Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции политического лидерства

Законы политологи

§ Общие законы - это те законы, которые характерны для политической жизни всех народов (установление политической власти - необходимое условие функционирования и развития любого организованного общества; взаимосвязь политической культуры с политическими отношениями;зак. ист. прогресса.).

§ Особые законы характеризуют развитие общих законов в определенной системе (тоталитарной, авторитарной, демократической). Другими словами, особые законы раскрывают сущность общих законов с учетом особенностей развития каждой страны, характера политического режима. Например, авторитарная система для укрепления политической власти максимально концентрирует ее в своих руках, использует насилие и т.д. Демократическая система предусматривает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

§ Единичные законы - это законы, которые регулируют взаимоотношения власти и лица в определенном государстве.(през.респ - зак.народовластия, парл-през - парламент избирает презид)

В тесной взаимосвязи с законами политологии находятся ее категории, которые призваны выражать сущность данного предмета, его узловые пункты, ступени познания законов, поэтому они неотделимы от законов.

Политология, как и любая другая наука, использует как общенаучные категории, так и категории наук, находящихся на стыке с её объектной областью, а также свой собственный (специфический) категориальный аппарат.

А) Общенаучные категории, т. е. категории, используемые большинством социально-экономических и гуманитарных наук: цивилизация, культура, общество, население, народ, прогресс, методы, критерии, закон, структура, функции)

Б) Категории наук, находящихся на стыке с политологией: культура, идеология, общность, сознание, личность.

В) Собственные (специфические) категории: политика, политическая власть, политическая система, политическая организация, политический режим, политический плюрализм, политические интересы, политические ценности, политическая деятельность и другие.

34.Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
Итак, политика и...
— экономика. Поскольку в политике отражаются коренные интересы государств и социальных групп, она нередко считается концентрированным выражением экономики. Политика оказывает сильное прогрессивное или регрессивное влияние на экономическую сферу жизни общества, производства, обмен, распределение и потребление;

— право. Самым тесным образом политика связана с правом: правовые акты законодательно закрепляют основные политические принципы, нормы и процедуры, определяют допустимые границы и возможности политической деятельности правящих структур и оппозиции. Политика, в свою очередь, с одной стороны, стремится закреплять и совершенствовать право, а с другой — даже в демократическом обществе нередко вторгается в правовую сферу, пренебрегает правовыми нормами;

— идеология. Политика неразрывно и диалектично связана с идеологией. Это родственные, но не совпадающие социальные явления. Отождествление политики и идеологии ведет к избыточной идеологизации как духовной стороны политики, так и в особенности политических отношений и государственных структур. В то же время неоправданным является отрицание идеологического основания политики;

— культура. Поступательность общественного развития обеспечивается взаимодействием политики с такой важной сферой жизнедеятельности человека как культура. Интеллект, духовность, характер ценностей во многом определяют уровень развития данного общества, а следовательно и характер политики;

— религия. Выступая мировоззрением и мироощущением, а также соответствующим поведением, основанным на вере в существование Бога (сверхъестественного), религия имеет противоречивое отношение с политикой. Эта противоречивость проявляется, с одной стороны, в их полном слиянии (царь — наместник Бога на земле), с другой стороны, в дистанцировании (отделение церкви от государства);

— мораль. Взаимоотношения политики и морали представляют особый интерес. Являясь сферой социального выбора индивидов, групп, организаций, политика органично связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

35.Сущность политического лидерства, его функции
Политическое лидерство
- процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого наделенные реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которая добровольно отдает им часть своих политико-властных полномочий и прав.

Признаки политического лидерства. К ним относятся:

· постоянное влияние на окружающих;

· политическое влияние должно быть всеобщим и распространяться на всех членов руководимой общности;

· закрепление лидерства в определённых нормах, правилах, привилегиях, полномочиях.

Сам термин «лидер» дословно означает - ведущий, руководитель. По традиционному определению, политический лидер - это влиятельный участник политического процесса, который независимо от формального статуса стремится и обладает способностью консолидировать людей, направить их на достижение выдвинутых им общих целей.

Известно, что некоторые лидеры вовсе не занимают позиций «на вершине», а некоторые из тех, кто занимает высшие должности, не являются лидерами. Например, в Великобритании королева не является политическим лидером, равно как и президент ФРГ. В СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС был политическим лидером не только в партии, но и в стране в силу того, что начиная со Сталина он постепенно признавался как главное лицо, принимающее решения.

Лидер должен:

• учитывать, выражать и отстаивать интересы определенной соци­альной группы, интересы общества ставить выше личных;

• иметь свою собственную (или выражать групповую) политическую программу;

• обладать способностью организовать действия масс для выполне­ния этой программы, бороться со своими политическими соперни­кам за отстаивание и осуществление своей программы;

• уметь завоевать массы, чтобы обеспечить себе популярность;

• иметь время и возможности для доказательства своего лидерства;

• постоянно всей своей практической деятельностью подтверждать свое право на лидерство;

• обладать определенным уровнем политической культуры;

• сохранять свое политическое лицо независимо от наличия офици­ального поста или потери его;

• быть активным участником общественных отношений, оказывать влияние на их изменение;

• обладать набором определенных личных качеств (эрудированно­стью, корректностью, профессиональной подготовкой, моральной устойчивостью, волей, целеустремленностью, настойчивостью, коммуникабельностью, ораторскими способностями и др).

Функции политического лидерства

1. Диагностическая функция, которая сводится к постановке диагноза, когда лидер изучает ситуацию, оценивает её, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Такер отмечает, что в своей деятельности лидер может опираться на помощников, советников, экспертов, но оценку даёт он сам, он сам ставит диагноз ситуации.

2. Директивная функция, т. е. функция принятия решения, включающая в себя приказы, что и как конкретно следует предпринять в тот или иной момент, чтобы решить ту или иную общественную проблему.
3. Мобилизующая функция, состоящая в мобилизации масс на выполнение решений и достижение поставленных целей. Здесь многое зависит от умения и способностей политического лидера войти в контакт с широкими массами, убедить, вдохновить, привлечь на свою сторону тех, кто не определился.
4) интегративну ю, направленную на поддержку целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия, единства политических сил, сплочённости всех социальных групп;
5) новаторскую, означающую внесение лидером новых конструктивных идей социального развития общества;
6) коммуникативную, направленную на отражение всей гаммы потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в их практической деятельности;
7) организаторскую, требующую мобилизации народа на претворение политических программ, решений в жизнь, формирования кадров и консолидации сторонников реформы;
8) координационную, являющуюся продолжением организаторской и направленной на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований - институтов и органов власти, а также практических исполнителей решений.

37. Социальные группы классы как субъекты и объекты политики
Переход индивида (группы) из одних общественных слоев в другие, продвижение к позициям с более (менее) высоким престижем, доходом и властью связан с процессами социальной мобильности. Если статус индивида или группы меняется на более высокий, престижный, то можно сказать, что имеет место восходящая мобильность. Однако индивид (группа) в результате жизненных катаклизмов может перейти и в низшую статусную группу - в этом случае срабатывает нисходящая мобильность. Кроме вертикальных перемещений (восходящая и нисходящая мобильность) существуют горизонтальные перемещения, которые складываются из естественной мобильности (например, переход с одной работы на другую без изменения статуса) и территориальной мобильности. Современная наука располагает показателями, позволяющими выделять разные виды социальной мобильности (межпоколенческая, внутрипоколенческая, профессиональная и др.). По степени перемещений различаются “открытые” и “за крытые” социальные группы и целые общества.

Динамика преодоления социальной дистанции, сопровождающаяся повышением статуса (т.е. восходящая мобильность), всегда связана с повышением политической напряженности.
Если индивид или группа воспринимают свой статус как относительно нормальный, удовлетворительный и стабильный, происходящее в политике может представляться им чем-то малозначительным для их собственной жизни. Если люди даже крайне бедны, но воспринимают это как должное, как предписание судьбы или как соответствие предопределенному социальному статусу, то у них не возникают чувства несправедливости и неудовлетворенности. Угроза индивидуальной или социальной стабильности, исходящая от политики властей или действий каких-то социальных сил, может резко усиливать интерес к общественно-политической действительности.
Важнейшей предпосылкой политической стабильности общества является обеспечение государством открытой индивидуальной мобильности. При политике государственной поддержки статусного роста граждан даже те, кто не сумел преодолеть социальную дистанцию, не остаются “за бортом жизни”.

Основная цель социальной политики государства - увеличение продолжительности социальной активности граждан, обеспечение каждому достойных условий существования. К числу функций социальной политики относятся социальная защита населения, регулирование численности населения, предоставление услуг, в области здравоохранения, образования, регулирование отношений, формирующих материальные основы жизнедеятельности населения (за счет решения проблем налогообложения, стимулирования процесса создания рабочих мест и т.д.). Если социальная политика способствует улучшению условий жизни, содействует согласию между социальными группами, другими социальными общностями, то она справляется с процессом регулирования социальных интересов.

38. Этнические общностикак субъекты и объекты политики
Национальные отношения пронизывают все структуры общественных отношений, поэтому любая проблема общественной жизни может принять национальную окраску. Этнические конфликты во многом являются следствием социально-экономических условий развития этноса.

Анализируя вековой опыт попыток решения этнических проблем, можно сделать следующие выводы:
1) национальные споры должны решаться на основе переговоров;
2) национализм никогда не приводил к благосостоянию граждан, но почти всегда - к войне;
3) наиболее эффективен путь решения национальных проблем за счет компромисса.

Государство должно гарантировать благоприятные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя при этом воздействие средств массовой информации, законодательные акты и т.п. Можно определить следующие демократические принципы разрешения национального вопроса:
- право наций на самоопределение (хотя нередко это противоречит другому принципу международного права - территориальной целостности государства);
- автономия, под которой понимается широкое внутреннее самоопределение для компактно проживающего этноса;
- приоритет прав личности;
- равноправие этносов, проживающих на одной территории.

Существуют определенные государственно-правовые формы решения этнических проблем:
- создание автономных образований в рамках унитарного государства (Испания, Великобритания);
- создание федеративного государства (Индия, Швейцария и др.)

39. Национализм и шовинизм в политике, общие черты и различия. Космополитизм, геноцид, сегрегация, апартеид
Национализм
(фр. nationalisme) — идеология и политика, базовым принципом, которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государство образующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых находятся в противоречии друг с другом.
Можно выделить два из них как наиболее непохожие и, следовательно, способные отражать всю глубину и широту понятия национализм. Речь идет о гражданском и этническом течениях. Если первый может быть использован для достижения позитивных результатов государственного строительства и формирования, некой гражданской общности на территории многонационального государства. То этнический национализм может способствовать как процессу освобождения угнетенных наций, так и росту напряженности в многонациональных государствах, когда желание малых народов сохранить свои традиции и культуру, идет вразрез с интеграционной политикой государства, и может трактоваться как сепаратизм.

Шовинизм трактуют как агрессивную форму национализма, - национализма в его самом крайнем проявлении. Речь идет о патриотизме — патриотизме чересчур пылком, агрессивном, воинственном и нетерпимом, доведенном до абсурда и смешном. Шовинизм - гипер патриотизм, агрессивный по своей природе, и основанный на иррациональном убеждении в величии и превосходстве «своей» нации. При этом шовинистические идеи требуют постоянного доказательства величия и превосходства, причем требования эти могут носить агрессивный характер. можно сказать, два из трех определений обозначают, шовинизм как самостоятельное явление, в советской же трактовке нет тонкой грани отличия от национализма. Нам следует определиться как можно, в общем, понимать шовинизм? В приведенных определениях мы можем видеть одну общую черту, а именно идея превосходства, содержащая в своем основании ничем подтвержденные постулаты и тезисы, формируются эта база на основании чувств и образов.

При рассмотрении понятия национализм в его теоретическом аспекте не было обнаружено никакой агрессии, потенциальная агрессия возможно. Понятия национализм и шовинизм могут пересекаться, но они не тождественны. Это два вполне самостоятельных явления, несущие определенную идею.

Космополитизм (гражданин мира) — 1) идеология т.н. мирового гражданства, отрицающая государственный и национальный суверенитет; 2) система взглядов, основанная на отказе от признания приоритетности национальных традиций и культуры перед традициями и культурой др. стран и народов, исходящая из единых интересов и ценностей всего человечества, относящая различные проявления патриотизма к примитивным формам человеческого сознания, и т.д. Идейные сторонники К. часто строят систему своих взглядов не на принципиальном признании всепланетарного единства, не на осознании себя гражданами планеты Земля, а в первую очередь на отрицании собственной национально-государственной идентичности. В основе К. может лежать не столько отсутствие патриотизма, пренебрежение национальными ценностями или нежелание следовать традиции, сколько стремление избежать государственно-политических ограничений, напр., свободно выбирать страну проживания.

Геноци́д — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либонациональную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую путём:
убийства членов этой группы;
причинения тяжкого вреда их здоровью;
мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
изъятия детей из семьи;
предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

Сегрегация-— понятие, обозначающее политику и практику отделения, ограничения или запрещения совместного проживания, обучения, профессиональной деятельности различных расовых или этнических групп населения. Существуют три основных уровня сегрегации: первый — микросегрегация — предполагает сегрегацию общественных мест, подобную той, что существовала на юге США до начала 1960-х гг., когда для белого и небелого населения существовали раздельные туалеты, душевые, комнаты ожидания, железнодорожные вагоны и т.д.; второй — мезосегрегация — подразумевает сегрегацию белого и всех прочих групп населения по районам проживания внутри городов (при этом чернокожие, как правило, вынуждены обитать в специально отведенных местах, сильно напоминающих гетто); третий — макросегрегация — означает сегрегацию целых народов на определенных территориях.

Апартеид- Крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в ограничении или лишении прав, в территориальной изоляции какой-л. группы населения официальная политика расовой сегрегации, практиковавшаяся в ЮАР в 1948—1994 гг., в Южной Родезии в период 1965—1980 гг., а также во время оккупации Юго-Западной Африки (Намибии) со стороны ЮАР.

Апартеид в ЮАР предписывал чернокожим и смешанного происхождения (т. н. цветным) людям проживать в специальных резервациях (бантустанах) на небольшой (около 12 % площади ЮАР) территории (в действительности подавляющее большинство негров там и не жило).

40. Межнациональные конфликты, их причины и пути разрешения
Межнациональный конфликт
это нарастание социального напряжения в отношениях между народами, защищающими свои национальные интересы, и обострение противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых военных действий.
Непосредственная причина возникновения межнациональных конфликтов — расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных отношений (национально-государственных образований, наций, народностей, национальных групп). Конфликт возникает при непоследовательном и несвоевременном разрешении таких противоречий.

Типы межнациональных конфликтов:
1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт);

2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);

3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Способы разрешения:
1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);

2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;

3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;

4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным;

5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.
или
Важное значение имеет установление типологии межнациональных конфликтов. При этом основанием классификации можно определить следующее разделение конфликтов:
— по сферам проявления (социально-экономические, культурно-языковые, территориально-статусные, сепаратистские);
— по целям (реалистические, нереалистические);
— по объему использования военной силы (мирные, с минимальным использованием военной силы);
— по вертикали (между центром и республиками, межрегиональными и местными органами власти);
— по горизонтали (между группами коренной и некоренной национальности, микроконфликты на личностном уровне).

Изучение межнациональных конфликтов в различных странах мира, позволяет предложить такую систему их урегулирования, которая предполагает сочетание институционального и инструментального.
Институциональный подход подразумевает создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов. Она должна включать институты национального, регионального и глобального уровней.
Инструментальный подход состоит в сочетании конкретных мер, инструментов регулирующего воздействия на межэтнический конфликт. Среди них выделяют тактические, оперативные и стратегические решения.
Тактические решения направлены на регулирование конфликтов путем силового, в том числе и экономического, давления на его участников или посредством налаживания переговорного процесса.
Оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов (разоружение «боевиков», разъединение воюющих сторон, усиление охраны жизненно важных объектов) или на устранение последствий конфликтов (обустройство беженцев, восстановление коммуникаций, наказание организаторов погромов и т. п.).
Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических уровней безболезненного решения проблем.

 

52. Демократические принципы и процедуры
Под демократией понимается тип государства, в котором политическая и правовая системы, политический режим построены на принципах народовластия, свободы и равенства.

Построение демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества. История человечества показывает, что демократия рассматривалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод.

Результатом исторического развития демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур (выборы, доверие власти представительному органу и т. д.).

Принципы демократии:
– избрание народом высшего законодательного органа;
– равенство избирательных прав;
– всеобщность избирательного права;
– ограничение прав меньшинства решением большинства;
– непрерывный общественный контроль;

– принцип разделения властей;
– политический плюрализм (многообразие политических идей);
– власть закона;
– сменяемость органов власти; их ответственность перед обществом и т. д.

Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым нормам.

Для политической практики демократического общества характерны: мирная передача власти в соответствии с результатами выборов; невмешательство армии в политический процесс; отказ от крайних, насильственных методов; использование установленных законом способов разрешения социальных конфликтов.

Центральный инструмент демократии – свободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами, без этнических, расовых, религиозных, национальных, имущественных и других ограничений. Гарантом демократии служит общественный контроль за ее конкретными проявлениями или срывами.

Среди основных характеристик современной демократии – общественное согласие, традиции законности, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия, отказ от конфронтационного мышления. Важным условием демократии является достижение общественного консенсуса (согласия) – непротиворечивого согласия, единства по ведущим значимым вопросам значительного большинства людей относительно наиболее важных моментов организации и функционирования сообщества. Общественный консенсус предполагает достижение согласия между государством и гражданами, между различными ветвями власти, между центром и местными органами власти, между политическими партиями и движениями.

Процедуры:
Необходимым условием развития в стране демократии является создание эффективной правовой и политической системы.
Демократические процедуры – это порядок определения народом состава властей и их политики, это закрепленные в законах механизмы, гарантирующие суверенным нациям возможность воздействовать на решение основных вопросов посредством референдумов, выборов и т.п.
Наиболее значимые из них – это референдум (всенародное голосование по значимым для страны вопросам), выборы (главы государства, депутатов парламента, органов местного самоуправления и т.д.), обращения граждан в государственные органы (к должностным лицам).

55. Полит партии в жизни общества (понятие, генезис, эволюция, функции)
Партия-
добровольная обществ. организация, объед наиб сознательную и организованную часть в соц общности на основе общности полит интересов и целей (в борьбе за власть с целью реализации своей програмы).

Неразвитые, становящиеся формы, предшествовавшие современным, называют протопартиями.Ещё у Аристотеля можно найти слова о партии горы и партии долины (частях населения города, государства, солидарно выступающих за определённые политические решения). В Древнем Риме сталкивались в борьбе патриции и плебеи. В Италии XII–XV вв. – гвельфы игибеллины, сторонники и противники политического влияния папы римского. В Англии XVII–XVIII вв. – кавалеры и крутоголовые. В США XVIII в. – федералисты и республиканцы.

По Максу Веберу, в своём развитии партия как политический институт прошла три основных этапа: котерии (аристократические группировки), политические клубы и современные массовые партии.

Котерия – аристократическая группировка, борющаяся за перераспределение государственной власти в свою пользу и выражающая интересы лишь самой себя, своих членов.

Политические клубы. Это уже организации, участники которых выражают интересы различных частей населения, социальных групп. Но это локальные организации, не объединённые в масштабе всего государства.

Политические партии современного типа возникают тогда, когда клубы, кружки и другие организации объединяются в организации национального масштаба. В пример часто приводят Республиканскую и Демократическую партии США, национальные комитеты которых возникли в 1856 и 1858 годах. Многие считают, что это первые политические партии современного типа.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
- выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

- разработка идеологии, формирование общественного мнения, распространение политической культуры;

- создание возможностей для политической социализации личности;

-подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

-организация избирательных кампаний и участие в них;

-борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

– выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

– активизация и интеграция определенной части людей;

– борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (могут использоваться легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т. д.);

– подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

– разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

– политическое воспитание общества в целом или его части;

– подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

58. Политическая социализация, этапы
Социализация
– процесс избирательный, в ходе которого идет усвоение тех норм, ценностей, ориентаций и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни. По мере накопления социального опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение жизненно-политических позиций личности.

В политической социализации выделяют несколько этапов, связанных с основными периодами жизни человека.
Первый этап политической социализации происходит в детские и юношеские годы в семье, школе, группе ровесников.
Второй этап – в процессе интенсивного обучения человека в различных учебных заведениях, самообучения, под воздействием СМИ, разных социальных институтов. В это время формируется информационная сторона мировоззрения индивида, закладываются основы политической культуры. Важность данного этапа обусловлена тем, что успешность его происхождения в значительной степени предопределяет будущее страны – активность и осознанность политических действий.
Третий этап – это социализация индивида как личности в ходе активной деятельности, его включения в работу политических институтов (государственных структур, партий, общественных организаций, выборов и т.д.), в подготовку и проведение всевозможных политических акций. Этим этапом завершается превращение индивида в гражданина, человека, осознающего себя членом государства.

59. Права человека: теория и практика. Всеобщая Декларация прав человека
Если раньше права личности нарушались тоталитарным режимом, то сейчас они страдают от анархии и неразберихи, криминального беспредела, войны законов, разрушительных конфронтационных процессов. Ослаблены гарантии социальных прав. Менее доступными для значительной части населения становятся высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение. Положение усугубляется быстрым расслоением общества на «очень богатых» и «очень бедных». Поэтому неотложная задача заключается в том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнить перечисленные в Декларации и Конституции права необходимым жизненным содержанием.

За время проведения реформ существенное развитие получили главным образом политические права и свободы. Люди могут открыто выражать свои взгляды, мнения, убеждения, отстаивать те или иные позиции, объединяться в различные общественные организации, политические партии, участвовать в свободных альтернативных выборах, устраивать пикеты, забастовки, прибегать практически к любым формам протеста, с любыми лозунгами, включая антиправительственные и антипрезидентские. Нет преследований диссидентов, «охоты на ведьм», «врагов народа». Это все – в прошлом.

Утвердился идеологический плюрализм. Инакомыслие не подавляется, за это не сажают в тюрьму, хотя право- и леворадикальный экстремизм нередко выходит из берегов. Существуют свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций.

Проблема прав человека сложна и многопланова, но главное в ней сегодня – это не теоретические изыскания, не академические споры о дефинициях, концепциях и конструкциях (хотя такая задача, конечно, -снимается), а создание необходимых предпосылок, гарантий и механизмов реализации прав индивида, преодоление кризиса в данной области. Именно это – наиболее слабое звено в проблеме и именно на это должны быть направлены усилия ученых и практиков.

В то же время права человека ни в коем случае нельзя противопоставлять интересам общества и государства, без которых они не могут быть успешно реализованы. Их в состоянии обеспечить только мощная и авторитетная государственная власть, сильная и целеустремленная политическая воля, адекватные законы, продуманная система гарантий, надежная судебная защита.

Необходим разумный баланс между такими составляющими устойчивого развития всякой цивилизации, как личность – семья – общество – государство – природа.

 

Всеобщая декларация прав человека
Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах.
Язык оригинала -английский

Место хранения -Дворец Шайо, Париж

Автор -Джон Хамфри, Рене Кассен, Чжан Пэнчунь, Шарль Малик, Элеонора Рузвельт и др.

Состоит из преамбулы и 30 статей, в которых провозглашен круг основных гражданских,политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. Несмотря на то что В.д.п.ч.не является международным договором, весьма широкое распространение получила позиция, что она в силуобычая приобрела обязательную силу.


<== предыдущая | следующая ==>
Облицовка стен гкл в 1слой – 450 рум2 , в 2слоя – 550 рум2 | АзаҚстан Республикасы білім жӘне Ғылым министрлігі

Date: 2016-05-24; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию