Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические вехи развития арт-терапии





И.В. Сусанина

Введение арт-терапию

Учебное пособие

Москва

Когито-Центр


УДК 615.851 ББК 88 С 90

Рецензенты:

Д.И. Шустов — профессор, доктор мед. наук, заведующий кафедрой психиатрии РГМУ им. И.П. Павлова Ю.В. Егошкин — профессор кафедры психологии РГУ им. С.А. Есенина

Сусанина И.В.

С 90 Введение в арт-терапию: учебное пособие. — М.: «Коги-то-Центр», 2007. — 95 с: ил.

Пособие знакомит читателя с бурно развивающимся в настоящее время направлением научной и практической деятельности — арт-терапией. Рассматриваются культурные предпосылки и история становления арт-терапии как метода терапевтической практики, ее возможности и механизмы воздействия. Анализируются основные особенности и этапы арт-терапевтического процесса, описываются различные формы арт-терапии, ее основные техники и направления.

Рекомендуется студентам, обучающимся по специальностям «Социальная работа», «Социально-культурная деятель­ность».

ББК 88

И.В. Сусанина, 2007 «Когито-Центр», 2007

ISBN 5-89353-215-5

Предисловие

Язык искусства — красок, линий, форм и обра­зов — говорит нам о том, что очень сложно выра­зить при помощи слов. Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего воз­можность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприя­тий и жизненного опыта.

Арт-терапия основывается на том, что художе­ственные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.

Арт-терапия, как профессиональная деятельность, — сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает цели­тельным эффектом, известно еще с древности. На про­тяжении всей человеческой истории искусство отра­жало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до траги­ческих потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.

В последние десятилетия художественное творче­ство как великая целительная сила было открыто и высоко оценено вновь. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность помогает им изба­виться от стресса, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприят­ных физических симптомов.

Появление арт-терапии, этой специфической дея­тельности на пересечении искусства, психологии и психотерапии, стало ответом на общественные тен­денции, так или иначе отражающие потребности людей в применении художественной деятельности как целительной силы.

Арт-терапия, как самостоятельная практическая деятельность, стала оформляться в 40—50-х годах про­шлого века в Великобритании и США. Постепенно происходило становление арт-терапии и как науч­ной дисциплины, развитие системы подготовки спе­циалистов, приобретение статуса особой професси­ональной деятельности.

В России арт-терапия использовалась преимуще­ственно как метод в рамках психиатрии и психотера­пии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бур­но развивается в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербур­ге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация, ра­ботает авторская программа канд. мед. наук А.И. Ко-пытина, включающая базовую информацию по арт-терапии (при Государственном институте прак­тической психологии «Иматон»); проводится ежегод­ная международная арт-терапевтическая конференция; начиная с 1997 года издается мультидисциплинарный журнал «Исцеляющее искусство». В Институте педа­гогического мастерства в Санкт-Петербурге ведется последипломная подготовка арт-терапевтов в очно-заочной форме с выдачей дипломов государственного образца; в Ульяновском педагогическом университете под управлением доктора педагогических наук, про­фессора Д.М. Аебедевой ведутся научные исследования в направлении развития арт-терапии в сфере об­разования; в Институте психотерапии и клинической психологии в Москве открыт курс подготовки арт-терапевтов с последующей сертификацией (на базе пси­хологического или медицинского образования).

Арт-терапия как научный метод возникла в условиях западной культуры. Существенные социально-эконо­мические, культуральные, социально-психологические различия, сложившиеся между двумя политическими мирами, объясняют трудности становления професси­ональной арт-терапевтической деятельности в России.

Однако перспективы развития арт-терапии в Рос­сии связаны и с социально-экономическими услови­ями жизни страны, и с укреплением демократичес­ких основ государства и общества, и с дальнейшей интеграцией России в мировое сообщество, преодо­лением социально-культурных барьеров, возникших в советскую эпоху.

Особый интерес представляет развитие арт-тера­пии в контексте социально-культурной деятельности. Подобный опыт уже десятилетиями существует во многих странах мира в форме открытой студийной работы. Деятельность открытых арт-студий направ­лена, прежде всего, на развитие творческого потен­циала самых различных групп населения, а также на оказание им психологической поддержки. В отличие от традиционных студий изобразительного искусства (изостудий), достаточно распространенных в деятель­ности советских клубов, открытые арт-терапевтические студии ставят перед собой задачу не обучения навыкам изобразительного творчества, а, прежде все­го, раскрытия креативных возможностей людей.

В России данная работа лишь начинает развивать­ся, и, прежде всего, в мегаполисах. Однако существу­ют примеры студийной работы и в региональных центрах. К ним относятся: работа в направлении данс-терапии, проводимая Г.Д. Виноградовой с группами людей с ограниченными возможностями (на базе Рязанского Дворца Молодежи и выставочного зала Рязанского отделения союза художников России), а также работа в области визуальной арт-терапии, про­водимая И.В. Сусаниной с группами бывших участ­ников боевых действий (на базе санатория ветеранов войн в п. Солотча), а также с людьми с ограниченны­ми возможностями, организованная на базе художе­ственного салона «На Старом Перекрестке».

Деятельность открытых арт-студий пока еще не имеет специальной профессиональной ниши, и суще­ствующий опыт является результатом воли и усилий тех, кто нуждается в такой работе, и тех, кто спосо­бен оказать такую помощь. Однако со временем эта работа должна стать частью действительности рос­сийской жизни,— так, как это произошло в индуст­риально развитых странах мира. Стартовым момен­том, безусловно, является подготовка специалистов в этой области, формирование профессионального статуса арт-терапевта. В мировой образовательной практике арт-терапия является последипломной об­разовательной ступенью.

Профессиональное образование в области соци­ально-культурной деятельности максимально близко по своей направленности в качестве базового для подготовки арт-терапевтов открытых студий.

Данное учебное пособие предлагается для студен­тов университета культуры и искусства в качестве ознакомления с основами арт-терапевтической дея­тельности, как одним из перспективных направле­ний их дальнейшей специализации.

Исторические вехи развития арт-терапии

Арт-терапия, как и многие другие терапевтичес­кие методы, уходит своими корнями далеко вглубь истории. Предметы древнего искусства, художествен­ные изображения выполняли не только декоратив­ные функции, но и магические. Художественные об­разы были частью ритуалов, направленных на защиту древних людей от опасных проявлений окружающей среды, нападений диких животных, от всего неизве­данного. Кроме того, эти символические образы ста­ли предметом поклонения первобытных людей в ка­честве «икон», помогавших людям в удачной охоте. Люди древности верили в магическую силу худо­жественных символов. Так египтяне заворачивали различные символические предметы в мумии в каче­стве предметов, способствующих их сохранению. Осо­бую роль в древних культурах играли магические ма­ски, игравшие роль защиты людей, носивших их, от опасных влияний.

Во многих современных культурах искусство про­должает использоваться как символическое средство физического и психологического восстановления людей. Индейские племена используют специальные песни и ритуальные танцы для излечения различных недугов. Тибетцы используют песочные рисунки в форме мандалы — магического круга, на котором они концентрируются в процессе медитации, молитв. Духовная концентрация на мандалах преследует сво­ей целью исцеление, освобождение от страданий.

Шаманы являются провозвестниками современ­ных психиатров и арт-терапевтов. Роль шаманов зак­лючается в том, чтобы извлечь из тела и сознания людей болезненные элементы и излечить их душу по­средством использования художественных образов и ритуалов. Символические образы шаманы исполь­зуют в своей одежде и ритуальных церемониях для того, чтобы создать у людей измененное сознание и принести им исцеление. Это может показаться уди­вительным, но деятельность шаманов действительно сильно связана с областью арт-терапии, которая ис­пользует процесс создания художественных образов как метод исцеления и восстановления.

На протяжении всей истории культуры просле­живается тесная взаимосвязь, смысловое и визуаль­ное сходство символических изображений в различ­ных эпохах и культурах. Очевидным является и общее для всех культур представление о том, что данные изображения обладают целительными свойствами. Примерами таких сходных символов являются кон­центрические круги, спирали, мозаичные изображе­ния, круги с пересекающимися крестообразно лини­ями внутри. Данные изображения существуют, они найдены в предметах древней культуры народов стран, географически не имевших возможностей контакти­ровать.

Таким образом, язык художественных образов является особым, универсальным языком, в симво­лической форме содержащим универсальные челове­ческие понятия.

Помимо идей, характеризующих происхождение арт-терапии в тесной взаимосвязи с культурными традициями древности, существует и представление о том, что арт-терапия имеет отношение к области психиатрии.

В 1901 году французский психиатр Marcel Reja обратил внимание на сходство в художественных изображениях своих пациентов, а также изображе­ний, которые характерны для детей и художников — примитивистов. Психиатры Е. Krapelin и К. Jaspers заметили, что рисунки пациентов могут помочь в понимании характера психопатологии.

Однако взаимоотношения между психикой и ви­зуальной экспрессией не были раскрыты до момента, пока 3. Фрейд не создал свое учение о бессознатель­ном. Фрейд обнаружил, что его пациенты часто спо­собны передать свои сны с помощью изображений, а не слов. Данное наблюдение легло в основу пред­ставления о том, что художественное самовыраже­ние может стать ключом к внутреннему миру челове­ческой психики. Фрейд включил художественные понятия в контекст своего анализа и в дальнейшем использовал произведения литературы и искусства в анализе многих направлений своей теории.

Позднее К. Юнг сформулировал понятие о кол­лективном бессознательном, архетипах и архетипических символах. Юнг интересовался искусством и на протяжении всей своей жизни занимался рисова­нием и живописью. Он пришел к выводу, что эмоци­онально беспокоящие образы должны быть выведе­ны из области бессознательного, поскольку, оставаясь там, они могут оказывать отрицательное воздействие на поведение личности. Сны, воспоминания, исто­рии и искусство способны вывести данные скрытые образы в план сознания. Особый интерес Юнга вы­зывали мандалы или «магические круги» как в своих собственных рисунках, так и в рисунках своих паци­ентов. Юнг обнаружил взаимосвязь между образом и психикой и развил основы понимания смыслов сим­волических образов в процессе изучения архетипов и их универсальных проявлений в изобразительном искусстве.

Идеи Юнга и Фрейда были восприняты психиат­рическим сообществом с большим интересом. Пони­мание того, что визуальные образы являются симво­личными и способны раскрыть вытесненное содержание сознания, прочно завоевало место в де­ятельности психотерапевтов и психиатров.

На перевале столетий также возник интерес к ху­дожественному творчеству душевнобольных. В 1872— 1888 годах были опубликованы работы французских психиатров A.Tardien и P.M. Simon, посвященные данной проблеме. Симон стал первым психиатром, опубликовавшим коллекцию рисунков и живописи душевнобольных. Он находился под влиянием диаг­ностического подхода к толкованию художественных образов и искал взаимосвязь психиатрических симп­томов и содержания художественного творчества ду­шевнобольных.

В 1926 году Г. Принсхорн, историк искусства, став­ший впоследствии психиатром, начал собирать кол­лекцию рисунков, живописи и скульптур пациентов психиатрических клиник в Германии, Швейцарии, Италии, Австрии и Голландии. Величина коллекции составила пять тысяч произведений, созданных бо­лее чем пятьюстами пациентами различных клиник. Данная коллекция была опубликована, и в дальней­шем художественное творчество душевнобольных получило название «аутсайдерское искусство». В сво­ем исследовании творчества душевнобольных Прин­схорн делал акцент не на изучении психопатологии, проецирующейся в художественных образах, а на самом творческом процессе и создаваемых художе­ственных формах. Он пришел к выводу, что челове­чество обладает фундаментальной потребностью в самовыражении и общении, что подразумевает не­обходимость каждого человеческого существа иг­рать, украшать, символически преобразовывать идеи в визуальные формы. Принсхорн считал, что твор­ческий процесс создания художественных продук­тов является базовым для всех людей, независимо от того, больны они или здоровы, а также, что ху­дожественное творчество является способом пси­хологической интеграции.

Приблизительно в то же время швейцарский пси­хиатр В. Моргенталер опубликовал книгу «Искусство А. Волфи». А. Волфи, пациент клиники, страдавший шизофренией и находившийся в психиатрической больнице в течение тридцати лет, создал огромное количество рисунков, ставших известными своей слож­ностью, многочисленными деталями и цветом. Как и художники, работы которых были представлены в коллекции Принсхорна, А. Волфи не имел художе­ственного образования и работал спонтанно, исполь­зуя лишь те материалы, которыми он располагал в больнице.

Интерес к исследованию психопатологических проявлений в художественном творчестве остается и в современную эпоху. Историки искусства, психи­атры, арт-терапевты и художники с неустанным во­одушевлением обращаются к «искусству иных», пы­таясь разгадать тайны человеческой психики.

Интерес к смысловым содержаниям искусства ду­шевнобольных лег в основу развития психодиагнос­тики, базирующейся на интерпретации визуальных образов. Леонардо да Винчи был создателем первого проективного теста, пытаясь рассмотреть те или иные визуальные образы в следах спонжа на стене. Он писал о том, что разнообразные ассоциации можно обна­ружить в конфигурациях этого пятна.

Тест Роршаха, опубликованный в двадцатых го­дах прошлого столетия в Европе, а затем и в Амери­ке, представляет собой серию чернильных пятен, со­зданных для того, чтобы разбудить ассоциации и эмоции наблюдателя. Он был назван в честь его со­здателя Г. Роршаха, который верил в то, что суще­ствует связь между индивидуальными особенностя­ми личности и тем, как личность воспринимает форму и цвет. В данном тесте чернильные пятна предъявля­ются в определенном порядке и в течение определен­ного времени. Испытуемым предлагается дать ко­роткое описание того, что они в них видят.

В 1908 году немецкий психиатр F. Mohr описал первый рисуночный тест, предназначенный для пси­хологических целей. В 1926 году F. Goodenough был разработан рисуночный тест для оценки интеллек­туальных способностей детей посредством количе­ства деталей, используемых в изображении челове­ка. В дальнейшем автор теста установил, что, помимо интеллектуальных способностей, данный тест может рассказать и о других особенностях человеческой личности.

К середине двадцатого века в научном мире проч­но обосновалось понимание того, что художествен­ное самовыражение является символичным и отра­жает скрытые, бессознательные содержания человеческой психики. Одновременно с последним все большую силу набирал тезис о том, что процесс художественного творчества побуждает личность к духовному росту, позитивной внутренней трансфор­мации, избавлению от страхов и тревог. Обе эти идеи подготовили почву для возникновения арт-терапии.

Пионерами арт-терапии в США стали Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. В 40-х годах М. Наумбург стала использовать арт-терапию как одну из форм психотерапии. Она основывалась на теории Фрейда, однако пошла на шаг дальше него. Пациенты Наум­бург не только рассказывали о своих сновидениях, но и изображали их. Образы, создаваемые пациентами, Наумбург стала расценивать как символическую речь.

В 50-х годах Э. Крамер предположила, что цели­тельные качества художественного творчества объяс­няются способностью творческой деятельности ак­тивизировать определенные психологические процессы. Крамер обнаружила, что творческий акт создания художественного продукта связан с изме­нением внутреннего опыта личности и ведет к субли­мации, интеграции и синтезу. Несмотря на то, что художественная экспрессия не ведет непосредствен­но к разрешению внутреннего конфликта, она рас­крывает психологическое пространство, где новые установки могут быть реализованы.

Важный вклад в развитие арт-терапии, как осо­бой научной дисциплины, внесла Я. Квитковская, впервые использовавшая арт-терапевтические мето­ды в семейной психотерапии. Она считала, что се­мейная арт-терапия помогает идентифицировать роли, исполняемые членами семьи, и их статусы.

Позднее, в 60-х годах, Дж. Райн использовала художественную экспрессию как средство достиже­ния самоосознания и самоактуализации (раскрытия потенциала личности и достижения чувства удовлет­воренности своей жизнью). Райн придавала макси­мальное значение собственной интерпретации кли­ентом созданного творческого продукта, и данный клиентоцентрированный подход является одним из наиболее распространенных и в наши дни.

В Европе также происходило развитие арт-тера­пии. Английский художник А. Хилл обнаружил цели­тельное воздействие художественного самовыражения, находясь в больнице для больных тубер­кулезом в сороковых годах прошлого века. Он стал развивать идею арт-терапии как метод лечения людей с физическими и эмоциональными расстройствами. По мнению Хилла, именно он стал первым арт-тера-певтом. Хилл пришел к выводу, что занятия арт-тера­пией способствуют освобождению от монотонности пребывания в больнице и рождают чувство надежды у людей, столкнувшихся с тяжелой болезнью.

Э. Адамсон, другой английский арт-терапевт, рабо­тал в качестве художника в клинической художествен­ной студии. В 1946 году он предоставил своим пациен­там среду, в которой они могли излечить себя своими собственными силами. Адамсон был убежден, что вме­сто того, чтобы анализировать художественные про­дукты пациентов, гораздо важнее вовлечь людей в ху­дожественную деятельность, которая сама по себе является целительной. Адамсон собрал коллекцию ри­сунков, выполненных его душевнобольными пациента­ми (было изображено шестьдесят тысяч предметов): она известна в Англии как Коллекция Адамсона.

М. Хатун, художница, приглашенная во всемирно известную психиатрическую клинику, основанную Менингером (штат Канзас), помогала своим паци­ентам использовать художественную экспрессию в качестве средства освобождения от эмоциональных проблем и психических травм. Она ввела термин арт-синтез, для того чтобы описать процесс самораскры­тия, в который были вовлечены многие из ее пациен­тов сразу после занятий в студии. Не будучи профес­сиональным психотерапевтом, Хатун понимала, что занятия художественным творчеством дают возмож­ность пациентам испытать чувство катарсиса и соб­ственными силами раскрыть смысл создаваемых ими художественных продуктов.

Опыт работы данной клиники повлиял на разви­тие арт-терапии в США. Д. Джонс и Р. Олт, худож­ники, работавшие в клинике в 60-х годах, основали Американскую арт-терапевтическую ассоциацию.

В современном мире арт-терапия стала профес­сией с самостоятельным статусом как в сфере обра­зования, так и в практической деятельности. Арт-терапия занимает также и свое собственное место по отношению к экспрессивной терапии. Экспрес­сивная терапия — так же, как и арт-терапия, опира­ющаяся на целительные свойства искусства, — раз­вивалась одновременно с арт-терапией. Другое название экспрессивной терапии — креативная тера­пия. Экспрессивная, или креативная терапия, исполь­зует в своей деятельности все жанры искусства (изоб­разительное искусство, музыку, драму, движение и поэзию). Практика экспрессивной терапии относит­ся к интермодальной терапии. Интермодальные тех­ники базируются на идее, что все виды искусства име­ют целительный потенциал и могут быть объединены и использованы в терапии.

Таким образом, специалисты в области арт-тера­пии являются частью более широкого профессиональ­ного сообщества креативных терапевтов, к которым относятся музыко-терапевты, танцедвигательные те­рапевты, поэтические терапевты и драма-терапевты. Каждая из профессий имеет собственные теорети­ческие подходы, обучение и практику.

Date: 2016-05-25; view: 1966; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию