Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грамматическое число





Число́ (в грамматике) — грамматическая категория, выражающая количественную характеристику предмета.

Разделение на единственное и множественное числа, возможно, является пережитком той отдалённой эпохи, когда счёт редко применялся на практике, и выражаемых грамматически форм, означавших «один» и «много», было достаточно в большинстве практических случаев

Имеются различные способы представления множественного числа:

· Повторы («яп. yama» — «гора», «yamayama» — «горы»).

· Окончания, приставки, суффиксы: («крот» — «кроты»).

· Супплетивное число (см. Супплетивизм): («человек» — «люди»).

· Изменение огласовки (так называемое «ломаное множественное»): («араб. китаб‎» — «книга», «кутуб» — «книги»).

Некоторые авторы считают выражением множественного числа также счётные слова (нумеративы, классификаторы), например, в выражениях «сорок голов скота», «три корочки хлеба» слова «голов», «корочки» являются нумеративами. Эта точка зрения не является общепринятой.

В разных языках

Многие языки не имеют грамматического числа. Во многих языках мира имеется два числа — единственное и множественное. В некоторых языках имеются также двойственное число, тройственное число или паукальное число (для обозначения небольшого количества объектов).

В некоторых языках множественное число обозначается повторами (повторением слова), например, в индонезийском языке: orang — «человек», orang-orang — «люди».

В древнерусском языке существовало двойственное число, остатки которого прослеживаются для парных объектов, таких как «уши», «плечи» и т. п. и при использовании некоторых слов с числительными до 4: два дома, три дома, четыре дома, но пять домов… и т. п.

К числу языков, имеющих двойственное число, относятся арабский, словенский, исландский и другие, а также многие древние языки: старославянский, древнегреческий, готский, санскрит и другие.

Языки, не имеющие грамматической категории числа, тем не менее обладают всеми возможностями для передачи смысла количества. Обычно это делается добавлением слов, аналогичных русским «один», «два», «несколько», «каждый», «много» и так далее. В русском языке количественный смысл может передаваться обоими способами либо их сочетанием: «блохи малы», «каждая блоха мала», «все блохи малы». В некоторых языках, например, венгерском, множественное число не сочетается с другими способами выражения количества: virág «цветок»; virágok «цветки»; hat virág «шесть цветков».

В русском языке, наряду с единственным и множественным числами, имеются следующие явления числового характера:

· собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными во множественном числе (зубья, сыновья, колья, коленья, листья, коренья против мн. ч. зубы, сыны, колы, колени, листы, корни), ср. старославянское листиѥ, камениѥ, корениѥ, братриіа;

· собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными в единственном числе (дурачьё, зверьё против мн. ч. дураки, звери), однако образованное, по-видимому, аналогично предыдущему;

· множественное число, выражающее совокупность объёмов или видов неисчисляемого существительного (пески, во́ды, бега́).

В русском языке множественное число без числительных и иных слов, поясняющих количество, может иметь следующие значения:

· «более чем один»: «подростки зашли в наш подъезд» = «более чем один подросток зашёл в наш подъезд»;

· «каждый»: «электроны имеют отрицательный заряд» = «каждый электрон имеет отрицательный заряд»;

· «типичный»: «птицы умеют летать» = «типичная птица умеет летать»;

· «каждый из вышеупомянутых»: «К нам зашли Иван и Пётр. Гости оказались приятными людьми»;

· «большинство»: «немцы на референдуме проголосовали за ликвидацию поста президента»;

· «большая группа»: «тараканы могут сделать жизнь в доме невыносимой»;

· родовое понятие: «птицы — класс позвоночных» (хотя ни одна птица классом не является);

· некоторые игры: «догонялки», «прятки» и т. п.;

· некоторые предметы: «вилы», «брюки», «ножницы», «часы» и т. п.;

· речь монарха: «Мы высочайше повелеваем»;

· вежливое обращение: «Иван Ильич, Вы к нам заглянете?»

Наличие разных значений у множественного числа нередко используется для введения в заблуждение, например: «врачи считают наше лекарство лучшим средством от бессонницы».

 

Падеж

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя — категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Падежами называют как функции слов в предложении, так и соотносимые с ними формы слов.

Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни — др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона — в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).

В языках, в которых падежи отсутствуют, имеются альтернативные способы указания роли слова в предложении: порядок слов, использование предлогов и послелогов. В ряде языков, в том числе и в русском, сочетаются падежи и другие способы.

Падеж Вопрос
И. п. Кто? Что?
Р. п. Кого? Чего?
Д. п. Кому? Чему?
В. п. Кого? Что?
Т. п. Кем? Чем?
П. п. О ком? О чём? В ком? В чём?

 


 

 

Список использованной литературы

· А. Потебня, «Из записок по русской грамматике» (I)

· К. Brugmann, «Grundriss der vergl. Gram.» (II, 429—462)

· Paul, «Prinzipien der Sprachgeschichte» (1898, стр. 331—333).

· Существительное / В. М. Живов // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.

Date: 2016-05-25; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию