании частей не существовало, не всегда представлялась возможность осуществить погребение надлежащим образом. Это объясняет и наличие множества «верховых» убитых и кое-как похороненных в «подручных» могилах. Вкладыши медальонов очень часто изымались без отрывания половинки (пустые капсулы), а чаще их просто забирали вместе с капсулой. Это третье обстоятельство, объясняющее то, что в большинстве своем останки погибших обнаруживаются без медальонов или с пустыми капсулами. Последнее обстоятельство говорит о том, что погибшие, найденные без медальонов, в большинстве своем по учетным документам числятся не пропавшими без вести, а убитыми и даже похороненными. Наличие пустых капсул при останках имеет и другие причины. Например, в капсулу солдат вложил нестандартную записку, которая была извлечена похоронной командой. Ниже приводится незначительно сокращенный текст ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРСОНАЛЬНОМ УЧЕТЕ ПОТЕРЬ И ПОГРЕБЕНИИ ПОГИБШЕГО ЛИЧНОГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, объявленного с приказом НКО № 138 от 15.03.1941 года о введении в действие положения и снабжении войск медальонами и вкладными листками.
Раздел 1.
Общее положение. 1.1. Положение о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время определяет систему персонального учета потерь на фронтах, порядок погребения погибших и устанавливает правила извещения населения страны о судьбе их родственников — военнослужащих действующей армии. 1.3. Извещение семьи погибшего военнослужащего является документом для возбуждения ходатайства о назначении пенсии.
Раздел 2. Персональный учет в войсковых частях, соединениях и учреждениях Красной Армии. 2.4. каждый командир и начальник, начиная от командира отделения и выше, при любых условиях боя обязан вести точный учет личного состава подчиненного ему подразделения, части. В персональном учете должно быть указано: в каких боях и где участвовал боец, младший командир, как он вел себя в этих боях (храбр — предан Родине; трус — дезертир). При убытии из части (по ранению, болезни) характеристика о поведении бойца в бою должна быть сосредоточена в штабе, части. 2.5. прибывшее пополнение в подразделение и часть берется на персональный учет до ввода его в бой… 2.6. по окончании каждого боя командир подразделения, части проверяет личный состав и немедленно доносит по команде о безвозвратных потерях.
Учет в штабе полка (отдельной части). 2.11. персональный учет потерь в штабе полка и отдельной части производится по именным спискам персональных потерь в подразделениях, входящих в состав полка (отдельной части), и на основании проверки личного состава некоторых подразделений на выборку. 2.12. После точного установления персональных потерь путем строгого контроля штаб полка объявляет в приказе по полку список выбывших из полка, вносит изменения в учетные документы штаба полка и представляет через каждые три дня список персональных потерь всего личного состава полка в штаб дивизии (форма 2). 2.13. По установлении смерти военнослужащего и места его погребения штаб полка (отдельная часть) немедленно высылает извещение (форма 4, «похоронка» — прим. авт.) непосредственно родственникам по месту их жительства — на начальствующий состав кадра (кадровых военнослужащих, как правило, офицеров — прим. авт.) и младший начсостав сверхсрочной службы; в районный военный комиссариат — на рядовой и младший начальствующий состав срочной службы и запаса. 2.14. Военнослужащие, без вести пропавшие, учитываются в штабе полка в течение 15 дней как временно выбывшие... После 15-дневного срока без вести пропавшие заносятся в список безвозвратных потерь, исключаются из списков части с донесением по команде. По истечении 45 дней о без вести пропавших извещаются родственники. Если впоследствии судьба без вести пропавших военнослужащих выяснена, то о них немедленно сообщаются дополнительные сведения как по команде, так и РВК или родственникам. 2.15. Командир полка (отдельной части) несет полную ответственность за точный учет потерь в полку и за своевременность донесений о потерях в штаб дивизии. Прим. автора — такой порядок хорошо работал в тыловых частях и авиации, в пехоте же, в особенности в период активных боевых действий, за 15 и 45 дней многое менялось и не успевалось, что является одной из причин не получения многими родственниками извещений.
Учет в штабе дивизии (бригады), корпуса. 2.16. Персональный учет потерь в штабе дивизии (бригады), корпуса производится по именным спискам персональных потерь частей, входящих в состав дивизии (бригады), корпуса, по вкладышам медальонов, изъятым у военнослужащих, погибших в полосе действия дивизии, и по именным спискам персональных потерь личного состава штаба дивизии (бригады), корпуса. 2. 17. После установления персональных потерь путем строгого контроля штабом дивизии, корпуса составляются именные списки (форма 2А) безвозвратных потерь (убитые, умершие от ран, пропавшие без вести и взятые в плен, прим. авт.– числовые данные) за все части, в том числе и тыловые учреждения, входящие в состав дивизии (бригады), и высылаются три раза в месяц к 1, 10 и 20-му числу каждого месяца в Управление по укомплектованию войск Генштаба Красной Армии (ГУК). Штаб корпуса представляет именные списки потерь только за управление корпуса, корпусные части и тыловые лечебные учреждения, непосредственно подчиненные корпусу. Прим. авт. — аналогичные требования к учету предписывались штабам армий, фронтов и лечебных учреждений.
Учет в районном (городском) военном комиссариате. 2.25. Районный (городской) военный комиссар полученные извещения от войсковых частей на убитых, умерших от ран, пропавших без вести военнослужащих оставляет у себя для учета, а родственникам военнослужащего выдает извещение от райвоенкомата (форма 4)… 2.26. В случае возвращения военнослужащего с фронта, на которого было выслано извещение войсковой частью как на погибшего, РВК выясняет причину его возвращения и немедленно доносит в Управление по укомплектованию войск Генерального штаба КА, одновременно устанавливает правильность получения пенсии его семьей. 2.27. Райвоенком систематически следит за правильностью назначения и выдачи райсобесом пенсии семьям погибших военнослужащих. Прим. авт. Положение о пенсии в настоящее время имеет юридическую силу. Родные найденных поисковиками погибших, по учетным документам числящихся пропавшими без вести, имеют законное право на ходатайство о начислении пенсии и компенсацию за прошедшие годы.
Раздел 3. Назначение медальонов со сведениями о военнослужащих. 3.28. Для учета потерь личного состава в военное время и в целях привития навыков в хранении медальона еще в мирное время каждому военнослужащему с момента его прибытия в часть выдается медальон с вкладным листком в двух экземплярах, который записывается в вещевой аттестат и хранится у него до увольнения в запас. Наличие медальона и правильность заполнения вкладыша периодически проверяются у красноармейцев и младшего начсостава на утреннем осмотре, а у начальствующего состава — при выходе части в поле, на тактические занятия. При переводе военнослужащего в другую часть медальон заносится в вещевой аттестат военнослужащего. Медальон носится в специальном кармане, пришитом на внешней стороне пояса брюк (с правой стороны). Вкладыш медальона заполняется в двух экземплярах. Один экземпляр вкладыша медальона у убитых и умерших от ран вынимается и хранится в штабе части или лечебном учреждении, а второй экземпляр, сложенный в медальон, остается при убитом или умершем от ран. 3.29. Команды, наряжаемые для очистки полей боя, вынимают один экземпляр вкладыша медальона с убитых и передают в штаб той части, распоряжением которой они производили очистку поля боя. 3.30. О смерти военнослужащего сообщает та часть, в которую передан командами после очистки поля боя вкладыш медальона, снятого с убитого, независимо от того, к какой части принадлежал военнослужащий. 3.31. Вкладыши, изъятые из медальонов у убитых военнослужащих, командиры частей хранят в штабе части, на основании их составляются списки (форма 2) и пересылаются в штаб дивизии. Отдельные части, не входящие в состав дивизии, представляют списки (ф. 2) в штаб того соединения, которому они непосредственно подчинены. 3.32. О лицах, умерших от ранения в пути следования в лечебные учреждения, начальник транспорта, сопровождающий их, обязан подробно доложить лицу, принимающему раненых, о количестве умерших в пути, где они оставлены для погребения (или погребены) и чьим распоряжением и где они будут погребены. один экземпляр вкладыша медальона, снятого с умершего в пути следования, сдается лицу, принимающему раненых. В случае отсутствия медальона у умершего в пути сопровождающий обязан принять меры к установлению личности умершего. Начальник лечебного учреждения об умерших в пути доносит (форма 3) наравне с умершими в госпитале.
Раздел 4. Учет потерь в Управлении по укомплектованию войск Генштаба Красной Армии. 3.33. Персональный учет потерь личного состава Красной Армии (убитые, умершие от ран, пропавшие без вести, попавшие в плен) сосредотачивается в Управлении по укомплектованию войск Генштаба Красной Армии. 3.34. На Управление по укомплектованию войск возлагается: – вести персональный учет потерь Красной Армии за отдельные части и соединения (дивизия, бригада, корпус, армия, фронт) и справочную картотеку потерь личного состава красной Армии во время боевых действий; – составлять алфавитные списки потерь личного состава Красной Армии и давать справки по запросам родственников и учреждений о погибших на фронте…
Заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии генерал-лейтенант В. Соколовский. ЦАМО РФ, ф. 4, оп. 12, д. 97, л. 263–272. Подлинник.
Документ приведен с некоторыми сокращениями, опущен раздел 5, определяющий порядок погребения погибших в боях. В ноябре 1942 года по непонятным причинам медальоны были отменены, что привело к увеличению числа неопознанных убитых. В качестве удостоверения личности рядового и младшего комсостава осталась красноармейская книжка.
Date: 2016-05-25; view: 363; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|