Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Введение в психологию





Вопросы к экзамену по дисциплине

«Общая психология»

 

1. Особенности психологии как науки. Соотношение житейской и научной психологии.

2. История становления и развития науки: основные этапы и их характеристика.

3. История предмета психологии в основных направлениях: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.

4. История предмета психологии в основных направлениях: гуманистическая, отечественная психология.

5. Современная психология: предмет и задачи. Связь психологии с другими науками.

6. Структура современной психологии. Основные отрасли.

7. Понятие о методе, методологии и принципах отечественной психологии

8. Объективные методы изучения психики человека.

9. Методы описания и понимания психики человека.

10. Методы практической психологии (по В. И. Слободчикову).

11. Природа психического. Основные формы отражательной деятельности. Классификация психических явлений.

12. Психика и мозг. Концепция А.Р. Лурии.

13. Физиологические основы психики: идеи И.М. Сеченова, И.П. Павлова, модель функциональной системы П.К. Анохина.

14. Психофизиологическая проблема. Психика как функциональный орган. Понятие доминанты (А. А. Ухтомский).

15. Возникновение и развитие психики животных: гипотеза А.Н. Леонтьева. Стадии развития психики по К. Э. Фабри.

16. Соотношение инстинктивного, приобретенного и интеллектуального поведения в психике животных.

17. Происхождение и сущность сознания человека. Формирование высших психических функций (Л.С. Выготский).

18. Структура сознания человека: основные подходы.

19. Неосознаваемые психические процессы. Их структура и общая характеристика.

20. Психологическая защита человека. Механизмы психологической защиты.

21. Понятие об ощущении. Рефлекторная природа ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Виды, свойства ощущений. Общие закономерности ощущений.

22. Понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия. Свойства восприятия. Классификация восприятий. Виды восприятия.

23. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Функции внимания. Виды, свойства внимания. Развитие внимания.

24. Память в структуре личности. Физиологические основы памяти. Функции памяти. Процессы памяти. Виды и типы памяти.

25. Психологические теории памяти.

26. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Особенности мышления.

27. Классификация видов мышления. Виды мышления. Качества ума.

28. Психологические теории мышления.

29. Понятие о языке и речи. Физиологические механизмы речевой деятельности. Единство мышления и речи. Виды речи. Развитие речи.

30. Понятие о воображении. Физиологические основы воображения. Виды воображения и их характеристика. Приемы создания творческих образов.

31. Теории воображения.

32. Эмоции и чувства. Характеристика эмоций и чувств: общее и отличное. Физиологические основы эмоций и чувств.

33. Виды эмоций и их характеристика. Виды высших чувств.

34. Теории эмоций.

35. Тревога и тревожность. Тревожный ряд. Способы коррекции тревожности.

36. Психология страхов. Способы коррекции страхов.

37. Психологическая характеристика фрустрации.

38. Психология депрессии. Способы профилактики депрессии.

39. Понятие о психической травме и ПТСР. Виды, симптомы ПТСР. Психологическая помощь при ПТСР.

40. Стресс. Психологическая помощь при стрессе.

41. Характеристика агрессии и агрессивности. Понятие о гневе. Диагностика и коррекция агрессии.

42. Психология любви. Виды любви. Теории любви.

43. Понятие о воле. Виды волевых действий. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.

44. Понятие о личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

45. Основные подходы к проблеме активности и движущих сил развития личности.

46. Структура личности.

47. Направленность личности и формы ее проявления.

48. Самосознание личности. Самооценка и ее роль в становлении самосознания. Уровень притязаний личности.

49. Понятие о деятельности. Структура деятельности. Единство сознания и деятельности.

50. Освоение деятельности. Знания, умения, навыки, привычки и их роль в поведении человека. Виды деятельности.

51. Понятие об общении. Единство общения и деятельности. Структура общения.

52. Понятие о темпераменте. Исторические учения о темпераменте. Физиологические основы темперамента.

53. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека.

54. Характер. Формирование характера. Степень выраженности характера. Структура характера. Проблема типологии характера.

55. Акцентуации характера и их характеристика.

56. Понятие о способностях. Задатки и способности. Структура способностей. Способности и выбор профессии.

 

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Общее представление о психологии как науке

Общая характеристика психологии как науки. Понятие предмета и объекта науки. Своеобразие явлений действительности, обозначаемых термином «психика». Примеры явлений, которые изучает современная психология. Первоначальный смысл понятия «психология» и причины его современной трансформации.

Особенности психологии: сложность, слияние объекта и субъекта, уникальность практических следствий. Соотношение и отличительные особенности научной и «житейской психологии» (уровень обобщенности, степень рациональности и осознанности, способ передачи знаний, методы получения знаний, объём фактического материала).

Тема 2. История предмета психологии

Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Душа как предмет исследования. Развитие идеалистических и материалистических представлений о душе в эпоху античности, средневековья. Переход к изучению сознания (Р. Декарт, В. Вундт, У. Джеймс). Метод интроспекции. Общее представление об ассоциативной психологии. Бихевиоризм как наука о поведении (Дж. Уотсон, К. Холл, Б. Скиннер). Глубинная психология (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг). Теория и практика психоанализа. Гештальт - психология и ее идеи о целостности и структурной организованности психического (М. Верхеймер, В. Келер, К. Левин). Гуманистическая психология как ориентир на уникальность человеческой личности (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс). Когнитивная психология (Дж. Брунер, Р. Аткинсон, У. Найссер). Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Тема 3. Современная психология: предмет, задачи, структура

Современные представления о предмете психологии. Задачи современной психологии. Место психологии в системе наук. Философия как методология психологии. Связь психологии с гуманитарными науками: педагогикой, социологией, историей, юриспруденцией. Психология и естественные науки: математика, биология, физиология, медицина, физика, кибернетика.

Структура современной психологии. Классификация отраслей современной психологии и их краткая характеристика. Теоретические и прикладные дисциплины: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, психофизиология, сравнительная психология, психология труда, юридическая психология, медицинская психология и др. Место и роль общей психологии в системе психологических знаний. Значение общей психологии для практической деятельности психолога.

Тема 4. Методы психологии

Понятие о методе науки. Методология как учение о методе. Естественно - научный и гуманитарный подходы к познанию человека. Основные методологические принципы отечественной психологии. Принцип детерминизма, принцип развития, принцип связи сознания и деятельности, принцип целостности. Классификация методов психологии.

Объективные методы исследования (естественно-научный подход). Наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа, анкета, тесты, моделирование. Отличительные особенности эмпирических методов, требования и условия использования, достоинства и недостатки.

Методы качественной и количественной (математико-статистической) обработки эмпирических данных по результатам исследования.

Методы описания и понимания психики человека: интроспекция, самоотчет, биографический метод, эмпатия, беседа как диалог, включенное наблюдение, идентификация, эмпатическое слушание, интуиция, герменевтика. Их отличительные особенности от объективных методов психологии.

Методы практической психологии (психотерапия, психотренинг, психологическое консультирование, психологическая коррекция и др.). Назначение, особенности, процедура проведения.

Организационные методы исследования: сравнительный метод (метод «поперечного среза»), лонгитюдный метод (метод «продольного среза»), комплексный метод.

Общие требования к подбору, применению, обработке и интерпретации данных психологического исследования.

Тема 6. Природа психического. Психика и мозг

Основные подходы к объяснению природы психического: идеалистический и материалистический. Функции психики. Психика как механизм отражения, адаптации, регуляции поведения и деятельности. Понятие отражения. Характеристика форм отражения в живом и неживом мире: физическое, биологическое, физиологическое, психическое. Особенности психического отражения: активность, субъективность, оценочность, критичность и др. Роль психики в эволюции живых существ.

Классификация психических явлений. Психические процессы, состояния и свойства личности. Их сравнительная характеристика. Уровни психического отражения.

Естественно - научные основы психики в теориях российских ученых (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, А.А. Ухтомский). Общее строение нервной системы. Психика и мозг. Основные функциональные блоки мозга, их роль в управлении поведением. Функциональная система как модель взаимодействия психических и физиологических процессов и явлений в их совместном управлении поведением. Психическое как функциональный орган.

Психофизиологическая проблема в психологии. История развития взглядов на соотношение психических и физиологических явлений. Принцип психофизического взаимодействия (Р. Декарт). Принцип психофизического параллелизма (В. Вундт). Современные подходы к решению психофизиологической проблемы. Доминанта как временный функциональный орган. Развитие идей о функциональных органах в работах А.А. Ухтомского, А.Н. Леонтьева.

Тема 7. Возникновение и развитие психики. Психика животных

Возникновение и развитие психики в филогенезе (возникновение психического отражения). Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении и развитии психики. Раздражимость и чувствительность. Понятие биотических и абиотических раздражителей. Объективный критерий психического. Условие возникновения психического отражения. Сенсорная и перцептивная психика в работах А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри.

Психика и поведение животных, уровни поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Ориентировочно-исследовательская деятельность животных как основа интеллектуального поведения. Соотношение инстинктивного, приобретенного и интеллектуального поведения. Развитие психики и эволюция нервной системы.

Тема 8. Сознание человека. Его возникновение и сущность

Качественное своеобразие психики человека, ее отличие от психики животных. Возникновение и развитие сознания: основные подходы. Биологические предпосылки возникновения сознания. Общение и трудовая деятельность как основные социальные факторы развития сознания. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций. Усвоение общественно-исторического опыта как путь развития человека. Отличительные особенности низших и высших психических функций.

Сознание человека и его сущность. Сознание как осознанное бытие. Признаки и свойства сознания. Единство сознания и деятельности. Сознание как психический процесс.

Структура сознания и его основные характеристики. Основные подходы к структуре сознания (З. Фрейд, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Бытийный и рефлексивный слои сознания (В.П. Зинченко). Структура сознания по А.В. Петровскому. Практика сознания. Рефлексия и саморазвитие.

Сознание и бессознательное.Неосознаваемые явления в психике: понятия и их классификация. Неосознаваемые автоматизмы: первичные и вторичные автоматизмы, явление неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Формы проявления бессознательного (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы). Надсознательные процессы. Теоретические подходы к проблеме в исследованиях Н.А. Берштейна, Д.Н. Узнадзе, У. Джемса, З. Фрейда и др.

Date: 2016-05-14; view: 543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию