Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение и развитие сознанияСтр 1 из 2Следующая ⇒
МОДУЛЬ 3 Лекция № 4 (10) Тема: «Сознание, его структура и функции» План 1. Сущность сознания человека. 2. Возникновение и развитие сознания. 3. Сознательное и бессознательное. 4. Сознание и самосознание. Сущность сознания. Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиции. С точки зрения идеалистической позиции сознание является собственно человеческой формой психического начала бытия. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить до конца ни с материалистической, ни с идеалистической позиции. Однако, независимо от философских позиций исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс, феноменов был бы закрыт для познания. Психологическая характеристика сознания человека включает: · ощущение себя познающим субъектом; · способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность; · контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими; · способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. Мысленное представление и воображение действительности, — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание, в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли. Волевые управления психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Это, прежде всего, осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, существенные характеристики предметов, событий, явлений т.е. то, что характерно именно для них и отличает от других, иногда внешне похожие на них предметов и явлений. Особенностью человеческого сознания также является его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других языковых систем. Итак, сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в: 1. обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении; 2. конструктивно-творческом преобразовании действительности; 3. в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов; 4. в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Это отдельная проблема требует специального рассмотрения.
Возникновение и развитие сознания. Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования и история становления сознания не выходит за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей, т.е. труд. Эта деятельность предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности осознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание возникло, вероятно, в процессе коллективной деятельности, как необходимое условие ее организации, каждый представляет цель в совместной деятельности. Точно также, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становилась речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становятся средством мышления (обобщения). Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризация, социализация). Особое значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самосознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений. В начале своего развития сознание человека было направленно на внешний мир. Позднее появилась рефлексивная способность, т.е. осознание и того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Данное направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное. Второе направление связанно с мышлением и постепенным соединением мысли со словом. Слова языка наполняются глубинным смыслом и превращаются в понятия. Слово - понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании современников и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно представить в историческом плане. Но, то, же самое можно утверждать и в отношении сознания человека, в ходе его онтогенетического развития, когда благодаря произведениям культуры, созданными людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это, например, в развитии сознания обозначается как исторический. В данный момент истории сознания людей продолжается развиваться и развитие идет с определенным ускорением, вызванное ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Происходит также расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире.
Date: 2016-05-13; view: 395; Нарушение авторских прав |