Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение типа финансовой устойчивости предприятия

Таблица 8

в 2013 – 2014 гг.

 

  Показатели в тыс.руб. и их соразмерение (знак-больше,меньше) Тип (характер) финансовой устойчивости
Общие источники финансирования запасов (СК+Д/о+Кр/о-Вн/об)   ≥, ≤     Запасы   ≥, ≤   Собственные оборотные средства
На 31.12.13 г.   <   -256187 0;0;1
На 31.12.14 г   <   -342723 0;0;0

Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источников формирования.

1.Излишек (+) или недостаток (–) собственных оборотных средств:

± ФС = СОС – Зп

± ФС = с.1300 – с.1100 – с.1210

2013 г ФС = 345177 – 301364 – 1011264 = -256187 – 1011264 = -967451руб

2014 г ФС = 430151- 772874- 929128 = -1271851 руб

2.Излишек (+) или недостаток (–) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов:

± ФТ = КФ – Зп

± ФТ = (с.1300 + с.1400) – с.1100 – с.1210

2013 г ФТ = (345177+441632) – 301364 – 1011264 = -555819 руб

2014 г ФТ = (430151+254232)- 772874- 929128 = -1017619 руб

3. Излишек (+) или недостаток (–) общей величины основных источников для формирования запасов:

± ФО = ВИ – Зп

± ФО = (с.1300 + с.1400 + с.1510) – с.1100 – с.1210

2013 г ФО = (345177+441632+674489) – 301364 – 1011264 = 148670 руб

2014 г ФО = (430151+254232+696435)- 772874- 929128 = -321184руб

С помощью этих показателей можно определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации:

S (Ф) = 1, если Ф ≥ 0,

S (Ф) = 0, если Ф < 0.

Тогда с помощью введенных условных обозначений представим 4 типа финансовых ситуаций следующим образом:

1 тип. Абсолютная устойчивость (или независимость) финансового состояния. Этот тип ситуации встречается крайне редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости и отвечает следующим условиям:

ФС ≥ 0, ФТ ≥ 0, ФО ≥ 0; т.е. трехкомпонентный показатель S(Ф) {1; 1; 1}.

2 тип. Нормальная устойчивость (или независимость) финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность:

ФС < 0, ФТ ≥ 0, ФО ≥ 0; т.е. трехкомпонентный показатель S(Ф) {0; 1; 1}.

3 тип. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия путем пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов:

ФС < 0, ФТ < 0, ФО ≥ 0; т.е. трехкомпонентный показатель S(Ф) {0; 0; 1}.

4 тип. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала и долго- и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, т.е. пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности:

ФС < 0, ФТ < 0, ФО < 0; т.е. трехкомпонентный показатель S(Ф) {0; 0; 0}.

Исходя из проведенных расчетов в анализируемом периоде финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать как неустойчивое.

3.3 Обзор методик аудита расходов на оплату труда

 

Целью аудита операций по учету труда и его оплате является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда (ФОТ) и выплат социального характера.

Источниками информации служат: документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации.

Н.В. Парушина в статье «Аудит расчетов с персоналом по оплате труда» в журнале «Аудитор» предлагает стандартную методика проведения аудита расходов на оплату труда на предприятии.

В процессе аудита необходимо проверить соблюдение действующего законодательства о труде, правильность начисления заработной платы и удержаний из нее, документальное оформление и отражение в учете всех видов расчетов между предприятием и работниками. При этом выполняются следующие процедуры:

оценивается система внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда;

подтверждается достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

устанавливается законность и полнота удержаний из заработной платы и других выплат сотрудникам в пользу организации, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;

проверяется организация аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязь аналитического и синтетического учета;

контролируется соблюдение организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Проверка расчетов с работниками по оплате труда может осуществляться как в сплошном, так и в выборочном порядке. Приступая к проверке расчетов по оплате труда, аудитор должен установить:

формы и системы оплаты труда, применяемые в организации;

наличие локальных нормативных документов;

списочный состав работников;

порядок организации бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Аудиторская проверка включает следующие направления: 1. Проверка локальных документов по учету труда и заработной платы.

Трудовые отношения между организацией и работниками регулируются коллективным договором.

2. Проверка штатного расписания организации.

Штатное расписание организации изучается на соответствие типовой форме и списочному составу работников, наличие изменений, вносимых в течение отчетного года. Проверка штатного расписания организации осуществляется с использованием следующих приемов аудита: проверки на соответствие унифицированной форме, контроля по существу, в том числе арифметического контроля.

3. Проверка наличия приказов (распоряжений) о приеме на работу и трудовых договоров осуществляется в отношении:

соответствия типовой форме;

указания профессии (должности);

наличия испытательного срока;

условий приема на работу и характера предстоящей работы;

наличия суммы оклада (сдельной расценки).

4. Контроль трудовой дисциплины и учета отработанного времени на основании ведения табельного учета.

Такой контроль заключается в ежедневной регистрации явок на работу, ухода с нее, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причин, а также часов простоя и часов сверхурочной работы. Учет осуществляется в табеле учета рабочего времени (форма № Т-13) на предмет соответствия типовой форме, наличия отметки о причинах неявок на работу или о работе в режиме неполного рабочего дня, о работе в сверхурочное время, а также отметки о фактически отработанном времени и днях в месяце.

5. Проверка правильности начисления заработной платы по расчетно-платежным ведомостям, расчетным листкам, лицевым счетам.

При этом помимо подтверждения основного заработка аудитор должен проверить наличие:

оправдательных документов, подтверждающих прочие выплаты работникам;

справок-расчетов бухгалтерии на доплаты при отклонении от нормальных условий труда;

приказов руководителя о премировании;

заявлений и приказов руководителя о выдаче материальной помощи.

6. Контроль правильности начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных работникам.

Аудит осуществляется, как правило, выборочным способом.

7. Проверка удержаний из заработной платы.

При проверке обязательных удержаний из заработной платы аудитор осуществляет следующие действия: устанавливает обоснованность применения налоговых вычетов по налогу на доходы с физических лиц. Налоговые вычеты делятся на стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.

8. Проверка правильности расчета суммы заработной платы, подлежащей выплате работнику после удержаний.

Для этого в расчетно-платежной ведомости выборочным путем аудитор осуществляет расчет суммы к выдаче путем вычитания из начисленного заработка общей суммы удержаний.

9. Проверка организации бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Сумма начислений заработной платы по расчетно-платежной ведомости сопоставляется с журналом-ордером по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» за проверяемый месяц, и подтверждается достоверность бухгалтерской записи по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 91 «Прочие доходы и расходы» и другим и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Суммы удержаний из заработной платы и выплат доходов работникам подтверждаются проводками по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и прочим. В заключение аудитор осуществляет общую проверку реальности сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в бухгалтерском учете, Главной книге и бухгалтерском балансе.

По мнению В.И. Подольского к числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, следует относить:

соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;

учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;

учет и начисление повременных и прочих видов оплат;

расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;

аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);

сводные расчеты по заработной плате;

расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ;

расчеты по депонированной заработной плате.

При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:

проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;

устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. Для этой цели аудиторы могут рекомендовать: автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по работающим и др.

Программа документально оформляется, т.е. обозначается номер или код каждой проводимой аудиторской процедуры. Аудиторская программа может составляться в виде программы тестов контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах). Порядок составления и оформления плана и программы проверки аудитор определяет самостоятельно. На основе плана и программы аудита проводятся контрольные мероприятия.

С.М. Бычкова и Т.Ю. Фомина в своей статье «Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям» в журнале «Аудиторские ведомости» предлагают использовать для аудита расходов на оплату труда следующие этапы:

- проведение правового, экономического (бухгалтерского) и технического анализа внутренних документов организации на предмет их соответствия действующему законодательству в области оплаты труда;

- контроль за достоверностью, своевременностью, правильностью отражения в бухгалтерском учёте операций, связанных с расчетами с персоналом по оплате труда;

- контроль за порядком составления отчётности на основе первичных документов;

- контроль за правильностью отражения операций по расчетам с персоналом в налоговом аспекте (правильность начисления налогов, сборов и платежей);

- контроль за своевременностью выявления и устранения нарушений в области расходования средств на оплату труда;

- контроль порядка привлечения сторон трудовых отношений к материальной ответственности;

- разработка и предоставление предложений по оптимизации численности персонала, изменениям в штатном расписании;

- разработка предложений по формам, системам оплаты труда и премировании.

Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Аудиторы самостоятельно определяют приемы и методы своей работы. К основным методам аудита расходов по оплате труда относятся две основные группы методов: методы организации аудита в целом и конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п.

Начинать проверку учета расходов по оплате труда необходимо с установления наличия учетной политики организации и анализа состава затрат на оплату труда.

Далее следует установить соответствие показателей аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.

Далее необходимо проверить соответствие задолженности по оплате труда (по счетам 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» и 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами») в сводных ведомостях, главной книге и бухгалтерской отчетности организации.

Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени.

На следующем этапе проверки следует выборочно проверять правильность начисления оплаты труда, а именно: правильность оплаты труда по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам; обоснованность и правильность начисления премий по действующим на предприятии системам премирования; правильность начисления доплат в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в выходные и праздничные дни, пособий по временной нетрудоспособности, ежегодных отпусков, вознаграждений по итогам работы за год. Начисление премий должно быть подтверждено приказом руководителя, указано в договоре, контракте или в решении учредителей (собственников, Совета директоров) организации.

Особого внимания аудитора требует проверка: своевременности погашения сумм ранее выданных работнику авансов и переплат; правильность удержания из заработной платы задолженности по подотчетным суммам и по возмещению материального ущерба, а также за товары, купленные в кредит.

Общая сумма всех удержаний из заработной платы работника не должна превышать 50 процентов месячного заработка.

По окончании проверки аудитором составляется аудиторское заключение.

 

 

3.4 Аудит расчетов по оплате труда на примере ОАО «Хлебпром»

 

Планирование аудиторской проверки.

Бухгалтерский учет ОАО «Хлебпром» ведется согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 21.11. 1996 г. (в ред. от 23.11.09г. №261-ФЗ), НК РФ и другим нормативным актам, регламентирующим порядок ведения учета хозяйственных операций в РФ.

Одним из важнейших элементов управления ОАО «Хлебпром» является внутренний контроль. Внутренний контроль обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учёте» ответственность за организацию бухгалтерского учёта в Обществе, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель.

Бухгалтерская служба предприятия построена по линейно-штабному принципу, отдел бухгалтерии находится в непосредственном подчинении Главному бухгалтеру. В функции бухгалтерии входит грамотное ведение и обработка первичной документации, отражение на счетах бухгалтерского учета полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности, формирование финансовой отчетности и представление ее в установленные сроки руководству ОАО «Хлебпром» и контролирующим органам.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» Главный бухгалтер обеспечивает правильное и своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, составление графика документооборота предприятия и несет за это ответственность. В обязанности Главного бухгалтера также входит частичная разработка предложений по улучшению финансовой деятельности и организации бухгалтерского учета, участие в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях ее оптимизации. Бухгалтерский учет ведется на счетах бухгалтерского учета с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации от 31.10.2000г. № 94н (в ред. от 18.09.06г. №115н). Учет труда и его оплаты ведется с применением счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда.

В бухгалтерском учете ОАО «Хлебпром» применяется автоматизированная форма учета с применением программы ИС–ПРО. Порядок хранения первичных документов в организации определяет главный бухгалтер. По общему правилу обработанные первичные документы, относящиеся к определенному учетному регистру (например, кассовые, банковские документы), подшивают в отдельные папки в хронологическом порядке.

Штат бухгалтерии составляет 8 человек, каждый бухгалтер «ведет» несколько учетных разделов. Коэффициент сотрудников с высшим образованием в бухгалтерии равен 0,6, что является положительным моментом, (коэффициент рассчитывается как отношение количества сотрудников с высшим образованием к общему числу учетных работников). Кроме того, 1 бухгалтер в настоящее время получает высшее образование по заочной форме, что нельзя не оценить как положительный момент. Ежегодно главный бухгалтер организации посещает семинары по вопросам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности.

Договор полной материальной ответственности за сохранность вверенных товарно-материальных ценностей, денежных документов, бланков строгой отчетности заключен с главным бухгалтером организации (денежные средства, чековые книжки), что положительно влияет на уровень системы внутреннего контроля.

Явным недостатком организационной структуры и стиля управления является то, что руководство предприятия не обращается к консультантам по вопросам ведения бухгалтерского учета (консультационные центры, аудиторские компании).

Реализация основных положений организации труда заложена в коллективном договоре работников и ОАО «Хлебпром». Коллективный договор предприятия заключен в соответствии с законодательством РФ и распространяется на всех работников предприятия. Помимо основных положений, связанных с оплатой труда и взаимоотношений работников и предприятия, в коллективном договоре нашли отражение такие аспекты, как:

улучшение условий охраны труда и экологии на предприятии;

оплата труда при обучении и повышении квалификации рабочих и ИТР предприятия;

стимулирование труда на предприятии;

и др.

Система оплаты труда в ОАО «Хлебпром» организована в соответствии со структурой предприятия (Приложение №) и регламентируется положением об оплате труда. В соответствии со штатным расписанием и твердыми окладами или тарифами производится учет и начисление заработной платы основному числу работников организации.

Специалисты в организации трудоустраиваются по контрактам с твердым окладом, то есть предприятием применяется простая повременная система оплаты труда. При применении простой повременной оплате труда оплачивается фактически проработанное время на основе тарифной ставки (месячные (оклад), дневные и часовые). Окладная форма применяется в основном для руководящего персонала и инженерно-технических работников с ненормированным рабочим днем: здесь трудно установить количество отработанных часов, так как эти работники часто задерживаются на работе, бывают в служебных командировках и иногда вынуждены работать в выходные дни. Поэтому в этом случае им в качестве заработной платы назначается приказом определенная сумма - оклад. При полностью отработанном работником месяце оклад начисляется ему полностью, а в случае частичного отсутствия на работе он получает часть оклада, пропорциональную отработанным дням месяца.

Для учета личного состава, отработанного времени, расчетов с работниками по начислению и выплате заработной платы организации используют унифицированные формы первичных документов по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 06 апреля 2001 г. № 26 (с изм. от 05.01.04 №1).

Аудиторскую проверку операций по заработной плате в исследуемой организации планируется на основе анализа деятельности предприятия и организации учета, а также по результатам оценки контроля на участке учета труда и его оплаты (таблица).

 

Таблица – Вопросник для проверки состояния внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета по учету заработной платы в ОАО «Хлебпром»

Планирование аудиторской проверки.

Бухгалтерский учет ОАО «Аксайкардандеталь» ведется согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11. 1996 г. (в ред. от 23.11.09г. №261-ФЗ), НК РФ и другим нормативным актам, регламентирующим порядок ведения учета хозяйственных операций в РФ.

Одним из важнейших элементов управления ОАО «Аксайкардандеталь» является внутренний контроль. Внутренний контроль обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учёте» ответственность за организацию бухгалтерского учёта в Обществе, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель.

Бухгалтерская служба предприятия построена по линейно-штабному принципу, отдел бухгалтерии находится в непосредственном подчинении Главному бухгалтеру. В функции бухгалтерии входит грамотное ведение и обработка первичной документации, отражение на счетах бухгалтерского учета полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности, формирование финансовой отчетности и представление ее в установленные сроки руководству ОАО «Аксайкардандеталь» и контролирующим органам.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» Главный бухгалтер обеспечивает правильное и своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, составление графика документооборота предприятия и несет за это ответственность. В обязанности Главного бухгалтера также входит частичная разработка предложений по улучшению финансовой деятельности и организации бухгалтерского учета, участие в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях ее оптимизации. Бухгалтерский учет ведется на счетах бухгалтерского учета с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации от 31.10.2000г. № 94н (в ред. от 18.09.06г. №115н). Учет труда и его оплаты ведется с применением счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда.

В бухгалтерском учете ОАО «Аксайкардандеталь» применяется автоматизированная форма учета с применением программы ИС–ПРО. Порядок хранения первичных документов в организации определяет главный бухгалтер. По общему правилу обработанные первичные документы, относящиеся к определенному учетному регистру (например, кассовые, банковские документы), подшивают в отдельные папки в хронологическом порядке.

Штат бухгалтерии составляет 8 человек, каждый бухгалтер «ведет» несколько учетных разделов. Коэффициент сотрудников с высшим образованием в бухгалтерии равен 0,6, что является положительным моментом, (коэффициент рассчитывается как отношение количества сотрудников с высшим образованием к общему числу учетных работников). Кроме того, 1 бухгалтер в настоящее время получает высшее образование по заочной форме, что нельзя не оценить как положительный момент. Ежегодно главный бухгалтер организации посещает семинары по вопросам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности.

Договор полной материальной ответственности за сохранность вверенных товарно-материальных ценностей, денежных документов, бланков строгой отчетности заключен с главным бухгалтером организации (денежные средства, чековые книжки), что положительно влияет на уровень системы внутреннего контроля.

Явным недостатком организационной структуры и стиля управления является то, что руководство предприятия не обращается к консультантам по вопросам ведения бухгалтерского учета (консультационные центры, аудиторские компании).

Реализация основных положений организации труда заложена в коллективном договоре работников и ОАО «Аксайкардандеталь». Коллективный договор предприятия заключен в соответствии с законодательством РФ и распространяется на всех работников предприятия. Помимо основных положений, связанных с оплатой труда и взаимоотношений работников и предприятия, в коллективном договоре нашли отражение такие аспекты, как:

улучшение условий охраны труда и экологии на предприятии;

оплата труда при обучении и повышении квалификации рабочих и ИТР предприятия;

стимулирование труда на предприятии;

и др.

Система оплаты труда в ОАО «Аксайкардандеталь» организована в соответствии со структурой предприятия (Приложение № 5) и регламентируется положением об оплате труда. В соответствии со штатным расписанием и твердыми окладами или тарифами производится учет и начисление заработной платы основному числу работников организации.

Специалисты в организации трудоустраиваются по контрактам с твердым окладом, то есть предприятием применяется простая повременная система оплаты труда. При применении простой повременной оплате труда оплачивается фактически проработанное время на основе тарифной ставки (месячные (оклад), дневные и часовые). Окладная форма применяется в основном для руководящего персонала и инженерно-технических работников с ненормированным рабочим днем: здесь трудно установить количество отработанных часов, так как эти работники часто задерживаются на работе, бывают в служебных командировках и иногда вынуждены работать в выходные дни. Поэтому в этом случае им в качестве заработной платы назначается приказом определенная сумма - оклад. При полностью отработанном работником месяце оклад начисляется ему полностью, а в случае частичного отсутствия на работе он получает часть оклада, пропорциональную отработанным дням месяца.

Для учета личного состава, отработанного времени, расчетов с работниками по начислению и выплате заработной платы организации используют унифицированные формы первичных документов по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 06 апреля 2001 г. № 26 (с изм. от 05.01.04 №1).

Аудиторскую проверку операций по заработной плате в исследуемой организации планируется на основе анализа деятельности предприятия и организации учета, а также по результатам оценки контроля на участке учета труда и его оплаты (таблица 1).

 

Таблица 1 – Вопросник для проверки состояния внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета по учету заработной платы в ОАО «Хлебпром»

№ п/п Направления и вопросы Тестирования Ответы Примечание
Нет Да Нет ответа
           
А. Внутренний контроль
  Проверяется ли списочный состав работников (когда и сколько раз)? Х     Необходимость контроля для целей управления
  Проверяется ли правильность подсчета среднесписочной численности работников?   Х   Отделом организации труда и заработной платы по итогам года
  Проверяется ли по существу начисленная оплата труда (приказы, договоры, контракты, подлинность первичных документов, объем выполненных работ)?   Х   Контролируется главным бухгалтером
  Проверяется ли штатное расписание и оплата труда по штатному расписанию?   Х   Контролируется главным бухгалтером
  Проверяется ли правильность удержаний из зарплаты? Х     Удержания производится на основании распоряжений руководства и действующего законодательства
  Проверяется ли правильность использования тарифов, расценок, разрядов и др. при начислении оплаты труда?   Х   Контролируется главным бухгалтером
  Проверяется ли обоснованность начисления премий, вознаграждений, отпускных, подъемных (решения, приказы, объем работ, документальное подтверждение)?   Х   Контролируется главным бухгалтером
Б. Система учета
  Достоверны ли первичные документы и правильно ли они составлены?   Х   В соответствии с действующим законодательством
  Нет ли случаев включения в табель и другие документы вымышленных лиц?       Х   Необходимо сверить данные первичного и аналитического учета
  Нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам? Х     Контролируется главным бухгалтером
  Нет ли в первичных документах и расчетных ведомостях арифметических ошибок?     Х Необходимо провести процедуру пересчета
  Имеется ли в наличии проект организации и ведения учета расчетов по оплате труда? Х     Реализовать по результатам проверки
  Используются ли во всех случаях типовые документы и регистры учета?   Х   Учет компьютеризирован, типовые бланки ведутся в машинной форме
  Правильно ли отражаются на счетах операции по начислению и удержанию из заработной платы?     Х Необходимо провести сплошную проверку
  Сопоставляются ли записи аналитического учета по сч. 70, 73 в части расчетов по исполнительным листам и депонированной зарплате с записями в регистрах, Главной книге и балансе?   Х   Контролируется главным бухгалтером
               

 

Мы видим, что участок исчисления заработной платы в части внутреннего контроля и системы учета на предприятии организован достаточно хорошо.

В п. 2.2 стандарта «Планирование аудита» предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита. План аудиторской проверки операций по заработной плате представлен в таблице.

Таблица – 2 Общий план аудита операций по заработной плате в ОАО «Хлебпром»

Планируемые виды работ Период проведения Исполнители
1. Проверка правильности оформления первичных документов 15.05.2016 Звонова А.И.
2. Аудит системы начисления заработной платы 15.05.2016 Звонова А.И.
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы 15.05.2016 Звонова А.И.
4. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды 15.05.2016 Звонова А.И.
5. Подготовка заключения по результатам проверки 16.05.2016 Звонова А.И.

 

 

Второй этап планирования – разработка аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации (табл. 3).

 

Таблица –3 Программа аудита операций по заработной плате в ОАО «Хлебпром»

Перечень аудиторских процедур Период проведения Исполнители Проверяемые документы
       
1. Проверка правильности оформления первичных документов
1.1.Определение степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени 15.05.2016 Звонова А.И. Приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета рабочего времени, личные карточки, коллективный договор
1.2. Проверка правильности учета рабочего времени 15.05.2016 Звонова А.И. Табели учета использования рабочего времени, график-календарь
2. Аудит системы начисления заработной платы
2.1.Проверка обоснованности начислений за особые условия труда: а) сверхурочные работы и работу в ночное время; б) за работу в выходные и праздничные дни; в) за выполнение раб от с тяжелыми условиями труда   15.05.2016 Звонова А.И. Приказы руководителя, табели использования рабочего времени, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета (а, б), Перечень работ с вредными и особо вредными условиями труда, на которых работникам учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы РФ устанавливаются доплаты к должностному окладу (тарифной ставке) (постановление Минтруда РФ от 27 мая 1994 г. № 41) (в)
2.2. Проверка правильности документирования и оплаты простоев 15.05.2016 Звонова А.И. Табели учета рабочего времени, листки о простое, расчетно-платежные ведомости
2.3. Проверка правильности документирования и оплаты работы в случае брака 15.05.2016 Звонова А.И. Акты о браке, приказы руководителя, расчетно-платежные ведомости, личные карточки
2.4. Проверка правильности расчета среднего заработка 15.05.2016 Звонова А.И. Приказы руководителя, заявления работников, расчетно-платежные ведомости, личные карточки
2.5. Проверка правильности определения дохода для целей налогообложения 15.05.2016 Звонова А.И. Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников
2.6. Проверка правильности отнесения средств на оплату труда на себестоимость   Звонова А.И. Журналы-ордера №10, ведомости 12, 15, 18
2.7. Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета 16.05.2016 Звонова А.И. Журналы-ордера №10, ведомости 12, 15, 18, Главная книга
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы
3.1. Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налога16.02.2010г. 16.05.2016 Звонова А.И. Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах по форме 2-НДФЛ
3.2. Определение соответствия применяемых ставок подоходного налога действующему законодательству 16.05.2016 Звонова А.И. Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах по форме 1-НДФЛ, 2-НДФЛ
3.3. Проверка обоснованности удержаний из заработной платы работников 16.05.2016 Звонова А.И. Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, регистры аналитическогоучета
4. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды
4.1. Проверка правильности удержаний по ЕСН 16.05.2016   Звонова А.И. Журналы-ордера №10, ведомости 12, 15, 18, Главная книга

 

Методы и приемы аудиторской проверки

При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используем следующие методы и приемы [15, стр.136]:

проверка арифметических расчетов (пересчет);

проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;

устный опрос персонала, руководства экономического субъекта независимой (третьей) стороны;

проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами. Устный опрос используется при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

Проверка документов позволяет убедиться в реальности определенного документа. Для этого выберем определенные записи в бухгалтерском учете и проследим отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции. Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Аудит первичных документов расчетов по заработной плате

Начнем проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда в ОАО «Хлебпром» с проверки техники заполнения первичных документов. Основное внимание необходимо уделить правильности заполнения табелей учета рабочего времени. Проверка показала, что случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц нет, так как в табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено.

По итогам проведенной проверки правильности оформления первичных документов составим рабочий документ аудитора РД-1 «Аудит оформления первичных учетных документов по учету труда и его оплаты» (табл.). Эту форму можно использовать в ходе дальнейших внутренних аудиторских проверок данного участка.

 

Таблица 4

Рабочий документ аудитора Форма РД-1 «Аудит оформления первичных учетных документов по учету труда и его оплаты»

ОАО «Хлебпром»

Дата начала проверки 15.05.2016 г.

Дата окончания проверки 16.06.2016 г.

Исполнитель Звонова А.И.

Проверяемый период 28.03.2016 г. – 22.5.2016 г.

 

 

Дата проверки Объект Проверки Наименование проверяемого документа Дата составления документа Номер документа Заключение аудитора о характере выявленных нарушений или об их отсутствии
15.05.2016 Документы по учету личного состава Форма № Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме на работу» 1.04.2016   Нарушений не выявлено
15.05.2016   Форма № Т-2 «Личная карточка работника» 22.04.2016   Нарушений не выявлено
15.05.2016 Документы по учету рабочего времени и оплате труда Табель учета рабочего времени 01.04.-31.04.2016 - Нарушений не выявлено
и т.д.

 

Рабочий документ использован / не использован при составлении аудиторского отчета (нужное подчеркнуть)

Аудитор ____________

"15" мая 2016 г.

В процессе аудита в организации ведения первичных документов нарушений не выявлено.

Аудит системы начисления заработной платы

Далее проведем установление соответствия показателей аналитического учета расчетов по заработной плате с записями в главной книге и отчетности на одну и ту же дату. Для этого сверим сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» вначале мая 2016. в Главной книге и в балансе предприятия, составляемом во внутреннем учете.

В балансе по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» развернутое сальдо: кредитовое, отражающее задолженность хозяйства рабочим и служащим по заработной плате (руководство объясняет его отсутствием денег на расчетном счете), и дебетовое, показывающее задолженность рабочих и служащих хозяйству по заработной плате, что свидетельствует о плохой организации расчетов с работниками (выплачено больше, чем причитается).

Контрольная сверка показала, что эти суммы совпадают с данными Главной книги. В самой же Главной книге обнаружено много исправлений; бухгалтер по оплате труда объясняет это неточностью подсчетов еще в первичных документах (все исправления подписаны бухгалтером).

Убедившись, что данные Главной книги и баланса совпадают, можно продолжить дальнейшую сверку. Для этого сравниваем данные Главной книги со сводом начислений и удержаний по схеме 1.

В расчетной ведомости по графам удержания показаны отчисления в Пенсионный фонд, профсоюзные взносы и подоходный налог; проценты отчислений высчитаны, верно, их суммы совпадают с данными расчетных листков по каждому работнику (льготы по подоходному налогу определены верно).

Баланс, форма №1

Главная книга – сальдо счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на начало и конец отчетного периода

Регистр синтетического учета – сальдо счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на конец отчетного периода

Сводка расчетных ведомостей – итог сумм к выплате

Расчетное ведомости – итог сумм к выплате по всем ведомостям

Лицевые счета – итог сумм к выплате по всем счетам

Схема 1. Установление тождества учетных и отчетных данных по учету заработной платы

Данные о начисленной заработной плате в расчетной ведомости, а также данные платежной ведомости на заработную плату и расчетных листков по каждому работнику совпадают.

При проверке периодичности и своевременности выплаты заработной платы установлено, что начисление и выплата заработной платы производится своевременно.

Информация о дате найма и ставках оплаты труда присутствует; рост оплаты труда оформлен приказами руководителя, бухгалтера этой информацией для начисления и удержаний из заработной платы руководствуются.

Результаты проверки начисления заработной платы оформим рабочим документом аудитора РД-2 «Проверка правильности начисления заработной платы в ОАО «Хлебпром» (таблица 5).


Таблица 5

Рабочий документ аудитора Форма РД-2 «Проверка правильности начисления заработной платы в ОАО «Хлебпром»

ОАО «Хлебпром»

Дата начала проверки 15.05.2016 г.

Дата окончания проверки 22.05.2016 г.

Исполнитель Звонова А.И.

Проверяемый период 28.03.2016-22.05.2016

ФИО должность Документ Начислено, руб Следует начислить Отклонение (+/-), руб
переплата недоплата
  Звонова А..И. экономист Расчетная ведомость №3 за май2016 г     - -
  Петров В.В. водитель Расчетная ведомость №3 за май 2016 г     - -
  И т.д.

 

Рабочий документ использован / не использован при составлении аудиторского отчета (нужное подчеркнуть)

Аудитор ____________

"14" мая 2016 г.

Обобщение результатов проверки и подготовка аудиторского заключения

На основе проведенной проверки подготовим аудиторское заключение. При составлении заключения при проведении внешней аудиторской проверки необходимо руководствоваться правилом (стандартом) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

При обнаружении ошибки в ходе проведения проверки аудитор должен определить ее природу (качественную сторону), а затем произвести количественную оценку погрешности. Отдельные показатели в отчетности и некоторая информация, содержащаяся в приложениях к ней, могут быть недостаточно точными. Однако на этом основании нельзя делать вывод, что отчетность в целом неточна или, что она не выражает реального положения дел.

Аудитор допускает неточности в бухгалтерской отчетности в следующих случаях [12, стр.95]:

если неточности мелкие и не влияют на решение, принимаемое пользователями отчетности.

если затраты на выявление и исправление мелких ошибок слишком велики.

если время, затраченное на выявление и исправление мелких ошибок, может отсрочить публикацию бухгалтерской отчетности.

Ситуация признания существенными ошибок, не имеющих количественного выражения, является достаточно сложной, и как правило, основывается на субъективном мнении аудитора. В качестве примера можно привести случай обнаружения аудитором противозаконных операций на предприятии. Такие нарушения будут признаны существенными вне зависимости от их объема и суммарного измерения.

Отчет аудиторской фирмы/аудитора исполнительному органу ОАО «Хлебпром»

1. Нами проведен аудит бухгалтерской отчетности ОАО «Хлебпром» за 2016 г.

2. При планировании и проведении аудита отчетности нами рассмотрено состояние внутреннего контроля у ОАО «Хлебпром»

Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган ОАО «Хлебпром»

3. Мы рассмотрели состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля ОАО «Хлебпром»

с целью выявления всех возможных недостатков.

4. Наше мнение о достоверности отчетности приведено в следующей части Аудиторского заключения. Нами не обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, которые могли бы существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности.

5. При проведении аудита отчетности нами рассмотрено соблюдение ОАО «Хлебпром»

применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций несет исполнительный орган ОАО «Хлебпром»

6. Мы проверили соответствие ряда совершенных ОАО «Хлебпром»

финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного нами аудита бухгалтерской отчетности не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности ОАО «Хлебпром»

законодательству. Поэтому такое мнение мы не высказываем.

7. Результаты проведенной нами проверки показывают, что проверенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись ОАО «Хлебпром»

, во всех существенных отношениях, в соответствии с указанным в предыдущем параграфе настоящей части законодательством.

Заключение внутреннего аудитора руководству ОАО «Хлебпром»

о бухгалтерской отчетности ОАО «Хлебпром»

за 2016 г.

1. Нами проведен аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности ОАО «Хлебпром»

за 2016 г. Данная отчетность подготовлена исполнительным органом ОАО «Хлебпром»

2. Ответственность за подготовку данной отчетности несет исполнительный орган ОАО «Хлебпром»

Наша обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности на основе проведенного аудита.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности.

На предварительном этапе оценки системы внутреннего контроля получены следующие аудиторские доказательства:

при оценке системы бухгалтерского учета установлено, что операции в учете правильно отражают временной период их осуществления; операции в учете зафиксированы в правильных суммах; операции отражены в соответствии с учетной политикой, нормативными актами, на соответствующих счетах бухгалтерского учета; не всегда зафиксированы детали операции, имеющие существенное значение для учета и отчетности; не ограничена возможность злоупотреблений с первичными документами учета;

при изучении средств контроля установлено, что доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства; инвентаризация проводится систематически; доступ к данным бухгалтерского учета ограничен частично.

Уровень системы внутреннего контроля определен как средний. Рекомендуется реформировать организационную структуру предприятия, создать постоянно действующую ревизионную комиссию, прибегать к услугам аудиторов и специалистов по ведению бухгалтерского учета.

При дальнейшем изучении системы внутреннего контроля ошибок не имеется. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются документами, на основе которых ведется бухгалтерский учет. При совершении операций должны составляются соответствующие документы.

По нашему мнению, прилагаемая к настоящему Заключению бухгалтерская отчетность, подлежащими отражению в бухгалтерской отчетности за 2016 год, достоверна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов ОАО «Хлебпром»

по состоянию на 31 января2016 г. и финансовых результатов его деятельности за 9 месяцев 2016 г.

 

Все рассмотренные методики в той или иной степени схожи и предусматривают в основном подобные этапы проверки, различия наблюдаются в важности и трактовке этапов у разных авторов. Для аудита расчетов по оплате труда ОАО «Хлебпром» была выбрана методика Звоновой А.И., поскольку она более обобщенна и проста в применении.

По результатам проведения аудита в ОАО «Хлебпром» можно сделать заключение, что экономический субъект предоставил достоверную финансовую отчетность. Подготовленная бухгалтером предприятия отчетность обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Статья «Расходы на оплату труда» включает затраты на оплату труда основного персонала предприятия с учетом премий за производственные показатели, стимулирующие и компенсирующие выплаты, компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до определенного законодательством возраста, затраты на оплату труда работников не списочного состава, занятых в основной деятельности.

Не включаются в состав издержек обращения все выплаты (в том числе натурального характера), производимые предприятием помимо установленных Положением о составе затрат и Методическими рекомендациями.

По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, пенсионного фонда, обязательного медицинского страхования.

При этом, к издержкам обращения относятся только те отчисления на социальные нужды, которые производятся от расходов на оплату труда работников предприятий торговли, включаемых в состав затрат по статье «Расходы на оплату труда» в соответствии с установленным законодательством порядком.

Нормируемые расходы (командировочные, представительские, компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и др.) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в размере фактически произведенных затрат. Однако, для целей налогообложения они принимаются в пределах законодательно установленных норм.

Оценка уровня внутреннего контроля на предприятии показала, что специальная служба внутреннего контроля на предприятии отсутствует, что не позволяет руководству получать своевременную и систематизированную информацию о финансовом состоянии предприятия в целях осуществления оперативного контроля и эффективного финансового планирования расходов на оплату труда. В связи с этим руководству предприятия рекомендовано создание в фирме автоматизированных рабочих мест по сбору, хранению и обработке исходной информации и обоснованию управленческих решений, а также специальной службы внутреннего контроля.

Основными задачами службы внутреннего контроля должны являться:

- разработка входных (за исключением тех, которые в настоящее время уже используются в бухгалтерском учете) и выходных форм документов с показателями. Бухгалтерской службе следует заполнять эти формы с той периодичностью, которая наиболее целесообразна для поддержки работы финансовой службы предприятия;

- периодическое (ежеквартально, ежемесячно, ежегодно) составление пояснительных записок к выходным формам с расчетными показателями с подробным анализом отклонений (от плановых, среднеотраслевых показателей, показателей предыдущего года, и т.д.) с выдачей рекомендаций по устранению недостатков..В результате обследования аудита были выявлены рекомендации и ошибки других представителей, как Гетман Н.Я, Соколова Н.П.

 

Таблица 6

Результаты проведенного аудита

Участок аудита Выявленные ошибки Рекомендации
Аудит начисления пособия по больничному листу Гетман Н.Я. Не верно исчислен среднедневной заработок, как следствие, не правильно исчислена сумма пособия Сторнирование излишне начисленной суммы, внесение поправок в учет
Аудит начисления отпуска Соколовой Н.П. В расчете среднедневного заработка были взяты начисления за 13 месяцев, в результате среднедневной заработок исчислен не верно Сторнирование излишне начисленной суммы, внесение поправок в учет
Оценка уровня внутреннего контроля Отсутствие службы внутреннего контроля Организация службы или трудоустройство специалиста, контролирующего финансовое состояния

 

В целом работу бухгалтера ОАО «Хлебпром» можно оценить положительно. Он качественно выполняет возложенные на нее обязанности по учету оплаты труда. Соблюдаются все требования нормативных документов по ведению бухгалтерского учета. Допущенные в учете ошибки исправляются своевременно. Соблюдаются сроки составления отчетности и сдачи ее в налоговые органы. Налаживается ведение налогового учета.

 


Заключение

 

Учет труда и заработной платы является одним из наиболее трудоемких участков бухгалтерии.

Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

Понятие формы оплаты труда дается законодателем в ст. 131 ТК РФ, где говорится, что «выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях)». Данная норма означает, что оплата труда может производиться в различных формах: денежной, натуральной, смешанной.

Система заработной платы характеризует взаимосвязи элементов заработной платы: тарифной части, доплат, надбавок, премий.

Существуют десятки систем заработной платы: повременно-премиальная, сдельно-премиальная, повременная с нормированным заданием, аккордная и т.п. Большинство систем, применяемых на предприятиях развитых стран, рассматриваются как ноу-хау и не публикуются в открытой печати. Общей тенденцией является расширение сферы применения систем, основанных на повременной оплате с нормированным заданием и достаточно большой долей премий (до 50%) за вклад сотрудника в увеличение дохода фирмы.

Для учета труда и заработной платы в Потребительском обществе «Лана» в большинстве своем используются унифицированные документы по формам, утвержденным законодательством.

Первичный, аналитический и синтетический учет оплаты труда в ОАО «Хлебпром» были подробно рассмотрены и проанализированы.

В результате были обнаружены ошибки в исчислении среднего заработка.

При расчете среднего заработка для исчисления суммы пособия по больничному Гетман Н.Я. главный бухгалтер разделил сумму начислений на количество календарных дней, что привело к завышению суммы пособия на 652,08 рублей. В качестве рекомендации было предложено сторнировать излишне начисленную сумму и внести поправки в учет.

Так же была допущена ошибка в расчете среднедневного заработка Соколовой Н.П. В расчет была взята сумма начислений за последние 13 месяцев, а не за 12, что привело к завышению суммы отпускных на 842,44 рубля. В результате было предложено исправить начисленную сумму и сторнировать излишне начисленную сумму отпускных.

Проведенный анализ расходов на оплату труда показал, что фонд оплаты труда используется рационально, состав работающих, их прием и увольнение можно признать постоянным и стабильным, так как коэффициент текучести не значителен – 0,128, что на 0,284 меньше, чем в предыдущем году.

Анализ выработки показал, что среднегодовая выработка одного работающего в отчетном периоде увеличилась на 43,02 тыс. руб. и составила 175,15 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения в 2016 году выпуска продукции на 22,15% и снижения численного состава работающих на 7,84%.

Анализ фонда оплаты труда показал, что в 2016 году фонд заработной платы увеличился на 413349 руб. и составил 4344489 руб. Следует отметить тот факт, что среднесписочная численность работающих снизилась на 4 человека. Данный факт привел к увеличению среднегодовой заработной платы на 15354,76 руб. В 2016 году деятельность ОАО «Хлебпром» была более эффективной, чем в 2015 году (об этом свидетельствует рост выручки в отчетном периоде на 1493 тыс. руб.) поэтому руководство предприятия решило поощрить работников премией в размере оклада. Это также повлияло на фонд оплаты труда.

Увеличение среднегодовой заработной платы привело к увеличению среднедневной заработной платы на 36,74 руб. и как следствие увеличилась среднечасовая заработная плата на 6,66 руб.

Г


<== предыдущая | следующая ==>
оюшы мердегерлерден; | 

Date: 2016-05-25; view: 613; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию