Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные механизмы МВФ





В целях оказания помощи странам - членам МВФ, испытывающим трудности в экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействия в решении обширных проблем экономического и социального характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предоставляют средства на валютных условиях. К ним относятся:
- Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, средства которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедствиями, непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами;
- Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых товаров, создаваемых в соответствии с международными соглашениями;
- Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами;
- Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем осуществления радикальных экономических и политических реформ.
Помимо указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал временные специальные фонды, которые были призваны содействовать преодолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам (например, нефтяной фонд - для покрытия дополнительных расходов в связи со значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты; доверительный фонд - для оказания помощи наиболее бедным странам за счет средств, вырученных от продажи золота из запасов МВФ, и др.).
Россия стала членом МВФ в 1992 г. По размеру выделенной квоты (4,3 млрд. СДР, или 3%) и числу голосов (43,4 тыс., или 2,9%) она заняла 9-е место. За прошедшие годы Россия получала от Фонда разного рода кредиты (резервные кредиты - стэнд-бай, на поддержку структурной перестройки и др.). В марте 1996 г. Совет управляющих МВФ одобрил предоставление России расширенного кредита в сумме 10,2 млрд. долл. США, который в большей части уже использован, в том числе на погашение Фонду образовавшейся задолженности по ранее предоставленным кредитам. Общая сумма долга России Фонду на 1 января 1999 г. составляла 19,7 млрд. долл.

Центральной проблемой, стоящей перед МВФ, была и остаётся проблема обеспечения международной ликвидности, то есть способности стран беспрепятственно производить платежи по внешнеторговым и другим международным операциям и свободно превращать образующееся активное сальдо платёжного баланса в валюты, используемые в качестве средств международных расчётов.

Валютно-финансовая система, основы которой были разработаны на Бреттонвудской конференции, в качестве международных ликвидных средств использует золото и доллар как ключевую валюту капиталистического мира. С декабря 1971 за основу этой системы принято равенство: 38 долларов (до декабря 1971 35 долларов) за 1 тройскую унцию золота (31,0035 г), с февраля 1973 — 44,22 доллара за 1 унцию золота.

Существующая система золотодевизного стандарта явно не успевает за быстро растущей мировой торговлей и не в состоянии обеспечить нормальные условия международного товарообмена (см. Валютный кризис, Золотовалютные резервы). Добыча золота отстаёт от потребностей платёжного оборота. Кризис доллара США, вызванный хроническим дефицитом платёжного баланса и значительными военными расходами правительства США, привёл к его девальвациям в декабре 1971 (на 7,89 %) и феврале 1973 (на 10 %) и глубокому расстройству всей системы международных расчётов.

В целях повышения уровня международной ликвидности на сессии МВФ в Рио-де-Жанейро (1967) была разработана и с 1 января 1970 введена система "специальных прав заимствования" (система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах — СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США). Кредиты в СДР предоставляются странам — членам МВФ при дефиците платёжного баланса и недостатке золотовалютных резервов. Новые кредитные средства выдаются странам пропорционально их квоте в капитале фонда. С января 1970 по январь 1972 страны-члены получили 9,4 млрд. единиц. В сентябре 1972 на 27-й сессии Совета управляющих МВФ был сформирован специальный Комитет по реформе международной валютной системы.

Основные механизмы кредитования

1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.


2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщицы.


В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

 

Всемирный банк (The World Bank) — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам .

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

· Международный банк реконструкции и развития

· Международная ассоциация развития

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:[2]

· Международная финансовая корпорация

· Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

· Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.


История

Всемирный банк является одной из двух (наряду с Международным валютным фондом) крупных финансовых организаций, созданных по итогам Бреттон-Вудской конференции, состоявшейся в США в 1944 году. Делегаты из 45 стран, в том числе представители Советского Союза, обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны.[3]

Советский Союз являлся одним из активных участников Конференции, однако впоследствии отказался от участия в деятельности Международного валютного фонда и Всемирного банка, так как в соответствии с уставом не имел возможности влиять на принимаемые решения в отличие от Соединённых Штатов Америки.

На первых этапах своей деятельности с 1945 по 1968 год Всемирный банк не осуществлял активное кредитование вследствие повышенных требований к заёмщикам. Под руководством первого президента банка Джона МакКлоя (John McCloy) в качестве первого заёмщика была выбрана Франция, ей был выдан кредит в сумме 250 млн долларов США. Причём условием предоставления Франции кредита было неучастие в коалиционном правительстве коммунистов.[4]Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании стран Западной Европы, которая активно восстанавливала разрушенную Второй мировой войной экономику, реализуя план Маршалла. Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.

В 1968—1980 годах деятельность Всемирного банка была направлена на помощь развивающимся странам. Увеличивались объёмы и структура предоставляемых кредитов, охватывая различные отрасли экономики от инфраструктуры до решения социальных вопросов. Руководивший в этот период Всемирным банком Роберт Макнамара привнёс в его деятельность технократический стиль управления, так как имел опыт руководящей работы в качестве Министра обороны США и президента компании Форд. Макнамара создал новую систему предоставления потенциальными странами-заёмщиками информации, что позволяло сокращать время на принятие решения об условиях предоставления кредита.

В 1980 году Макнамару на посту президента Всемирного банка сменил Клаузен (A.W. Clausen) по представлению тогдашнего президента США Рональда Рейгана. В этот период финансовая помощь предоставлялась в основном странам третьего мира. Для периода 1980—1989 годов характерной была политика кредитования, направленная на развитие экономик третьего мира с тем, чтобы понизить зависимость их от кредитов. Такая политика привела к сокращению кредитов, предоставляемых на решение социальных задач.

С 1989 года политика Всемирного банка претерпела существенные изменения под влиянием критики различных негосударственных организаций, в частности, связанных с охраной окружающей среды. В результате спектр предоставляемых кредитов на различные цели расширился.

Цели и задачи[

Штаб-квартира Всемирного банка в Вашингтоне

Цели деятельности Всемирного банка - способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоёв населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста без ущерба для окружающей среды, а также создавать для людей новые возможности и вселять в них надежду. Роберт Б. Зеллик, президент Всемирного банка

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия.[6] В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

1. Ликвидация нищеты и голода;

2. обеспечение всеобщего начального образования;

3. поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

4. сокращение детской смертности;

5. улучшение охраны материнства;

6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

7. обеспечение устойчивого развития окружающей среды;

8. формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

Виды и направления деятельности

Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка — Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) — предоставляют займы по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным рынкам капитала или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. В отличие от других финансовых учреждений, Всемирный банк не стремится к получению прибыли. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким кредитным рейтингом, позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние источники финансирования.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заёмщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.







Date: 2016-05-25; view: 1168; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию