Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. В социологии существуют различные виды прикладных исследований. В зависимости от характера и целей выделяются разведывательные, описательные и аналитические исследования





Цель разведывательного (или пилотажного) исследования – получить примерные данные, а также апробировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям. Для проведения данного типа исследования необходимо незначительное число объектов, поэтому оно проводится в ограниченные по времени сроки.

Описательное исследование предполагает получение данных, позволяющих сформировать целостное представление об изучаемом явлении. Оно обычно применяется, когда изучаемый объект имеет достаточно сложную и неоднородную структуру.

Аналитическое исследование выявляет причины событий или явлений, устанавливает зависимость между различными социальными объектами и их характеристиками.

 

Прикладные исследования могут различаться по количеству и частоте обследований.

1. Точечные исследования – они ориентированы на выявление количественных характеристик процесса или явления в период его изучения. Его результаты носят статический характер и не отражают динамику процессов и изменения объектов.

2. Повторные исследования – они позволяют выявить изменения в характеристиках объекта в течение определенного периода времени.

3. Панельное (лонгетюдное) исследование (разновидность повторного) – сводится к регулярно повторяющемуся обследованию одной и той же группы респондентов.

 

II. Методами прикладных социологических исследований выступают основные способы сбора и обработки информации. К ним относятся: наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, социологический эксперимент, социологический опрос.

Наблюдение - прямая регистрация социальных явлений и процессов очевидцем. Этот метод успешно используется доля изучения социального поведения, индивидуальных взаимодействий и процессов, происходящих в малых группах. Точность и достоверность результатов наблюдения зависят от:

  1. правильно сформулированных целей исследования
  2. соблюдения правил выбора процедуры наблюдения
  3. корректного фиксирования качеств наблюдаемого субъекта.

В социологии выделяют различные виды наблюдений. По характеру выделяются неконтролируемое (без конкретного плана и является неформальным) и контролируемое (более стандартно и осуществляется в соответствии с разработанной стратегией) наблюдения.

Исходя из отношения наблюдателя к исследуемому объекту, различают: включенное (внедрение) и простое наблюдение (со стороны).

Существенными недостатками этого метода являются ограниченность его одним объектом и субъективность восприятия наблюдателем.

Анализ документов – применяется для сбора первичной информации. К документам относится любая зафиксированная информация – тексты, рукописи, книги, периодические издания, фотографии, киносъемка, магнитофонные записи, компьютерные файлы и т.д.

В зависимости от статуса они носят официальный (административные инструкции, распоряжения, указы и т.д.) и неофициальный характер (личные дневники, архивы, воспоминания и прочее). Документы подразделяются: на первичные (непосредственно фиксирующие события - переписка, записи, результаты наблюдений), и вторичные, (обобщенные данные, полученные из первичных документов - отчеты, заключения, статистические сведения). При анализе документов необходимо учитывать их степень их подлинности, мотивы создателей, условия составления.

Экспертная оценка – его суть заключается в выявлении мнений авторитетных специалистов о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозирования развития событий. Оценка авторитетности эксперта определяется на основе частоты упоминания его имени в кругах профессионалов, научных работах, мнений его коллег. Для выявления позиций экспертов проводятся опросы, интервью, публичные дискуссии, «круглые столы».

Социологический эксперимент – его целью является выявление как причинно-следственных связей, так и факторов, влияющих на социальные изменения, характер взаимоотношений и модели поведения. Для успешного проведения эксперимента необходимо выделить факторные характеристики (влияние которых будет изучаться в процессе эксперимента). При этом для чистоты эксперимента необходимо ограничить влияние иных, нейтральных, характеристик

По характеру организации различают линейный (исследуется одна группа, при этом фиксируются влияние факторных характеристик на контрольные) и параллельный эксперимент (объектом исследования становятся две группы с одинаковыми характеристиками. Одна обозначается как контрольная, другая – экспериментальная, которая подвергается воздействию, в ходе которого изменяют ее контрольные характеристики. Затем показатели сравниваются и устанавливаются изменения в экспериментальной группе, вызванные влиянием факторных характеристик).

Опрос – он позволяет исследовать как объективные, так и субъективные характеристики изучаемого объекта. При его проведении, чтобы не получить искаженные данные, необходимо соблюдать основные принципы:

Выборка - в социологии изучаемая проблема называется объектом исследования или генеральной совокупностью. Та часть объектов, которая реально подвергается изучению, называется выборочной совокупностью. Она должна выступать по своим параметрам в виде микромодели для изучения интересующих явлений, иначе говоря, к ней предъявляются требования репрезентативности.

При подведении итогов следует учитывать ошибку выборки, связанную с уровнем подобия выборочной совокупности генеральной. Чем больше выборка и чем корректней ее построение, тем более достоверными будут данные (менее 3% - повышенная надежность исследований, 3-10 % - обыкновенная надежность, 10-20- приближенная надежность, 20-40% - прикидочная).

Существуют различные виды и методы выборки:

- Простая случайная выборка (карта из колоды). Если карта возвращается в колоду, то это случайно-повторный метод отбора, если нет – случайно-бесповторный метод. К ним также относится механическая выборка (каждый четвертый).

- серийная выборка (отбор осуществляется по статистическим сериям – например «масти» в колоде). Если единицы отбора избираются из однородных частей генеральной совокупности (страт), тогда используется метод стратифицированной случайной выборки (одна из «шестерок», один из «тузов»).

- кластерная выборка, основанная на выделении элементов по какому-либо одному признаку (все «короли».)

По форме организации выборки выделяют одноступенчатую (проводимую в один этап) и многоступенчатую выборку (проводимую шаг за шагом). К первой относятся простая случайная, серийная и кластерная выборка. Но если не известны признаки единиц, составляющих генеральную совокупность, то она проводится в несколько этапов. Сначала проводится простой отбор, а затем уже из выборочной совокупности выделяют новые элементы.

В исследованиях обычно описывается метод построения выборки, что является своеобразным «сертификатом» достоверности данных.

Чаще всего используется два основных вида опросов: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании коммуникация между социологом и респондентом ограничена специальной анкетой. Интервьюирование предполагает свободный контакт.

Обычно различают индивидуальное, групповое и целевое анкетирование. Различие между индивидуальным и групповым анкетированием определяется тем, кому раздают анкеты – не связанным между собой индивидам, или индивидам, состоящим в группах по месту жительства, работы и т.д. Целевое анкетирование проводится среди лиц, объединенных в данный момент конкретной целью – покупатели магазина.

В зависимости от способа проведения выделяют прессовое (например, анкета публикуется в газете ), почтовое (рассылается по почте) и раздаточное анкетирование (раздаются социологом)

Интервьюирование подразделяется на личное и телефонное. По технике различают свободные (беседа по определенной программе, но без строгого перечня вопросов) и стандартизированные (на основе определенных вопросов). Исходя из целей различают клиническое интервью (выявление мотивов, потребностей, побуждений и установок опрашиваемого), и фокусированное (получение информации о реакциях на различные воздействующие факторы).

Как правило, анкета имеет анонимный характер и начинается с блока вопросов, касающихся социально-демографических характеристик респондента (пол, возраст, образование и т.д.) Несмотря на кажущуюся формальность, эта часть анкеты очень важна, так как позволяет проследить вариации ответов в зависимости от пола, возраста и т.д.

Затем следуют вопросы основной части. Существует ряд важных требований, предъявляемых к составлению анкеты:

1. Релевантность – возможность на основании полученных данных строить выводы о знаниях, мнениях, установках и личностных характеристиках респондентов (но не самооценки).

2. Доступность – построение вопросов таким образом, чтобы они были понятны отвечающему. Для этого необходимо учитывать культуру и уровень образования опрашиваемых, степень их подготовки.

3. Дифференцирующая способность – способность на основе сформулированных вопросов выделить различия между группами респондентов по заданным характеристикам.

4. Последовательность – ответы на общие вопросы должны предопределять ответы на более частные. Вопросы необходимо располагать по степени усложнения – от простых к сложным.

5. Нейтральность – объективность и непредвзятость вопросов. При создании вопросов необходимо стремиться к исключению влияния других факторов на ответ. Респондент не должен связывать ответы с его восприятием.

6. Равномерность – примерно одинаковый объем основных смысловых блоков вопросов. Если блоки не пропорциональны, возникает опасность искажения получаемых данных.

 

III. Процесс подготовки исследований включает в себя соответствующую разработку программы и плана.

Программа исследования – изложение и обоснование теоретико-методологических основ планируемой работы и методов ее организации. Она, как правило, состоит из двух частей: методологической и процедурной.

Методологическая - включает в себя формулировку проблемы, определение объекта, предмета и цели исследования, выбор переменных, интерпретацию и использование основных понятий, разработку рабочих гипотез.

Проблема и предмет исследования – В зависимости от характера различают гносеологические и предметные проблемы. Первые связаны с недостатком знаний о социальных явлениях и процессах, вторые – вызваны противоречиями или конфликтами между различными социальными группами, институтами, структурными элементами и т.д. Объектом исследования выступает носитель проблемной ситуации, который подлежит исследованию.

Предметом исследования являются свойства и характерные черты объекта исследования.

Определив проблему и предмет исследования, необходимо решить вопрос о целях исследования, т.е. какой результат – теоретико-познавательный или практически-прикладной – он стремится получить.

Одна из серьезных задач на подготовительном этапе заключается в выделении концептуальных переменных, которые впоследствии будут превращены в используемые определения. Под переменными понимаются варианты факторных характеристик объекта исследования. Если они рассматриваются как причины каких-либо изменений или явлений, то мы имеем дело с независимыми переменными. Если же характеристики изменений объекта являются следствием, обусловленным внешними причинами, то тогда мы имеем дело с зависимыми переменными. Обычно переменные выделяют тогда, когда мы стремимся не просто констатировать те или иные явления, а стремимся к выделению и объяснению устойчивых взаимосвязей между различными характеристиками.

В процессе исследования мы не можем обойтись и без понятий, использование которых предполагает их интерпретацию и операционное определение. Под интерпретацией понимается его смысловое значение. Операционное определение заключается в конкретизации понятий и их соотнесение с экспериментальными операциями.

Для того организации исследования необходимо выдвижение рабочих гипотез. Гипотезы – это предположения об определенной совокупности единиц исследования или структуре социальных объектов, которые подтверждаются ходе исследования. Как правило, выдвигается несколько гипотез, часть из которых подтверждается, часть отвергается. Для того чтобы гипотеза работала, она должна отвечать определенным требованиям:

1. Гипотеза должна быть детерминированной, т.е. связанной с возможно большим числом наблюдений и эмпирических индикаторов.

2. Она должна отвечать принципу фальсифицируемости, т.е. быть логически выверенной и соотнесенной с альтернативными гипотезами.

3. Она должна быть верифицируемой (проверяемой), т.е. должна существовать возможность установления ее истинности, ложности, нейтральности. Понятия, используемые в гипотезе, должны быть эмпирически проверяемы.

4. Она должна иметь коммуникативны й характер, т.е. быть связанной с другими гипотезами и соответствовать по содержанию, понятийному аппарату и инструментарию той области, в которой она создается.

5. Она должна быть согласованной, т.е. ее положения не должны противоречить как друг другу, так и ранее проверенным и подтвержденным фактам.

6. Она должна носить ограниченный характер, т.е. в ней должны быть минимизированы допущения и ограничения.

 

Исходя их характера содержащихся в них предположений, различают описательные и объяснительные гипотезы. Первые ориентированы на выявление характерных признаков объектов, вторые – на раскрытие структуры изучаемого объекта и влияния различных факторов на изменение параметров. По характеру формулирования они могут различаться на гипотезы-основания (предшествующие данным) и гипотезы-следствия (выводимые из данных). В зависимости от целей исследования выделяют основные и дополнительные гипотезы. В соответствии с порядком выдвижения различают первичные и вторичные гипотезы. Последние выдвигаются в том случае, если первичные не получили подтверждения в ходе исследования.

 

План исследования. В зависимости от целей и задач исследования могут формулироваться различные виды планов:

  1. Разведывательный или формулятивный план ставит своей целью постановку проблем и выдвижение рабочих гипотез. Он составляется в том случае, когда объект исследования плохо изучен и о нем мало сведений. Как правило, в него входит знакомство с литературой, консультации экспертов, поиск дополнительных источников данных.
  2. Описательный – ставит своей целью детальную разработку качественных и количественных методов, с помощью которых могут быть установлены характеристики и параметры объекта. Сюда включают определенные гипотезы, а также мероприятия по первичному сбору информации (опрос общественного мнения).
  3. Аналитико-экспериментальный – служит для определения социальных связей в объектах и характера зависимости между различными объектами. Применение его основывается на тщательно выверенных гипотезах-основаниях.
  4. Организационный – носит общий характер и предполагает подробное описание процедуры исследования. Он включает в себя разработку инструментария исследования, формирование групп для сбора первичной информации, определение места и времени и т.д.

 

IV. После завершения эмпирических исследований и завершения сбора и обработки информации наступает этап обобщения результатов. Существуют две группы способов анализа: количественная и качественная.

Количественные способы анализа и обобщения данных включают в себя: классификацию данных по определенному признаку, составление таблиц, построение графиков и диаграмм, определение статистической взаимосвязи между признаками (коэффициент корреляции), регрессионный и факторный анализ и др.

Классификация или группировка - это упорядочение данных по какому-то одному признаку. Выбор признака для классификации осуществляется в соответствии с целями исследования и сформулированными гипотезами. Группировки могут осуществляться на основе номинальных групп (полу, национальности, возрасту и т.д.) или по какому-либо изменяющемуся количественному признаку (по уровню зарплаты – от 1 до 10 млн., от10 до 20 и т.д.)

Таблицы, графики и диаграммы – позволяют наиболее наглядно представить результаты исследования.

Коэффициент корреляции – позволяет выявить и количественно оценить взаимосвязь между двумя переменными. Он может показывать степень идентичности характеристик сравниваемых групп (например, ценностей или доходов), а также степень взаимосвязи между двумя признаками социального объекта (например, зависимость политических ориентаций от величины дохода). При одновременном возрастании переменных корреляция является положительной.

Когда же возрастание одной переменной связано с уменьшением другой, корреляция считается отрицательной. Крайние значения коэффициента корреляции - +1 и – 1. В том случае, если величина коэффициента корреляции составляет +1, можно говорить о тождестве, если -1, то о полной обратной зависимости. Иногда с помощью коэффициента корреляции можно установить причинно-следственные связи.

Более глубоко раскрыть характер взаимосвязи между переменными позволяет регрессионный анализ, используя который можно установить характер и форму зависимости результативных признаков от объясняющих.

Факторный анализ – позволяет определить степень взаимосвязи между ненаблюдаемыми переменными (факторами) и наблюдаемыми признаками.

Количественные способы анализа и обобщения данных позволяет получить достаточно точные и объективные данные.

Качественные способы анализа и обобщения данных включают в себя: создание типологий (типологизация), моделирование, создание и разработка теорий, социальное прогнозирование.

Типологизация – это способ группировки объектов по эмпирически или логически выделенным признакам или их комбинациям. Значение этого способа теоретического анализа заключается в упорядочении и систематизации данных исследования, изучаемых свойств и признаков социальных объектов. При построении типологий необходимо учитывать следующие требования:

1. Типология должна создаваться на основе концепций, а не только эмпирических фактов.

2. Она должна создаваться на основе социологически значимых

переменных.

3. Изучаемые объекты должны описываться одним понятием.

4. Типология должна носить объяснительный характер.

5. Она должна сочетать в себе черты эмпирического и логического порядка.

 

Моделирование – это упроченный способ описания причинно-следственных связей. С помощью теоретических моделей формируются представления о функционировании и изменениях в социальных системах при различных условиях, причинах конкретных явлений. В отличие от типологизации, ориентированной на описание многочисленных случаев, моделирование ориентировано на изучение ограниченного числа явлений. Эта ограниченность способствует более глубокому проникновению в их суть.

Создание и разработка теорий. Теория – это организованная система обобщенных и логически выверенных научных утверждений о каком-либо явлении. Многообразие теорий, объясняющих одни и те же явления, определяются неограниченным числом утверждений, а также причин, обуславливающих какое-либо следствие. Степень абстрактности и характер утверждений, а также число объясняемых факторов определяют уровень теоретических обобщений. Чем выше степень абстрактности утверждений, на которых базируется теория, и чем большее количество фактов она объясняет, тем выше уровень ее общности. Можно говорить, что потенциал теории зависит от числа гипотез, составляющих ее основание.

Date: 2016-05-24; view: 741; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию