Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ эффективности деятельности предприятия ОАО «белтрансгаз» на рынке услуг





КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Предпосылки и показатели успешной работы предприятия на примере ОАО «Белтрангаз»

по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»

 

Основные замечания: _____________ Студент:

________________________________ Ткачёва

________________________________ Евгения Александровна

________________________________ Курс 2, группа 1423зс

________________________________ Факультет МЭОиМ

________________________________ Специальность Экономика и

________________________________ управление на предприятии

________________________________ Научный руководитель:

________________________________ доцент

________________________________ Зенюк Людмила Александровна

­­­­­­­­­­­­­­

 

Отметка о допуске курсовой работы к

защите:__________________________

Дата: _____________2016 г.

Подпись научного руководителя:

___________/ Зенюк Людмила Александровна

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

введение. 3

ГЛАВА1 СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.. 5

ГЛАВА 2 Анализ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ предприятия ОАО «Белтрангаз» на рынке услуг. 13

ГЛАВА 3 оСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «Белтрансгаз». 23

заключение. 26

Список использованных источников.. 28

Приложение 1. 30

 


Введение

 

Одна из важнейших предпосылок экономического возрождения Беларуси – стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Однако, в отличие от планово-административной в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в Беларуси проблемы эффективности работы предприятий, конкурентоспособности и участия в решении данных вопросов государства стоят очень остро.

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения эффективности их работы, конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующих субъектов. Конкурентоспособность выступает важнейшим показателем эффективности работы предприятия, а так же фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Инструментарием для решения стратегических задач улучшения эффективности работы и повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности предприятия.

Целью разработки и построения модели повышения эффективности работы предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.

Инструментарием для разработки и построения модели может служить применение долгосрочного планирования, позволяющего выявить особенности функционирования экономического объекта, и на основе этого предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Для любого экономического субъекта возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов или избежание потерь. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз.

В современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится улучшение эффективности работы предприятия, повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Объектом исследования в курсовой работе является ОАО «Белтрансгаз».

Целью курсовой работы является оценка показателей успешной работы предприятия и основные направления повышения ее эффективности на примере ОАО «Белтрангаз».

Гипотеза: конкурентоспособность предприятия – наиболее характеризующий показатель эффективности работы предприятия.

Для выполнения цели курсовой работы, а так же для подтверждения гипотезы, в курсовой работе ставятся задачи:

· раскрыть сущность и показатели эффективной работы предприятия;

· описать конкурентоспособность товара (услуг) и определить факторы ее характеризующие;

· определить сущность конкуренции и ее значение в деятельности предприятии;

· определение сильные и слабые стороны ОАО «Белтрансгаз» на рынке услуг;

· описать способы совершенствования качества выполняемых работ как основной фактор успешной работы ОАО «Белтрансгаз».

 

 


ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно произвести одним каким-либо показателем. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть сущность эффективной работы предприятия, необходимо дать как можно более полное представление о таких понятиях, как рентабельность, конкурентоспособность.

Экономическая эффективность - это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами труда, ресурсами. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность - величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.

Экономический эффектпредполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Как правило, в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат (ресурсов). Экономический эффект – абсолютная величина, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.

Рентабельность показатель экономической эффективности организации (предприятия), который отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов (выражается в процентах).

В условиях рынка важное значение имеют показатели качества продукции или оказываемых услуг, так как качество продукции сильно влияет как на повышение конкурентоспособности товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее увеличивает объем продаж, а, следовательно, и рост прибыли.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [9, с. 46].

“Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостатком данного определения, на мой взгляд, является то, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [8].

Эффективность работы предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

- вид производимого товара;

- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

- лёгкость доступа на рынок;

- однородность рынка;

- конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;

- конкурентоспособность отрасли;

- возможность технических новшеств в отрасли;

- конкурентоспособность региона и страны.

Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

2. Близость предприятия к клиенту.

3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.

4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.

6. Умение твёрдо стоять на своём.

7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия[5].

Как известно, товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар – точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара – конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

В литературе определяется, что конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара – конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления [13, с. 60].

Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.

Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальном и международном стандартах.

Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.

Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю [8].

Качество товара – это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов аппаратов, реактивов и других технических средств.

Техническая конкурентоспособность товаров – показатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции.

Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров (а, как следствие – повышение эффективности работы предприятия).

Рассмотрим составляющие, предполагающие повышение эффективности работы предприятия. Среди них можно выделить следующие:

1. Трудовая этика. Эффективность деятельности организации во многом зависит от желания и умения работников трудиться. Во многих развитых странах недостает чувства того, что работа представляет собой нечто самоценное. Если речь идет о повышении эффективности работы предприятия в целом, то только высокого уровня производительности труда недостаточно.

2. Гибкость и готовность к самосовершенствованию. Безусловно, приверженность традициям, выверенным вариантам решений и т.п. имеют свои преимущества. Однако в борьбе с конкурентами, обладающими совершенно иной ментальностью, готовых быстро отреагировать на любое желание клиента и новые тенденции, эти преимущества сходят на нет.

3. Готовность работать в сфере обслуживания. Нежелание этого может оказаться фатальным для развития общества, особенно в случае, если это – одна из важнейших отраслей экономики. Общество должно понять, что работа в сфере обслуживания не означает унижения человеческого достоинства. Это обычная работа, необходимая для конкурентоспособности экономики (а значит и увеличения ее эффективности), в которой клиент хочет и должен быть главным действующим лицом.

4. Уровень претензий. Население развитых стран привыкло рассматривать свой высокий жизненный уровень как нечто само собой разумеющееся. Такая позиция лишает общество всякой гибкости, снижает, в конечном счете, конкурентоспособность экономики. Это делает неуправляемыми государственный бюджет, систему социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу, снижая тем самым результаты деятельности предприятий.

5. Открытость внешнему миру. Препятствия доступу иностранных товаров на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собственных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т.п. факторы негативно влияют на экономику.

6. Мобильность рабочей силы. Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают нежелание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран. Отставанию страны в этом отношений способствует закрытость внутренних рынков рабочей силы от внешнего воздействия и вмешательства.

7. Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования. Менталитет, например, швейцарцев полностью лишен такого качества. Они предпочитают картельные соглашения, а не споры и столкновения. Корпоративность явилась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым в значительной мере были достигнуты успехи в прошлом. Однако в настоящее время и на перспективу складывается иная обстановка[6].

Конкуренция – (от лат. сoncurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы [18, с. 42]. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.

Следует отметить, что в сфере маркетинга принято выделять три вида конкуренции:

- предметную;

- видовую;

- функциональную (рис. 1.1).

 

 

 

Рисунок 1.1 - Виды конкуренции

Примечание. Источник [9, с.65, рис.10.1]

Конечная цель любой фирмы — показатели высокой эффективности деятельности и победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, и, в случае ее достижения, приводит к максимально-положительным показателям эффективности работы предприятия.

При рыночной экономике результаты деятельности предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.
Существует великое множество показателей рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности предприятия. Он вычисляется по формуле:

Р = П / Т * 100;

где Р - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности торгового предприятия;
П - сумма прибыли (валовой или чистой);
Т - объем товарооборота (без НДС).

Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле:

Р = П / К *100;

где П - сумма прибыли торгового предприятия,
К - средняя величина собственного капитала.

Этот показатель имеет важное значение для акционеров предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. В системе целей, формируемых собственниками и руководителями любого предприятия, задача генерирования прибыли занимает центральное место.

Прибыль — особый воспроизводимый ресурс коммерческой организации, многогранный показатель, характеризующий разные стороны бизнеса: его конечный финансовый результат, эффект хозяйственной деятельности предприятия, чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, вознаграждение за риск предпринимательской деятельности. Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность эффективного функционирования предприятия.

Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях, тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. Прибыль является:

· главным побудительным мотивом осуществления и развития бизнеса;

· основным внутренним источником текущего и долгосрочного развития предприятия;

· важнейшим индикатором рыночной стоимости предприятия;

· индикатором кредитоспособности предприятия;

· показателем конкурентоспособности предприятия при наличии стабильного уровня прибыли;

· гарантом выполнения предприятием своих обязательств перед государством и источником удовлетворения социальных потребностей общества.

В широком смысле прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при недостаточно эффективном управлении возможностями, ресурсами, средствами организации), но при прочих равных условиях предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют различные факторы, которые классифицируются по определенным признакам. В зависимости от направленности действия их можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные — это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, негативные — наоборот.

Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия:

· Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), то есть все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.

· Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.).

· Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).

 

 


ГЛАВА 2

Анализ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ предприятия ОАО «БелтранСгаз» на рынке услуг

 

Полувековая история ОАО «Белтрансгаз» начинается 25 октября 1960 года с создания Минского управления магистральных газопроводов для эксплуатации газопровода Дашава – Минск.

Сегодня ОАО «Белтрансгаз» достигло уровня высокоорганизованной, по-современному технически оснащенной, экономически эффективной, находящейся в постоянном развитии газотранспортной структуры в топливо-энергетическом комплексе Беларуси.

Газотранспортная система Республики Беларусь, эксплуатируемая ОАО «Белтрансгаз», включает в себя 7490 км газопроводов, 6 линейных компрессорных станций (КС), 3 подземных хранилища газа (ПХГ), 233 газораспределительных станции (ГРС), 26 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), 6 газоизмерительных станций (ГИС).

ОАО «Белтрансгаз» эксплуатирует принадлежащий ОАО «Газпром» белорусский участок магистрального газопровода «Ямал-Европа» протяженностью 575 км линейной части и 5 компрессорных станций, обеспечивая бесперебойное газоснабжение потребителей республики и является надежным партнером в международной системе транспортировки газа. По магистральным трубопроводам, проходящим по территории республики, осуществляются транзитные поставки российского природного газа в Калининградскую область, Литву, Украину, Польшу.

Акционерами Общества являются Республика Беларусь и ОАО «Газпром».

Организационная структура предприятия представлена в Приложении 1 на рисунке П1.1.

Подразделения и организации:

1. Управления магистральных газопроводов. Основные функции:

· обеспечение поставок природного газа потребителям РБ;

· обеспечение транспортировки природного газа через территорию Беларуси в другие государства (транзит);

· компримирование природного газа, его продажа через сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) Общества.

2. Подземные хранилища газа (ПХГ). Основные функции:

· регулирование сезонной неравномерности газопотребления;

· хранение резервов газа на случай аномально холодных зим;

· обеспечение подачи газа потребителям в случае нештатных ситуаций в системе магистральных трубопроводов;

· создание долгосрочных резервов газа на случай форс-мажорных обстоятельств при транспортировке газа.

3. Ремонтно-наладочное управление «Белгазэнергоремонт» (РНУ «Белгазэнергоремонт»). Основные функции:

· инженерно-техническое обеспечение функционирования основного и вспомогательного оборудования и приборов линейной части магистральных газопроводов, компрессорных станций (КС), газораспределительных станций (ГРС), газоизмерительных станций (ГИС), автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), систем газоснабжения. Разработка и сопровождение элементов и системы качества в соответствии с положениями международных стандартов ISO 9000.

4. Молодечненское управление буровых работ (МУБР). Основные функции:

· разведочное и эксплуатационное бурение скважин с целью выявления геологических структур для создания подземных хранилищ газа;

· строительство эксплуатационных скважин на действующих ПХГ и других скважин;

· проведение промыслово-геофизических и прострелочно-взрывных работ на скважинах всех назначений;

· проведение спецработ по электрохимической защите магистральных газопроводов и капитальный ремонт скважин.

5. Управление «Торгсервис». Основные функции:

организация общественного питания, заготовка сельскохозяйственной продукции и организация торговли для работников Общества.

6. Управление «Минскавтогаз». Основные функции:

обеспечение всеми имеющимися техническими средствами грузоперевозок, пассажироперевозок, погрузочно-разгрузочных, землеройных, монтажных и других работ, оказание услуг работникам Общества, сторонним организациям.

7. Управление «Газкомплект». Основные функции:

· материально-техническое обеспечение и комплектация обособленных подразделений Общества и объектов капитального строительства материалами, оборудованием и другими средствами;

· осуществление расчетных, финансовых операций за поставленные материально-технические ресурсы.

8. Представительство в Республике Польша. Основные функции:

· защита и представление интересов ОАО «Белтрансгаз» в Республике Польша по вопросам транзита природного газа;

· содействие эффективному развитию экономических и научно-технических связей между Обществом и субъектами хозяйствования, занимающимися на территории Польши поставкой и транспортом природного газа.

9. Представительство в Российской Федерации. Основные функции:

· защита и представление интересов ОАО «Белтрансгаз» в Российской Федерации по вопросам транзита природного газа;

· содействие эффективному развитию экономических и научно-технических связей между Обществом и субъектами хозяйствования, занимающимися на территории России поставкой и транспортом природного газа.

В настоящее время на территории Республики Беларусь функционирует система магистральных газопроводов, эксплуатируемая ОАО «Белтрансгаз» которая включает в себя 7 магистральных газопроводов, 233 газораспределительные станции, Осиповичское, Прибугское и Мозырское подземные хранилища газа (ПХГ).

Общая протяженность газопроводов составляет 7490 км в однониточном исчислении. По системе магистральных газопроводов осуществляется подача газа потребителям Республики Беларусь.

ОАО «Белтрансгаз» - надежный партнер в сфере транспортировки и поставки природного газа. В настоящий момент Общество эксплуатирует около 7 500 км собственных газопроводов, а также участок российского магистрального газопровода «Ямал-Европа» протяженность 575,5 км. В течение 2000-2009 гг. обеспечен бесперебойный транзит природного газа в объеме 375 млрд.куб.м, а также его поставка в объеме около 190 млрд.куб.м.

В течение указанного периода Общество постоянно наращивало объемы транзитной транспортировки, обеспечивая углеводородным сырьем страны Западной Европы, Литовскую Республику, а также Калининградскую область Российской Федерации. Рост объемов транзита главным образом стал возможен благодаря строительству газопровода «Ямал-Европа» и выхода его в 2008 году на проектную мощность. В соответствии с растущей потребностью экономики Республики Беларусь также росли и объемы поставки для внутренних потребителей.

В 2008 году достигнут рекордный уровень показателей по объемам транспортировки природного газа – 62,4 млрд.куб.м в год. В последующем году произошло снижение объемов транспортировки, главным образом вследствие резкого роста цен на газ и частичного перехода потребителей, как в Европейских странах, так и в Республике Беларусь на использование альтернативных видов топлива.

В результате наращивания объемов поставки, а также проведения взвешенной тарифной политики в области транзита газа удалось существенно увеличить экспорт услуг в стоимостном выражении, доля которого в общем экспорте услуг Республики Беларусь в Российскую Федерацию уже 4 года занимает 50% и более [22].

Увеличивающиеся объемы поставки и транзита природного газа также оказали значительное влияние на годовой оборот Общества по выручке, который за прошедшие 10 лет вырос более чем в 5,5 раза (рисунок 2.1).

 

 

Рисунок 2.1 - Динамика нетто-выручки ОАО «Белтрансгаз», млн. долл. США

Кроме того, на рост выручки значительно повлиял рост цен на импортируемый российский природный газ, а также поэтапное увеличение уровня наценки Общества и тарифов на транзит газа по территории РБ.

ОАО «Белтрансгаз» проводит активную инвестиционную политику, направленную на реконструкцию и модернизацию объектов с целью сокращения коэффициента их износа и поддержания надежной и безопасной работы газотранспортной системы.

В течение последних 10 лет объем инвестиций в основной капитал составил более 750 млн. долл. США, при этом в структуре преобладают расходы на модернизацию системы, которые уже 3 года составляют более 50% инвестиционной программы (рисунок 2.2).

В настоящий момент особое внимание уделяется развитию подземных хранилищ природного газа (ПХГ). В 2006 году ОАО «Белтрансгаз» приступил к созданию высокоэффективного пикового ПХГ в отложениях каменной соли – Мозырьского ПХГ, главными преимуществами которого является выгодное

положение по отношению к существующей сети магистральных газопроводов, а также высокая производительность (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.2 - Объем инвестиций в основной капитал, ОАО «Белтрансгаз», млн. долл. США

В 2008 году ОАО «Белтрансгаз» завершило работу по газификации районных центров Республики Беларусь в соответствии с государственной программой.

 

 

Рисунок 2.3 - Показатели развития ПХГ ОАО «Белтрансгаз»

Газотранспортная система ОАО «Белтрансгаз» технологически связана с аналогичными системами соседних Европейских стран и позволяет осуществлять транзит российского природного газа в Украину, Польшу, Литву и Калининградскую область Российской Федерации [22].

Транзит российского природного газа через территорию Республики Беларусь обеспечивается по следующим газопроводам: трёхниточный магистральный газопровод Торжок-Минск-Ивацевичи диаметром 1220 мм; двухниточный магистральный газопровод Ивацевичи-Долина диаметром 1220 мм; магистральный газопровод Кобрин-Брест-Госграница диаметром 1020 мм; магистральный газопровод Минск-Вильнюс диаметром 1220 мм; магистральный газопровод Торжок-Долина диаметром 1420 мм; газопровод Волковыск-Госграница диаметром 273 мм., и 7 газоизмерительных станций (ГИС).

Основные поставщики газа являются Россия и Украина, с которыми недавно было заключено долгосрочное соглашение о поставке природного газа.

На рынке России основными конкурентами являются «Газпром», «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». В настоящее время «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк» достаточно быстро развиваются (13% в общем объеме российской добычи газа), однако обладая монополией на инфраструктуру, Газпром фактически контролирует всех конкурентов внутри России и стремится избежать либерализации газовой отрасли в Российской Федерации.

Газпром обладает эксклюзивными правами на экспорт газа, ему принадлежит огромная газотранспортная инфраструктура России, на его долю приходится 87% общей добычи газа в стране. Срок обеспеченности добычи Газпрома доказанными запасами составляет примерно 30 лет, он длиннее, чем у большинства конкурентов. Ожидается, что Газпром сохранит контроль над российским рынком газа и над конкурентами, так как, во-первых, в этом заинтересовано правительство, во-вторых, компания владеет сетью основных магистральных газопроводов.

Несмотря на лидирующие позиции Газпрома среди европейских газовых компаний, организация имеет серьезных конкурентов в лице других стран. Это связано с увеличением доли в энергетическом балансе нефти и газа Северной Африки (Алжира, Ливии, Египта), а также государств Каспийского региона, Центральной и Средней Азии и Ближнего Востока. Ожидаемое в ближайшие 5 лет осуществление ряда трубопроводных проектов призвано ограничить влияние России. В свою очередь Китай осуществит ряд проектов, также снижающих его зависимость от российских углеводородов: нефте- и газопроводы из Казахстана, газопровод из Туркмении. Кроме того, будут расширены поставки в Китай нефти из Южной Америки, а также СПГ из Ирана.

Одной из главных задач ОАО «Белтрансгаз» является обеспечение надежной и безопасной работы объектов магистральных газопроводов с целью обеспечения бесперебойной поставки природного газа потребителям Республики Беларусь и транзитных поставок в страны Европы.

На основе отечественного и зарубежного опыта эксплуатации объектов магистральных газопроводов, научно-исследовательских работ в Республике Беларусь сформирована и реализуется система обеспечения надежной и безопасной эксплуатации магистральных газопроводов.

Для решения задач по обеспечению надежной и безопасной эксплуатации магистральных газопроводов службы эксплуатации укомплектованы необходимой техникой и оборудованием, а также квалифицированным персоналом, который в своей деятельности руководствуется требованиями Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, Директивы № 3 «Экономия и бережливость…», Законов Республики Беларусь и др. техническими нормативными правовыми актами.

Этапы обеспечения надежности представлены на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 - Способы обеспечения надежности и безопасности на предприятии «Белтрнсгаз»

Обеспечение надежной и безопасной работы магистральных газопроводов достигается выполнением основных мероприятий:

- периодическим контролем состояния линейной части газопроводов с использованием технических средств;

- поддержанием ее в исправном состоянии за счет выполнения Регламента технического обслуживания и ремонта в сроки, определенные планами-графиками;

- своевременной модернизацией и реконструкцией;

- постоянным контролем технологического режима работы системы;

- постоянным обучением и повышением квалификации персонала, эксплуатирующего газотранспортную систему. В Обществе ежегодно разрабатывается программа повышения квалификации и переподготовки кадров;

- проведением технического диагностирования.

В настоящее время выполнена внутритрубная диагностика всех магистральных газопроводов (рисунок 2.5). По результатам проведённой внутритрубной диагностики выполнено локальное обследование и ремонт выявленных дефектов.

Важную роль в обеспечении надежности эксплуатации газотранспортной системы играет научно-исследовательская и практическая работа, проводимая специалистами ОАО «Белтрансгаз» совместно с подразделениями Национальной Академии Наук Беларуси.

Основными направлениями сотрудничества ОАО «Белтрансгаз» с научными организациями НАН Беларуси являются:

- научно-техническое обоснование продления назначенного ресурса работы объектов магистральных газопроводов, сопровождение работ по внутритрубной диагностике;

- выполнение комплекса научных исследований при эксплуатации подземных хранилищ газа.

Рисунок 2.5 - Система технического диагностирования объектов магистральных газопроводов (МГ)

В рамках реализации Республиканской программы энергосбережения в 2008 году построена и введена в эксплуатацию (январь 2009 г.) мини-ТЭЦ мощностью 1,2 МВт на промплощадке Осиповичского УМГ, работающая на утилизируемом природном газе. Указанная мини-ТЭЦ позволяет промплощадке Осиповичского УМГ заместить (на 100 %) потребляемые:

- покупную электроэнергию;

- теплоэнергию, вырабатываемую стационарной котельной (котельная переведена в резерв).

В целях повышения уровня эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, выполнения установленных заданий по экономии ТЭР в 2008 году, в ОАО «Белтрансгаз» была разработана, согласована в Департаменте по энергоэффективности Госстандарта и утверждена в Министерстве энергетики «Программа по энергосбережению на 2008 год». Мероприятиями программы предусмотрена экономия ТЭР в размере 12015 тонн условного топлива. В результате внедрения основных и дополнительных мероприятий получена экономия ТЭР в размере 12 017 т.у.т. (рисунок 2.6)

 

Рисунок 2.6 - Мероприятия по энергосбережению предприятия ОАО «Белтрансгаз»

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5.03.08г. № 331 для ОАО «Белтрансгаз» на 2008 год был установлен целевой показатель по энергосбережению в объеме минус 4,5 %. Фактическое выполнение целевого показателя по энергосбережению по итогам работы за 2008 год составило минус 5,1 %.

Увеличилась выработка и использование вторичных энергоресурсов (тепловых ВЭР). За 2008 год использовано 29910 Гкал тепловой энергии, выработанной в основном теплоутилизаторами Несвижской компрессорной станции. Такое количество теплоэнергии равноценно экономии топлива в объеме 5234 тут. Использование тепловых ВЭР в 2008 году увеличилось по сравнению с 2007 годом на 1768 тут.

Решение вопросов бесперебойного энергоснабжения объектов магистральных газопроводов и объектов Общества, а также разработка и реализация мероприятий по совершенствованию энергетического хозяйства, экономному расходованию электрической и тепловой энергии - одна из составляющих обеспечения безопасной и энерго-эффективной работы всей газотранспортной системы.

В данный момент энергосистема общества включает в себя 637 трансформаторных подстанций; 2303 км воздушных и кабельных линий электропередач; 24 котельные мощностью выше 0,5 Гкал/час; 62 артезианские скважины; 150 км водопроводов и 106 км сетей водоотведения; 30 очистных сооружений обеспечивающих объекты ОАО «Белтрансгаз» электричеством, теплом и водой.

Потребление электроэнергии объектами ОАО «Белтрансгаз» в 2009 году составило 136436 тыс. кВтч, в том числе по газопроводу «Ямал-Европа» 12255 тыс. кВтч.

С начала 2009 года введены в эксплуатацию когенерационные установки фирмы «TEDOM» (Чехия) на Осиповичском УМГ и электростанция собственных нужд производства ОАО «Звезда Энергетика» (Россия) на Слонимском УМГ, что позволяет вырабатывать электроэнергию для нужд ОАО «Белтрансгаз» и продавать часть электроэнергии в энергосистему РБ.

Развитие электроэнергетического направления деятельности предусматривает, в частности, строительство новых генерирующих мощностей, а также развитие систем электро- и теплоснабжения.

Основными задачами энергетических служб являются:

- обеспечение надежности и экономичности энергетических объектов за счет выполнения всех необходимых видов технического обслуживания и ремонтов.

- выполнение планов модернизации и реконструкции систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, систем вентиляции.

- подготовка энергообъектов к работе в осенне-зимний период.

В рамках реализации Директивы №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» проводятся мероприятия по внедрению на объектах общества энергосберегающего оборудования.


3 оСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ эффективности ОАО «Белтрансгаз»

Для проведения SWOT-анализа рассмотрим факторы сильных и слабых сторон, возможности фирмы и угрозы, возникающие в связи с наличием этих факторов. По каждому фактору рассчитаем среднюю экспертную оценку и отклонение возможностей от угроз. Тем самым мы сможем определить, какие мероприятия необходимо проводить компании в первую очередь (таблица 3.1.)

Таблица 3.1 - Сильные и слабые стороны ОАО «Белтрансгаз»

Аспект среды Сильные стороны Слабые стороны
     
1. Произ- водство 1. Высокая конкурентоспособность продукции. 2. Возможность работать с продукцией на уровне мировых стандартов качества. 3. Относительно высокое качество продукции, постоянное его улучшение. 1. Высокая энергоемкость производства. 2. Высокие цены. 3. Отрицательное влияние на экологию.
2. Кадры 1. Подготовка и повышение квалификации производственных и научных кадров. 2. Рабочие со стажем, с высшим техническим образованием 3. Престижная работа, с высоким стимулом  
3. Маркетинг 1. Эффективная система сбыта готовой продукции. 2. Сбор информации о рынках сбыта. 3. Широкие возможности сбыта своей продукции 1. Слабые маркетин-говые исследования. 2. Слабая рекламная компания.
4. Организа-ция 1. Отлаженное партнерство с поставщиками. 2. Эффективное взаимодействие различных структурных подразделений. 3. Четкое разделение труда, профессиональная специализация. 1. Зависимость от поставщиков.
5. Финансы 1. Предприятие остается финансово независимым. 2. Достаточно быстрая оборачиваемость средств. 3. Достаточное количество собственных оборотных средств. 1. Большая дебито-рская задолженность. 2. Отсутствие долго-срочных источников финансирования.

Из этого анализа видно, что слабыми сторонами предприятия являются высокая энергоемкость производства, достаточно высокие цены на производимую продукцию, отрицательное влияние производства на экологию области и др.

Таким образом, для достижения своих целей компании необходимо в первую очередь использовать возможности сильных сторон, а именно высокое качество продукции, престижность работы на данном предприятии, финансовая независимость предприятия.

Для оценки эффективности и конкурентоспособности ОАО «Белтрансгаз» был выбран метод комплексной оценки товарных систем МКОТС, как один из наиболее приемлемых и объективно оценивающих ситуацию методов. Данный метод комплексной оценки позволил оценить:

· существующее положение фирмы,

· выявить основных конкурентов,

· значимость для потребителя отдельных составляющих факторов, как в самой организации, так и у потенциальных конкурентов,

· степень удовлетворенности потребителей предлагаемыми товарами.

Производилась оценка значимости факторов, оценка удовлетворенности потребителей и потенциальными конкурентами, которых последние называли самостоятельно. На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:

Наиболее “слабым местом” ОАО «Белтрансгаз» оказалось вредное влияние предприятия на экологию, а наиболее «сильным» - престижность работы на предприятии.

Таким образом, фирме необходимо принять усилия по усовершенствованию качества продукции и использовать это в своей рекламной кампании. Менее важными факторами оказались: персонал и месторасположение предприятия.

В результате анализа МКОТС были выявлены основные конкуренты и получены показатели по каждому. Основными конкурентами фирмы ОАО «Белтрансгаз» являются: ООО «Газпром» в России, ООО «Газпромгеофизика».

Если оценить их по «общей интегральной оценке конкурентоспособности» (КПУ), то можно составить рейтинг предприятий (таблица 3.2)

Таблица 3.2 Рейтинг фирм по транспортировке газа.

№ места Наименование магазина КПУ
  ООО «Газпром» 29,33
  ОАО «Белтрансгаз» 26,40
  ООО «Газпромгеофизика» 24,18

На последнем этапе, была произведена оценка «слабых / сильных» сторон относительно основных конкурентов и выработаны рекомендации по улучшению существующих показателей и повышению реальной конкурентоспособности ОАО «Белтрансгаз».

Варианты повышения эффективности использования различных видов ресурсов ОАО «Белтрансгаз»:

· стимулирование инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов и освоение месторождений;

· повышение уровня технологической безопасности и эффективности работы энерготранспортных сетей;

· реконструкция и модернизация производственных мощностей с применением современных технологий, что позволит снизить себестоимость производства;

· развитие сбытовой сети;

· наращивание производственных мощностей (увеличение объема добычи и транспортировки газа);

· снижение затрат на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа;

· увеличение объемов производства СПГ;

· диверсификация маршрутов поставки газа в другие страны;

· консолидация услуг в области связи, в области информационных технологий и иных видов деятельности;

· разделение финансовых потоков в добыче, транспортировке, переработке, подземном хранении и сбыте газа, а также жидких углеводородов. Преобразования позволят компании значительно повысить прозрачность формирования затрат при добыче, транспортировке и сбыте газа.

Любая крупная корпоративная структура постоянно изменяется в соответствии с логикой развития компании. ОАО «Белтрансгаз» - не исключение. Варианты совершенствования структуры управления:

1. Снижение управленческих затрат: увеличение затрат на управление в текущем году привело к снижению прибыли на 1 руководителя.

2. Концентрация отдельных профильных видов деятельности в специализированных дочерних обществах со 100-процентной долей участия ОАО «Белтрансгаз», что не только способствует повышению эффективности инвестиционной деятельности, но и позволяет объединить лучших управляющих специалистов и сократить управленческий аппарат.

3. Разработка основных принципов построения фирменных наименований дочерних обществ, в соответствии с которыми название дочерней компании должно содержать название головной организации - ОАО «Белтрансгаз». Преобразования необходимы для обеспечения структурной прозрачности Общества и визуальной идентификации ОАО «Белтрансгаз» в Беларуси и за рубежом.

4. Переход дочерних обществ и организаций ОАО «Белтрансгаз» на единый фирменный стиль, что также направлено на совершенствование внутрикорпоративной структуры компании.

5. Делегирование дочерним структурам всех необходимых прав оперативной самостоятельности и финансовой ответственности, что является важным условием гибкости и оперативности управления.

Данные преобразования позволят повысить эффективность работы ОАО «Белтрансгаз» как вертикально интегрированной компании и значительно повысят конкурентоспособность.

 


заключение

 

Экономический эффектпредполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Чтобы организация имела высокие показатели эффективности своей работы, являлась рентабельной, необходимо соответствовать определенным требованиям, предъявляемым рынком в данной сфере.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Следовательно, - конкурентоспособность наиболее ярко характеризует эффективность работы предприятия.

Газотранспортная система Республики Беларусь, эксплуатируемая ОАО «Белтрансгаз», включает в себя 7490 км газопроводов, 6 линейных компрессорных станций (КС), 3 подземных хранилища газа (ПХГ), 233 газораспределительных станции (ГРС), 26 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), 6 газоизмерительных станций (ГИС).

ОАО «Белтрансгаз» - надежный партнер в сфере транспортировки и поставки природного газа. В настоящий момент Общество эксплуатирует около 7 500 км собственных газопроводов, а также участок российского магистрального газопровода «Ямал-Европа» протяженность 575,5 км. В течение 2000-2009 гг. обеспечен бесперебойный транзит природного газа в объеме 375 млрд.куб.м, а также его поставка в объеме около 190 млрд.куб.м.

Основные поставщики газа являются Россия и Украина, с которыми недавно было заключено долгосрочное соглашение о поставке природного газа.

На рынке России основными конкурентами являются «Газпром», «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». В настоящее время «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк» достаточно быстро развиваются (13% в общем объеме российской добычи газа), однако обладая монополией на инфраструктуру, Газпром фактически контролирует всех конкурентов внутри России и стремится избежать либерализации газовой отрасли в Российской Федерации.

Из анализа сильных и слабых сторон, проведенных в курсовой работе, видно, что слабыми сторонами предприятия являются высокая энергоемкость производства, достаточно высокие цены на производимую продукцию, отрицательное влияние производства на экологию области и др.

Одной из главных задач ОАО «Белтрансгаз» является обеспечение надежной и безопасной работы объектов магистральных газопроводов с целью обеспечения бесперебойной поставки природного газа потребителям Республики Беларусь и транзитных поставок в страны Европы.

В качестве возможных путей дальнейшего совершенствования системы стратегического управления ОАО «Белтрансгаз» и повышения эффективности его работы считаю необходимость ведения систематического анализа деятельности организации и ее среды с целью выявления проблемных зон, разработку генерального плана совершенствования ее структуры, а также последовательную реализацию планируемых перемен.

 


Date: 2016-05-25; view: 674; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию