Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологического консультирования





 

К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

 

Беседа

Консультативная беседа отличается от того, что обычно встречается в жизни, владение ей на профессиональном уровне — настоящее искусство. Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога5, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Правильное использование этих техник способствует установлению и развитию контакта клиента и консультанта и эффективности психологического воздействия.

Беседа является главным психодиагностическим и психотерапевтическим средством. Ее цели и функции в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник.

Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

 

Разновидности интервью:

 

- Стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

 

- Частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

 

- Свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

 

Наблюдение

 

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков

 

Активное слушание

Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:

· уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;

 

· получение ответа на свой вопрос;

 

· повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

 

· переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»

 

· поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

 

· обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

 

Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта. Нередко дилетантом недооценивается важность применения данного метода, и задача точного отражения информации, сообщаемой клиентом, подменяется желанием консультанта придумать собственную интерпретацию мотивов поступков, личностных проявлений, свойств клиента, а также стремлением дать скорейшую оценку его личности в целом. Использование такого приема «активного слушания» как «повторение» позволяет клиенту укрепиться в мысли, что его внимательно слушают и понимают. Кроме того, этот же прием дает возможность клиенту «услышать себя» со стороны и лучше осознать себя и ситуацию.

4. Эмпатическое слушание – вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника. Применяется в ситуациях, когда собеседнику необходимо поделиться своими переживаниями, и он сам выступает инициатором разговора.

 

Эмпатическое слушание предполагает:

 

· избегание оценок и толкования, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного высказывания, содержащего упрек и оценку: «Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер» В этом случае можно произнести: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость, нетерпимость?…»);

· избегание оценок и толкования, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного высказывания, содержащего упрек и оценку: «Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер»

 

· можно произнести: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость, нетерпимость?…»);

 

· точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.

 

Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

 

· эмпатия - сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

 

· рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

 

· идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

 

 

Заключение

В результате проделанной работы мы можем сделать соответствующие выводы:

Существует много определений психологического консультирования, все они включают в себя те или иные факторы взаимодействия консультанта и клиента, цели этого взаимодействия или какие-либо составляющие самого процесса консультирования.

Психологическое консультирование – это процесс взаимодействия профессионального консультанта и клиента в виде беседы, в процессе которой консультант помогает клиенту разобраться в его конкретной ситуации с помощью одной из психологических методик. Так как существует много психологических направлений, то психологическое консультирование происходит в русле того направления, в котором консультант является специалистом.

Основной целью консультирования, как вида психологической помощи, является возможность, в процессе взаимодействия консультанта и клиента, достижения клиентом принятия ответственности за свою жизнь, выявление внутренних ресурсов для решения конкретной проблемы. У различных направлений психологии различные цели психологического консультирования и зависят они от используемого метода.

 

 

Список источников

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург. М., 2005г.

 

2. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М. 2007г.

 

3. Абрамова Г.С. Практическая психология. М. 2004г.

 

4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Независимая фирма «Класс», 2006г.

 

5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб. 2007г.

 

6. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М. 2005г.

 

7. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование СПб. «Питер» 2003г. С. 464

 

8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2002г.

 

9. Нельсон - Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. 2002г.

 

10. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М. 2002г.

 

11. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: ВЛАДОС. 2005г.

 

12. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие. СПб., 2006г.

 

13. Осухова Н.Г. Теоретическая позиция и практика: Сопоставительный анализ двух подходов к консультированию. М. 2004г.

 

14. Пиз Алан Язык телодвижений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2004г.

 

15. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс. Универсум, 2000г.

 

16. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: Эксмо-Пресс, 2002г.

 

17. Серова И.В. Консультативная работа со страхами у детей дошкольного возраста. М. 2003г.

Date: 2016-05-25; view: 2293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию