Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона и Клисфена
Временные рамки: 8-6 в.в. до н.э. Процесс формирования государства шел через преобразование органов строя и создания новых государственных органов. В литературе выделяют 4 этапа становления Афинского государства. 1). Зарождение государства в результате реформ Тесея. 2). Возникновение органов публичной власти, зачатков территориального деления населения и появления писанного права. 3). Реформы Солона. 4). Реформы Клисфена. Рассмотрим эти этапы подробнее: Этап 1. Возрождение полисной организации началось в Аттике (малоплодородная каменистая область Балканского полуострова) с преобладания Афин среди других родовых поселков. Афины преобладали среди других полисов (городов-государств), т.к. А) Удобно расположены в середине плодородной долины Б) Имели возможность обеспечить безопасность и других жителей Аттики Вокруг них начинается объединение – СИНОЙКИЗМ. Родовые общины объединялись добровольно/насильственно. Эта реформа приписывается базилевсу Тесею. Базилевс – первоначально выборный военный предводитель, выполнявший судебные и религиозные функции. Он жил в конце 13в. до н.э., но скорее всего то, что ему приписывают заняло более длительный период времени и завершилось в 8 в. до н.э. Синойкизм диктовался: Возникновением собственности на землю, развитием ремесла и торговли, которые привели к перемешиванию населения. Поселения чужаков, следовательно перемешивание Необходимость объединения для борьбы с завоевателями. Синойкизм был связан с созданием общего для всей Аттики центрального управления в лице совета, которому была передана часть дел, находящихся в ведении племенных органов. Синойкизм привел к оформлению как бы общего гражданства, т.е. Афинский гражданин получал права и защиту там, где ранее он был иноплеменником. Тесей ввел деление людей по их социальному положению, роду занятий. Знатные обособляются в сословия ЭВПАТРИДОВ (благородных). Мелкие земледельцы – ГЕОМОРЫ Ремесленники – ДЕМИУРГИ. Только эвпариды ведали религиозными делами, занимали должности, были истолкователями законов божеских и человеческих. Этап 2. Образование государства: эвпатриды, опираясь на свою экономическую мощь и политические привилегии, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную c обычаями родовой демократии. Наследование его должности прекращается, а функции переходят к новым выборным должностным лицам – АРХОНТАМ (11 в. до н.э.). сперва должность была пожизненной и безвозмездной. В 8 в. до н.э. ограничивается 10-летним сроком, а с 7 в. до н.э. архонты избираются ежегодно. Всего их было 9. 1-ый архонт, ЭПОНИМ, был вроде президента (глава государства) и устанавливал правила жизни полиса, считался стражем семьи (заботился о дочерях – наследницах, сиротах, вдовах, назначал опекунов, защищал родителей от детей). По его имени звался Афинский год. 2-ой архонт –БАЗИЛЕВС, сохранивший лишь жреческие полномочия и осуществлявший суд по религиозным делам. 3-ий архонт – ПОЛЕМАРХ принял командование войском. Другие 6 архонтов –ФЕСМОФЕТЫ должны записывать и хранить постановления для суда над преступниками. Орган, выбирающий и контролирующий архонтов (по знатности и богатству) АРЕОПАГ (вырос из советы старейшин). Заседания проходили на холме Ареса (отсюда название). В течение многих веков он был аристократическим законодательным, судебным, контролирующим должностных лиц органом. По истечении срока полномочий, архонты вступали в АРЕОПАГ как его пожизненные члены. Публичная власть = архонты+ареопаг. В 7 в. до н.э. народ начинает разделяться по территориальному сожительству. С образованием флота для защиты морской торговли страны делится на ряд округов –НАВКРАРИИ. Жители каждого навкрария должны были снаряжать корабль и выставлять 2 всадника. Во главе этой единицы стоял НАВКРАР, ведающий текущими местными сборами и расходами. Они образовывались в пределах 4 существующих племен (филов) по 12 в каждом. Основным все еще оставалось не административное, а племенное деление. В 621г. до н.э. в Афинах появилось писаное право – законы фесмофета Драконта, отличавшиеся суровостью (кража овощей – смерть, «а для более тяжких преступлений я ничего более интересного не вижу»). Их изданием была внесена определенность в нормы права, применявшиеся судом. Предусматривались суровые меры для охраны частной собственности. Этап 3: реформы Солона. В 8-7 веках до н.э. почти все земли в Аттике оказались в руках эвпатридов. Кроме того, они сосредоточили в своих руках торговлю с/х продуктами, появление денег также способствовало концентрации богатств у незначительной части населения, следовательно, сложились экономические противоречия между родовой знатью и мало-, безземельными крестьянами, которые дополнялись политическими противоречиями между городской и родовой рабовладельческой знатью (городская знать не имела доступ к должностям). Крестьяне + торговцы + ремесленники = ДЕМОС. Демос постепенно выигрывал у родовой аристократии политическую власть, добивался больших уступок. В 594 г. до н.э. всеобщее недовольство народа (долги крестьян и крайняя нужда, рабство должников и резкое деление общества на 2 враждебных класса: эвпатриды и народ) вылилось в «Великую Смуту». Общество на грани гражданской войны. Конфликт разрешили мирно – выбрали СОЛОНА. Эвпатриды выступали за него, т.к. он знатного рода, а демос выступал за него, т.к. он разорившийся богач, следовательно занимается тогровлей, следовательно знает существующее в стране состояние дел. Он был известным поэтом и в своих стихах распространял свои идеи. Результат – реформы архонта Солона, которому было поручено издать законы, отменяя существующие и вводя новые по своему усмотрению. Солон был посредником между противоборствующими партиями и конечная цель его преобразований – восстановление единства полисной общины. Реформы Солона: 1). Для смягчения острых противоречий решает вернуть свободным людям источник существования и этим повысить обороноспособность государства на основе всеобщего ополчения народа. Солон произвел «страхование бремени» (сисахфия), т.е. навсегда отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Теперь рабами могут быть только иноплеменники, а закладные камни с полей были убраны, а земли возвратились к своим собственникам. Афинские граждане, потерявшие в свое время свободу за неплатежи долга или арендной платы подлежали выкупу на средства государства. Чтобы предотвратить возможность последующего разграбления крестьянской земли, Солон установил максимальный размер землевладения, принадлежавшего одному лицу. Но не был осуществлен передел земли, требуемый малоземельными и безземельными крестьянами. Солон ввел систему мер и весов. Отец должен обучить сына своему ремеслу, иначе тот может не кормит его, когда вырастет. Итоги: в целом преобразования Солона Признавали главной эксплуатационной силой иноплеменников Экономически ограничивали силу эвпатридов и заложили основу для развития мелкого земледелия как основной формы земледельческого хозяйства. 2). Вводится деление всех свободных людей на 4 разряда по имущественному принципу в политических и военных целях. Единица измерения – МЕДИМН - мера емкости, применявшаяся для сыпучих тел, особенно зерна. 1 медимн =52,5 литра. Учитывался доход от сельского хозяйства. Годовой доход > 500 медимнов – ПЯТИСОТНИКИ Доход > 300 медимнов / способные содержать боевого коня – ВСАДНИКИ Доход > 200 медимнов –ЗЕВГИТЫ Феты с доходом < 200 медимнов Политическое значение реформы Архонтами / членами ареопага могли быть только пятисотники. Все остальные должности могли занимать всадники и зевгиты. Все высшие должности тогда были бесплатными, следовательно, не могли отправляться теми, кто должен работать для того, чтобы прокормить себя. Итак, на смену родовитости приходи богатство, которого можно было достичь при наличии энергии, трудолюбия и благоприятных обстоятельств. Принцип Солона: «Каждый имеет право на участие во власти по мере того, насколько он служит государству и обществу своим трудом и имуществом». Феты, исключенные из сферы управления, могли участвовать в народном собрании и народном суде. Они освобождались от военной службы. Пятисотники, всадники и зевгиты несут военную службу, причем пятисотники и всадники в коннице, а зевгиты в тяжеловооруженной пехоте. 3). Народное собрание получает большее значение. Многие законы Солона приняты им для подготовки вопросов, решаемых Народным Собранием. Для этих целей был создан новый государственный орган Совет 400 (он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждой филы, которых было четыре). Солон: «Чтоб раньше народа решать все дела». Это была уступка родовой знати, одно из проявлений компромиссного характера всех реформ Солона, т.к. филы представляли собой четыре ионических племени. Он сохранил также ареопаг- оплот родовой аристократии. За ним оставлено право надзора за соблюдением законов и контроль за деятельностью народного собрания. Солон: «Совет 400 и ареопаг должны выполнять роль двух якорей, предохраняющих государственный корабль от последствий бурь путем сдержек и противовесов». 4). Создан народный суд – ГЕЛИЭЯ. Со времен Солона архонтов избирал не ареопаг, а народ. Каждое племя избирало голосованием по 10 кандидатов и из этих 40 человек по жребию выбиралось 9 архонтов. Так впервые введены элементы жребия при замещении должностей. Преимущество жребия: Выражение воли божества, указывающее на желанное лицо. Средство избежать борьбы партий, интриг и страстей. Способ удовлетворить притязание на равенство в известном кругу лиц. Солон: «Ареопаг – страж введенного государственного строя, блюститель законов». 5). Против тех граждан, которые во время смуты в полисе ведут себя безразлично, мирясь со всем, что происходит Солон издал особый закон: «Кто во время смуты в полисе не встанет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав». Это меры для активизации средних слоев населения, которые должны умерить активность крайних полюсов смуты, верхов и низов. Закреплялось также право каждого желающего выступить истцом за других граждан, потерпевших обиду и несправедливость, т.е. это идея всеобщей борьбы граждан за установленный в полисе правопорядок. Итоги: в основе законов Солона лежала идея политического компромисса, золотой середины. Но независимо от его стремления было подорвано господство родовой аристократии и усилено влияние демоса, хотя племенная организация была сохранена. Этап 4: реформы Клисфена. Законы Солона были написаны сложно, а стать их исполнителем он не захотел и уехал из Афин на 10 лет. После его отъезда политическая борьба в Аттике обострилась, сформировались 3 социально-политические и территориальные группировки: Педиэи – жители плодородных долин, защищавшие интересы эвпатридов, требовавшие отмены законов Солона. Паралии – жители побережья, средние собственники города и деревни, желавшие упрочить реформы Солона Диакрии –бедные крестьяне, требующие увеличения наделов и расширения политических прав. Во главе их стоял Лисистрат. В 560 г. до н.э. Лисистрат совершил переворот, сделавшись тираном, ставленником демоса. Тирания – противозаконный захват власти. Он чувствовал слабость своего положения, следовательно, ориентировался на большинство. Его реформы: введение государственного долгосрочного кредита для крестьян введение должности разъездных судей упорядочение государственной казны введением подоходного налога, равного 1/10 дохода. Лисистрат вел активную внешнюю политику, стремился возвеличить Афинское государство. В 527 г. до н.э. после его смерти власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарку. После убийства Гиппарга, Гиппий перешел к тираническому режиму, что вызвало всеобщее недовольство. С помощью Спарты тирания была свергнута, но попытка восстановить аристократию вызвала восстание городских и сельских жителей. Спартанцы и Афинские аристократы были разбиты, демос победил. Во главе Афин встал противник старой аристократии, вождь народной партии Клисфен. Его реформы с 509 –500 г.г. до н.э.: Введение территориального деления населения, уничтожившего политическое значение старых четырех фил, основанных на родовом делении. Теперь Аттика разделена на 30 частей – ТРИТТИЙ, в основе которых лежит постоянное местожительство граждан. 3 тритии = 1 фила. Старые родовые филы сохранились лишь как религиозные организации. При этом на территории Аттики образовалось 3 вида округов: а) с/х равнина с повышенным влиянием знатных фамилий б) приморская часть (матросы, гребцы = демократы) в) город Афины (торговцы и ремесленники) В филу входила трития от города, трития от окрестной территории и трития от побережной полосы. Это было сделано, чтобы перемешать население административных округов и усилить влияние демоса. Таким образом, в каждой филе 2/3 оказывались за городским населением и населением, тяготевшим к городу (горожане, рыбаки, торговцы) и только 1/3 - за населением сельским. Большинство в каждой филе оказалось за городским населением в ущерб деревне, где влияние родовой знати было всего сильней. Тритии делились на демы. Всего было 100 демов по 10 в каждой филе. Дем был одновременно и хозяйственной, и административной, и рекрутской единицей. С демом человек был связан со дня своего рождения. В 18 лет он заносился демархом (старостой) в списки гражданские и военные. Значение реформы: 1). Афинский демос и крестьянство освободившись от древних родовых традиций, на которых опиралось политическое влияние знати. Теперь роды знати расселись по разным делам. 2). Прекратились распри между племенами, союзами, которые угрожали внутреннему единству Афинского общества. 3).Были привлечены к участию в политической жизни те, кто раньше стоял вне фил. 4). Завершен процесс формирования Афинского государства. Совет 400 заменили Советом 500 (по 50 представителей от каждой филы), который играл важную роль в управлении. Реформа государственного аппарата: Коллегия 10 стратегов (по 1 стратегу от филы). Это высший военный орган. Коллегия 10 аподектов – финансовый орган с сосредоточением денежных поступлений и выдачей денег под наблюдением совета 500. Введено изгнание из государства ОСТРАКИЗМ (суд черепков). Тот или иной политик может быть опасен своим авторитетом и связями для существующего демократического строя. Следовательно, чтобы обезопасить демократию от тирана, такого политика изгоняли. Временное изгнание из государства не влекло изъятия имущества/ лишения гражданских прав. На народном собрании ставился вопрос: Есть ли в Афинах кто-либо из граждан, стремящихся к тирании? Достаточно было кому-либо дать утвердительный ответ и собрание распускалось и собиралось вновь через две недели. Каждый получал глиняный черепок и пи- сал на нем имя человека, которого считал опасным для демократии. Черепки подсчитывались, и если одно и тоже имя написали более половины присутствовавших (число участников собрания должно было быть не менее 6000), то человек считался осужденным и должен был отправиться в изгнание на 10 лет. Изначально целью остракизма было предотвращение тирании, а потом он служил средством прекращения политической борьбы, решал, кто из борющихся должен уступить. После реформ Клисфена, греческим государствам пришлось выдержать нашествие персидской армии. Победа в этих войнах (492-449 г.г. до н.э.) упрочила не только внутриполитическое, но и внешнеполитическое положение Афин в Греческом мире. Афины возглавили морской союз греческих государств, к середине 5 в. до н.э. превратившись в Афинскую Морскую Державу. Параллельно развивалась демократия государственного строя Афин реформами Эфиальта и Перикла. Причины победы: Война с Персией была народной и победа в ней повлекла неудержимое стремление к равенству, возвышение демоса и развитие демократии. Теперь народ не мог мириться с прежними политическими ограничениями. Фемистокл превратил Афины в морскую державу. Было 2 позиции относительно ведения войны. Позиция Фемистокла: за флот и наступление, другая позиция – за оборону. К службе во флоте привлекли II класс - фетов. Раз они служат, то должны иметь права. Вследствие войны многие землевладельцы разорились и по своему имущественному положению перешли в низший класс – пострадали от врага. Реформа Солона учитывала при делении на классы лишь земельную собственность. Теперь же развилась торговля, следовательно, капитал и движимое имущество получили веское значение. Уравнять капиталистов в правых с землевладельцами стало насущной потребностью. Реформы Эфиальта Несмотря на все политические перевороты в Афинах, ареопаг сохранял важные политические функции: контроль за действиями должностных лиц, надзор за исполнением законов, право «вето» на решение народного собрания. Осуществленная в 462 г. до н.э. реформа Эфиальта лишала ареопаг политических функций, которые были переданы народному собранию «Совету 500» и особенно ГЕЛИЭИ. За ареопагом сохранились судебные полномочия по делам об убийстве, нанесении ран и увечий с целью убийства, поджога, отравления, дела о «нечестии». Кроме того, орган этот следил за надлежащим исполнением религиозных обрядов. Итак, ареопаг перестал быть контролирующей властью, стоящей выше народного собрания. При Перикле была введена плата за исполнение должностей, что. Значительно повысилась роль народного собрания. Реформы Перикла К середине 5 в. до н.э. утратили политическое значение разряды Солона. Существует спорная точка зрения, что по предложению Арестида право занимать должности даже в Архонте дается всем гражданам. Основной способ замещения должностей – жребий. По предложению Перикла стали получать жалование члены Совета 500, члены Гелиэи, солдаты, матросы и должностные лица вообще, кроме стратегов и начальников конницы. Оплата должностей дала возможность малообеспеченным гражданам занимать государственные должности. Перикл ввел зрелищные деньги- ТЕОРИКОН на приобретение мест в театре и т.п. Мера клерухий стала при нем системой. Это колонии и поселения Афинских граждан на завоеванной территории. Активно шло строительство с целью занять и дать заработок безработной массе сограждан. Основная задача стратега, бывшего одновременно демагогом (вождем народа в Народном собрании) - взять демос, ставший главной силой в государстве, в свои руки и направить в разумные границы в интересах порядка полного развития духовных и материальных сил народа. С правом законодательной инициативы можно выступать только в начале года. Затем закон шел в Совет 500, потом направлялся в коллегию НОМОФЕТОВ из числа Гелиэи. Правовое положение населения в Афинах (5-4 вв. до н.э.) Основа Афинского общества – античная собственность, для которой хорактерен дуализм, т.е. сосуществование частной и общественной (государственной) собственности. Общественная собственность – это серебряные рудники, золотые прииски, мраморные каменоломни, удовлетворяла не только общегосударственные нужды, но и объединяла всех полноправных граждан в единый слой рабовладельцев. Доходы от нее распределялись поровну. Категории населения: Полноправные афинские граждане Метеки (иностранцы, живущие в Афинах) Рабы Вольноотпущенные Граждане Афин Гражданин-это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами как основой основ ее жизнедеятельности. «Полноправным гражданином мог быть житель Аттики, родившийся от афинянина и афинянки, имя которого записано в списке ДЕМА» - гласил закон Перикла. В такие списки заносились юноши и девушки по достижении 18 лет. После 2-х лет военно-воспитательного курса обучения, т.е. в 20 лет, юноша становится полноправным гражданином. С 20 лет –гражданское полноправие, включает права (принимать участие в народном собрании, выступать на нем и вносить законопроекты, занимать должности с 30 лет) и обязанности (соблюдать законы и выполнять повинности в пользу общества). В экономическом отношении граждане были неравны. Господствовали богатые землевладельцы, купцы, владельцы ремесленных мастерских. Государство накладывало на них финансовые повинности в пользу общества – ЛЕТУРГИИ: а) ХОРЕГИЯ –покрытие расходов на организацию музыкальных и хореографических состязаний, содержание хоров. б) ГИМНАСИАРХИЯ –устройство гимнастических игр и состязаний в) ТРИЕРАРХИЯ –снаряжение корабля, построенного государством и содержание его боевой готовности. Государство заботилось об инвалидах, сиротах. Так, сироты воинов, убитых в борьбе за Родину, содержались и воспитывались государством до 18 лет. Более 20 тыс. граждан содержалось за счет государства с получением жалования за исполнение государственных функций. С целью избавиться от избытка населения и ослабить остроту противоречий бедные-богатые ввели меру КЛЕРУХИЙ (колонии – поселения Афинских граждан, которые основывались на завоеванных землях или на землях Афинских союзников.) Государство наделяло поселенцев землей без права отчуждения, то есть земля отдавалась не в собственность, а во владение. Поселенцы сохраняли за собой Афинское гражданство. С 460 по 410 г.г. до н.э. было основано около 10 тысяч клерухиев. Одни клерухии, оставаясь в подчинении законам и высшей юрисдикции Афин составляли общины с местным самоуправлением. Другие возникли в уже существующем городе/селении и являлись гарнизонами Афинских граждан среди местного населения. Итог: идеалом Афинского гражданина был свободный человек, обладавший известным достатком, физически развитый и получивший воспитание. Служение отечеству было высшей честью, следовательно к этому надо быть готовым. Метеки Имели некоторые гражданские права, но были лишены политических прав (являться в народное собрание, участвовать в народном суде). Это не избавляло от обязанностей в пользу государства (налоги: поголовная подать, за право заниматься торговлей, прямой, вносили чрезвычайные сборы и служили в армии). Были ограничены в праве приобретать недвижимость, а землю могли брать только в аренду. Браки метеков и граждан были незаконны, рожденные от них дети не становились гражданами. Метеки не имеют права выступать в суде и должны иметь патрона из числа граждан, который был посредником между ним и государством. Метек, не включенный в общественный список, заключался в тюрьму, а не уплативший налоги продавался в рабство. За особые заслуги могли получить афинское гражданство, но не могут быть жрецами и архонтами. Рабы В Афинах от 70 до 150 тыс. рабов, а граждан 30-40 тыс. чел. Источники рабства: Плен Морской разбой Покупка раба Рождение от рабыни По судебному приговору (за присвоение метеком Афинского гражданства) рабы государственные частные Государственные рабы могли иметь свое хозяйство, семью. Из их числа формировалась государственная полицейская стража, тюремные служащие и судебные исполнители, писцы, глашатаи, работники монетных дворов. Рабство считалось нормой. Частные рабы работали в сельском хозяйстве. Часто рабовладельцы отпускали своих рабов на оброк. Иногда они открывали на средства хозяев мастерские. Их можно было арендовать. Нельзя было господину самовольно убивать раба. За истязание раба он мог бежать от господина и искать убежища в святых местах, где нельзя было ловить бежавшего и тот мог продаваться другому господину. Раб был собственностью, вещью господина, одушевленным орудием. Когда свободный человек подвергался штрафу, раб отвечал своим телом. К рабу допускалась пытка. Его представитель на суде – господин. Наряду с рабским, был и свободный физический труд (каменщик, плотник). Рабство усиливало перевес капитала, способствовало увеличению имущественного неравенства, вынуждало государство заботиться о неимущих гражданах и содействовало наступлению тех социальных кризисов, которые погубили Грецию. Рабы могут быть отпущены на волю государством или своим господином. Это делалось по постановлению Народного Собрания за заслугу перед государством. Хозяин освобождал раба путем публичного объявления. С момента отпуска раб – вольноотпущенник и попадал под двойную власть: государство надзирает за ним как за метеком бывший господин –патрон вольноотпущенника. Без разрешения патрона нельзя вступать в брак, а при бездетности его имущество шло бывшему господину. Патрон мог получать от вольноотпущенника определенные выгоды, которые он установил при отпущении. При неисполнении своих обязанностей по отношению к патрону он по приговору суда может быть возвращен в рабство. Дела рабов разбирала «Коллегия 11». Date: 2016-05-24; view: 923; Нарушение авторских прав |