Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы государственной семейной политики: цели, принципы, средства
Государственную семейную политику, объектом которой является семья, невозможно исследовать в отрыве от закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса. Роль семьи как базового социального института государства и общества, а также изменении ее функций в процессе развития. Семья – это структурное базисное образование, своеобразное «ядро» общества, его первичная клеточка. Наиболее значимые, актуальные общественные интересы формируются в семье и агрегируются сначала на уровне семьи, так как именно она является уникальным носителем, транслятором политического и социального опыта. Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение и социализация детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Российских ученых, занимающихся исследованиями современной российской семьи, можно разделить на с торонников кризиса семьи и модернизации семьи. В соответствии с этим складываются две концепции государственной семейной политики: кризисная и модернизационная. Лидерами данных направлений многие признают А.И. Антонова и А.Г. Вишневского. По мнению А.И. Антонова, произошедшая в стране трансформация семьи является частным выражением глобального мирового кризиса социального института семьи, обусловленного становлением и развитием индустриально-рыночной цивилизации. А.Г. Вишневский, напротив, считает, что трансформация семьи осуществляется в рамках процесса модернизации, смены традиционного типа семьи современным и в целом имеет позитивную направленность. Сторонники кризиса семьи негативно оценивают утрату либо замещение государственными и общественными институтами ее основных функций, разрушение социокультурных норм многодетной семьи и семейного образа жизни. Отмечают устранение семейного производства как преобладающего в общественной экономике и семейного образа жизни, вытеснение всех членов семьи в сферу наемного труда, замену совместной деятельности родителей и детей индивидуальным самообслуживанием и потреблением, ориентацию деятельности всех социальных институтов на индивида-одиночку. Поэтому в качестве целей семейной политики ими предлагается укрепление семьи, упрочение семейных ценностей в противовес индивидуальным, развитие семейной собственности и семейного производства, переориентация деятельности всех социальных институтов с индивида на семью. Семейная политика, по мнению А.И. Антонова, – это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направленная, говоря социологическим языком, на укрепление семьи как социального института. Семейная политика – это политика, ориентированная на изменение всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье, невосприимчивой к ее проблемам и болезням. Этот подход опирается на негативную оценку всех изменений, происходящих в институте семьи в связи с развитием рыночной экономики индустриального и постиндустриального общества и исходит из необходимости перестройки государства и всех социальных институтов в интересах традиционной полной многодетной семьи, всемерного укрепления и развития семейного образа жизни, обеспечения приоритета интересов семьи над интересами государства и индивида. Необходимо отметить, что столь радикальный научный подход к государственной семейной политике оказался практически не востребован в политических процессах России как в советское время, так и в период современной социально-политической трансформации. А.Г. Вишневский определяет семейную политику как совокупность целенаправленных воздействий на существующие в обществе отношения по поводу семьи и социальные институты, влияющие на ее функционирование. По его мнению, цель семейной политики – обеспечение наиболее благоприятных социальных, экономических и нравственных условий свободного развития каждой семьи, наилучшего выполнения семьей своих функций. Он полагает, что семейная политика – особая область социальной политики, призванная обеспечить новое равновесие между личностью, семьей и обществом на принципах свободы личности, равноправия и партнерства, организовать и координировать деятельность социальных институтов, обеспечивающих взаимодействие семьи и общества на всех направлениях функционирования семьи. А.Г. Вишневский и другие сторонники концепции модернизации семьи отмечают такие позитивные перемены в семейных отношениях, как переход от патриархальной семьи с господством мужчины и распространенным насилием над другими членами семьи, с экономической зависимостью женщин и детей от мужчин, к семье эгалитарной, где мужчины и женщины имеют равные права и возможности и строят свои отношения на принципах партнерства. Подчеркивается также важность перехода от традиций нерегулируемой рождаемости и многодетности к планированию семьи, т.е. к сознательному родительству, выбору числа детей и интервалов между их рождениями. Эта позиция опирается на приоритет интересов индивида над интересами семьи и государства, на концепцию прав и свобод человека, развиваемую мировым сообществом и нашедшую отражение в документах Организации Объединенных Наций. Различия двух концепций семейной политики имеют в своей основе разную оценку отмечаемого всеми специалистами снижения роли семей и повышения роли государства и его социальных институтов в реализации основных функций семьи, происходящего в настоящее время. Сторонники кризисной и модернизационной концепций государственной семейной политики по-разному оценивают изменение семейных ролей и переход от патриархальных к эгалитарным отношениям в семье, к приоритету интересов индивида над интересами семьи в целом. Поэтому ими предлагаются и разные меры семейной политики. Это либо государственный патернализм, возрождение семейного производства, повышение субъектной роли семьи (как у А.И. Антонова), либо обеспечение государством условий для свободного развития каждой семьи, опирающееся на приоритет интересов личности, в том числе интересов ребенка, развитие эгалитарных отношений в семье и обществе (как у Государство, политическая власть всегда решают две наиболее важные задачи: выражают в своей политике интересы социальных групп, имеющих доступ к власти и собственности, а также сохраняют общественный мир и стабильность через обеспечение баланса интересов основных социальных групп. Очевидно, что разные модели государства имеют разные механизмы обеспечения интересов социальных групп. Мировым сообществом сформулированы приоритетные для всех государств задачи семейной политики. 1. Формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье. 2. Улучшение положения неполных семей, с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи. 3. Защита семей от нищеты и лишений, от негативных воздействий изменений, связанных с экономикой, миграцией, урбанизацией, экологией, вследствие чего семья часто утрачивает возможность выполнять свои функции. 4. Создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождением детей и их количества. 5. Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье. Все перечисленные задачи в равной мере актуальны для нашей страны и сформулированы в концепции государственной семейной политики Российской Федерации. Государственная семейная политика, по мнению Т.С. Зубковой и Н.В. Тимошиной, – комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт. Главными целями семейной политики в современной России являются: - обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, репродуктивной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни каждой семьи; - создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщины-матери в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества; - о беспечение прав детей на полноценное всестороннее развитие: физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное. Государственная семейная политика в РФ строится на следующих принципах: автономности и суверенности (независимости семьи от государства), свободы выбора семьей любого образа жизни, единства целей федеральной и региональной политики, равных прав всех типов семей на поддержку государством, дифференцированности социальной помощи семье. Принцип автономности и суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Принцип суверенности означает, что и любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства. Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. Он означает, что семья имеет право выбора любого типа семейного поведения, стиля и образа жизни, в том числе и того, который с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм рассматривается как девиантный (лишь бы он не был криминальным – отклоняющимся от норм права). Принцип общественного договора развивает и конкретизирует принципы суверенности и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства, которые заключают между собой общественный договор. Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей – без этого не может функционировать социальная система. Поэтому государство должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья качественно выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. Следовательно, семья вправе требовать от государства на договорной основе обеспечить всестороннюю поддержку тех моделей семейной жизни, которые способствуют эффективной реализации репродуктивной и воспитательной функций. Принцип единствацелей федеральной и региональной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории. Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе семейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей семейной политики с учетом региональных особенностей являются региональные программы семейной политики. Принцип социального участия. Социальное участие – понятие, объединяющее широкий спектр ситуаций, в которых граждане непосредственно или через свои объединения вовлечены в процессы выработки и реализации социально значимых решений той или иной сферы социальной политики, затрагивающей их интересы (в данном случае – семейной). Принцип реалистичности и связанная с ним эффективность семейной политики. Речь идет о том, что из множества факторов, влияющих на стабильность брачно-семейных отношений, выбираются те, на которые можно повлиять хотя бы в отдаленной перспективе (например, улучшение материальных условий жизни семьи путем введения льгот, пособий, выплат и т.д.). Принцип дифференциации подхода к различным типам семей. Необходимо учитывать уровень дохода, характер брачно-семейных отношений, состояние здоровья членов семьи. Предлагается обособить следующие типы семей: маргинальные, кризисные, благополучные и процветающие. В зависимости от типа семьи выбираются эффективные модели социальной работы с семьей. Принцип активизации потенциала семьи. Необходимо помочь семье самой решать свои проблемы, а общество должно лишь выработать для этого определенную систему поддержки [9]. В современных условиях наиболее приоритетными направлениями государственной семейной политики являются вопросы улучшения материальных условий жизнедеятельности каждой семьи и профилактики бедности, меры по обеспечению родительства с занятостью в сфере труда, охраны здоровья матери и ребенка, подготовки молодого поколения к брачно-семейным отношениям, развитию системы социального обслуживания семьи.
|