Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия. Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился кубСтр 1 из 2Следующая ⇒
Категориальное мышление
Мыслить категориями человек начинает относительно поздно, пройдя ряд этапов: от слова – к термину (строгая граница, предел), от терминов – к категориям. Терминами в основном оперирует наука. Термины получили в сообществе ясную, строгую и неизменную дефиницию. Он всегда ограничен в определении. Определение термина строится по логическим законам, а его содержание может быть проверено и логически и на эмпирическом уровне. Философские категории имеют разные определения, хотя и указывают на одни и те же объекты. Они не омоничны, т. е. не подобны ряду, в котором определение одного и того же отличается друг от друга принципиально. (коса). Содержание одной и той же категории в разных философских учениях схоже и различно одновременно, подобно содержанию слова счастья, которому в обыденной жизни разными людьми придается разный смысл. (счастье студента, счастье врача, счастье вора). Общим для всех людей является понимание счастья как оптимального состояния человеческой жизнедеятельности. Философские категории в отличие от научных терминов открыты для домысливания, но эта открытость иного плана нежели в обыденном языке. В обыденном языке слово может интерпретироваться как угодно, в разных субкультурах одной и той же культуры оно может иметь принципиально разное содержание. (Молоток. Шнурки в стакане).
Любая философская категория носит не столько терминологическую, сколько историческую нагрузку, в которую входят все те содержания, которые вкладывают в нее авторами или школами на протяжении определенного исторического времени. «Метафизика» всегда указывает на феномен надприродного. Но в одних философских учениях метафизика – законы существования природы, понимаемых как основание для их всеобщего действования, т. е. как нечто неизменное в природе; в других – это все, что выходит за пределы природы и по сути уходит от природы (дух, Бог). Категориальное мышление требует от человека достаточно большого объема знаний о мире, длительного обучения навыкам сравнительного анализа, синтеза и обобщения, что требует и значительных усилий индивида, и соответствующего уровня мышления у сообщества в целом. Последнее важно, т. к. уровень образования человека зависит не только от индивидуальных способностей и трудолюбия конкретного человека, но и от того, какие требования в этом отношении предъявляет ему общество, и чему оно способно его научить.
Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Когда мы говорим о мышлении, оно представляется нам одной из способностей как, например, память, воля, представление. Наше мышление это абстрактная форма деятельности. Абстрактная деятельность учит нас концентрироваться на одном предмете, явлении. Мы обретаем, благодаря этому, привычку заниматься нашей внутренней жизнью. Одним из видов абстрактной деятельности является занятие логикой. Интересная эта наука тем, что в ней мы знакомимся с приемами конечного мышления, и эта наука правильна, если она соответствует своему предполагаемому предмету. Изучение логики изощряет ум. Мы учимся концентрировать мысль, приучаемся абстрагировать, между тем как в обычной жизни мы имеем дело с чувственными представлениями, перекрещиваемся и перепутывающимися. Человек обладает мышлением наряду с другими способностями, как, например, созерцанием, представлением, волей. Но что такое мышление в субъективном смысле для человека? Мыслит и животное, но его мышление отличается от мышления человека. Человек есть мыслящее существо лишь поскольку, поскольку для него существует всеобщее. Для животного не существует всеобщего, но всегда есть единичное.
Человек мыслит всегда даже тогда, когда он только созерцает. Рассматривая что-либо он всегда фиксирует что-нибудь единичное, выделяет его и соизмеряет с уже известным ему. Таким образом, он пытается зафиксировать тенденции, выявить закономерности. Уже ребенку рекомендуют размышлять, когда предлагают, например, согласовать имена прилагательные с именами существительными. Он вынужден вникать и различать, он должен вспоминать правила и поступать согласно тому или иному правилу в частном случае. Правило есть не что иное, как всеобщее, и ребенок должен приводить особенное в соответствие со всеобщим. Мы ставим себе цели в жизни. При этом мы размышляем о том, какими средствами мы можем их достичь. Цель в данном случае есть всеобщее, руководящее, и мы обладаем средствами и орудиями, деятельность которых мы определяем соответственно этим целям. Когда мы размышляем о моральных вопросах, то обращаемся к пониманию права, долга, т. е. к тому всеобщему, согласно которому, как твердо установленному правилу, мы должны вести себя в каждом конкретном случае. В нашем особенном поведении должно содержаться и распознаваться всеобщее определение. Когда мы изучаем явления природы, то мы не удовлетворяемся одним лишь знакомством с явлением, мы хотим знать, что скрывается за последним, что оно собой представляет. Поэтому мы начинаем размышлять, стремясь узнать причину как нечто отличное от явления как такового. Таким образом, мы удваиваем явление, разделяя его на внутреннее или постоянное, то, что остается одним и тем же во всем: в дереве, цветке, камни, почве, человеке и внешние, данное в непосредственном чувственном восприятии как некое единичное и исчезающее. Природа показывает нам бесконечное множество единичных образов и явлений; мы чувствуем потребность внести единство в это многообразие, поэтому мы сравниваем друг с другом явления, и стремимся познать всеобщее каждого из них. Дух человека не доверяет беспорядку и хаосу, потому что верит в существование порядка, в простое, постоянное и всеобщее определение. Исходя из этой веры, человек направляет свое размышление на явления и познает их законы. Из всех приведенных примеров мы можем сделать вывод, что размышление всегда ищет незыблемого, определенного, способного объяснить частный случай. Ищет с целью при минимальной затрате интеллектуальных, физических и психических сил оптимального варианта решения в сжатые сроки. При этом человеческое мышление разрешает не только насущные проблемы, но и способно прогнозировать появление проблем в будущем. В этом проявляется еще одно отличие человеческого мышления от мышления животного.
Вывод: Когда человек начинает мыслить на уровне предельных обобщений, т. е. осуществляет переход от образно-эмоционального уровня, на уровень рационального постижения мира, он учится оперировать понятиями. На этом уровне мышление предоставляет возможность человеку изменять свое будущее, на основе знания объективных закономерностей того мира, в котором он живет, особенностей той деятельности, которой он занят, изменять, а не только адаптироваться к внешним условиям жизни. Другими словами, мышление дает возможность быть человеку свободным, несмотря на причинно-следственную связь природного, социального и его внутреннего мира, которая свободы не предполагает.
Понятийное мышление - вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление. Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением - более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление [FN|не врожденно|false]Впрочем, некоторые простейшие логические конструкции у человека являются, похоже, врожденными. [/FN] и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта. Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже смакетом из трех гор. Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам. А именно, оно уже способно к децентрации, может пользоваться обратимыми операциями, чувствительно к противоречию, правильно формирует логические классы, не впадая в [FN|синкретизм|false]Тенденция связывать все со всем [/FN] и [FN|трансдукцию|false] Переход от частного к частному, минуя общее. [/FN], согласовывая объем и содержание, имея представление о сохранении количества, в целом о тождественности изменяющегося объекта. Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их. Если человек стал отлично разбираться "в высоких материях", это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана. Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей - наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А Менчинская, Р,Г. Натадзе, Д.Б, Эльконин и др.). В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, "удельный вес", "млекопитающие", "сюрреализм"), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий). Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности. Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным. С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития. От этого просто умнеют. Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие: Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань – это квадрат. Каждый квадрат – это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия – это совокупность точек, каждая точка… Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия. Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился куб... Date: 2016-05-25; view: 482; Нарушение авторских прав |