Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции политического лидерстваЗаконы политологи § Общие законы - это те законы, которые характерны для политической жизни всех народов (установление политической власти - необходимое условие функционирования и развития любого организованного общества; взаимосвязь политической культуры с политическими отношениями;зак. ист. прогресса.). § Особые законы характеризуют развитие общих законов в определенной системе (тоталитарной, авторитарной, демократической). Другими словами, особые законы раскрывают сущность общих законов с учетом особенностей развития каждой страны, характера политического режима. Например, авторитарная система для укрепления политической власти максимально концентрирует ее в своих руках, использует насилие и т.д. Демократическая система предусматривает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. § Единичные законы - это законы, которые регулируют взаимоотношения власти и лица в определенном государстве.(през.респ - зак.народовластия, парл-през - парламент избирает презид) В тесной взаимосвязи с законами политологии находятся ее категории, которые призваны выражать сущность данного предмета, его узловые пункты, ступени познания законов, поэтому они неотделимы от законов. Политология, как и любая другая наука, использует как общенаучные категории, так и категории наук, находящихся на стыке с её объектной областью, а также свой собственный (специфический) категориальный аппарат. А) Общенаучные категории, т. е. категории, используемые большинством социально-экономических и гуманитарных наук: цивилизация, культура, общество, население, народ, прогресс, методы, критерии, закон, структура, функции) Б) Категории наук, находящихся на стыке с политологией: культура, идеология, общность, сознание, личность. В) Собственные (специфические) категории: политика, политическая власть, политическая система, политическая организация, политический режим, политический плюрализм, политические интересы, политические ценности, политическая деятельность и другие. 34.Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни — право. Самым тесным образом политика связана с правом: правовые акты законодательно закрепляют основные политические принципы, нормы и процедуры, определяют допустимые границы и возможности политической деятельности правящих структур и оппозиции. Политика, в свою очередь, с одной стороны, стремится закреплять и совершенствовать право, а с другой — даже в демократическом обществе нередко вторгается в правовую сферу, пренебрегает правовыми нормами; — идеология. Политика неразрывно и диалектично связана с идеологией. Это родственные, но не совпадающие социальные явления. Отождествление политики и идеологии ведет к избыточной идеологизации как духовной стороны политики, так и в особенности политических отношений и государственных структур. В то же время неоправданным является отрицание идеологического основания политики; — культура. Поступательность общественного развития обеспечивается взаимодействием политики с такой важной сферой жизнедеятельности человека как культура. Интеллект, духовность, характер ценностей во многом определяют уровень развития данного общества, а следовательно и характер политики; — религия. Выступая мировоззрением и мироощущением, а также соответствующим поведением, основанным на вере в существование Бога (сверхъестественного), религия имеет противоречивое отношение с политикой. Эта противоречивость проявляется, с одной стороны, в их полном слиянии (царь — наместник Бога на земле), с другой стороны, в дистанцировании (отделение церкви от государства); — мораль. Взаимоотношения политики и морали представляют особый интерес. Являясь сферой социального выбора индивидов, групп, организаций, политика органично связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве. 35.Сущность политического лидерства, его функции Признаки политического лидерства. К ним относятся: · постоянное влияние на окружающих; · политическое влияние должно быть всеобщим и распространяться на всех членов руководимой общности; · закрепление лидерства в определённых нормах, правилах, привилегиях, полномочиях. Сам термин «лидер» дословно означает - ведущий, руководитель. По традиционному определению, политический лидер - это влиятельный участник политического процесса, который независимо от формального статуса стремится и обладает способностью консолидировать людей, направить их на достижение выдвинутых им общих целей. Известно, что некоторые лидеры вовсе не занимают позиций «на вершине», а некоторые из тех, кто занимает высшие должности, не являются лидерами. Например, в Великобритании королева не является политическим лидером, равно как и президент ФРГ. В СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС был политическим лидером не только в партии, но и в стране в силу того, что начиная со Сталина он постепенно признавался как главное лицо, принимающее решения. Лидер должен: • учитывать, выражать и отстаивать интересы определенной социальной группы, интересы общества ставить выше личных; • иметь свою собственную (или выражать групповую) политическую программу; • обладать способностью организовать действия масс для выполнения этой программы, бороться со своими политическими соперникам за отстаивание и осуществление своей программы; • уметь завоевать массы, чтобы обеспечить себе популярность; • иметь время и возможности для доказательства своего лидерства; • постоянно всей своей практической деятельностью подтверждать свое право на лидерство; • обладать определенным уровнем политической культуры; • сохранять свое политическое лицо независимо от наличия официального поста или потери его; • быть активным участником общественных отношений, оказывать влияние на их изменение; • обладать набором определенных личных качеств (эрудированностью, корректностью, профессиональной подготовкой, моральной устойчивостью, волей, целеустремленностью, настойчивостью, коммуникабельностью, ораторскими способностями и др). Функции политического лидерства 1. Диагностическая функция, которая сводится к постановке диагноза, когда лидер изучает ситуацию, оценивает её, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Такер отмечает, что в своей деятельности лидер может опираться на помощников, советников, экспертов, но оценку даёт он сам, он сам ставит диагноз ситуации. 2. Директивная функция, т. е. функция принятия решения, включающая в себя приказы, что и как конкретно следует предпринять в тот или иной момент, чтобы решить ту или иную общественную проблему. 37. Социальные группы классы как субъекты и объекты политики Динамика преодоления социальной дистанции, сопровождающаяся повышением статуса (т.е. восходящая мобильность), всегда связана с повышением политической напряженности. Основная цель социальной политики государства - увеличение продолжительности социальной активности граждан, обеспечение каждому достойных условий существования. К числу функций социальной политики относятся социальная защита населения, регулирование численности населения, предоставление услуг, в области здравоохранения, образования, регулирование отношений, формирующих материальные основы жизнедеятельности населения (за счет решения проблем налогообложения, стимулирования процесса создания рабочих мест и т.д.). Если социальная политика способствует улучшению условий жизни, содействует согласию между социальными группами, другими социальными общностями, то она справляется с процессом регулирования социальных интересов. 38. Этнические общностикак субъекты и объекты политики Анализируя вековой опыт попыток решения этнических проблем, можно сделать следующие выводы: Государство должно гарантировать благоприятные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя при этом воздействие средств массовой информации, законодательные акты и т.п. Можно определить следующие демократические принципы разрешения национального вопроса: Существуют определенные государственно-правовые формы решения этнических проблем: 39. Национализм и шовинизм в политике, общие черты и различия. Космополитизм, геноцид, сегрегация, апартеид Шовинизм трактуют как агрессивную форму национализма, - национализма в его самом крайнем проявлении. Речь идет о патриотизме — патриотизме чересчур пылком, агрессивном, воинственном и нетерпимом, доведенном до абсурда и смешном. Шовинизм - гипер патриотизм, агрессивный по своей природе, и основанный на иррациональном убеждении в величии и превосходстве «своей» нации. При этом шовинистические идеи требуют постоянного доказательства величия и превосходства, причем требования эти могут носить агрессивный характер. можно сказать, два из трех определений обозначают, шовинизм как самостоятельное явление, в советской же трактовке нет тонкой грани отличия от национализма. Нам следует определиться как можно, в общем, понимать шовинизм? В приведенных определениях мы можем видеть одну общую черту, а именно идея превосходства, содержащая в своем основании ничем подтвержденные постулаты и тезисы, формируются эта база на основании чувств и образов. При рассмотрении понятия национализм в его теоретическом аспекте не было обнаружено никакой агрессии, потенциальная агрессия возможно. Понятия национализм и шовинизм могут пересекаться, но они не тождественны. Это два вполне самостоятельных явления, несущие определенную идею. Космополитизм (гражданин мира) — 1) идеология т.н. мирового гражданства, отрицающая государственный и национальный суверенитет; 2) система взглядов, основанная на отказе от признания приоритетности национальных традиций и культуры перед традициями и культурой др. стран и народов, исходящая из единых интересов и ценностей всего человечества, относящая различные проявления патриотизма к примитивным формам человеческого сознания, и т.д. Идейные сторонники К. часто строят систему своих взглядов не на принципиальном признании всепланетарного единства, не на осознании себя гражданами планеты Земля, а в первую очередь на отрицании собственной национально-государственной идентичности. В основе К. может лежать не столько отсутствие патриотизма, пренебрежение национальными ценностями или нежелание следовать традиции, сколько стремление избежать государственно-политических ограничений, напр., свободно выбирать страну проживания. Геноци́д — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либонациональную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую путём: Сегрегация-— понятие, обозначающее политику и практику отделения, ограничения или запрещения совместного проживания, обучения, профессиональной деятельности различных расовых или этнических групп населения. Существуют три основных уровня сегрегации: первый — микросегрегация — предполагает сегрегацию общественных мест, подобную той, что существовала на юге США до начала 1960-х гг., когда для белого и небелого населения существовали раздельные туалеты, душевые, комнаты ожидания, железнодорожные вагоны и т.д.; второй — мезосегрегация — подразумевает сегрегацию белого и всех прочих групп населения по районам проживания внутри городов (при этом чернокожие, как правило, вынуждены обитать в специально отведенных местах, сильно напоминающих гетто); третий — макросегрегация — означает сегрегацию целых народов на определенных территориях. Апартеид- Крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в ограничении или лишении прав, в территориальной изоляции какой-л. группы населения официальная политика расовой сегрегации, практиковавшаяся в ЮАР в 1948—1994 гг., в Южной Родезии в период 1965—1980 гг., а также во время оккупации Юго-Западной Африки (Намибии) со стороны ЮАР. Апартеид в ЮАР предписывал чернокожим и смешанного происхождения (т. н. цветным) людям проживать в специальных резервациях (бантустанах) на небольшой (около 12 % площади ЮАР) территории (в действительности подавляющее большинство негров там и не жило). 40. Межнациональные конфликты, их причины и пути разрешения Типы межнациональных конфликтов: 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения. Способы разрешения: 2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека; 3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе; 4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным; 5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам. Изучение межнациональных конфликтов в различных странах мира, позволяет предложить такую систему их урегулирования, которая предполагает сочетание институционального и инструментального.
52. Демократические принципы и процедуры Построение демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества. История человечества показывает, что демократия рассматривалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод. Результатом исторического развития демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур (выборы, доверие власти представительному органу и т. д.). Принципы демократии: – принцип разделения властей; Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым нормам. Для политической практики демократического общества характерны: мирная передача власти в соответствии с результатами выборов; невмешательство армии в политический процесс; отказ от крайних, насильственных методов; использование установленных законом способов разрешения социальных конфликтов. Центральный инструмент демократии – свободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами, без этнических, расовых, религиозных, национальных, имущественных и других ограничений. Гарантом демократии служит общественный контроль за ее конкретными проявлениями или срывами. Среди основных характеристик современной демократии – общественное согласие, традиции законности, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия, отказ от конфронтационного мышления. Важным условием демократии является достижение общественного консенсуса (согласия) – непротиворечивого согласия, единства по ведущим значимым вопросам значительного большинства людей относительно наиболее важных моментов организации и функционирования сообщества. Общественный консенсус предполагает достижение согласия между государством и гражданами, между различными ветвями власти, между центром и местными органами власти, между политическими партиями и движениями. Процедуры: 55. Полит партии в жизни общества (понятие, генезис, эволюция, функции) Неразвитые, становящиеся формы, предшествовавшие современным, называют протопартиями.Ещё у Аристотеля можно найти слова о партии горы и партии долины (частях населения города, государства, солидарно выступающих за определённые политические решения). В Древнем Риме сталкивались в борьбе патриции и плебеи. В Италии XII–XV вв. – гвельфы игибеллины, сторонники и противники политического влияния папы римского. В Англии XVII–XVIII вв. – кавалеры и крутоголовые. В США XVIII в. – федералисты и республиканцы. По Максу Веберу, в своём развитии партия как политический институт прошла три основных этапа: котерии (аристократические группировки), политические клубы и современные массовые партии. Котерия – аристократическая группировка, борющаяся за перераспределение государственной власти в свою пользу и выражающая интересы лишь самой себя, своих членов. Политические клубы. Это уже организации, участники которых выражают интересы различных частей населения, социальных групп. Но это локальные организации, не объединённые в масштабе всего государства. Политические партии современного типа возникают тогда, когда клубы, кружки и другие организации объединяются в организации национального масштаба. В пример часто приводят Республиканскую и Демократическую партии США, национальные комитеты которых возникли в 1856 и 1858 годах. Многие считают, что это первые политические партии современного типа. Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д. Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности: - разработка идеологии, формирование общественного мнения, распространение политической культуры; - создание возможностей для политической социализации личности; -подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты; -организация избирательных кампаний и участие в них; -борьба за государственную власть и участие в политическом управлении. – выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; – активизация и интеграция определенной части людей; – борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (могут использоваться легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т. д.); – подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью; – разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; – политическое воспитание общества в целом или его части; – подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты. 58. Политическая социализация, этапы В политической социализации выделяют несколько этапов, связанных с основными периодами жизни человека. 59. Права человека: теория и практика. Всеобщая Декларация прав человека За время проведения реформ существенное развитие получили главным образом политические права и свободы. Люди могут открыто выражать свои взгляды, мнения, убеждения, отстаивать те или иные позиции, объединяться в различные общественные организации, политические партии, участвовать в свободных альтернативных выборах, устраивать пикеты, забастовки, прибегать практически к любым формам протеста, с любыми лозунгами, включая антиправительственные и антипрезидентские. Нет преследований диссидентов, «охоты на ведьм», «врагов народа». Это все – в прошлом. Утвердился идеологический плюрализм. Инакомыслие не подавляется, за это не сажают в тюрьму, хотя право- и леворадикальный экстремизм нередко выходит из берегов. Существуют свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций. Проблема прав человека сложна и многопланова, но главное в ней сегодня – это не теоретические изыскания, не академические споры о дефинициях, концепциях и конструкциях (хотя такая задача, конечно, -снимается), а создание необходимых предпосылок, гарантий и механизмов реализации прав индивида, преодоление кризиса в данной области. Именно это – наиболее слабое звено в проблеме и именно на это должны быть направлены усилия ученых и практиков. В то же время права человека ни в коем случае нельзя противопоставлять интересам общества и государства, без которых они не могут быть успешно реализованы. Их в состоянии обеспечить только мощная и авторитетная государственная власть, сильная и целеустремленная политическая воля, адекватные законы, продуманная система гарантий, надежная судебная защита. Необходим разумный баланс между такими составляющими устойчивого развития всякой цивилизации, как личность – семья – общество – государство – природа.
Всеобщая декларация прав человека Место хранения -Дворец Шайо, Париж Автор -Джон Хамфри, Рене Кассен, Чжан Пэнчунь, Шарль Малик, Элеонора Рузвельт и др. Состоит из преамбулы и 30 статей, в которых провозглашен круг основных гражданских,политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. Несмотря на то что В.д.п.ч.не является международным договором, весьма широкое распространение получила позиция, что она в силуобычая приобрела обязательную силу.
|