Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы государственной семейной политики: цели, принципы, средства

 

Государственную семейную политику, объектом которой является семья, невозможно исследовать в отрыве от закономерностей функционирования инсти­тута семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модер­низацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.

Роль семьи как базового социального института государства и общества, а также изменении ее функций в процессе развития.

Семья – это структурное базисное образование, своеобразное «ядро» обще­ства, его первичная клеточка. Наиболее значимые, актуальные общественные интересы формируются в семье и агрегируются сначала на уровне семьи, так как именно она является уникальным носителем, транслятором политического и социального опыта.

Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поко­лениями, рождение и социализация детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение до­ходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми.

Российских ученых, занимающихся исследованиями современной россий­ской семьи, можно разделить на с торонников кризиса семьи и модернизации семьи. В соответствии с этим складываются две концепции государственной семейной политики: кризисная и модернизационная.

Лидерами данных направлений многие признают А.И. Антонова и А.Г. Виш­невского. По мнению А.И. Антонова, произошедшая в стране трансформация семьи является частным выражением глобального мирового кризиса социально­го института семьи, обусловленного становлением и развитием индустриально-рыночной цивилизации. А.Г. Вишневский, напротив, считает, что трансформа­ция семьи осуществляется в рамках процесса модернизации, смены традицион­ного типа семьи современным и в целом имеет позитивную направленность.

Сторонники кризиса семьи негативно оценивают утрату либо замещение го­сударственными и общественными институтами ее основных функций, разру­шение социокультурных норм многодетной семьи и семейного образа жизни. Отмечают устранение семейного производства как преобладающего в общест­венной экономике и семейного образа жизни, вытеснение всех членов семьи в сферу наемного труда, замену совместной деятельности родителей и детей ин­дивидуальным самообслуживанием и потреблением, ориентацию деятельности всех социальных институтов на индивида-одиночку. Поэтому в качестве целей семейной политики ими предлагается укрепление семьи, упрочение семейных ценностей в противовес индивидуальным, развитие семейной собственности и семейного производства, переориентация деятельности всех социальных инсти­тутов с индивида на семью.

Семейная политика, по мнению А.И. Антонова, – это деятельность государ­ства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвра­щение семье органически присущих ей социальных функций, направленная, го­воря социологическим языком, на укрепление семьи как социального института. Семейная политика – это политика, ориентированная на изменение всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье, не­восприимчивой к ее проблемам и болезням.

Этот подход опирается на негативную оценку всех изменений, происходящих в институте семьи в связи с развитием рыночной экономики индустриального и постиндустриального общества и исходит из необходимости перестройки госу­дарства и всех социальных институтов в интересах традиционной полной много­детной семьи, всемерного укрепления и развития семейного образа жизни, обес­печения приоритета интересов семьи над интересами государства и индивида.

Необходимо отметить, что столь радикальный научный подход к государст­венной семейной политике оказался практически не востребован в политиче­ских процессах России как в советское время, так и в период современной со­циально-политической трансформации.

А.Г. Вишневский определяет семейную политику как совокупность целена­правленных воздействий на существующие в обществе отношения по поводу семьи и социальные институты, влияющие на ее функционирование. По его мнению, цель семейной политики – обеспечение наиболее благоприятных со­циальных, экономических и нравственных условий свободного развития каж­дой семьи, наилучшего выполнения семьей своих функций. Он полагает, что семейная политика – особая область социальной политики, призванная обеспе­чить новое равновесие между личностью, семьей и обществом на принципах свободы личности, равноправия и партнерства, организовать и координиро­вать деятельность социальных институтов, обеспечивающих взаимодействие семьи и общества на всех направлениях функционирования семьи.

А.Г. Вишневский и другие сторонники концепции модернизации семьи от­мечают такие позитивные перемены в семейных отношениях, как переход от патриархальной семьи с господством мужчины и распространенным насилием над другими членами семьи, с экономической зависимостью женщин и детей от мужчин, к семье эгалитарной, где мужчины и женщины имеют равные права и возможности и строят свои отношения на принципах партнерства. Подчеркива­ется также важность перехода от традиций нерегулируемой рождаемости и многодетности к планированию семьи, т.е. к сознательному родительству, вы­бору числа детей и интервалов между их рождениями.

Эта позиция опирается на приоритет интересов индивида над интересами семьи и государства, на концепцию прав и свобод человека, развиваемую миро­вым сообществом и нашедшую отражение в документах Организации Объеди­ненных Наций.

Различия двух концепций семейной политики имеют в своей основе разную оценку отмечаемого всеми специалистами снижения роли семей и повышения роли государства и его социальных институтов в реализации ос­новных функций семьи, происходящего в настоящее время.

Сторонники кризисной и модернизационной концепций государственной семейной политики по-разному оценивают изменение семейных ролей и пере­ход от патриархальных к эгалитарным отношениям в семье, к приоритету инте­ресов индивида над интересами семьи в целом. Поэтому ими предлагаются и разные меры семейной политики. Это либо государственный патернализм, воз­рождение семейного производства, повышение субъектной роли семьи (как у А.И. Антонова), либо обеспечение государством условий для свободного разви­тия каждой семьи, опирающееся на приоритет интересов личности, в том числе интересов ребенка, развитие эгалитарных отношений в семье и обществе (как у
А.Г. Вишневского).

Государство, полити­ческая власть всегда решают две наиболее важные задачи: выражают в своей политике интересы социальных групп, имеющих доступ к власти и собственно­сти, а также сохраняют общественный мир и стабильность через обеспече­ние баланса интересов основных социальных групп.

Очевидно, что разные модели государства имеют разные механизмы обес­печения интересов социальных групп.

Мировым сообществом сформулированы приоритетные для всех государств задачи семейной политики.

1. Формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье.

2. Улучшение положения неполных семей, с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи.

3. Защита семей от нищеты и лишений, от негативных воздействий изменений, связанных с экономикой, миграцией, урбанизацией, экологией, вследствие чего семья часто утрачи­вает возможность выполнять свои функции.

4. Создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождени­ем детей и их количества.

5. Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье.

Все перечисленные задачи в равной мере актуальны для на­шей страны и сформулированы в концепции государственной семейной политики Российской Федерации. Государственная семейная политика, по мнению Т.С. Зубковой и Н.В. Тимоши­ной, – комплексная система деятельности государства, на­правленная на семью как социальный институт.

Главными целями семейной политики в современной России являются:

- обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, репродуктивной, воспитательной и культурно-психоло­ги­че­ской функций, повышение качества жизни каждой семьи;

- создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщины-матери в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества;

- о беспечение прав детей на полноценное всестороннее развитие: физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное.

Государственная семейная политика в РФ строится на сле­дующих принципах: автономности и суверенности (независимости семьи от государства), свободы выбо­ра семьей любого образа жизни, единства целей фе­деральной и региональной политики, равных прав всех типов семей на поддержку государством, дифференцированности со­циальной помощи семье.

Принцип автономности и суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право прини­мать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно само­стоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и инте­ресами. Принцип суверенности означает, что и любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне се­мьи также независимы от государства.

Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. Он означает, что семья имеет право выбора любого типа семейного поведения, стиля и образа жизни, в том числе и того, который с точки зрения преобладающих со­циокультурных и моральных норм рассматривается как девиантный (лишь бы он не был криминальным – отклоняющимся от норм права).

Принцип общественного договора развивает и конкрети­зирует принципы суверенности и свободы выбора. Он означа­ет договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства, которые заключают между собой общественный договор.
В нем на равноправной основе формируются все существующие политические, соци­альные, экономические и другие отношения между семьей и государством.

Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей – без этого не может функционировать социальная система. Поэтому государство должно испытывать потребность, за­интересованность в том, чтобы семья качественно выполня­ла свои функции воспроизводства и социализации новых по­колений. Следовательно, семья вправе требовать от государ­ства на договорной основе обеспечить всестороннюю под­держку тех моделей семейной жизни, которые способствуют эффективной реализации репродуктивной и воспитательной функций.

Принцип единствацелей федеральной и региональной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей измене­ния семьи и семейного поведения на той или иной террито­рии. Учет региональных особенностей при этом может дости­гаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе семейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей семейной политики с уче­том региональных особенностей являются региональные про­граммы семейной политики.

Принцип социального участия. Социальное участие – понятие, объединяющее широкий спектр ситуаций, в кото­рых граждане непосредственно или через свои объединения вовлечены в процессы выработки и реализации социально значимых решений той или иной сферы социальной поли­тики, затрагивающей их интересы (в данном случае – семейной).

Принцип реалистичности и связанная с ним эффектив­ность семейной политики. Речь идет о том, что из множест­ва факторов, влияющих на стабильность брачно-семейных отношений, выбираются те, на которые можно повлиять хотя бы в отдаленной перспективе (например, улучшение матери­альных условий жизни семьи путем введения льгот, пособий, выплат и т.д.).

Принцип дифференциации подхода к различным типам семей. Необходимо учитывать уровень дохода, характер брачно-семейных отношений, состояние здоровья членов семьи. Предлагается обособить следующие типы семей: маргиналь­ные, кризисные, благополучные и процветающие. В зависимо­сти от типа семьи выбираются эффективные модели социаль­ной работы с семьей.

Принцип активизации потенциала семьи. Необходимо помочь семье самой решать свои проблемы, а общество должно лишь выработать для этого определенную систему поддержки [9].

В современных условиях наиболее приоритетными направ­лениями государственной семейной политики являются во­просы улучшения материальных условий жизнедеятельности каждой семьи и профилактики бедности, меры по обеспече­нию родительства с занятостью в сфере труда, охраны здоро­вья матери и ребенка, подготовки молодого поколения к брачно-семейным отношениям, развитию системы социального обслуживания семьи.


<== предыдущая | следующая ==>
Послідовність лабораторної діагностики | Перечень условных обозначений и сокращений. Методические рекомендации

Date: 2016-05-25; view: 955; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию