Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п





Выразительно-изобразительные средства языка.

Тропы -- речевые обороты или отдельные слова, употребляемые в переносном значении (эпитеты: веселый ветер, ослепительная зелень, сравнения: работает как лошадь, живее всех живых, метафоры: спит земля, стальные нервы, теплые отношения, перифразы: город на Неве -- Петербург, страна голубых озер -- Карелия и т.д.).

Фигуры -- приемы стилистического синтаксиса, основанные на повторе звуков, слов и выражений, на изменении порядка слов в предложении, на противопоставлении (антитеза (противопоставление) велик телом, да мал делом, анафора (повтор начала), эпифора (повтор конца), оксюморон (соединение противоречащих по смыслу слов) горькая радость, сладкая боль и т.д.).

Особые средства образно-эмоциональной выразительности -- фразеологизмы и афоризмы (крылатые слова и выражения, пословицы, поговорки) -- используются в устной речи, во-первых, для более точного и эмоционального выражения собственной мысли, во-вторых, для подкрепления собственных слов, их большей убедительности

 

Культура устной речи.

Устная речь - это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, являющие результатом сложной деятельности органов произношения человека. С этим связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается

- мелодикой речи,

- интенсивностью (громкостью) речи,

- темпом речи,

Тембром произнесения.

В устной речи большую роль играет

-- место логического ударения,

-- артикуляция (степень четкости произношения),

наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны

- меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок,

Небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление одного предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных.

- Причастные и деепричастные обороты обычно заменяются сложными предложениями, вместо отглагольных существительных используются глаголы,

- возможна инверсия (непрямой порядок слов).

Устная речь, так же как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. Нормой в устной речи признается то, что постоянно употребляется в речи носителей литературного языка и не воспринимается при спонтанном восприятии речи как ошибка - «не режет слуха».

Культурной считают речь, которая опирается на кодифицированную норму (произношение, соблюдение грамматических форм и синтаксиса речи, а также стилистическую культура речи), характеризуется богатством словаря, широким использованием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью, целесообразностью жестов и мимики.

Более легкой для освоения является диалог. Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос - ответ, добавление, повествование, распространение, согласие - несогласие).

Существуют и такие формы речи, как монолог (непросто освоить умение долго говорить на определенную тему без поддержки собеседника!) и полилог (разговор в компании или на семинаре).

 

Основные ошибки и недостатки (лексические, грамматические и стилистические), чаще встречающиеся в устной речи, чем в письменной:

· употребление слова в несвойственном ему значении, чаще всего при использовании иностранных слов (регион вместо область, немецкий вместо германский);

· неразличение оттенков значения синонимов (сравни: думать - мыслить, просить - клянчить, знаменитый - известный - замечательный - большой - выдающийся и т.д.);

· нарушение лексической или грамматической сочетаемости (иметь роль, играть значение, благодаря старания, большая или меньшая половина, ужасно красив);

· смешение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию, но различных по значению (тема и тематика, неверие и неверность, дипломат и дипломант. диалектный и диалектический, удачливый - удачный, эффектный - эффективный. гололед - гололедица и т.д.);

· плеоназм - сочетание в одном предложении слов, очень близких по значению, поэтому логически излишних (стихи и поэзия Пушкина прекрасны; они сидели молча без слов);

· тавтология - сочетание однокоренных слов (работать на работе, характерная черта характера), повторное обозначение одного и того же понятия другими словами или выражениями, близкими по значению {единственная ахиллесова пята, биография жизни);

· употребление слов-паразитов, не несущих никакой информации, но часто и неуместно используемых оратором (значит, так сказать, в том-то все и дело, собственно говоря, в общем, видите ли, как бы, понимаете ли, это самое, ну, такие вот дела, э...);

· использование штампов и шаблонов, канцеляризмов: по линии удовлетворения социальных заказов населения, на сегодняшний день вместо сегодня, нельзя не согласиться, нельзя не признать, надлежит вместо надо;

· употребление "окаменевших острот" чаще всего из известных литературных произведений, художественных фильмов, рекламы, например, х/ф "Бриллиантовая рука" (куй железо не отходя от кассы, "Федя, дичь!"), "Джентльмены удачи" (нехороший человек - редиска, кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста: пасть порву, моргалы выколю), романы Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев", "Золотой теленок" (утром - деньги, вечером - стулья, знойная женщина - мечта поэта) и др.;

· смешение стилей: форум доярок, возведение коровника;

· использование жаргонизмов (завязать "закончить", пристегнуть "прибавить", штука "1000 рублей"), вульгаризмов (заткнуть глотку);

· неоправданное употребление диалектных или просторечных слов (покуда, нежели);

· неоправданное употребление заимствованных слов (консенсус вместо согласие и др.);

· неправильный порядок слов (зашел вчера, собираясь на работу, по пути, в магазин).

Кроме перечисленных ошибок и недочетов устной речи, можно выделить и фонетические недостатки, связанные с техникой речи оратора:

нечеткая дикция, "проглатывание" окончаний,

тихий голос,

монотонность,

неправильный темп речи (слишком быстрый или слишком медленный),

Date: 2016-05-13; view: 492; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию