Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Jeremy Laing. Осень-зима 2013/2014
Крест в язычестве
Символ бога Солнца Ашшура в Ассирии
Символ бога Солнца Ашшура и бога луны Сина в Месопотамии
Первым цивилизованным народом, широко использовавшим кресты, были древние египтяне.В египетской традиции существовал крест с кольцом, анх, символ жизни и богов. В Вавилоне крест считался символом Ану — бога небес. В Ассирии, которая первоначально была колонией Вавилона (во втором тысячелетии до н. э.), крест, заключённый в кольцо (символизировавшее Солнце, чаще под ним изображался ещё лунный серп), был одним из атрибутов бога Ашшура — бога Солнца.
То, что символ креста использовался в различных формах языческого поклонения силам природы до появления христианства, подтверждают археологические находки практически по всей территории Европы, в Индии, Сирии, Персии, Египте, в Северной и Южной Америке. Так, например, в древней Индии крест изображался над головой фигуры, убивающей детей, и на руках бога Кришны, а в Южной Америке муиски верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него младенцев. И до сих пор крест служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей. Например, у тенгриан, уже до новой эры исповедовавших веру в Бога Небесного Тенгри, существовал знак «аджи» — символ покорности в виде креста, нанесенного на лоб краской или в виде татуировки.
Знакомство христиан с языческой символикой еще в первые века христианства вызвало различные комментарии об общих символах. Так, Сократ Схоластик описывает события во время царствования Феодосия:
При разрушении и очищении Сераписова храма найдены в нём вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие усвояли их собственной религии. Христиане утверждали, что они принадлежат христианской вере, потому что крест считали знамением спасительных Христовых страданий, а язычники доказывали, что такие крестовидные знаки общи и Христу, и Серапису, хотя иное значение имеют у христиан и иное — у язычников. Между тем как происходил этот спор, некоторые, обратившиеся к христианству из язычества и понимавшие иероглифические письмена, истолковали те крестовидные знаки и объявили, что ими обозначается будущая жизнь. По сему объяснению, христиане еще с большей уверенностью стали относить их к своей религии и превозноситься перед язычниками. Когда же из других иероглифических письмен открылось, что в то время, как явится знак креста, означающий новую жизнь, храму Сераписа придет конец, тогда весьма многие язычники обратились к христианству, исповедали грехи свои и крестились. Это-то слышал я о тех крестовидных начертаниях. Не думаю, однако, чтобы египетские жрецы, начертывая изображение креста, могли знать что-либо о Христе, ибо, если тайна его пришествия в мир, по слову Апостола (Кол. 1, 26), была сокровенна от век и от родов и неизвестна самому начальнику злобы дьяволу, то тем менее могла она быть известна служителям его — египетским жрецам. Открытием и объяснением этих письмен промысл соделал то же, что прежде явил на апостоле Павле, ибо и сей, умудренный Духом Божиим Апостол таким же образом привел многих афинян к вере, когда прочитал начертанную на храме надпись и приспособил её к своей проповеди. Разве только не скажет ли кто-нибудь, что слово Божие прорекалось в египетских жрецах точно так, как некогда в устах Валаама и Каиафы, которые пророчествовали доброе против воли. [1]
Иллюстрация
| Название
| Примечание
|
| Анх
| Древнеегипетский крест. Символ жизни.
|
| Кельтский крест
| Равнолучевой крест с кругом. Является характерным символом кельтского христианства, хотя имеет более древние языческие корни.
В настоящее время часто используется в качестве символики неонацистских движений.
|
| Солнечный крест
| Графически представляет крест, располагающийся внутри круга. Встречается на предметах доисторической Европы, особенно в эпохи неолита и бронзового века.
|
| Греческий крест
| Греческим крестом называют крест, у которого линии имеют равную длину, перпендикулярны друг другу и пересекаются в середине.
|
| Латинский крест
| Латинским крестом (лат.Crux immissa, Crux capitata) называют такой крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам, причём поперечная линия находится выше середины вертикальной линии. Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с христианством в целом.
До Иисуса таким символом обозначался, кроме всего прочего, посох Аполлона — бога солнца, сына Зевса.
С четвёртого века нашей эры латинский крест стал тем, с чем он ассоциируется сейчас — символом христианства. Сегодня он также ассоциируется со смертью, виной (нести крест), кроме того — с воскрешением, возрождением, спасением и вечной жизнью (после смерти). В генеалогии латинским крестом обозначают кончину и дату смерти. В России среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и презрительно назывался «крыж» (от польск. krzyz — крест, и ассоциировано с крыжить — обрезать, обрубать).
|
| Крест Святого Петра / Перевернутый крест
| Крестом Апостола Петра называют перевёрнутый латинский крест. Апостол Пётр принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. В настоящее время перевёрнутый крест иногда ассоциируется с антихристианством и сатанизмом
|
| Крест евангелистов
| Символическое обозначение четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
|
| Архангельский крест
| Архангельским крестом (крестом Голгофы, лат. Golgata cross) обозначали особый крест, который символизировал архангелов— высших существ, покровителей верующих людей в христианстве.
|
| крест
| Двойной шестиконечный крест с равновеликими перекладинами.
|
| Лотарингский крест
| Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine) — крест с двумя поперечинами. Иногда называется патриаршим крестом или архиепископальным крестом. Означает чин кардинала или архиепископа в католической церкви. Этот крест является также крестом Элладской православной церкви.
|
| Папский Крест
| Разновидность латинского креста, но с тремя поперечинами. Иногда такой крест называется западным тройным крестом.
|
| Православный крест
| Православный христианский крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями; содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). NИКА — Победитель. Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Также на некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с костями (голова Адама), символизирующий падшего Адама (включая его потомков), так как, по преданию, останки Адама и Евы были захоронены под местом распятия — Голгофой. Тем самым кровь распятого Христа символически омыла кости Адама и смыла с них и со всех его потомков первородный грех.
|
| Византийский крест
|
|
| Крест Лалибелы
| Крест Лалибелы — является символом Эфиопии, эфиопского народа и Эфиопской Православной Церкви.
|
| Армянский крест
| Армянский крест — крест с декоративными элементами на лучах (иногда неравной длины). Сходные по форме кресты (с трилистно-квадратными завершениями и пр.) использовались с начала XVIII века в гербе армяно-католического сообщества мхитаристов, имеющего обители в Венеции и Вене. См. Хачкар.
|
| Андреевский крест
| Крест, на котором распяли апостола Андрея Первозванного, по преданию был Х-образным.
|
| Тамплиерский крест
| Тамплиерский крест — знак духовно-рыцарского ордена тамплиеров, основанного в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами.
|
| Новгородский крест
| Похожий на тамплиерский крест, включающий в центре увеличенный круг или ромбовидную фигуру. Подобная форма крестов является распространённой в землях древнего Новгорода. В других землях и среди иных традиций данная форма креста используется редко.
|
|
| Мальтийский крест (лат. Cross of Maltese) — знак могущественного рыцарского ордена госпитальеров-иоаннитов, основанного в XII веке в Палестине. Иногда называется крестом Святого Иоанна или Георгиевским крестом. Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.
|
| Укороченный лапчатый крест
| Прямой равноконечный крест, вариант так называемого креста лат. Cross pattee. У этого креста лучи сужаются к центру, но не имеют, в отличие от Мальтийского креста, вырезов на концах. Используется, в частности, в изображении Ордена Святого Георгия, Креста Виктории.
|
|
| Тип крестов, наиболее широко известный и используемых в Грузии с V века. Используется повсеместно наравне с крестом Святой Нины.
|
|
| Крест Тевтонского ордена — знак духовно-рыцарского Тевтонского ордена, основанного в конце XII века. Столетиями позднее, на основе креста Тевтонского ордена, были созданы различные варианты широко известного военного ордена Железный крест. Также Железный крест и поныне изображается на военной технике, в качестве опознавательного знака, флагах и вымпелах ВС Германии.
|
| Шварцкройц (черный крест)
| Опознавательный знак Вооружённых сил Германии. Известен в наши дни как крест армии Бундесвера.
|
| Балканский реже Balkenkreuz, тж. балочный крест
| Второе название обусловлено использованием как опознавательного знака военной техники Германии с 1935 по 1945 гг.
|
| | Свастика, гамматический крест или катакомбный
|
| Крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными по часовой стрелке, либо против часовой стрелки. Древний и широко распространенный символ в культуре разных народов — свастика присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении храмов и домов. Свастика как символ имеет много значений, у большинства народов они были положительны до того, как она была скомпрометирована нацистами и убрана из широкого использования. У древних народов свастика была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия. В частности, направленная по часовой стрелке свастика — древний индийский символ, использующийся в индуизме, буддизме и джайнизме.
|
|
| Обнаружен на одном из сосудов пшеворской культуры. Во время Второй Мировой войны, из-за наличия свастики, сосуд использовался нацистами в пропагандистских целях. В наши дни используется в качестве религиозного символа польскими неоязычниками.
|
| Иерусалимский крест
| Нанесён на флаг Грузии.
|
| Крест ордена Христа
| Символ духовно-рыцарского ордена Христа.
|
| Красный крест
| Символ организации Красный Крест и службы Скорой медицинской помощи. Зелёный крест является символом аптек. Синий — ветеринарной службы.
|
|
| Символ масти трефы (другое название «крести») в карточной колоде. Названа по кресту, изображаемому в виде трилистника. Слово заимствовано из французского, где trefle — клевер, в свою очередь от латинского trifolium — сложение tri «три» и folium «лист».
|
| Крест святой Нины
| | Христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.
|
|
| Тау-крест или Антониевский крест
| T-образный крест. Крест Антония — крест Т-образной формы в честь основателя христианского монашества Антония. Согласно некоторым источникам, он жил 105 лет и 40 последних провел на горе Колзим неподалеку от Красного моря. Крест святого Антония также известен как лат. crux commissa, египетский или тау-крест. Франциск Ассизский сделал этот крест своей эмблемой в начале XIII века.
|
| Баскский крест
| Четыре лепестка, загнутые в форме, напоминающей знак солнцеворота. В Стране басков распространены два варианта креста, с направлением вращения по часовой и против часовой стрелки.
|
| Кантабрийский крест
| Представляет собой раздвоенный андреевский крест с навершиями на концах перекладин.
|
| Сербский крест
| Представляет собой греческий (равносторонний) крест, по углам которого изображены четыре стилизованных Ͻ и С-образных огнива. Является символом Сербии, сербского народа и Сербской православной церкви.
|
| Македонский крест, крест Велюса
|
|
| Коптский крест
| Представляет собой две пересечённые линии под прямым углом с размноженными концами. Три излучины конца обозначают Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Крест используется Коптской православной церковью и Коптской католической церковью в Египте.
|
| Скрещённые стрелы
|
|
Глава 2. «Использование символа «крест» в современном дизайне костюма»
Крест имеет особое значение для православных и католиков, он несет за собой сакральный смысл. Не зря крестик носили на шее и старались не показывать его посторонним.
История тренда очень увлекательна. Первая волна популярности крестов в 90-х сопровождалась культурным прорывом через устоявшиеся религиозные и моральные концепции на новый уровень свободы воззрений - сквозь творчество, кино и музыку.
Вначале 2000-х крест «анк» было популярно носить среди субкультуры готов. Сама субкультура ведёт своё начало с конца 1970-х и образовалась на волне панка, который к тому моменту уже стал терять свои позиции среди молодёжи. Тогдашние готы поддерживали протестные настроения панков, но были, если можно так выразиться, более воспитанными. От панковского стиля готы взяли металлические цепи и прочую фурнитуру, пирсинг и татуировки, а также преобладание чёрного в одежде. [11], [12]
В основном, «анк» используют в аксессуарах (кулонах). Позже (в 2006 году) начинают использовать этот символ крест на рюкзаках разной формы, футболках и других предметах гардероба. Молодежи из неформальных течений понравилась эта идея. И крест стали носить не только готы. [13]
символ «Анк»
неформальная молодеж
В скорее дизайнеры подхватили идею с использование «креста» в одежде и внедрили символ в свои коллекции.
В коллекции Gareth Pugh осень-зима 2011/12 дизайнер декорирует костюм двумя перекрещенными молниями, что создает впечатление креста.
Gareth Pugh. Осень-зима 2011/12
В 2012 году символ «крест» уверенно вошел в высокую моду.
На показе весна-лето 2012 Emilio Pucci поразил всех своей коллекцией ярких образов в цыганском стиле, каждый из которых был дополнен элегантными подвесками с крестиками.
Emilio Pucci. весна-лето 2012
А Lanvin продемонстрировали более массивный вариант украшения на длинной цепи.
Lanvin. Осень-зима 2012/13
Но сильнее всех отличился, пожалуй, дом Versace, представив показ коллекции осень-зима 2012/2013, полностью посвященной этому тренду, предложив использовать этот элемент декора на пальто, сумках и даже сапогах. [14]
Versace. Осень-зима 2012/13
Показ Jean-Charles de Castelbajac осень-зима 2013 в очередной раз проходил в соборе Лувра. Судя по всему это подстегнуло религиозность коллекции, которая в конце концов вылилась в откровенную ризу до пола с большим крестом огненного цвета. Для Кастельбажака – это удивительно, учитывая тот факт, что дизайнер еще совсем недавно считал, что весь наш мир неуклонно и бесповоротно катиться в ад, и делал коллекции на эту тему. [15]
Jeremy Laing в своей коллекции осень-зима 2013/2014 использует принт «крест». [16]
Jeremy Laing. Осень-зима 2013/2014
Та же тематика, но в противоположной минималистской интерпретации, также завоевала множество поклонников. Возрождение гранджевого стиля 90-х стало предысторией возникновения направления. Тенденция широко представлена в коллекции Salvatore Ferragamo осень-зима 2013/14.
Salvatore Ferragamo. Осень-зима 2013/14
Изысканные золотые кресты Они находятся на пересечении двух тенденций прошлого 2013 года романтическая готика и барокко. В этих украшениях история, культура, живопись и религия. Мальтийский крест серьги у Alberta Ferretti прекрасно сочетаются с кружевом и величественным бархатом. [17]
Alberta Ferretti. Осень-зима 2013/14
Источником вдохновения для создания коллекции Dolce & Gabbana осень-зима 2013/2014 стало христианское наследие – иконопись, фрески древних православных храмов. Ведь, как мы знаем, в настоящих католических соборах практически нет иконописи, там присутствует скульптура.
Тяжелые, большие украшения поддерживали тему религии: серьги и подвески в виде крестов, короны с крестами, сумочки и клатчи с иконными образами. [18]
|