Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование финансовых результатов предприятия





Экономическое содержание прибыли, ее виды и функции

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С ее помощью оценивается деятельность всех предпринимательских структур. Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, критерием его эффективности и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях.

Проблема экономического содержания, функций и значения прибыли находится в поле зрения многих экономистов.

Согласно марксистской теории прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости, представляющей неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства.

В неоклассической теории обосновывается иной подход: прибыль формируется в зависимости от производительности факторов производства, каждый их владелец получает свою часть добавленной стоимости в соответствии с предельной производительностью капитала, труда, земли: прибыль, зарплату, ренту.

Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, ее экономическому содержанию привели к разграничению таких понятий, как “бухгалтерская” и “экономическая” прибыль.

Под бухгалтерской прибылью понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Понятие “бухгалтерской прибыли” в России введено с 1 января 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Определения бухгалтерской прибыли базируются на двух основных концепциях:



¨ поддержания благосостояния или сохранения капитала;

¨ эффективности, или наращения, капитала.

В мировой практике признается в качестве главенствующей концепция поддержания благосостояния, согласно которой бухгалтерская прибыль есть прирост в течение отчетного периода собственного капитала (средств, вложенных собственниками) и является результатом улучшения благосостояния фирмы. Данную концепцию иногда также называют концепцией прибыли, основанной на изменениях в активах и пассивах. Выручка от продаж или иные доходы могут быть признаны только вследствие увеличения какого-либо актива или уменьшения какого-либо обязательства, и, соответственно, расход не может быть признан, если он не вызван уменьшением актива или увеличением обязательства. Другими словами, прибыль представляет собой увеличение экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, а убыток ¾ их уменьшение.

В соответствии со второй концепцией прибыль есть разница между доходами и расходами предприятия и мерило эффективности деятельности предприятия и его руководства. Прибыль является результатом корректного разнесения доходов и расходов по соответствующим отчетным периодам, подразумевающее соотнесение в данном отчетном периоде “усилий” (т. е. расходов) и соответствующих им “достижений” (т. е. доходов). Доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, будут признаны в качестве актива или пассива вне зависимости от того, представляет собой такой актив или пассив реальный будущий приток или отток экономических ресурсов. На таком подходе основана концепция двойной записи в бухгалтерском учете, посредством которой выявляется двойной финансовый результат: как наращение собственного капитала (статистическая модель баланса) и как разница между доходами и расходами (финансовая модель баланса).

Показатель бухгалтерской прибыли не лишен недостатков. В качестве основных можно выделить следующие:

¨ в силу допущения бухгалтерскими стандартами разных стран (а иногда в рамках одной страны для разных предприятий) возможности использования различных подходов при определении тех или иных доходов и расходов показатели прибыли, рассчитанные разными предприятиями, могут быть несопоставимы;

¨ изменение общего уровня цен (инфляционная составляющая) ограничивает сопоставимость данных по прибыли, рассчитанной за разные отчетные периоды.

¨ величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволяет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал предприятия за отчетный период, так как в бухгалтерской отчетности непосредственно не признается фактор альтернативной стоимости капитала.

С экономической точки зрения капитал предприятия приумножается, когда выгоды, полученные предприятием от использования долгосрочных ресурсов, превышают экономические затраты на их привлечение (будь то заемных или средств акционеров). Верно и обратное: в случае если полученные экономические выгоды меньше расчетной величины “стоимости капитала”, предприятие фактически растрачивает капитал. Это положение активно используется при принятии инвестиционных решений, в том числе и решений о приобретении акций конкретного предприятия. Стремление к оценке эффективности использования капитала привело к активному использованию в зарубежной практике показателя экономической прибыли.



Под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости предприятия. При этом понятие “экономическая прибыль” в последние годы в западной практике в условиях развития рынка ценных бумаг значительно трансформировалось по сравнению с первой половиной XX столетия. Существует немало разночтений в определении того, как же рассчитывать такую экономическую стоимость, однако всех их объединяет принципиальная разница по сравнению с бухгалтерской интерпретацией в понимании того, какая величина по истечении отчетного периода считается соответствующей “уровню достатка” в начале периода.

Экономическая прибыль определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала, позволяя сравнить рентабельность вложенного капитала с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью. Экономическую прибыль можно также определить как разницу между чистой операционной прибылью после налогообложения и величиной вложенного капитала, помноженной на средневзвешенную стоимость капитала. От показателя бухгалтерской прибыли экономическая прибыль отличается тем, что при ее расчете учитывается стоимость использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств (источников), а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, учитываемых при расчете бухгалтерской прибыли. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (альтернативных) затрат или затрат отвергнутых возможностей (рис. 6.1).

Рис 6.1. Экономический и бухгалтерский подходы к определению прибыли

Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов предприятия. Положительное ее значение означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для тех, кто предоставил ей свой капитал.

Если складывается обратная ситуация, то это свидетельствует о неспособности предприятия покрыть стоимость использования привлеченных ресурсов или, иными словами, что оно проедает предоставленный ему капитал. Таким образом, отсутствие экономической прибыли может стать причиной перетока капитала в другие сферы использования.

Существование понятий “бухгалтерская” и “экономическая” прибыль не означает возможности прямого сопоставления их значений. У каждого показателя может быть своя сфера применения. Более корректной видится их характеристика как взаимодополняющих показателей. Использование показателя экономической прибыли может как подтвердить, так и опровергнуть выводы, сделанные на основе показателя бухгалтерской прибыли и стать причиной дальнейшей аналитической работы. С точки зрения оценки эффекта, показатель экономической прибыли дает более полное по сравнению с показателем бухгалтерской прибыли представление об использовании предприятием имеющихся активов в силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретным предприятием, с результатом, который обеспечит ему реальное, а не только номинальное сохранение вложенных средств. В связи с этим показатель экономической прибыли видится более емким и полезным при принятии решения инвестором о своих действиях в отношении ценных бумаг предприятия.

Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции.

Стимулирующая функция. Прибыль в рыночной экономике ¾ движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции; за ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение; в условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.

Показатель эффективности деятельности предприятия. В рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия. Во все времена прибыль являлась признаком эффективного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете финансовые результаты деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.

Источник формирования доходов бюджетов. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

Формирование финансовых результатов предприятия

Обобщающим показателем анализа и оценки эффекта деятельности предприятия на определенных стадиях его формирования является финансовый результат. В плане счетов, действующем с 2000 г., открывается сопоставляющий синтетический счет 99 “Прибыли и убытки”, предназначенный для выявления конечного финансового результата деятельности любого предприятия.

Счет прибылей и убытков связан с другими синтетическими счетами бухгалтерского учета, которые отражают движение доходов и расходов предприятия. Так, на счет 90 “Продажи” формируется финансовый результат от экономической деятельности, который отражается в отчетности формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках” в двух показателях: валовая прибыль и прибыль от продаж.

В процессе формирования финансовых результатов рассчитывают:

¨ валовую прибыль (Пв);

¨ прибыль (убыток) от продаж (Ппр);

¨ прибыль (убыток) до налогообложения (Пдн);

¨ чистую прибыль (убыток) отчетного периода (Пч).

Если валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции, то прибыль от продаж формируется как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы.

Валовая прибыль рассчитывается по формуле:

Пв = Впр - С, (6.1)

где Впр ¾ выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

С ¾ себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

 

На предприятиях торговли валовая прибыль характеризует сумму торговой надбавки, приходящейся на проданные товары, т. е. представляет собой разность между продажной и покупной стоимостью проданных товаров.

Прибыль (убыток) от продаж рассчитывается по формуле:

Ппр = Впр - С - Рк - Рупр, (6.2)

где Рк ¾ коммерческие расходы;

Рупр ¾ управленческие расходы.

 

Действующая форма № 2 “Отчет о прибылях и убытках” и данные счетов 90 “Продажи” и 91 “Прочие доходы и расходы” (по новому счетному плану) позволяют рассчитать прибыль (убыток) от обычной деятельности как в целом за год, так и в поквартальном разрезе.

Финансовый результат от всех видов обычной деятельности выражается показателем “Прибыль (убыток) до налогообложения”, рассчитываемым по формуле:

Пдн = Ппр + ПРП - ПРУ + ДУ + ПОД - ПОР + ВРД - ВРР, (6.3)

где ПРП, ПРУ ¾ проценты к получению, проценты к уплате;

ДУ ¾ доходы от участия в других организациях;

ПОД, ПОР ¾ прочие операционные доходы и расходы;

ВРД, ВРР ¾ внереализационные доходы и расходы.

 

Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является чистая прибыль (убыток) отчетного периода, которая формируется на счете 99 “Прибыли и убытки” и рассчитывается по формуле:

Пч = Вдн + НА - НО - Нп, (6.4)

где НА ¾ отложенные налоговые активы;

НО ¾ отложенные налоговые обязательства;

Нп ¾ текущий налог на прибыль.

 

Алгоритм формирования финансовых результатов, согласно форме № 2 “Отчет о прибылях и убытках”, представлен на рис. 6.2-6.3.

Рис. 6.2. Алгоритм формирования финансового результата в соответствии с приказом Минфина РФ
от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

Рис. 6.3. Алгоритм формирования финансового результата предприятий
согласно приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н
«О формах бухгалтерской отчетности организаций»

Чистая прибыль является основным показателем для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение уставного и резервного капитала, капитализации прибыли предприятия. Заключительными записями декабря отчетного года чистая прибыль переносится на счет 84 “Нераспределенная прибыль”, которая по существу должна быть равна нераспределенной прибыли, если предприятие в течение года не использовало в исключительных случаях чистую прибыль на покрытие текущих расходов по внутрихозяйственным программам.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода характеризует реальный прирост (наращение) собственного капитала предприятия. В связи с этим в научной и учебной литературе по финансовому анализу при желании можно найти различные определения понятия “финансовый результат” в зависимости от того, какая сторона деятельности в каждом конкретном случае рассматривается. В целом в понятие “финансовый результат” вкладывается определенный экономический смысл:

¨ превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство;

¨ превышение выручки от продаж (стоимости реализованной продукции) над полными затратами, понесенными в связи с ее производством и продажей (реализацией);

¨ превышение чистой прибыли отчетного периода над понесенными убытками.

Таким образом, финансовый результат в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала предприятия. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразном использовании активов предприятия, его основного и оборотного капитала.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия любой организационно-правовой формы хозяйствования выражается так называемой бухгалтерской прибылью (убытком), выявленной за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех ее хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34 н. Согласно данному Положению, конечный финансовый результат отчетного периода отражается в бухгалтерском балансе как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т. е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Чистая прибыль складывается из финансового результата от продаж (реализации) товаров, продукции (работ, услуг); доходов от участия в других организациях; процентов к получению за минусом их к уплате; операционных доходов и расходов; внереализационных доходов и расходов, отложенных налоговых активов за минусом отложенных налоговых обязательства, а также за вычетом текущего налога на прибыль.

Прибыль от продаж товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (нетто) от продаж за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию. К обязательным платежам относятся экспортные пошлины, а также процентные надбавки к розничным ценам к некоторым видам продукции.

Созданные нормативные документы коренным образом изменили подход к методике расчета финансовых результатов для их отражения в бухгалтерской отчетности и исчисления выручки от продаж товаров, продукции (работ, услуг). В частности для составления бухгалтерской отчетности выручка от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг устанавливается только по их отгрузке и по предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов. Если по договору обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией заказчику после момента поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции в банк либо в кассу предприятия непосредственно, а также зачета взаимных требований по расчетам, то выручка от продажи такой продукции (товаров) включается в “Отчет о прибылях и убытках” на дату поступления денежных средств (зачета). Аналогичный порядок применяется в отношении выполненных работ и оказанных услуг.

Методы планирования прибыли

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование прироста собственных оборотных средств, инвестиций, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Прибыль планируется раздельно по товарной продукции, прочей продукции и услугам нетоварного характера. Планируется также сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

Основные методы планирования прибыли представлены на рис. 6.4.

Рис. 6.4. Методы планирования прибыли

1. Метод прямого счета. Объектом планирования являются элементы бухгалтерской прибыли: прибыль от продаж продукции, прибыль от прочей реализации и внереализационных операций. Основой для расчета служит объем производственной программы в соответствии с заказами потребителей.

Прибыль по товарному выпускутп) планируется на основе сметы затрат, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = ТПпл - Сп, (6.5)

где ТПпл ¾ стоимость товарной продукции планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Сп ¾ полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

 

Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, расчет плановой прибыли от продажи продукции (Ппр) примет вид:

Ппр = ПОн + Птп - ПОк, (6.6)

гдеПОн ¾ прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

ПОк¾ прибыль в остатках продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

 

Пример 6.1.Сводный расчет прибыли от продаж (в тыс. руб.), исчисленной методом прямого счета (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Планирование прибыли методом прямого счета, тыс. руб.

Разновидность метода прямого счета ¾ метод поассортиментного планирования прибыли. Сумма прибыли от продаж рассчитывается по каждому виду изделий или по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными (табл. 6.2).

Таблица 6.2. Расчет прибыли методом поассортиментного планирования, тыс. руб.

Прибыль от прочей реализации планируется по таким хозяйственным операциям: выполнение работ и услуг непромышленного характера, включая работы по капитальному строительству и капитальному ремонту; реализация сверхнормативных, излишних запасов сырья, материалов и топлива, осуществляемая в порядке мобилизации внутренних ресурсов; реализация услуг транспортных хозяйств, выделенных на самостоятельный баланс в составе объединения, а также услуг и работ их транспортных цехов; продажа топлива и отпуск топлива и теплоэнергии для отопления и горячего водоснабжения жилых домов по льготным ценам и тарифам; реализация покупной электроэнергии, воды, пара, газа, а также полученных со стороны полуфабрикатов и т. п. Прибыль от прочей реализации не является стабильной, поэтому целесообразно предварительно проанализировать ее структуру и состав в отчетном году.

Исчисление прибыли от прочей реализации, как правило, производится методом прямого счета. И только в порядке исключения, когда доля прочей продукции незначительна, прибыль от ее реализации (излишек материалов, оказание услуг непромышленного характера и т. д.) может быть определена исходя из рентабельности, достигнутой в предшествующем году, и запланированного объема этой продукции или услуг в предстоящем году.

При расчете плановой прибыли от внереализационных операций необходимо учитывать доходы или расходы, относимые на счет прибыли и убытков, которые связаны с нормальными условиями работы предприятия и носят стабильный характер. Поступление штрафов, пени и неустоек не планируется, а учитывается в составе фактической прибыли.

Для исчисления общего размера плановой прибыли суммируются прибыль от продаж продукции, прибыль от прочей реализации и сальдо планируемых внереализационных доходов и расходов.

Достоинство метода прямого счета заключается в том, что все расчеты прибыли построены на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по всему ассортименту выпускаемой продукции. Метод нетрудоемкий и используется при составлении перспективных планов развития предприятий, поскольку исходной базой является весь объем товарной продукции (сравнимой и несравнимой).

Недостатки данного метода: во-первых, на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости составляются лишь по важнейшим изделиям или представителям групп изделий, по остальной продукции применяются расчетные показатели, что снижает точность подсчета размера плановой прибыли; метод не вскрывает факторов роста прибыли в планируемом периоде; при большой номенклатуре выпускаемой продукции проверка правильности расчета прибыли от ее реализации очень трудоемка. Во-вторых, в современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменился уровень цен, инфляции и прочих параметров макроэкономического окружения предприятия. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.

2. Аналитический метод. Применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

Базой расчета служат затраты на рубль товарной продукции, исчисленной в оптовых ценах предприятия, базовая рентабельность, а также совокупность плановых показателей деятельности предприятия (факторный метод).

2.1. Планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции производится по формуле:

Птп = ТПпл ´ (1 - Зтп) (6.7)

где Птп ¾ прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

ТПпл ¾ стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации;

Зтп ¾ затраты на рубль товарной продукции.

 

Пример 6.2.Планирование прибыли с использованием показателя затрат на рубль товарной продукции. Выпуск товарной продукции предприятия в оптовых ценах определен на планируемый год в 50 млн. руб., затраты на рубль товарной продукции ¾ 0,88 руб.

Отсюда прибыль на каждый рубль выпуска товарной продукции в оптовых ценах предприятия составит 0,12 руб. Сумма прибыли от выпуска товарной продукции составит:

Птп = 50 000 ´ (1 - 0,88) = 6000 тыс. руб.

Для исчисления плановой прибыли от реализуемой продукции следует также учесть прибыль, приходящуюся на входные и выходные остатки товарной продукции, которая определяется по формуле (6.6).

2.2. Планирование прибыли посредством процента базовой рентабельности производится путем переноса процента рентабельности от продажи сравнимой продукции, сложившейся в отчетном году, на планируемый год с учетом роста объема реализации, снижения себестоимости продукции, изменения се ассортимента и сортности, уровня оптовых цен и других факторов, влияющих на размер прибыли.

Исчисление прибыли посредством базовой рентабельности состоит из трех последовательных этапов:

1. Определение базовой рентабельности (Рб)как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год (Пб) на полную себестоимость сравнимой товарной продукции ( ) за тот же период:

(6.8)

2. Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года (Сппл) и определение прибыли по товарному выпуску исходя из базовой рентабельности.

3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: изменения себестоимости сравнимой продукции, качества (сортности) продукции, структуры выпуска (ассортимента), цен на продукцию. Следует также выявить инфляционную составляющую прироста прибыли.

Объем выпуска продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение прибыли.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Структура товарной продукции оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в структуре выпуска приводит к возрастанию прибыли. При увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Изменение цен реализации и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: с увеличением цен прибыль возрастает, и наоборот.

Влияние перечисленных факторов на плановую прибыль:

(6.9)

где Ппл ¾ планируемая прибыль;

DB ¾ влияние изменения товарного выпуска в сопоставимых ценах;

DC ¾ влияние изменения себестоимости товарной продукции;

DA ¾ влияние структурного (ассортиментного) сдвига в товарном выпуске;

DЦ ¾ влияние изменения продажных цен на продукцию предприятия.

 

Влияние рассмотренных факторов на прибыль определяется сначала без учета инфляции, а затем с помощью рассчитанных самим предприятием индексов инфляционного прироста цен. Прогнозирование инфляции необходимо вести по четырем основным направлениям:

¨ изменение цен на реализуемую продукцию;

¨ изменение цен на приобретаемые товарно-материальные ценности;

¨ изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по бухгалтерской оценке;

¨ изменение средней заработной платы в связи с инфляцией.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (за I-III кварталы включительно) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому, если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений. В противном случае уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового. Для расчета плановой прибыли от продажи продукции учитывается прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

 

Пример 6.3.Аналитический метод расчета прибыли посредством базовой рентабельности

1. Определяется базовая рентабельность как отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости сравнимой товарной продукции (табл. 6.3).

Таблица 6.3. Расчет базовой рентабельности, тыс. руб.

2. В плановом году предусматривается рост сравнимой товарной продукции на 14,7%. Выпуск этой продукции по себестоимости отчетного года составит:

5300 ´ (1 + 0,147) = 6079,1 тыс. руб.

3. Прибыль по сравнимой товарной продукции в плановом году, исходя из базового уровня рентабельности, составит

6079,1 ´ 0,488 = 2966,6 тыс. руб.

4. Прибыль на несравнимую товарную продукцию исчисляется прямым счетом. Несравнимая товарная продукция планируемого года принята по плановой полной себестоимости в сумме 1600 тыс. руб., а в действующих ценах (за минусом НДС и акцизов) ¾ 2000 тыс. руб. Следовательно, прибыль на несравнимую товарную продукцию в предстоящем году составит

2000 - 1600 = 400 тыс. руб.

5. Учитывается влияние отдельных факторов на сумму плановой прибыли.

Влияние изменения себестоимости определяется следующим образом. Выпуск сравнимой товарной продукции в плановом году по себестоимости прошлого года исчислен в сумме 6079,1 тыс. руб. Та же сравнимая продукция, но по полной себестоимости предстоящего года, определена в сумме 9200 тыс. руб.

Отсюда повышение себестоимости сравнимой товарной продукции равно

9200 - 6079,1 = 3120,9 тыс. руб.

Повышение себестоимости повлечет снижение плановой прибыли.

Для того, чтобы определить влияние ассортиментных сдвигов на прибыль, исчисляется удельный вес каждого изделия в общем объеме сравнимой товарной продукции по полной себестоимости в истекшем и плановом году. Затем удельный вес каждого изделия в отчетном и плановом году умножается на отчетную рентабельность этого изделия, принятую на уровне ожидаемого исполнения. Полученные коэффициенты отражают средний уровень рентабельности в истекшем и плановом году. Разница между коэффициентами показывает влияние ассортиментных сдвигов (DРас) на плановую прибыль (см. табл. 6.4):

(6.10)

Средняя рентабельность в плановом году увеличивается по сравнению с отчетным на: DРас = 32,40% - 31,58% = 0,82 п. п. Таким образом, изменение структуры товарной продукции в плановом году будет способствовать увеличению суммы прибыли на 49,8 тыс. руб., так как в общем объеме увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции:

6079,1 ´ 0,0082 = 49,8 тыс. руб.

На размер плановой прибыли влияет также изменение цен в плановом периоде. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислять от объема соответствующей продукции.

Таблица 6.4. Расчет влияния на плановую прибыль сдвигов в ассортименте продукции в плановом году

Допустим, цены на всю товарную продукцию предполагается увеличить в плановом году на 16%. Если планируемый выпуск товарной продукции, исчисленный в ценах базового периода, составит 10 800 тыс. руб., то будет получено прибыли только за счет этого фактора на сумму

10 800 ´ 0,16 = 1 728,0 тыс. руб.

Для сводного расчета прибыли (табл. 6. 5) следует учесть прибыль в остатках нереализованной продукции ¾ 800 тыс. руб. на начало и 1400 тыс. руб. на конец планового года.

Заметим, что при прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются факторы, положительно и отрицательно влияющие на прибыль.

Прежде всего снижает плановую прибыль повышение себестоимости на 3120,9 тыс. руб., что можно объяснить ростом цен на потребляемые товарно-материальные ценности, повышением оплаты труда в связи с увеличением минимального размера месячной оплаты труда и другими факторами. Незначительное увеличение прибыли (на 49,85 тыс. руб.) происходит в связи с изменением ассортимента производимой продукции в сторону повышения удельного веса наиболее рентабельной продукции (см. табл. 6.5). Рост прибыли на 1728 тыс. руб. планируется в связи с предполагаемым увеличением цен на реализуемую продукцию.

Таблица 6.5. Сводный расчет прибыли от продаж при аналитическом методе планирования

Для выявления инфляционной составляющей прироста прибыли предлагается методика, основанная на структурных показателях выручки от продаж.

В предлагаемом примере предприятие располагает следующими данными (табл. 6.6-6.7).

Таблица 6.6. Структура выручки от продаж в текущем году

Таблица 6.7. Прогнозируемые индексы роста цен

Расчет влияния инфляции проводится путем умножения структурных показателей выручки на соответствующие индексы прироста цен. Инфляционное изменение прибыли определяется как алгебраическая сумма полученных результатов.

Абсолютная величина инфляционного прироста прибыли составит:

10 800 ´ 0,0905 = 977,63 тыс. руб.

Полученный результат учитывает на только инфляционные выгоды, но и инфляционные потери. Однако данная методика оправдана при сравнительно небольших изменениях в структуре элементов затрат в составе выручки от продаж. В других случаях понадобятся коррективы с учетом структурных изменений в выручке от продаж.

Комплексный метод планирования прибыли рационально сочетает метод прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода планирования прибыли посредством использования процента базовой рентабельности и учета влияния важнейших факторов роста прибыли в планируемом периоде. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Таблица 6.8. Расчет влияния инфляции на прибыль от продаж

Условием его применения является небольшой ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции. Для предприятий с широким ассортиментом продукции этот метод неприемлем из-за трудоемкости экономических расчетов.

Метод расчета нормы прибыли на вложенный капитал основан на взаимосвязи между оборотом производственного капитала и рентабельностью активов. Размер прибыли (минимальной, максимальной, необходимой) как целевая функция зависит от выбранной предприятием стратегии. При прогнозировании с помощью данного метода решается задача сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал или его увеличения. Средствами для увеличения уровня рентабельности на вложенный капитал могут быть увеличение объема реализации продукции, ускорение оборачиваемости активов, разумная тактика в области ценообразования и управления финансовыми ресурсами, сокращение издержек производства и обращения, диверсификации производства. Исходными данными для прогнозирования прибыли по этому методу служат: информация о среднегодовой величине совокупного капитала предприятия (по данным последнего отчетного баланса); прогнозируемый уровень рентабельности на вложенный капитал; прогнозируемый уровень процентной ставки по банковским кредитам и прочим источникам заемного капитала и др.

При определении необходимого размера прибыли как целевой функции предприятие исходит из прогнозной величины инвестированного капитала, средневзвешенной цены заемных ресурсов (в частном случае ¾ прогнозов процентной ставки по кредитам банков) и нормы прибыли на капитал (средней рентабельности совокупного капитала):

(6.11)

где СК ¾ среднегодовая стоимость собственного капитала;

ЗК ¾ среднегодовая стоимость заемного капитала;

¾плановая рентабельность авансированного капитала (активов), в долях ед.

 

Размер необходимой прибыли на уровне самофинансирования определяется исходя из потребностей предприятия в финансировании мероприятий по его производственному и социальному развитию, выполнении обязательств перед государством по уплате налогов и создании соответствующих фондов (риска, резервного, выплаты дивидендов и др.), если это предусмотрено его уставом.

Нормативный метод планирования прибыли заключается в том, что величина прибыли в планируемом году определяется на основе установленного единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию. Нормативный метод применяется при планировании прибыли на предприятиях и организациях, где прибыль рассчитывается в твердом проценте от годового объема работ в сметных ценах или сумме прямых и накладных расходов.

Условием применения нормативного метода планирования прибыли является наличие в некоторых отраслях небольших однотипных предприятий, выпускающих однородную продукцию или использующих единую технологию. При расчете рентабельности необходимо исходить из уровня этого показателя, сложившегося на однотипных группах предприятий за последние два-три года. Преимущество нормативного метода планирования прибыли заключается в том, что он технически прост и не требует больших затрат труда.






Date: 2016-05-25; view: 2079; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию